|
|
Вертикальная интеграции в целях повышения конкурентоспособности позволяет усилить контроль над издержками и делает компании менее чувствительными к колебаниям рыночной конъюнктуры. Важной особенностью последних лет стали активные действия российских компаний по приобретению производственных активов за рубежом. Данная тенденция является положительной, так как позволяет предприятиям укрепить позиции на внешних рынках.
Пример деятельности крупнейшего металлургического комплекса России – ООО УК «Металлоинвест» (ОАО «Уральская сталь») – отчасти подтверждает сформулированные выше положения. ОАО «Уральская сталь» – металлургический комбинат полного цикла, является одним из крупнейших российских производителей проката высокого качества из углеродистой, легированной, низколегированной стали, а также стали повышенного качества с комплексом свойств, не имеющих аналогов в зарубежном производстве (единственный в мире производитель хромоникелевого природнолегированного чугуна). Компания входит в состав холдинга «Металлоинвест», созданного в 2005 г.
Руководство комбината наряду с вопросами технологии самое пристальное внимание уделяет работе с клиентами. Отношения с клиентами были полностью пересмотрены, начиная с 2003 г., в компании стали внедрять систему клиентского сервиса, т.е. пошли к потребителю со своими предложениями, информируя его о своих наработках и планах. При этом старались четко выдерживать график поставок, сокращали сроки прохождения заказа, сделали прозрачным весь процесс от заключения договора до отгрузки готовой продукции. Система клиентского сервиса сегодня действует успешно.
Действующая на комбинате система управления качеством выдержала серьезнейший экзамен. Комбинат первым среди крупных предприятий черной металлургии России получил свидетельство авторитетного сертификационного органа TUV-CERT, удостоверяющего соответствие системы менеджмента качества требованиям международного стандарта ISO-9001 в версии 2000 г.
Отметим, что в процессе проводившейся реструктуризации ОАО «Уральская сталь» за период 2001–2003 гг. не был уволен ни один человек из двадцатидвухтысячного коллектива, что для предприятий такого уровня является уникальным случаем.
В последние годы конкуренция на рынке становится все жестче и жестче, соответственно и продукция, которая требуется потребителям металла ОАО «Уральская сталь», приобретает новые качественные характеристики. За последние четыре года создано большое количество новых марок сталей. Только в 2004 г. было разработано и оформлено пятьдесят технических соглашений на поставку новых видов продукции и оформлено тринадцать изменений к двенадцати действующим соглашениям.
В 2004 г. в ОАО «Уральская сталь» была изменена система планирования и организации деятельности по разработке и освоению новых видов продукции. Подписано соглашение о стратегическом сотрудничестве между «Уральской сталью» и ЗАО «Группа ЧТПЗ» на 2004–2008 гг. Аналогичная система сотрудничества сложилась и с Выскунским металлургическим заводом. В результате внедрения новой системы работы с этими предприятиями «Уральская сталь» поставила 30,2% общего объема произведенных низколегированных штрипсов на внутренний рынок России.
Если раньше предприятие только сверяло свои действия по реализации с такими предприятиями, как Магнитогорский металлургический комбинат, «Северсталь», то сегодня оно само является активным участником формирования рынка. «Уральская сталь» занимает ведущее место среди производителей мостовой стали, является основным поставщиком судовой стали и штрипса для производства труб большого диаметра.
Сегодня рынок проявляет интерес к металлургическим предприятиям не только как производителям металлопроката, но и как к покупателям: предприятие, производящее в месяц 245–250 тыс. тонн готовой продукции, является достаточно серьезным потребителем сырья, угля, материалов и оборудования. Сбалансированная система реализации продукции и адекватно развитая система снабжения позволяют им чувствовать себя на рынке достаточно уверенно.
Для усиления своих позиций ОАО «Уральская сталь» на внутреннем российском рынке металлопроката планирует увеличение поставок на те сегменты, где комбинат присутствовал ранее, но не имел возможностей расширить занимаемые ниши. Это, прежде всего, судостроение, машиностроение и автомобилестроение.
В новой политике ОАО «Уральская сталь» в области качества обозначено двенадцать приоритетных задач. Важнейшие из них – расширение номенклатуры в соответствии с требованиями клиентов, оптимизация структуры продаж и ценовой политики, повышение рентабельности производства, совершенствование технологических процессов, методов мотивации персонала и повышение его компетенции.