Особенности социально-педагогической профилактики наркомании в подростковой среде
Лучший метод борьбы с наркоманией – профилактика. Ведь как показывает мировая практика, излечить от наркомании удается не более 2-3 % заболевших. Общеизвестно, что любую болезнь легче предупредить, чем заниматься лечением, подчас долгим и сложным, а уж наркоманию – тем более. Профилактика – это совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении подростков [27, c. 224]. Система профилактики наркомании включает в себя: первичную, вторичную, третичную профилактику. Первичная профилактика проводится в отношении лиц, не имеющих опыта потребления наркотических веществ, а так же допускающих нерегулярное потребление наркотических веществ. Первичная профилактика включает: - антинаркотическую пропаганду и пропаганду здорового образа жизни; - выявление на ранней стадии лиц, потребляющих наркотические вещества и проведение с ними профилактической работы; - антинаркотическое воспитание граждан и обучение их навыкам противодействия потреблению наркотических веществ; - достоверное и систематическое информирование граждан о текущей ситуации с распространением наркомании, их причинах и негативных медицинских и социальных последствиях; - профилактическую работу с лицами, входящими в группу риска; - профилактическую работу с семьями; - организацию досуга [27, с. 245]. Вторичная профилактика злоупотребления наркотическими веществами направлена на предотвращение формирования зависимости от наркотических веществ, и предполагает работу с людьми, употребляющими наркотические средства, но не обнаруживающими признаков наркомании как болезни. Иными словами, это работа с теми, кто злоупотребляет наркотиками, но без сформированной физической зависимости [27, с. 249]. Третичная профилактика проводится в отношении лиц, прошедших курс лечения от наркомании в виде реабилитационных мероприятий, и направлена на восстановление личного и социального статуса больного наркоманией [27, с. 253]. При первичной профилактике эффективность воздействия составляет 60-70%, при вторичной - 30-40%, при третичной - 3-5% [27, с. 256]. Под профилактикой в социальной педагогике понимаются, прежде всего, научно обоснованные и своевременно предпринятые действия, направленные на: · предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных обстоятельств у отдельного ребенка или несовершеннолетних, входящих в группу социального риска; · сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья ребенка; · cодействие ребенку в достижении социально значимых целей и раскрытие его внутреннего потенциала [26, c. 54]. Так как объектом работы учителей, воспитателей, социальных работников, педагогов и пропагандистов здорового образа жизни является первичная и частично вторичная профилактика, то необходимо рассмотреть их поподробнее. Первичная профилактика наркомании имеет целью предотвратить возникновение нарушения или болезни, предупредить негативные исходы и усилить позитивные результаты развития индивида. Первичная профилактика является наиболее массовой, неспецифической, использующей преимущественно педагогические, психологические и социальные влияния. Первичная профилактика наркомании проводится посредством нескольких стратегий. Первая стратегия – информирование населения о психоактивных веществах (их видах и воздействии на организм, психику и поведение человека) и формирование мотивации на эффективное социально-психологическое и физическое развитие. Вторая стратегия – формирование мотивации на социально-поддерживающее поведение. Третья стратегия – развитие протективных факторов здорового социально-эффективного поведения. Четвертая стратегия – развитие навыков разрешения проблем, поиска социальной поддержки, отказа от предлагаемого психоактивного вещества. В приведенных выше стратегиях используются специальные технологии. Социальные и педагогические технологии первичной профилактики: · воздействие средств массовой информации; · антинаркотическое обучение; · использование альтернативных употреблению наркотиков программ детско-подростковой активности; · создание социально-поддерживающих систем (социальные службы, клубы, молодежные организации и т.д.); · проведение антинаркотических мотивационных акций; · организация деятельности социальных работников волонтеров; · деятельность системы ювенальной юстиции. Психологические технологии первичной профилактики: · развитие личностных ресурсов; · формирование социальной и персональной компетентности; · развитие адаптивных стратегий поведения; · формирование функциональной семьи [21, с. 234]. Вторичная профилактика направлена на изменение дезадаптивных и псевдоадаптивных моделей поведения риска на более адаптивную модель здорового поведения. Вторичная профилактика наркомании осуществляется с применением следующих стратегий. Первая стратегия – формирование мотивации на изменение поведения. Вторая стратегия – изменение дезадаптивных форм поведения на адаптивные. Третья стратегия – формирование и развитие социально-поддерживающей сети. В этих стратегиях используются специальные технологии. Социальные и педагогические технологии: · формирование мотивации на полное прекращение употребления наркотиков, если оно имеет место; · формирование мотивации на изменение поведения; · развитие проблем - преодолевающего поведения; · формирование социально-поддерживающего поведения и стратегии поиска социальной поддержки в просоциальных сетях. Психологические технологии: · преодоление барьеров осознания эмоциональных состояний; · осознание формирующейся зависимости от наркотика как проблемы личности; · развитие эмоциональных, когнитивных и поведенческих стратегий проблем - преодолевающего поведения (стратегии разрешения проблем, поиска и принятия социальной поддержки, распознавание и модификация стратегии избегания). Что касается медицинских технологий, которые заключаются в нормализации физического и психического развития, биохимического и физиологического равновесия, то они находятся в компетентности медицинских работников [21, c. 278]. Все виды профилактической деятельности, реализуемые в обществе, разделяются на ряд направлений: · профилактика в учебных заведениях (школьные программы); · профилактика, основанная в семье (семейные и родительские программы); · профилактика в организованных общественных группах населения; · профилактика с помощью средств массовой информации; · профилактика, направленная на группы риска в учебных заведениях и вне их; · систематическая подготовка специалистов в области профилактики; · мотивационная профилактическая работа; · профилактика рецидивов; · терапия социальной средой; · профилактика последствий, связанных с употреблением наркотических веществ [21, c. 289]. Можно сделать вывод, что лучший метод борьбы с наркоманией – профилактика. Таким образом, профилактика – это совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении подростков. Система профилактики наркомании включает в себя: первичную, вторичную, третичную профилактику. Но объектом работы учителей, воспитателей, социальных работников, педагогов и пропагандистов здорового образа жизни являются все-таки первичная и частично вторичная профилактика. Именно поэтому нужно выделить ряд особенностей социально – педагогической профилактики наркомании в подростковой среде, которая имеет целью предотвратить возникновение наркомании, предупредить негативные исходы и усилить позитивные результаты развития индивида. Социально – педагогическая профилактика наркомании использует преимущественно педагогические, психологические и социальные влияния на подростка, то есть научно обоснованные и своевременно предпринятые действия, направленные в первую очередь на сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья ребенка
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (181)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |