Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Антимонопольное регулирование и антимонопольная политика в России



2020-02-03 190 Обсуждений (0)
Антимонопольное регулирование и антимонопольная политика в России 0.00 из 5.00 0 оценок




Антимонопольное регулирование

    Когда развивались монополии, общество в это же время пыталось с ними бороться. Потому что сразу проявляются негативные стороны монополизации, и люди их начинают чувствовать на себе. Общество перестает в полной мере использовать преимущества рыночной экономики. Следовательно, люди начинают плохо относиться к монополиям, соответственно, государство пытается ограничить деятельность монополистов. А государство должно прикладывать все усилия для нормального функционирования механизмов рынка.

Люди накопили многолетний опыт в регулировании монополий. Экономисты изучили все сильные и слабые стороны монополистов. Исходя из этого во всех странах, где существует рыночная экономика, также есть определенное антимонопольное законодательство. Впервые такое законодательство появилось в Канаде и США, соответственно в 1889 и 1990 годах.

Антимонопольная политика – это система государственных мер правового, экономического, финансового, налогового, психологического характера, препятствующая проявлениям неконкурентного поведения и способствующая эффективному функционированию рыночной экономики. А также это деятельность государства по созданию конкурентных рыночных структур. Она развивает товарные рынки и конкуренцию, ограничивает монополизацию, защищает права потребителей.

Существует три основных направления антимонопольной политики:

1. Борьба с монополизацией. Рынок монополизирован, если доля одной фирмы более 60%. Есть дополнительные критерии: подавление партнеров, заключение контрактов, направленных против конкурентов. Однако фирма не преследуется, если выпускает эксклюзивные товары.

2. Предотвращение неконкурентных слияний фирм.

3. Запрет ценовых сговоров. Также запрещены соглашения о разделе рынка, изоляция фирм, манипуляции ставками на аукционах.

Есть и другие методы борьбы с монополизацией:

1. Предельное упрощение процедуры создания новых фирм.

2. Удаление барьеров во внешней торговле и внутреннем рынке.

3. Принудительное дробление крупнейших монополистов на мелкие независимые фирмы.

4. Государственный контроль над слиянием и поглощением фирм.

5. Государственный контроль в особых случаях за ценами и заработной платой.

6. Определенные взыскания за политику ценовой дискриминации.

Государство осуществляет антимонопольную политику тактически двумя путями:

1. Монополистические мероприятия должны создать результат – рыночные отношения. То есть сначала создают систему антимонопольных мер (создание антимонопольного законодательства, расформирование крупных объединений, первичная демонополизация). Но у этой модели есть такие недостатки, что вместо одной формы монополии возникают другие. А это не развивает конкуренцию.

2. Антимонопольная политика должна проходить одновременно с переходом к рыночным отношениям и принимать их законы. Нужно синхронизировать эти действия. Кроме этого необходима экспертиза принимаемых решений.

Однако некоторые формы монополий экономическая теория и законодательство не преследуют, т. к. считают их положительными явлениями. Считаются позитивными те фирмы-монополисты, которые имеет большую часть рынка из-за таких факторов:

1) создания уникального товара;

2) эффективного маркетинга;

3) разработки и освоения новой технологии, которая позволила сильно снизить затраты и на этой основе продавать более дешевые товары, не теряя прибыли.

Хочу отдельно отметить, что смысл антимонопольной политики государства заключается не в том, чтобы искоренить монополии совсем. Это практически невозможно, да и не всегда нужно. Смысл в том, чтобы поставить на контроль монополистические образования.

Существует две основные формы борьбы с монополиями:

1. Предупреждение создания монополий.

2. Ограничение использования монопольной власти.

Демонополизация осуществляется путем ведения грамотной таможенной политики (снижение таможенных пошлин, отмена квот, ликвидация барьеров), улучшение инвестиционного климата для зарубежных инвесторов, поддержка малого бизнеса и т. д. Большое значение имеют контроль над концентрацией капитала и финансовые санкции, если нарушено антимонопольное законодательство.

