Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Государственная политика борьбы с безработицей в России



2020-02-04 259 Обсуждений (0)
Государственная политика борьбы с безработицей в России 0.00 из 5.00 0 оценок




Состояние российской экономики на сегодняшний день поставило вопрос безработицы и занятости населения в число наиболее актуальных.

Мы уже называли основные причины безработицы и специфику российского рынка труда, поэтому охарактеризуем государственную политику борьбы с безработицей в Российской Федерации. Поскольку безработица представляет собой серьезную макроэкономическую проблему, выступает показателем макроэкономической нестабильности, государство предпринимает меры для борьбы с ней. Для разных типов безработицы, поскольку они обусловлены разными причинами, используются разные меры. Общими для всех типов безработицы являются такие меры как:

-выплата пособий по безработице;

-создание служб занятости (бюро по трудоустройству).

Специфическими мерами для борьбы с фрикционной безработицей выступают:

-усовершенствование системы сбора и предоставления информации о наличии свободных рабочих мест (не только в данном городе, но и других городах и регионах);

-создание специальных служб для этих целей.

Для борьбы со структурной безработицей используются такие меры как:

-создание государственных служб и учреждений по переподготовке и переквалификации;

-помощь частным службам такого типа.

Основными средствами борьбы с циклической безработицей являются:

-проведение антициклической (стабилизационной) политики, направленной на недопущение глубоких спадов производства и, следовательно, массовой безработицы;

- создание дополнительных рабочих мест в государственном секторе экономики.

Цель государственной политики занятости - содействие полной, продуктивной, эффективной и свободно избранной занятости населения. Трудоустройство представляет собой систему организационных, экономических и правовых средств, направленных на обеспечение трудовой занятости населения. В широком смысле оно объединяет все формы трудовой деятельности. В узком смысле понимается процесс поиска подходящей работы и устройство на неё, а также процесс профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки для получения имеющихся мест работы.

Достижение высокого уровня занятости – одна из основных целей макроэкономической политики государства (рис.8).

Рисунок 8 - Направления государственной политики занятости

Рынок труда имеет свои учреждения купли-продажи труда - биржи труда — учреждение, осуществляющее посредничество между работниками и предпринимателями при осуществлении сделки купли-продажи труда и регистрации безработных. Современные биржи труда могут быть государственными, частными и общественными.

Особую роль в решении проблем, связанных с безработицей, играют именно государственные биржи труда (центры занятости), являющиеся центральным звеном государственной службы занятости.

Государственное регулирование рынка труда ведется по следующим направлениям:

- разрабатывается трудовое законодательство, в котором определена правовая сторона рынка труда (условия найма и увольнения, продолжительность рабочего дня, охрана труда и пр.);

- разрабатываются и реализуются социальные программы, помощь малоимущим, пособия по безработице, пенсионное обеспечение;

- осуществляются посредническо-вспомогательные функции: частично поиск рабочих мест, создание общенациональной информационной сети по трудоустройству, организация курсов профессионального обучения и переквалификации.

С целью выработки согласованных решений из представителей этих органов создаются координационные комитеты содействия занятости населения. Существуют три уровня программ обеспечения занятости населения:

- федеральный или общегосударственный,

- субъекта Российской Федерации (республиканские, краевые, областные, автономных округов и т.д.);

- местный или локальный (на территории органа местного самоуправления).

Долгосрочная политика государства на федеральном уровне включает комплекс мер по предупреждению массовой безработицы, поддержанию ее на социально-приемлемом уровне; подготовке и переподготовке рабочей силы, соответствующей требованиям рынка и научно-технического прогресса; разработке и осуществлению крупных программ, проектов, обеспечивающих вывод из застоя депрессивных регионов, и др.

Региональный аспект государственной политика занятости реализуется через ежегодно принимаемые субъектами РФ территориальные программы содействия занятости населения, учитывающие особые факторы и условия, влияющие на состояние рынка труда в регионах.

Государственная политика на региональном уровне реализуется в рамках федеральной программы, путем выполнения региональных и местных программ содействия занятости населения, учитывающих особенности демографического и социально-экономического развития территорий.

Дмитрий Медведев объявил 2010 год – годом борьбы с безработицей. Из семи пунктов антикризисной программы президента пять уже реализовывались в прошлом году.

В регионах службы занятости с осени 2009 года начали кредитование безработных для открытия собственного дела; организованы курсы по переобучению потерявших работу граждан; до 4300 рублей был увеличен максимальный размер пособия по безработице, организуются общественные работы для тех, кто лишился постоянного заработка. Хотя, как отмечают исследователи данной проблемы, эффективность этих мер спорна.

