Технология интеграции содержания и особенности построения учебного процесса
Внутрипредметная интеграция
Средняя
Высокая
Вертикальное интегрирование: спиральная структура на основе принципа концентричности, содержание постепенно обогащается новыми сведениями, связями и зависимостями.
Особенности: исходная проблема не теряется из поля зрения учащихся, расширяется и углубляется круг связанных с ней знаний; соотношения элементов все больше усложняются, познания углубляются.
Горизонтальное интегрирование: содержание построено путем укрупнения темы, объединяющей группу родственных понятий (УДЕ).
Особенность: постигается информация перехода от одного элемента к другому, доступная лишь в пределах крупной единицы усвоения.
Межпредметная интеграция
Слабая
Средняя
Высокая
Межпредметные связи
Горизонтальное интегрирование: линейная структура; за содержательную единицу обучения берется тема, которая может быть связана с темами других учебных дисциплин.
Особенности: материал других предметов включается эпизодически; сохраняются самостоятельность каждого предмета, цели, задачи, программа; в целом сохраняется программа урока; тема может быть рассмотрена и только на программном учебном материале, и с введением дополнительного материала.
Вертикальное интегрирование: объединение нескольких школьных предметов с целью организации диалога на заданную тему, конкретное содержание, образ, эмоциональное состояние, нравственный и эстетический смысл – она как ключевая фраза, лейтмотив проходит через несколько уроков в течение недели.
Особенности: выделяется различное количество времени (от пяти минут и более);на уроке может осуществляться иной подход к разбору произведения, новое образное сравнение, ассоциации и т.п.
Интегрированный урок и интегрированный блок
Горизонтальное интегрирование
Особенности:предметом анализа выступают многоплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных учебных дисциплинах; сохраняется самостоятельность каждого предмета (цели, задачи, программа); в процесс познания включаются все анализаторы (зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, тактильно-двигательные), что обеспечивает прочность образования условных связей.
Интегрированный курс
Горизонтальное интегрирование: объединение нескольких учебных предметов вокруг определенной стержневой темы или главных понятий.
Особенности: предметом анализа опять выступают многоплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных учебных дисциплинах, но самостоятельность каждого предмета разрушается, создается одна программа, направленная на целостность педагогической системы; исходная проблема не теряется из поля зрения учащихся, круг связанных с ней знаний расширяется и углубляется; происходит все большее усложнение соотношений элементов, углубление познания;сближение блоков во времени может привести к иной форме организации учебного процесса: учебный день, учебная неделя.
Транспредметная интеграция
Высокая
Горизонтальное интегрирование: объединение в единое целое содержания образовательных областей начального обучения, организованное по второму уровню интеграции, с содержанием дополнительного образования.
Особенности: предметом анализа выступают многоплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных учебных основных и дополнительных дисциплинах; в процесс познания включаются все анализаторы (зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, тактильно-двигательные), что обеспечивает прочность образования условных связей в познании ребенком окружающей действительности.
Таблица 2
Примерное экстралингвистическое содержание регионального курса
Область знания
Основные сведения о регионе
География
История
Литература
Искусство
· название региона, его основных центров;
· национальность и язык коренного населения;
· границы и пограничные государства, регионы;
· название и протяжённость главных водных магистралей;
· основные климатические особенности;
· главные природные богатства;
· ведущие отрасли промышленности и сельского хозяйства региона;
· транспорт.
· время возникновения первого поселения на территории региона;
· крупные исторические события;
· значительные исторические личности, жившие в этом регионе или посетившие его;
· названия исторических мест, памятников культуры.
· писатели, поэты, журналисты, жизнь и творчество которых связано с данным регионом, их связь со странами изучаемого языка;
· названия и краткое содержание произведений региональной литературы;
· наиболее распространённые в регионе легенды, сказания; названия региональных газет и журналов.
· художники, артисты, музыканты, жившие и творившие в данной местности, их основные произведения, связь со странами изучаемого языка;
· названия наиболее известных в регионе театров, кинотеатров, выставок, конкурсов;
· народные промыслы и предметы их производства; праздники, обряды, обычаи и песни.