Для контроля монополистических образований правительство создает антимонопольные службы. Такие службы имеют определенную власть, хотя больше существуют, как совещательный орган. Они не имеют права закрывать предприятия, но могут дать указания о поставках, ценах и т.д. Решения антимонопольных служб предприятия должны исполнять, иначе могут быть наложены штрафные санкции. Хотя предприниматели могут оспаривать решения в законном порядке в суде.

Также антимонопольная служба борется со злоупотреблениями. В этом ей помогает население, т. к. без такой поддержки борьба была бы не полной и однобокой. Деятельность самой службы должна быть, в свою очередь, прозрачна для населения. Для этого пресса максимально подробно и беспристрастно должна освещать деятельность службы.

Антимонопольная политика государства может приносить не только пользу, но и вред, если она ведется не грамотно. Не всегда антимонопольное законодательство бывает эффективно, однако в большинстве случаев оно создает условия для конкуренции. За нарушение закона предусмотрена уголовная и гражданская ответственность.

Рассмотрим политику государства по отношению к естественным монополиям. Она двояка. Государство, сохраняя естественные монополии, ограничивает их отрицательное влияние на общество. Это осуществляется, в основном, с помощью регулирования цен на их продукцию. Государство старается сделать так, чтобы величина прибыли не превышала определенную норму, и снижались издержки.

 

     4 АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ.

 
    Борьба с монополиями и недобросовестной конкуренцией началась в России, по сути, в 1991 году. Именно тогда был принят Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках. В этом законе установлено:

1. Была запрещена деятельность фирм, которые имели главенствующее положение, тем самым ущемляя другие фирмы или права отдельных граждан.

2. Запрещались ценовые монопольные сговоры, изъятие какого либо вида товара для создания дефицита, разделение рынка, ограничение для прохождения на рынок других фирм.

3. Предусматривалось наказание фирм, которые занимаются недобросовестной конкуренцией. К недобросовестной конкуренции относятся такие действия: распространение ложных сведений о товарах конкурентов, обман покупателей относительно качества своей продукции, антиреклама конкурентов, использование чужих брендов, похищение секретов.

4. Контроль над деятельностью монополистов был возложен на Антимонопольный комитет.

5. Антимонопольный комитет мог расторгнуть договор, потребовать компенсацию, кроме этого наложить штраф до 1 миллиона рублей.

 Кроме того, закон объяснял, что такое доминирующее положение фирмы на рынке. Доминирующее положение – исключительное положение хозяйствующего объекта или нескольких хозяйствующих объектов на рынке определенного товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему возможность оказывать решающее влияние на конкуренцию, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам или иным образом ограничивать свободу их экономической деятельности. Также установлен контроль над созданием, слиянием, присоединением, преобразованием, ликвидацией хозяйствующих субъектов, а также за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций, паев, долей участия в уставном капитале предприятия, принудительном разделении хозяйствующих субъектов. Предусмотрена ответственность за невыполнение законодательства.

В 1994 году правительство предложило новую модель антимонопольной политики: «Государственная программа демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации». В ней фирмы-монополисты делятся на три категории:

1) естественные монополии;

2) разрешенные монополии;

3) временные монополии.

Естественные монополии подразделяются по двум признакам:

1) производящие продукцию или услуги, которые нельзя привезти из-за рубежа или других регионов страны;

2) действующие на рынке, где не эффективно поддержание конкуренции за счет большого числа производителей.

В отрасль вошли электроэнергетика, газовая промышленность, железные дороги, система водоснабжения и т. д.

Разрешенными монополиями считаются предприятия, которые производят продукцию оборонного комплекса страны; предприятия, производящие специфические виды продукции (алкоголь, табак). Это упрощает государственный контроль над этими фирмами.

На особом контроле находятся временные и естественные монополии. Опыт показал, что такие предприятия-монополисты влияют негативно на экономику. Именно из-за них растет инфляция в стране.

Для регулирования деятельности естественных монополий созданы специальные агентства, которые устанавливают фирмам:

1) перечень потребителей, которых они должны обслуживать;

2) уровень цен;

3) план денежных вливаний в расширение отрасли.

То есть естественные монополии в России регулируются государством.

Для ограничения временных монополий государство проводит следующие меры:

1. Запрет формирования финансово-промышленных групп. Так как они могут обладать доминирующим положением на рынках в регионах.