Так, общественные работы вместо серьезных проектов по строительству дорог и других объектов инфраструктуры свелись к уборке улиц и покраске заборов. Вместо долгосрочных работ, которые могут помочь людям получить новую специальность, а государству — решить проблему с дорогами и инфраструктурой, власти на местах просто пытаются занять безработных хоть чем-нибудь.

Самые популярные виды социального труда — уборка улиц, благоустройство территорий, обслуживание общественного транспорта, ремонт памятников культуры. При этом наиболее важные и серьезные мероприятия, такие как строительство и ремонт дорог, по разным причинам отходят на второй план. Как показал 2009 год, общественные работы мало помогают в борьбе с безработицей. Люди не спешат заниматься «грязной» работой дворников и уборщиков. На нее соглашаются либо от безысходности, либо постоянные клиенты служб занятости, стоявшие на учете еще до начала кризиса. Такие меры снижают социальное напряжение в обществе, но не помогают бороться с безработицей.

Одной из наиболее востребованных среди безработных стала программа самозанятости населения. В 2010 году безработный, открывающий свое дело, сначала получит все те же 58800 рублей. Но если в дальнейшем он создаст дополнительные рабочие места и примет на работу официально зарегистрированных безработных, ему выплатят еще 58800 рублей.

Одной из мер снижения напряженности на рынке труда должна стать организация стажировок для выпускников вузов. Кроме того, в 2010 году правительство решило бороться и с безработицей инвалидов. Работодателям будет выделяться единовременно по 30 тысяч рублей, которые пойдут на оборудование мест организации труда этой категории граждан. Если бы эта мера была работоспособна, она могла бы снизить хроническую безработицу.

В 2009 году около 200 тысяч человек получили новую профессию. Планируется развивать это направление и в 2010-м.

Хотя темпы регистрируемой безработицы снижаются, прогноз по безработице на конец года остается прежним, и правительство продолжит финансировать региональные программы по снижению напряженности на рынке труда в 2010 году. На эти цели бюджет 2010 года выделяет более 35 млрд руб. однако теперь акцент с финансирования организации временных рабочих мест смещается на программы самозанятости и профессионального переобучения.

Службы занятости также большое внимание уделяют ориентации лиц, потерявших работу на самозанятость, на предпринимательскую деятельность разнообразных видов.

В системе антикризисных мероприятий, проводимых в Республике Башкортостан, приоритетными направлениями являются социальная защита населения и стабилизация рынка труда.

Численность экономически активного населения в республике по итогам обследования населения по проблемам занятости по методологии Международной организации труда за январь-август 2010г. составила 2030,5 тыс. человек, из них занято – 1840,9 тыс. человек. Преобладающая часть занятого населения сосредоточена на крупных и средних предприятиях, среднесписочная численность работающих в них в январе-августе 2010г. составила 929,6 тыс. человек (96,2% к январю-августу 2009г.).

По данным предприятий и организаций наблюдаемых видов экономической деятельности

в сентябре 2010г. было принято на работу 11,1 тыс. человек, из них около 0,6 тыс. человек – на вновь введенные рабочие места. Выбыло по различным причинам 11,9 тыс.человек, из них 8,1 тыс. человек уволились по собственному желанию, 0,8 тыс. человек - по соглашению сторон, 0,3 тыс. человек – в связи с сокращением численности персонала.

Численность граждан, обратившихся в органы государственной службы занятости за содействием в поиске подходящей работы, в январе-сентябре 2010 года составила 114,8 тыс. человек, из них 71% граждан нашли работу (доходное занятие) с помощью службы занятости (в январе-сентябре 2009г. соответственно 137,0 тыс. человек и 58%). Среди граждан, ищущих работу, 36% ранее работали по рабочим профессиям, 19% – на должностях служащих, 46% - не имели стажа трудовой деятельности.

На 1 октября 2010г. в органах службы занятости в качестве безработных зарегистрированы 32,9 тыс.человек, что на 15% меньше по сравнению с 1 октября 2009г . Среди них женщины составляли 60%, молодежь в возрасте 16-29 лет – 25%. Уровень регистрируемой безработицы составил 1,6% экономически активного населения. Образовательный уровень безработных остается высоким. Большинство зарегистрированных безработных имели профессиональное образование (75% от общего числа), из них 23% - высшее и 27% - среднее профессиональное.

