Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Средства реабилитации детей с нарушением осанки: ЛФК, массаж, гидрокинезотерапия, пелоидотерапия, бальнеотерапия, аппаратная физиотерапия, климатолечение.



2020-02-04 250 Обсуждений (0)
Средства реабилитации детей с нарушением осанки: ЛФК, массаж, гидрокинезотерапия, пелоидотерапия, бальнеотерапия, аппаратная физиотерапия, климатолечение. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Значительная роль в комплексном лечении детей и подростков с поражением органов опоры и движений принадлежит ЛФК, применяющейся в рамках санаторного режима, и, в частности, в диагностических режимах.

Различают следующие задачи ЛФК при нарушении осанки:

1. нормализовать трофические процессы мышц туловища;

2. создать благоприятные условия для увеличения подвижности позвоночника;

3. осуществлять целенаправленную коррекцию имеющегося нарушения осанки;

4. систематически закреплять навык правильной осанки;

5. вырабатывать общую и силовую выносливость мышц туловища и повысить уровень физической работоспособности;

6. улучшение и нормализация течения нервных процессов, нормализация эмоционального тонуса ребенка;

7. стимуляция деятельности органов и систем, повышение неспецифической сопротивляемости детского организма.

ЛФК показана всем детям с нарушением осанки, так как это единственный ведущий метод, позволяющий эффективно укреплять мышечный корсет, выравнивать мышечный тонус, передней и задней поверхности туловища, бедер. Благоприятное воздействие на нервную систему выражается в улучшении самочувствия и сна, устойчивости настроения. Сила, равновесие, подвижность и пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуются регулирующая и координирующая роль нервной системы [16,28,31].

Под влиянием центральных и локальных механизмов улучшается трофика опорно-двигательного аппарата. Это противодействует атрофическим изменениям при патологическом процессе и способствует развитию так называемой рабочей гипертрофии. Кровоснабжение в мышцах улучшается. Увеличивается число капилляров и анастомоз сосудов. Улучшается химизм мышечного сокращения и сократительные свойства мышцы, повышается кислородная емкость мышц и т. д.

Сердечно- сосудистая система, кровообращение и кровь являются относительно наиболее лабильными функциональными системами к физическим упражнениям. В мышце сердца развивается рабочая гипертрофия. Нормализуется пульс, снижается его лабильность в покое и после работы, развивается умеренная синусовая брадикардия . Артериальное давление показывает тенденцию к снижению. Действуя в качестве неспецифического вида терапии, движение дает отчетливый депрессорный эффект у больных с гипертонией и прессорный у больных с гипотонией, т.е. перестраивает патологический динамический стереотип [14].

Дыхание и газообмен являются функциональными системами, имеющими непосредственное отношение к действию физических упражнений. Механика внешнего дыхания совершенствуется. Повышается сила дыхательной мускулатуры, увеличивается подвижность грудной клетки и диафрагмы. В результате этого дыхание замедляется и углубляется, становится более эффективным. Под влиянием физических упражнений в организме наступают самые разнообразные положительные структурные и функциональные изменения. При этом, чем более интенсивна (но оптимальна для данных условий) физическая нагрузка, тем более активно протекают процессы ассимиляции в ходе восстановление и тем более значительны эти Формирование нового, правильного стереотипа осанки и ликвидация изменения (Бонев Л. 1987)

На занятиях с детьми, имеющими нарушение осанки, необходимо соблюдать два обязательных организационно-методических условия. Первое наличие гладкой стены без плинтуса (желательно на противоположенной от зеркала стороне), что позволяет ребенку, встав к стене, имея пять точек соприкосновения, ощутить правильное положение собственного тела в пространстве, выработать проприоцептивное мышечное чувство, которое при постоянном выполнении передается и закрепляется в ЦНС за счет импульсов, поступающих с рецепторов мышц. Впоследствии навык правильной осанки закрепляется и в ходьбе, и в выполнении упражнений. Второе: в зале для занятий должно быть большое зеркало, чтобы ребенок мог видеть себя в полный рост, формируя и закрепляя зрительный образ правильной осанки.