2. Запрет существующим группам союзы с предприятиями, которые уже являются монополистами в регионах.

3. Поощрение импорта товаров-заменителей из других регионов и зарубежья, т. к. он ослабляет монополиста на рынке.

4. Принудительное дробление фирм-монополистов.

5. Создание малых фирм для демонополизации рынка.

Самой действенной для повышения конкуренции на рынке является мера, которая открывает его для товаров из других стран. Но и здесь есть свои недостатки, кроме того, трудно прогнозировать наилучшие объемы импортируемых товаров. Отечественные производители проигрывают зарубежным по многим показателям, поэтому большие объемы импорта сильно бьют по российским фирмам. А это может привести к краху отдельных фирм, даже отраслей промышленности. Что, в свою очередь, приведет к сильной безработице. То есть, импорт товаров из-за рубежа правительству приходится держать на строгом контроле.

В итоге нужно отметить, что проблема монополий в Российской Федерации еще не решена. Я думаю, скорого и легкого решения этой проблемы не будет.

 

Заключение

В нашей стране предпринимаются все попытки борьбы с монополиями. Монополист устанавливает более высокие цены на свою продукцию, что в свою очередь оказывает негативное влияние на общество.

Конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики. Но как любое явление имеет свои плюсы и минусы. К положительным чертам можно отнести: активизацию инновационного процесса, гибкое приспособление к спросу, высокое качество продукции, высокую производительность труда, минимум издержек, реализацию принципом оплаты по количеству и качеству труда, возможность регулировки со стороны государства. К негативным последствиям - "победа" одних и "поражение" других, различие в условиях деятельности, что ведет к нечестным приемам, чрезмерная эксплуатация природных ресурсов, экологические нарушения и др.

Как было показано чрезмерная монополизация, появление конкурентной борьбы между монополиями, без соответствующего контроля со стороны государства может привести к созданию так сказать "государства в государстве". Монополизм приводит к замедлению научно-технического прогресса, консервирует низкое качество продукции, делают эту продукцию неконкурентоспособной на мировом рынке, утрачиваются стимулы нахождения более эффективных решений функционирования в экономике и др.

В целом же, конкуренция несет меньше негативных моментов, чем положительных; конкуренция - значительно меньшее зло, чем монополия, злоупотребляющая своим положением в экономике.

 

Подводя итоги, нужно сказать, что антимонопольная политика в России развита еще не достаточно хорошо, но имеет тенденции к росту. Причем, я думаю, она будет развиваться в отношении всех видов монополистических образований. А это является важным стимулом российской экономики.

Я считаю, что именно разумное, четкое и уверенное реформирование антимонопольной политики способно помочь российской экономике совершенствоваться, используя огромный опыт развитых капиталистических стран. А если будут происходить положительные изменения в экономике, то и жизнь населения непременно будет улучшаться.

 

Список литературы

 

1. А.А. Соболев «Россия XXI век», М., 2006, С. 82

2. В.В. Пондин «Переход к рыночной экономики и его последствии», М. 2006, С.56

3.  А.Г. Саранцев «Антимонопольное законодательство России. История преобразования», М., 2005, С. 12

4. Майкл Портер «Конкуренция» 2005 г.

5. Толкачев. С. Несовершенная конкуренция. // Российский экономический журнал. 2005. N.5.

6. 3.Рузавин. Г.И. Основы рыночной экономики. М.: ЮНИТИ. 2005.

7. Рузавин Г., Мартынов В. Монополии и несовершенная конкуренция / Курс рыночной экономики, М., 2005.

8. Рузавин Г., Мартынов В. Монополии и несовершенная конкуренция / Курс рыночной экономики, М., 2005.

9. «Толковый словарь рыночной экономики». Москва. 2005.

10. Дж. В. Робинсон «Экономическая теория несовершенной конкуренции». Москва.

1. Николаева И. П. Экономическая теория. // Москва: Проспект. 2006.

2. «Толковый словарь рыночной экономики». Москва. 2005.

3. http://ru.wikipedia.org/

 


[1]



2020-02-03 190 Обсуждений (0)
Антимонопольное регулирование и антимонопольная политика в России 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Антимонопольное регулирование и антимонопольная политика в России

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (190)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)