Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Местная экономическая политика



2020-02-04 415 Обсуждений (0)
Местная экономическая политика 0.00 из 5.00 0 оценок




В условиях рыночной экономики и децентрализации местные власти проводят самостоятельную экономическую политику, направленную на поддержку малого бизнеса и привлечение новых инвестиций. Местную экономическую политику можно рассматривать как комплекс мер, осуществляемых органами местной власти или при ее участии, направленных на расширение экономического потенциала территории и повышение эффективности его использования, усиление конкурентоспособности местных предприятий. Конечной целью местной экономической политики служит рост качества жизни – обеспечение эффективной занятости и создание надежной налоговой базы для местного бюджета, позволяющей реализовывать необходимые социальные программы. Основная задача местной экономической политики – создание благоприятных условий для развития экономики.

Важнейшими составными частями местной экономической политики являются:

1. Местная налоговая политика;

2. Инвестиционная политика;

3. Политика землепользования.

Процесс формирования местной политики заключается в подготовке вариантов-сценариев экономического развития. На каждом уровне реализуются те функции, которые могут быть на нем выполнены.

Основные направления местной экономической политики:

1. Поддержка начинающего малого бизнеса. Оказание помощи местному бизнесу предполагает проведение современной политики размещения производства;

2. Привлечение фирм и внешних инвестиций;

3. Поддержка внутренних инвестиций;

4. Содействие инновациям, распространению передовых технологий и росту качества. Призвана стимулировать развитие передовых и наиболее перспективных производств, для этого используются такие направления, как распространение новых технологий, стимулирование мобильности кадров, предоставление венчурного капитала, содействие повышению квалификации;

 

[3]Рассмотрим типы местной экономической политики в таб. 2.

Таблица 2

Капитал Мобилизация местного капитала, направлена на межрегиональное перемещение капитала, привлечение инвестиций, работу с инвесторами.
Рабочая сила Поддержание местного квалификационного потенциала в результате обучения, образования и повышения квалификации, направлена на повышение качества трудовых ресурсов, уменьшение риска иммиграции высокообразованных кадров.
Нововведения Улучшение локальной передачи знаний, создание учреждений, способствующих возникновению нововведений, стимулирование их применения в экономике
Технология Улучшение внутригородской передачи технологических знаний, создание учреждений, занимающихся разработкой технологий, направлена на создание благоприятного инновационного климата.
Коммуника-ции Развитие, усиление и упрочнение внутригородских межотраслевых связей, их совершенствование даст импульс экономическому развитию.
Экономи-ческая среда Использование местных предпосылок для создания местной экономической среды, направлена на создание благоприятного предпринимательского климата, надежной инфраструктуры.
Предприятия определенно-го размера и фазы развития Создание условий для образования новых, содействие развитию имеющихся мелких и средних предприятий. Создание сопутствующих производств для крупных предприятий, определяющих структуру в городе.

 

Перечисленные выше типы местной экономической политики не реализуются в чистом виде. Для каждой территории и периода ее экономического развития ищется рациональное сочетание тех или иных типов, что представляет задачу формирования конкретной местной экономической политики.

Инструменты местной экономической политики рассмотрены в таб. 3.

Таблица 3

Финансовая помощь Пособия, гранты, предоставление ссуд, выдача гарантий по ссудам
Налоговая и тарифная политика Уменьшение местных налогов и отсрочка их выплаты, освобождение от сборов и уменьшение взносов, варьирование ставок налогов, особые соглашения о налогах
Политика в области инфраструктуры Расширение связанной с экономикой инфраструктуры, подготовка территории для промышленных предприятий, очистка заброшенных территорий, расширение социально-бытовой инфраструктуры

 

Планирование организации строительных работ и выдача разрешений на строительство Выделение производственных зон в планах использования и застройки земельных участков, рассмотрение предварительных запросов и заявок на строительство, ускорение официальной процедуры оформления и выдачи разрешений на строительство
Привлечение предприятий и консультации Предоставление информации о местах для размещения, прямая реклама для отдельных предприятий, консультирование и курирование местных предприятий
Прочие мероприятия Размещение заказов на местных предприятиях

 

Деятельность местных властей в сфере экономики, учитывая ограниченность ресурсов, заключается в ускорении нужных процессов, а не в прямом участии в деятельности отдельных предприятий. Процесс формирования конкретной местной экономической политики заключается в подготовке стратегии экономического развития города и концепции местной экономической политики.

Важнейшими составными частями местной экономической политики являются:

¨ Структурная;

¨ Инвестиционная;

¨ Предпринимательская и финансовая политика.