Основным средством ЛФК, используемым при нарушениях осанки у детей, является физические упражнения, а массаж и лечение положением – дополнительным.

Обшеразвивающие упражнения (ОРУ)- это такие упражнения, задача которых состоит в том, чтобы достигнуть общей физической подготовки организма. Используются при всех видах нарушений осанки и вызывают улучшение кровообращения и дыхания, улучшают трофические процессы. ОРУ преимущественно просты, элементарны: они являются активными упражнениями средней дозировки, используется в различных исходных положениях, для всех мышечных групп, выполняются с предметами и без них, с использованием тренажеров. ОРУ представляют собой фон, на котором производят специальные упражнения.

Корригирующие физические упражнения – ведущее средство устранения нарушений осанки. Корригирующие физические упражнения подбираются в соответствии с видами нарушений осанки. Корригирующими упражнения называются так потому, что посредством их стремятся достигнуть коррекции неправильных положений позвоночника, грудной клетки и других частей тела. Главным образом, это упражнения для спинной, грудной и брюшной мускулатуры, когда необходимо исправление положения позвоночника или грудной клетки. При коррекции позвоночника используют специальные упражнения, к которым относятся следующие: 1) упражнения для развития подвижности позвоночника; 2) упражнения для разгрузки позвоночника; 3) упражнения на вытяжение позвоночника(активные и пассивные); 4) упражнения на равновесие, координацию и сохранение правильной позы тела; 5) дыхательные упражнения; 6) упражнения для активной гиперкоррекции. При нарушениях осанки используются только симметричные упражнения. Выполнение данных упражнений способствует срединному положению линии остистых отростков. При нарушениях осанки во фронтальной плоскости, выполнение данных упражнений выравнивает тонус мышц правой и левой половины туловища, соответственно растягивая напряженные мышцы и напрягая, расслабленные, что возвращает позвоночник в правильное положение. Упражнения выполняются в исходных положениях: лежа на спине, животе, без и с отягощением для мышц спины, брюшного пресса, верхних и нижних конечностей [25,26].

При дефектах осанки в сагиттальной плоскости используются следующие специальные упражнения: при увеличении угла наклона таза упражнения способствующие укреплению мышц задней поверхности бедер, межпоперечных мышц поясницы, а также брюшного пресса; при уменьшении угла наклона таза упражнения для укрепления мышц поясничного отдела спины , передней поверхности бедер.

Нормализация физиологических изгибов позвоночника достигается в ряде случаев улучшением подвижности позвоночника в месте наиболее выраженного дефекта (например, в грудном отделе при сутулой спине).

Крыловидные лопатки, приведенные вперед плечи могут быть исправлены при помощи упражнений с динамической и статистической нагрузкой на трапециевидные и ромбовидные мышцы, а также на растягивание грудных мышц.

Выстояние живота устраняется упражнениями для мышц брюшного пресса, осуществляемыми преимущественно из исходного положения  лежа на спине. Наиболее эффективны из них такие, когда одновременно вызывается максимальное для данного человека напряжение прямых и косых мышц живота.

Обязательным является включение в занятия дыхательных упражнений как статических, так и динамических, так как нарушение осанки нередко сочетается с заболеваниями органов дыхания и выраженными нарушениями дыхательной функции.

Исправление различных нарушений осанки – процесс длительный. Формирование нового, правильного стереотипа осанки и ликвидация порочных условных рефлексов требуют особо строгого подхода к организации занятий по физическому воспитанию. Эти занятия должны проводиться систематически, не реже трех раз в неделю, группами по 10 – 15 человек или индивидуально [26,36,37]. Курс ЛФК длиться для школьников 1,5 – 2 месяца, перерыв между курсами 1 – 2 месяца. Под влиянием физических упражнений в организме наступают самые разнообразные положительные структурные и функциональные изменения. При этом, чем более интенсивна (но оптимальна для данных условий) физическая нагрузка, тем более активно протекают процессы ассимиляции в ходе восстановление и тем более значительны эти изменения [2,6].

