Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Мировой опыт и опыт Республики Беларусь в предпринимательской деятельности.



2020-02-04 224 Обсуждений (0)
Мировой опыт и опыт Республики Беларусь в предпринимательской деятельности. 0.00 из 5.00 0 оценок




         

     Перед началом рыночных преобразований крупные государственные предприятия и кооперативы доминировали в розничной торговле, общественном питании и бытовом обслуживании в Чехии, Венгрии и Польше. Присутствие элементов свободного рынка уже к концу 1980г. оказало значительное влияние на работу государственных предприятий.

     Продажа помещений являлась центральным звеном программ приватизации во всех трех странах (табл. 1).

                                                                                             Таблица 1

Части предприятий, которые передаются в соответствии с договором аренды или продажи, %

 

Часть предприятий

Процентное соотношение элементов предприятий, переданных новым владельцам в процессе приватизации

Чехия Польша Венгрия
Помещение 100 100 100
Оборудование 35 40 37
Земля 20 20 11
Здание 28 31 35

                                                                                   Окончание таблицы1  [8, c.37]

В 80-х годах в США шло строительство узкоспециализированных предприятий, преимущество которых состояло в их техническом перевооружении. В мелких фирмах капитал оборачивался быстрее, чем в крупных, что приводило к увеличению доходов на капитал. Подобная индустрия была создана также в Италии, ФРГ, Японии и Франции.[11, c.37]                                    

     Корни предпринимательства на белорусской земле уходят в 19 век. В этот период возникли первые торговые дома и промышленные объекты предпринимательского типа. Кооперативное движение как одна из форм предпринимательства в России зародилось в начале 19 века и приобрело массовый характер. К началу 1917 года в России в кооперативах участвовало уже более половины населения.

     В период НЭПа в 1925 году в промышленности действовало до 2 млн. мелких частных и кустарных предприятий. НЭП не только позволил ликвидировать дефицит, но и оказал общее оздоровляющее влияние на экономику. При ликвидации НЭПа погибло и частнособственническое предпринимательство. Предпринимательство в качестве официально признанной деятельности все последующие годы у нас не допускалось. Кроме этого, направленная на получение прибыли или личного дохода частная инициатива строго пресекалась и являлась уголовно наказуемой. Предпринимательство в нашей стране начало возрождаться с принятием в 1986г. постановления правительства о создании кооперативов по заготовке и переработке вторичных ресурсов в системе бывшего Госснаба СССР. Затем верховным Советом СССР были приняты законы СССР: «Об индивидуальной трудовой деятельности» - 1987г., «О кооперации» - 1988г. [12, c.19]

     Для всех стран переходного периода сектор малых и средних предприятий являлся и является главным двигателем экономического роста и рыночных преобразований. Те страны, которые сделали ставку на малые и средние предприятия, добились лучших экономических результатов.

     Созданию малых и средних предприятий способствует приватизация. Поскольку приватизация приводит к радикальному изменению в структуре собственности, она часто связана с опасениями со стороны как государства, так и широких слоев населения.

     Однако опыт большинства стран переходного периода показал, что приватизация – процесс необходимый и положительный, не вызывающий никаких отрицательных социальных и экономических последствий, а быстрые темпы его проведения экономически обоснованы.

     С распадом СССР Беларусь столкнулась с суровой действительностью: отныне требовалось выживать самостоятельно в условиях многократного повышения цен на импортируемые энергоносители и сырье. А из-за неспособности оставшейся в наследство советской экономической системы производить продукцию с таким качеством и по таким ценам, которые бы обеспечивали ей конкурентоспособность на мировых рынках, и получать при этом нормальную прибыль, предприятия республики быстро оказались в тисках жестокого экономического кризиса. Основными его проявлениями стали спад производства, рост цен на товары и услуги, появление убыточных предприятий. Чтобы как-то поддержать их «наплаву», государство выпускало в оборот огромные суммы «пустых», не обеспеченных реальными ценностями, денег, что вновь подталкивало рост цен и инфляцию. В итоге обесценились доходы и сбережения граждан, и вся тяжесть последствий инфляции легла на плечи населения, значительная часть которого очутилась у черты бедности.

     Большинство других стран СНГ и Балтии, попав в 1990-1991 годах в аналогичную ситуацию, действовали более решительно, занялись перестройкой системы в рыночном направлении. Они сумели приостановить кризис на более ранних стадиях его проявления и приступали к активной реструктуризации предприятий, формированию новой экономической основы для будущего роста. В Беларуси же проблемы, вызванные с распадом советской системы, усугубились экономической политикой, направленной на смягчение и отсрочку перехода к рыночной экономике. Стараясь поддерживать прежний уровень жизни и занятости населения, здесь «наводнили» экономику деньгами, не обеспеченными товарами и услугами. В результате совокупный спрос населения намного определил фактическое производство материальных благ, породив серьезные перекосы во всей экономике.[8, c.4-6]

     Малое и среднее предпринимательство не получает необходимого развития, в том числе и из-за больших налогов и платежей, когда в распоряжении предпринимателей остается лишь до 10% полученной прибыли.