Проведение местной структурной политик опирается на принципы целенаправленности, системности, эффективности и оптимальности. К числу основных задач органов местного самоуправления по разработке и реализации структурной политики можно отнести:

¨ Определение наиболее существенных сложившихся и ожидаемых в перспективе структурных диспропорций в экономике города;

¨ Формирование стратегических установок совершенствования структуры экономики города;

¨ Выбор и обоснование эффективных направлений структурных преобразований экономики города;

¨ Создание и обеспечение функционирования организационно-экономического механизма регулирования и поддержки процессов структурных преобразований в экономике города.

Сущность местной инвестиционной политики можно определить как целенаправленную и научно обоснованную деятельность органов территориально самоуправления по привлечению инвестиционных ресурсов для решения проблем социально-экономического развития территории. Содержание местной инвестиционной политики состоит в:

¨ Определении социальных и экономических проблем, имеющих приоритет перед остальными сферами жизнедеятельности территории;

¨ Выборе и обосновании системы целей инвестирования, определении эффективных путей их реализации;

¨ Разработке комплексных мер, направленных на привлечение на территорию средств, достаточных для реализации намеченных целей;

¨ Согласовании в необходимых случаях инвестиционной политики с вышестоящими органами управления;

¨ Создании системы контроля за ходом реализации намеченных мер по привлечению и эффективному использованию инвестиционных ресурсов.

Муниципальная финансовая политика является составной частью социально-экономической политики, проводимой местным сообществом и его органами самоуправления в интересах населения муниципального образования. Сущность муниципальной финансовой политики можно определить как привлечение и рациональное использование ресурсов, составляющих финансовую основу местного самоуправления, в интересах местного сообщества.

Содержание финансовой политики обеспечения реализации городских инвестиционных проектов состоит в следующем:

1. Определение перечня городских проектов, реализация которых имеет первостепенное значение для местного сообщества;

2. Формирование системы целей финансовой политики;

3. Разработка системы мер, направленной на создание финансовой основы местного самоуправления;

4. Создание механизма реализации финансовой политики поддержки городских инвестиционных проектов.

 

 

2. Современные проблемы управления городом Ростов-на-Дону.

2.1 Роль местного самоуправления в развитии города Ростова-на-Дону.

Приоритетное значение для Ростова-на-Дону имеет перевод его экономики на инновационный путь развития. Это обусловлено административным статусом города, его огромным научно-образовательным потенциалом, а также тем, что в современных условиях использование в производственном процессе высоких технологий дает предприятиям дополнительные конкурентные преимущества. Необходимо наладить эффективную систему создания инноваций и внедрения их в реальную экономику. Такая система станет, с одной стороны, мощным стимулом для развития фундаментальной и прикладной науки, с другой — обеспечит лидирующие позиции местных промышленных предприятий на российском и международном рынках.

Развитие инновационного сектора экономики города требует формирования городской инновационной системы – опорного каркаса экономической, социально-культурной, экологической и общественно-политической сфер деятельности городского сообщества.

В Ростовской области ведется активная работа по развитию инновационной деятельности — создан Ростовский центр трансфера технологий, формируется сеть бизнес-инкубаторов, технопарков и инновационно-технологических центров, оказывается содействие в продвижении ряда наукоемких проектов. В этом сложном процессе перехода экономики области на инновационный путь развития Ростов-на-Дону как образовательный и промышленный центр своего региона должен взять на себя ведущую роль.

Необходимо создать благоприятные условия для ведения в городе инновационной деятельности. Первоочередной задачей является увеличение адаптивности промышленности к инновациям. Быстрое внедрение новых технологий в производство способны обеспечить инновационные предприятия, а также отраслевые институты и научно-технические предприятия малого бизнеса. Чем больше подобных организаций будет в Ростове-на-Дону, тем лучше будет идти интеграция науки и производства.

В этой связи целесообразно проведение комплекса стратегических мероприятий по следующим направлениям:

финансовая поддержка инновационных предприятий, предполагающая:

- привлечение средств международных и российских организаций

- участие в региональных и федеральных программах, инвестиционных проектах;

- предоставление различных льгот, в т.ч. по аренде земли и помещений;

- выделение целевых бюджетных средств малым и средним инновационным предприятиям на патентно-лицензионную работу, брендинг и защиту интеллектуальной собственности;

- участие в приоритетных инновационных проектах.

Административная поддержка. Все органы местного самоуправления Ростова-на-Дону должны в максимальной степени использовать свои возможности и административные ресурсы для поддержки научно-технической и инновационной деятельности, в т.ч. в приоритетном порядке принимая решения и контролируя их исполнение.

Имущественная поддержка. Инновационным предприятиям для организации своей деятельности нужны офисные помещения, а иногда и производственные площади. В этой связи в процессе формирования инфраструктуры инновационной системы Ростова-на-Дону необходимо сделать акцент на создание технопарков и бизнес-инкубаторов на территории города.