Выделяют подготовительную (1 – 2 недели), основную (4 – 5 недель) и заключительную (1 – 2 недели) части курса ЛФК. В подготовительной части курса ЛФК используются знакомые упражнения с малым и среднем количеством повторений упражнений. Создается зрительное восприятие правильной осанки и мысленное ее представление, повышается уровень общей физической подготовленности. В основной части курса ЛФК увеличивается количество повторений каждого упражнения. Решаются основные задачи коррекции имеющихся нарушений осанки. В заключительной части курса ЛФК нагрузка снижается, количество повторений каждого упражнения - уменьшается. На протяжении всего курса применяются разгрузочные исходные положения лежа на спине, животе, боку, стоя на четвереньках.

В год ребенок с нарушением осанки должен пройти 2 – 3 курса ЛФК, что позволит выработать стойкий динамический стереотип правильной осанки. Через каждые 2 – 3 недели занятий обновляется 20 – 30% упражнений. Для школьников составляется 3 – 4 комплекса ЛГ на один курс ЛФК [16,19,26].

Гидрокинезотерапия

Занятия в воде - мощный положительный и эмоциональный фактор. Плавание и физические упражнения в воде показаны больным, страдающими нарушениями осанки. При необратимой деформации физические упражнения в воде имеют более ограниченное назначение – применяются для улучшения общего физического развития, функции дыхания, повышения сопротивляемости организма, укрепления мышц, поддерживающих ортостатическое положение туловища.

Лечебное плавание целесообразно применять только в комплексе с другими лечебно – профилактическими мероприятиями – ЛФК, массаж и т.п. При плавании происходит самовытяжение позвоночника, его естественная разгрузка с одновременным укреплением мышц [3, 10].

Лечебным плаванием больные должны заниматься не реже 2 раз в неделю в плавательном бассейне при температуре воды 28 – 300 С и воздуха 250С. Занятия проводятся под руководством врача по ЛФК или методиста.

При использовании плавания с целью улучшения осанки, коррекции деформации позвоночника, укрепления мышц туловища, мобилизации позвоночника лечебный эффект зависит от техники плавательных движений, умения держаться на поверхности воды. Больной, не умеющий плавать, боясь воды, совершает ряд не координированных (рефлекторных) дополнительных движений туловища и конечностей, снижающих лечебное действии процедуры. Поэтому до использования плавания в лечебных целях необходимо обучить больного плавать на груди, спине, используя определенный принятый в спортивном плавании стиль. Это позволит при максимально экономном расходовании сил добиться гармоничного укрепления определенных мышечных групп, устранения физического дефекта и т.д [13,17,30].

Применение плавания и физических упражнений в воде начинают с обучения ребенка технике плавательных движений, плаванию определенным спортивным стилем с наиболее экономным расходом мышечной энергии, направленным на продвижение вперед с правильным положением тела, зависящим от умения делать выдох в воду (не поднимая вверх высоко голову). При наблюдающейся у детей сутулости и круглой спине может быть рекомендовано плавание на спине вольным стилем, т. к. полное разгибание в плечевых суставах способствует прогибанию в грудном отделе позвоночника и способствует растягиванию 63 укороченных больших грудных мышц. Используется также плавание на груди стилем "брасс" с той особенностью, что гребок руками совершается параллельно поверхности воды для укрепления мышц спины (не усиливая при этом кифоза). Особенно хорошую нагрузку на мышцы разгибатели туловища, сближающие лопатки и прижимающие их к грудной клетке, создает плавание стилем "баттерфляй", так как при выносе рук над поверхностью воды, по контрасту (движение руками в воде и вне воды), возникает особенно ощутимое мышечное усилие. Коррекции сутулости способствует плавание с работой ног стилем "брасс", придерживаясь руками за край плотика.