     Организационно-правовая среда предпринимательства характеризуется следующими аспектами:

     - отсутствие стабильности законодательства.

Периодически происходят изменения в области налогообложения, внешнеэкономических связей и т.д.;

   - многие необходимые для предпринимательства законы вообще отсутствуют. Не решены вопросы прав собственности, банкротства, возмещения ущерба, рекламы и т. д.;

     - надлежащее исполнение уже имеющихся законов. Часто в подзаконных актах трактовка положений расходится с существом законов, нет действенных механизмов, обеспечивающих контроль за их соблюдением;

     - не существуют реальные механизмы защиты бизнеса от монополии властей и государственных предприятий, от произвола чиновников.

     Предпринимательство испытывает также другие трудности, например, длительные приостановки регистрации и периодические перерегистрации, трудность получения кредитов на приемлемых условиях (главным образом из-за высокой инфляции), частые проверки.

     Кроме того, белорусский предприниматель работает в условиях изоляции от зарубежных покупателей, поставщиков, инвесторов, технологий, информации.

     Все это создает неблагоприятный климат для развития предпринимательства и снижает интерес людей к предпринимательской деятельности.[12, c.129]

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Приватизация государственной собственности представляет собой процесс приобретения физическими и юридическими лицами права собственности на принадлежащие государству объекты. В результате приватизации формируется собственник на средства производства, развиваются конкурентные отношения между производителями, формируется рыночное ценообразование, в полной мере учитываются нужды потребительского рынка.

     Основными целями приватизации должны быть повышение экономической эффективности хозяйственной деятельности, создание и развитие рыночной экономики. Коренному изменению отношений собственности предшествует развитие макро- и микросреды хозяйствовании, таких ее факторов как налоговая, кредитная и ценовая политика, развитие рыночного конкурентного способа производства, инфраструктуры рынка. Должны обеспечиваться различные способы реформирования: гласность и отчетность, доступ к кредитам всем слоям населения, взаимодействие государственного и негосударственного секторов экономики.

     Исследование зарубежного опыта проведения приватизации в странах Восточной Европы – Польше, Чехии, Венгрии – позволяет сделать вывод, что она является частью государственной экономической политики. Государства непосредственными экономическими мерами стимулировали преобразования: вводили льготную налоговую систему, обеспечили либерализацию цен, получение кредитов, разрабатывали законодательство, гарантировали его стабильность. Основными способами приватизации в названных странах были аукционы, повторная приватизация, передача имущества и помещений и продажа не только отдельных объектов, но и объединений. Отчуждение недвижимого имущества не сопровождалось передачей долгов и других обязательств государственного предприятия.

     В ряде случаев передавались права аренды производственных помещений без изменения формы собственности, но с последующим выкупом и длительным арендным сроком. Значительная доля контрактов по передаче собственности предусматривала ограничение по изменению профиля предприятия, сдаче помещения в субаренду или перепродаже предприятия.

     Анализ хода малой приватизации в Республике Беларусь, в том числе и в сравнении с зарубежным опытом  позволяет выявить ряд недостатков.

     Малая приватизация проводится медленными темпами, по официальным прогнозам она должна была завершиться еще в первом полугодии 1999 года, и фактически число отчужденных объектов в торговле, общественном питании и бытовом обслуживании далеко от прогнозов.

     Наиболее распространенными способами приватизации были выкуп. Продажа по конкурсу и акционирование. Тем не менее, названные способы не получили достаточно широкого применения. Существенно сдерживали приватизацию такие причины, как неустойчивое законодательство, недоступность твердой валюты, регулируемые государством цены и ряд других причин.

     В Беларуси, которая могла бы рассчитывать на значительные иностранные инвестиции, есть хорошие предпосылки для экономического роста: удобное географическое положение, квалифицированные кадры и предпринимательский потенциал, который должен быть востребован и использован.

     Малым и средним предприятиям принадлежит будущее страны. Необходимо создать для них как можно более благоприятные условия. Показателями благоприятных условий для развития малых и средних предприятий являются не столько множество законодательных актов и инструментов поддержки предпринимательства, сколько низкие и простые налоги, минимальная бюрократическая и административная нагрузка.

         



2020-02-04 224 Обсуждений (0)
Мировой опыт и опыт Республики Беларусь в предпринимательской деятельности. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Мировой опыт и опыт Республики Беларусь в предпринимательской деятельности.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (224)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)