Информационно–консультационная поддержка, включающая:

- участие и организация выставочно-ярмарочных мероприятий, конференций, форумов и т.д.;

- внедрение и развития структур популяризации научных исследований;

- создание специального раздела на официальном сайте Администрации г. Ростова-на-Дону, посвященного инновационной деятельности;

- помощь в распространении инноваций с привлечением торгово-промышленных палат за пределами Ростова и Ростовской области;

- информационная поддержка субъектов инновационной деятельности в средствах массовой информации;

- предоставление квалифицированных консультационных услуг инновационным предприятиям.

Таким образом, в целях формирования инновационного комплекса в городе необходимо развитие сегмента генерации знаний и сектора прикладных научно-исследовательских разработок. Одним из основных элементов популяризации научно-исследовательской деятельности, позволяющих привлекать дополнительные инвестиционные средства для внедрения новейших технологий и знаний, является коммерциализация технологий и разработок.

Активная реализация инвестиционных проектов в реальном секторе является важнейшим условием роста объема промышленного производ­ства и качественного развития его отраслей. Увеличение притока инвести­ций в экономику города можно обеспечить за счет:

- формирования совместно с предприятиями инвестиционных предложений для стратегических инвесторов;

- подготовки специальных площадок, оснащенных всеми необходимыми коммуникациями, для реализации инвестиционных проектов;

- вовлечения банков и страховых компаний в инвестиционный процесс на территории города;

- создания инфраструктуры инновационной деятельности (консалтинговых компаний, информационно-маркетинговых центров, специального сайта, информирующего об инвестиционной деятельности на территории города);

- софинансирования наиболее перспективных инвестиционных проектов.

В Стратегии Ростовской области до 2020 года заложен кластерный подход в проведении экономической политики. В ближайшие годы в регионе будут сформированы кластеры в агропромышленном комплексе, сельхозмашиностроении, легкой промышленности, производстве строительных материалов, туристической отрасли. Городу, аккумулирующему большую часть производственного, человеческого, финансового и научно-образова­тельного потенциала области, принадлежит особая роль во внутрирегиональной кооперации. Ведущая роль города в процессе формиро­вания кластеров требует реализации комплекса стратегических мероприя­тий, включающих:

- стимулирование локальной конкуренции путем ограничения прямого сотрудничества компаний, производящих однотипную продукцию, и усиление антимонопольного регулирования;

- содействие повышению спроса на продукцию предприятий, входящих в состав кластеров, путем:

- увеличения темпов жилищного строительства и снижения доли ветхого и аварийного жилья (для кластера строительных материалов);

- стимулирования создания брендированной продукции, способствования ее продвижению, как на потребительском рынке России, так и за ее пределами; проведения мероприятий в данной сфере (выставок, показов и т.д.) российского масштаба (для кластеров АПК, сельхозмашиностроения и легкой промышленности);

- развития собственных торговых сетей, ориентированных на продажу продукции, произведенной на территории области (для кластеров АПК и легкой промышленности);

- рекламное продвижение Ростова-на-Дону как центра делового и познавательного туризма (для туристического кластера);

- стимулирование создания новых производств и притока инвестиций, в т.ч. иностранных;

- стимулирование внедрения новых современных технологий, формирования условий для развития НИР и НИОКР;

- развитие системы подготовки кадров (как включенной в систему профессионального образования, так и корпоративных систем подготовки);

- создание информационной среды, способствующей развитию кооперационных связей между предприятиями одной отрасли (проведение конференции поставщиков, учреждений отраслевых ассоциаций), а также развитие смежных производств;

- снятие инфраструктурных ограничений — предоставление земельных участков, нежилых помещений, решение транспортной проблемы, модернизация инженерной инфраструктуры, создание сети отелей и конгресс центров.

Важнейшей задачей является рекламное продвижение предприятий города. Данная цель достижима, в том числе посредством создания, например, специализированного сайта НА «Совета директоров предприятий и организаций г. Ростова-на-Дону». На специализированном сайте необходимо создать чётко структурированный раздел, содержащий краткую характеристику крупных организаций, работающих на внешнем (по отношению к городу) рынке и расположенных или зарегистрированных на территории областного центра. Данное мероприятие должно проводиться при активном участии самих хозяйствующих субъектов. Предполагаемый механизм реализации задач включает следующие этапы:

Разработка единой формы представления организации и основных ее брендов на сайте, со сбалансированным сочетанием текстовой информации и визуального ряда.

Запрос необходимой информации у хозяйствующих субъектов.

Мониторинг в непрерывном режиме изменений, происходящих на предприятиях и организациях города.

Своевременное (не реже 1 раза в неделю) обновление информации, добавление отдельных важнейших новостей компаний.