При сочетании кифоза грудного отдела позвоночника с гиперлордозом поясничного отдела, помимо плавания всеми стилями на груди, для укрепления мышц брюшной стенки полезна работа ног "кролем" на спине у бортика бассейна.

Процедура лечебного плавания для детей школьного возраста 9 – 10 лет следующая : вводная часть занятий (5 – 7 минут), упражнения на суши и у бортика, подготовительные, имитационные, общеразвивающие упражнения для всех мышечных групп.

Основная часть занятия (25 – 30 минут).

1. Скольжение на груди по ширине бассейна 5 – 6 метров, выдох в воду. При окончании выдоха поднять голову, сделать вдох, и продолжая скольжение, повторить выдох в воду два раза.

2. Стоя на дне, уровень воды на уровне шеи, руки в стороны, ладони вперед, равномерно преодолевать сопротивление воды. Соединить ладони, развернуть кисти тыльной поверхностью наружу, выполнить разведение рук с полной амплитудой, руки назад в стороны. Повторить 6 – 8 раз. Стремиться стоять в воде на одном месте.

3. Стоя спиной к поручню, руки в стороны (руки могут скользить на поручне), шагнуть вперед, прогнуться, выпрямиться (4 – 6 раз каждой ногой) [10,14,17,36].

Массаж

Массаж в детском возрасте является эффективным средством профилактики и реабилитации детей с нарушением осанки. Как показывает опыт, более благоприятные результаты достигаются, когда активный двигательный режим включает рациональное использование климатических факторов, разнообразные формы ЛФК и массаж. Массаж же является хорошим средством восстановления работоспособности после физических напряжений и облегчает работу ССС. Велика роль массажа как средства, усиливающего рефлекторные влияния в период адаптации больного на курорте. Массаж как вводный курс щадящей терапии, усиливая рефлекторные влияния, способствует более быстрой адаптации организма в курортных условиях [8,9,20].

В основе механизма действия массажа лежат сложные взаимообусловленные рефлекторные, нейрогуморальные, нейроэндокринные, обменные процессы, регулируемые центральной нервной системой. Начальным звеном в механизме этих реакций является раздражение механорецепторов кожи, преобразующих энергию механических раздражителей в импульсы, поступающие в центральную нервную систему. Формирующиеся ответные реакции способствуют нормализации регулирующей и координирующей функций центральной нервной системы, стимуляции регенеративных процессов. В действии массажа находят отражение общефизиологические закономерности, установленные И.М.Сеченовым, И.П. Павловым, Н.Е.Введенским, А.А. Ухтомским, М.Р. Могендовичем, в соответствии с которыми ответные реакции зависят от характера и силы раздражителя, состояния реактивности организма, фазы патологического процесса. Применение массажа в комплексе основных курортных факторов весьма разнообразно. Массаж можно сочетать с другими лечебными процедурами для получения синергического действия. Массаж можно сочетать с другими физическими факторами в различной последовательности. Имея в виду, что тепло в значительной степени усиливает действие массажа, обычно при лечении заболеваний опорно-двигательного аппарата и периферической нервной системы рекомендуют сначала принимать тепловые процедуры, а затем прогретую область подвергать массажу. Наиболее удачно сочетание лечебных грязей с массажем и лечебной гимнастикой. Г.Л.Малазанник на основании многолетнего опыта рекомендовал применять грязевые аппликации, а затем, после непродолжительной паузы проводить массаж или гимнастику. По его мнению, грязелечение, массаж и лечение движениями – это принципиально единая процедура, состоящая из двух этапов. Однако в каждом отдельном случае этот вопрос решается индивидуально [14,15,18].

Применяется общий массаж мышц спины и живота, а также специальный массаж определенных мышечных групп в зависимости от формы патологии. Используются основные приемы ручного массажа: поглаживание, растирание, разминание, вибрация и их разновидности.

Результаты осмотра и пальпации показывают, что все рефлекторные нарушения позвоночника происходят в сегментах L2 – C3.

Изменения в коже : вдоль позвоночного столба слева и справа (C4, D3-5 , D10 - L 2 ).

Изменения в соединительной ткани: от позвоночного столба слева и справа на уровне L2 - C3 в зависимости от патологии.

Изменения в мышцах: ременная мышца головы (C3), трапециевидная, верхний отдел (C3-4), выпрямляющая туловище (С3-4, D3-5, D10-12) , широчайшая мышца спины (D4-6), большая ягодичная (S1-3) подвздошно-поясничная (D11  -  L1).

Изменения в надкостнице : область крестца, седалищная кость, остистые отростки позвоночника, ребра, подвздошная кость, лопатки, грудина, большой вертел, лонное сочленение.

Максимально чувствительные точки : в зависимости от локализации изменений в различных отделах позвоночного столба появляются изменения в соединительной ткани, мышцах в виде наиболее болезненных точек (чаще ци-хай-шу (L3-4) по первой линии, синь-шу (D5-6) по первой и второй линии, да-чжу (С3-4) – по первой линии [20].

 

План и методика массажа.

Сочетанно воздействуют на таз, область спины, воротниковую зону, затылок, грудную клетку; все сегменты обрабатывают спину вверх от L1- C3.

Используется сегментарно- рефлекторная система массажа, техника шведского массажа, элементы точечного массажа и ножной массаж.

Положение массируемого – лежа на животе, руки слегка согнуты в локтевых суставах и располагаются вдоль туловища. Под лобную область, голеностопные суставы подкладываются валики.

При массаже поясничной и крестцовой области спины – движения рук направлены по ходу тока лимфы – к паховым узлам;

· От крестца и подвздошных гребней вверх до подключичных ямок, вначале параллельно остистым отросткам позвонков, а затем, отступая от позвоночника, двигаются вверх от подвздошных гребней к подмышечной впадине;

· при массаже средней и верхней части спины от позвоночника в стороны, к подмышечным впадинам.

Начинают массаж с поверхностного поглаживания вдоль позвоночника, затем – глубокое и обхватывающее – обеими руками, затем поясные поглаживания от нижележащих сегментов до шейного отдела.

При массаже области таза производят поглаживание; гребнеобразное растирание снизу вверх; разминание – обеими руками, продольное и поперечное. На крестце применяется разминание : кругообразное подушкой большого пальца, кругообразное подушечками четырех пальцев; сжатие, кругообразное бугром большого пальца. Далее используем разминание поочередно на гребнях подвздошных костей:

· кругообразное подушечками четырех пальцев,

· кругообразное фалангами согнутых пальцев,

· кругообразное гребнем кулака, кругообразное ребром ладони.

Массаж спины.

Массаж паравертебральных зон всех спинномозговых сегментов от нижележащих к вышележащим и воздействие на рефлексогенные зоны спины. Массаж реберных дуг, межреберных промежутков и остистых отростков; массаж плечевых суставов.

Приемы:

- поглаживание плоскостное вдоль позвоночного столба от L2 - C3 с усилением надавливания к краниальному отделу позвоночника (голове) ;

- 7-8 раз с обеих сторон одновременно ;

- поглаживание сегментарное – поясное от L2 - до D3 одновременно с обеих сторон позвоночника, по 5-6 раз;

- выжимание основанием и ребром ладони по тем же линиям, что и поглаживание;

- разминание длинных и широчайших мышц спины :

- кругообразное фалангами согнутых пальцев;

- сжатие;

- двойное кольцевое щипцеобразное, продольное и поперечное.

Н а межреберных промежутках :

- прямолинейное подушечками четырех пальцев в направлении от грудины по ходу межреберных промежутков к позвоночнику;

- кругообразное подушечками четырех пальцев.

В области ромбовидных мышц и мышцы, поднимающей лопатку, выполняем такие приемы разминания:

- прямолинейное подушечкой и бугром большого пальца;

- кругообразное подушечкой большого пальца;

- кругообразное подушечками четырех пальцев;

- кругообразное фалангами согнутых пальцев;

- обеими руками, продольное и поперечное.