Кроме того, целесообразно издание красочных каталогов, предоставляющих информацию о состоянии различных отраслей промышленности. Актуально также проведение PR-мероприятий по продвижению предприятий реального сектора в ведущих печатных и Интернет ресурсах.

Стимулирование деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.

Значительную роль в развитии конкурентоспособной экономики играет малое предпринимательство, поэтому поддержка малого и среднего бизнеса является одной из наиболее важных направлений развития города.

Следует отметить, что в г. Ростове-на-Дону уже реализуется системная политика по поддержке малого и среднего бизнеса, которая включает кредитные, информационные и административные механизмы. Необходимо продолжать избранное направление, используя существующую практику и внедряя в нее новые инструменты регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства.

Оказание финансовой поддержки субъектам малого бизнеса предполагает реализацию следующих мероприятий:

- расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к кредитно-финансовым ресурсам (развитие микрокредитования);

- субсидирование процентов по банковским кредитам и лизингу для малых предпринимателей;

- предоставление субсидий начинающим предпринимателям для организации собственного дела;

- внедрение финансовых механизмов, направленных на снижение доли аренды в себестоимости продукции, производимой субъектами малого бизнеса. Допустимое, с точки зрения эффективного хозяйствования, значение этого показателя, сильно зависит от профиля деятельности организации. Так, для малых предприятий производственного сектора, особенно для тех, которые выпускают материалоемкую продукцию, целесообразно установить верхнюю границу экономически эффективного значения доли аренды в себестоимости на уровне не более 10%. Для нормального функционирования других организаций малого бизнеса (в частности, работающих в сфере услуг), арендная плата может составлять до 20% от себестоимости произведенной продукции (услуг);

- регулярное поощрение наиболее добросовестных и социально ответственных предпринимателей (организация и проведение рейтинговых конкурсов среди субъектов малого бизнеса);

- привлечение субъектов малого бизнеса к участию в конкурсах (торгах) на размещение муниципального заказа;

- мониторинг финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию, прогноз развития малого и среднего предпринимательства на территории города.

Осуществление административной поддержки малых и средних предприятий города может осуществляться посредством проведения следующих мер:

- совершенствование нормативно-правовой базы в области деятельности субъектов малого бизнеса;

- приоритетное стимулирование инновационной деятельности малого бизнеса;

- содействие развитию молодежного предпринимательства;

- стимулирование участия местных бизнесменов в региональных и федеральных выставках, ярмарках, конференциях, в мероприятиях инновационной направленности и прочих публичных мероприятиях;  

- содействие организации венчурных ярмарок для расширения доступа субъектов малого бизнеса к финансовым ресурсам;

- развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства (организации, предоставляющие консультационные и информационные услуги субъектам малого бизнеса, образовательные учреждения, внедряющие обучающие программы по основам предпринимательства, Многофункциональный центр поддержки малого бизнеса и др.);

- развитие и расширение сферы деятельности городского бизнес-инкубатора;

- содействие созданию центров коллективного пользования аналитическим и технологическим оборудованием на базе учреждений высшего образования города;

- содействие деятельности некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, и структурных подразделений указанных организаций;

- образование координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства органами местного самоуправления;

- развитие межмуниципального и межрегионального сотрудничества на основе заключаемых соглашений с муниципальными образованиями Ростовской области и другими регионами России;

- формирование и осуществление муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Оказание консультационных и информационных услуг субъектам ма­лого предпринимательства включает в себя перечень следующих мероприя­тий:

- информационно-консультационное сопровождение субъектов малого бизнеса, в том числе в рамках городского бизнес-инкубатора, — проведение тренингов, консультаций и обучающих мероприятий по актуальным для малых предпринимателей темам с привлечением экспертов федерального и регионального уровня;

- предоставление доступа субъектам малого предпринимательства к существующим базам информационных и правовых ресурсов города;

- организация и проведение конференций, форумов, «круглых столов»;

- информационное сопровождение инвестиционных и инновационных предложений субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе организация работы интерактивного информационного портала по вопросам деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства;

- формирование и распространение тематических информационных материалов в области деятельности субъектов малого бизнеса.

В целях развития стабильных экономических связей в бизнес-среде города необходима реализация мероприятий, направленных на стимулирование кооперации между крупным, средним и малым бизнесом, в том числе развитие отраслевых и кластерных бизнес-ассоциаций. Осуществление эффективного взаимодействия между субъектами малого предпринимательства и Администрацией города требует развития информационной внутригородской среды, обеспечивающей достаточный уровень информированности малых и средних предприятий по вопросам становления и развития бизнеса и установление обратной связи с Администрацией города[4]. 

 

 



2020-02-04 415 Обсуждений (0)
Местная экономическая политика 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Местная экономическая политика

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (415)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)