Далее выполняют приемы специального сегментарного массажа паравертебрально:

- сверление первым способом, вначале с одной стороны (7-8 раз), затем с другой стороны позвоночника (7-8 раз), в области наибольшей болезненности выполнять манипуляции щадяще;

- плоскостное поглаживание (4-5 раз ) одновременно, двигаясь параллельно;

- прием воздействия на промежутки между остистыми отростками позвонков, начиная с L2 и до С3, с фиксацией на отдельном отростке (4-6 раз);

- плоскостное поглаживание (4-5 раз) от L2 до C 3;

- прием "пилы" справа (7-8 раз), затем слева (7-8 раз), в области наибольшей болезненности – щадящее воздействие;

- поглаживание от L2  до C3 (4- 5 раз);

- обработка окололопаточной области обоих лопаток, одновременно поглаживание и растирание по периметру лопаток, акцент на наружные края обеих лопаток;

- поглаживание сегментарное поясное от L2 до C3  с обеих сторон.

Далее массируем воротниковую зону.

Приемы: обхватывающее поглаживание, окрестное поглаживание по линии от сосцевидного отростка височной кости, по боковой поверхности шеи и надплечью к нижнему краю лопатки.

Положение рук для следующего приема : ладони у основания шеи, большие пальцы на седьмом шейном позвонке. Выполняем полукружное растирание подушечками больших пальцев, потом костными выступами фаланг согнутых пальцев паравертебральной зоны шейного отдела до основания затылочной кости.

На следующей массажной линии, т.е. до основания шеи по боковой поверхности от сосцевидного отростка растирание прямолинейное, круговое, пиление, пересекание; разминание – поперечное, продольное, надавливание щипцеобразное, растяжение [20,37].

Эти же приемы мы используем на следующей массажной линии: от плечевого сустава до основания шеи. Акцент на растягивание брюшка трапециевидной мышцы.

Заканчиваем процедуру массажа поглаживанием и проработкой точек затылочной и паравертебральных зон, линии верхнего края и периметра лопатки – с 4-5-й процедуры при положительной ответной реакции больного применять прием толчка. Для этого тыльной поверхностью кисти ( с разогнутыми и разведенными пальцами ) мягкими движениями надавливают на выступающие остистые отростки.

Можно использовать ножной массаж после завершения ручного массажа.

Более интенсивный массаж проводят на тех участках, где мышцы растянуты, например, при кифозе – на мышцах спины, при лордозе – на мышцах спины и живота.

Эффективно применение подводного массажа струей воды давлением не более 152 кПа (1,5 атм.). Во время подводного массажа воздействует на мышцы спины, грудной клетки при температуре воды 36°С.

Продолжительность процедуры у детей до 10 лет состоит от 6 до 10 мин., в более старшем возрасте – до 15 мин. Курс ежедневно или через день – 10-15 процедур. При одновременном проведении курса массажа и электрофореза лекарственных веществ не рекомендуется массировать участки кожи, подвергающиеся действию электрофореза или массаж должен предшествовать процедуре электрофореза. Массаж допустим перед гальванизацией.

После сеанса электростимуляции кратковременный восстановительный массаж снимает утомление и положительно сказывается на функции ослабленных мышц.

Таким образом, массаж органически соединяется с курортными факторами и применяется как подготовительная или закрепляющая фаза той или иной процедуры, как патогенетическое средство, усиливающее или ослабевающее действие курортных факторов, и как профилактическое или симптоматическое средство. Эффективность лечения всегда выше, если его сочетать с массажем и самомассажем. Бальнеотерапевтические процедуры, лечение и закаливание климатическими факторами также органически сочетаются с массажем и оказывают в комплексе более эффективное действие на организм [36,39].

Климатолечение.

Под климатотерапией понимают совокупность методов, включающих дозированное воздействие на организм климатических факторов и специальных климатопроцедур. Климатотерапия показана пациентам с дефектами осанки, так как она оказывает общезакаливающий эффект, повышает реактивность организма, способствует активизации репаративных процессов. Влияние климата на влияние организма человека осуществляется путем воздействия на зрение, обоняние, слух, кожные рецепторы, дыхательные пути и др. Наличие в воздухе морского побережья, ионов солей, увлажненность воздуха, его свежесть, шум морских волн красота и живописность пейзажа – вот далеко не полный перечень комплексного воздействия климата на организм ребенка. Пребывание ребенка в условиях приморского курорта оказывает стимулирующее влияние на его организм – активизирует процессы обмена веществ улучшает показатели крови, повышает аппетит и эмоциональный тонус .Климатотерапия показана пациентам с дефектами осанки, так как она оказывает общезакаливающий эффект, повышает реактивность организма, способствует активизации репаративных процессов. Применяют климатолечение, бальнео-, пелоидо- , талассотерапию [4,11,12, 23].

Климатолечение проводиться с учетом легочной вентиляции и жизненной емкости легких больного, которые обычно снижены у больных с выраженным дефектом осанки. В связи с этим особое значение придается режиму оптимальной аэрации, максимально длительному пребыванию детей на свежем воздухе. В летний период дети должны находиться на свежем воздухе или в климатопавильонах. Дневной и ночной сон, школьные занятия проводят при открытых фрамугах. В летнее время назначают воздушные ванны по режимам слабого и умеренного воздействия, их осуществляют в утренние и предвечерние часы при безветренной погоде. В результате аэротерапии, эффективнее вентилируется альвеолярный воздух, усиливается кровообращение. Длительное раздражение воздухом кожных рецепторов, открытых частей тела и нервных окончаний слизистых оболочек верхних дыхательных путей ведет к тренировке терморегуляционных механизмов, сердечно-сосудистой системы, органов дыхания [4,11,16,25].

Пелоидотерапия.

В реабилитации детей с нарушением осанки применяются торфяные, сульфидные, иловые, органические иловые, пресноводные и сопочные грязи.

На Евпаторийском курорте используются сульфидно-иловые грязи.    Существуют две основные теории, объясняющие механизм действия грязи - физическая и химическая. В основе физической теории лежит тепловой эффект воздействия грязи (расширение кровеносных сосудов, усиления притока артериальной крови, активизация окислительно-восстановительных процессов и обменных процессов). В результате этого наблюдается десенсибилизирующее, рассасывающее действие, усиливающее репаративные и иммунозащитные процессы. Кроме теплового эффекта, известно образование слабого электрического поля между грязью и кожными покровами, а также механическое давление на ткани по типу массажа.

В результате температурного и механического воздействия грязевой аппликации первоначально наблюдается кратковременный спазм капилляров, после которого продолжительное время происходит их расширение с образованием активной гиперемии поверхностных и более глубоко расположенных тканей.

Химическая теория объясняет механизм действия грязи за счет проникновения в ткани входящих в ее состав биологически активных компонентов. При этом физические факторы (тепловой, механический) выполняют вспомогательную роль, облегчая проникновение грязи через неповрежденную кожу.

В реакции ребенка и взрослого человека на грязевую процедуру различают следующие реакции: сложнорефлекторную, возникающую в связи с раздражением механо-, хемо- и осморецепторов кожных покровов.

При поражениях опорно-двигательного аппарата грязелечение, стимулируя функцию надпочечников, биосинтез катехоламинов, повышая проницаемость капилляров, трофику тканей, снижая сенсибилизацию организма, способствует активации репаративных процессов, восстановлению двигательной функции [7,30].

В настоящее время используется следующие методы грязелечения: грязевые ванны общие и местные, аппликации, компрессы, припарки. Применение общих грязевых процедур у детей весьма ограниченно. Наиболее распространенными методами являются грязевые аппликации в виде "курток", "трусов", "брюк", "чулок", "лента" вдоль позвоночника и т.д.

Во время процедур пораженный сегмент тела пациента покрывают грязевым раствором толщиной 2 – 6 см., затем, укутывают одеялом, простыней. Температура грязевого раствора колеблется от 38 до 420С, экспозиция процедуры составляет от 5 до 30 минут. На курс лечения назначают 8 – 15 процедур, отпускаемых чаще через день[22].

Поскольку воздействие лечебной грязи продолжается и после прекращения процедуры, то есть в фазе последствий, поэтому ребенку необходим отдых ребенка после процедуры, который должен составлять 40 – 45 минут. В дни свободные от грязевых процедур, проводят бальнео-, гидрокинезотерапию [16,25,28].

Бальнеотерапия

Для реабилитации детей с нарушением осанки применяются природные минеральные воды, содержащие в повышенных концентрациях неорганические, органические компоненты и газы, которые обладают определенными физико-химическими свойствами (радиоактивность, реакция среды).

В настоящее время существуют три основные теории механизма действия минеральных вод: локального действия, гуморальная и рефлекторная.

Во время наружного применения действие минеральных вод преимущественно основывается на рефлекторном раздражении механо-, хемо-, термо-, баро- и осморецепторов кожи. Наряду с этим минеральные воды способствуют образованию в коже биологически активных веществ. Менее выражен эффект ванн, основывающийся на проникновении газов в дыхательные пути, а также влиянием на зрительный, обонятельный и слуховой анализаторы с формированием условно рефлекторных реакций [12].

При наружном применении минеральных вод наблюдается термический, химический и механический эффекты. Термическое воздействие тем выше, чем больше разница температур между телом пациента и водой. Дети лучше переносят ванны индиферерентной температуры (36 – 370С). Детям старшего возраста и подросткам могут отпускаться ванны более низкой или более высокой температуры. Механические действия оказывает вся масса воды на тело, чем выше удельный вес воды, тем более выражено это действие. В реабилитации детей с нарушением осанки в санатории "Прометей" были использованы ванны с морской водой, они активнее минеральных ванн, более низкой минерализации. Действие ванн усиливается при движении воды, например во время гидрокинезотерапии, струйного массажа, где тоже была использована морская вода [16].

Химический эффект оказывают растворенные в воде ионы солей, органические вещества и газы. Они, воздействуя на кожу, раздражают нервные окончания и вызывают нервнорефлекторную и гуморальную реакции, нормализуют обмен веществ, трофику тканей, функцию нервной системы. Ванну назначают после периода адаптации, вначале по 5 – 6 минут, затем ее постепенно повышают до 10 – 12 минут, процедуры назначают через день, курс лечения включает 12 – 15 процедур [28].

Бальнеотерапия проводиться в первую половину дня не менее чем через час после приема пищи. Перед ванной необходим отдых до 10 минут, для снятия возбуждения и усталости. В ванне ребенок должен находится в положении полулежа с вытянутыми вдоль туловища руками, уровень воды должен соответствовать подмышечным ямкам. Отдых после приема ванн в первой половине курса бальнеотерапии достигает 30 минут, во второй половине – не менее 20 минут. В дни приема минеральных ванн не рекомендуются длительные экскурсии, а также массивные лечебные процедуры, в том числе грязевые аппликации [38].

Детям с заболеваниями и последствиями травм опорно-двигательного аппарата назначают углекислые, сероводородные, радоновые, хлоридно-натриевые и йодо-бромные ванны [12,24].



2020-02-04 250 Обсуждений (0)
Средства реабилитации детей с нарушением осанки: ЛФК, массаж, гидрокинезотерапия, пелоидотерапия, бальнеотерапия, аппаратная физиотерапия, климатолечение. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Средства реабилитации детей с нарушением осанки: ЛФК, массаж, гидрокинезотерапия, пелоидотерапия, бальнеотерапия, аппаратная физиотерапия, климатолечение.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (250)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.02 сек.)