Увеличилось число вакансий, заявленных работодателями республики в службы занятости. На 1 октября 2010г. потребность в работниках составила 28,2 тыс.человек, что на 54% больше, чем на 1 октября 2009г. Из общего количества вакансий, которыми располагали службы занятости, 81% составляла потребность по рабочим профессиям. Основное число заявок поступило от предприятий торговли (13%), промышленных предприятий (19%), учреждений образования (12%) и строительных организаций (15%). Максимальное значение уровня безработицы зарегистрировано в городском округе г. Агидель (7,69%), минимальное – в муниципальном районе Ермекеевский район (0,65%).

В целях реализации государственной политики в области занятости населения и регулирования рынка труда разработаны и успешно действуют программы «Содействие занятости населения Республики Башкортостан на 2007-2009 годы» и «Республиканская программа дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Республики Башкортостан в 2009 году».

Проблема занятости стала одним из невыполненных пунктов Республиканского трехстороннего соглашения по регулированию социально-трудовых отношений. Ход реализации трехстороннего соглашения обсудили в Доме Правительства республики.

В этих условиях стороны соглашения должны системно работать по созданию рабочих мест и улучшению их качественной структуры. Наряду с крупными проектами (в целом, до 2017 года в республике запланирована реализация порядка 80 крупных инвестиционных проектов с созданием 65000 новых рабочих мест) необходимо стимулировать малое и среднее предпринимательство. Для этого следует использовать как программы поддержки малого бизнеса, так и потенциал программ содействия занятости населения».

В 2010 году около 200 млн. рублей из федерального и республиканского бюджетов направили на развитие самозанятости, субсидии на открытие собственного дела получили 1 700 человек. Также на заседании отметили, что рост доходов населения замедлился, об этом говорят показатели уровня жизни: «Реальная среднемесячная заработная плата в I полугодии 2010 года в республике возросла на 1,6%, реальные располагаемые денежные доходы населения - на 4,1%. Это значительно ниже докризисного уровня - в 2007 году темпы роста данных показателей составляли в республике 14,3% и 18,1% соответственно.

При этом ключевые параметры соглашения - установление минимальной заработной платы не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения и индексация зарплаты - большинство организаций не соблюдают.


 

Заключение

В данной работе мы рассмотрели понятие и сущность безработицы, ее виды, а также пути решения проблемы безработицы в современных условиях.

Безработица - это такое состояние рынка труда, когда часть экономически активного населения не занята в общественном производстве и не имеет соответствующего заработка (дохода). Безработица формируется за счет: потерявших работу в результате увольнения; добровольно оставивших работу; пришедших на рынок труда после перерыва; впервые пришедших на рынок труда.

Формы безработицы могут быть:

Фрикционная — временная безработица, связанная с региональными, профессиональными и возрастными перемещениями рабочей силы.

Структурная — высвобождение рабочей силы под воздействием структурных сдвигов в экономике, изменяющих спрос на отдельные профессии.

Технологическая — высвобождение рабочей силы, особенно работников с низкой квалификацией, под влиянием научно-технической революции.

Циклическая — определяется изменениями деловой конъюнктуры. Снижается во время циклических подъемов и увеличивается в периоды кризисов.

Глобальный экономический кризис приводит во всех странах мира к падению производства, снижению доходов населения и росту безработицы. Столкнулась с этой проблемой и Россия. Проблемы российского рынка труда разнообразны по своим причинам, проявлениям и последствиям. Особенно острой и болезненной является проблема безработицы.

Безработица, если она становится длительной, негативно влияет на жизненный уровень человека, семьи, на личность, вплоть до возможного ее разрушения. Массовая безработица может стать дестабилизирующим фактором, привести к застою, деградации отдельных регионов и даже к социальным потрясениям всего общества. И в этом плане она представляет собой социально-политическую проблему.

Поэтому проблема безработицы и занятости должна находиться в центре внимания общества и государства, проводимой государством социально-экономической политики.

В целях дальнейшего развития повышения качества и эффективности обучения и роста профессиональной мобильности рабочей силы на рынке труда и быстрейшего трудоустройства необходимо использовать как традиционные, так и инновационные направления и формы работы, среди них:

- развитие качества рабочей силы посредством создания эффективного механизма социального партнерства органов службы занятости населения, органов власти, образовательных учреждений, работодателей;

- повышение статуса профессионального обучения, как инструментария обеспечения социальной защищенности граждан на рынке труда;

- обеспечение возрастания роли работодателей в определении стратегии, направлений и форм профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения по профессиям, требующимся на рынке труда и соответствующим заявкам работодателей под гарантированное трудоустройство;

- внедрение в профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения инновационных социальных и педагогических технологий.


 

Список литературы

1. Генкин Б.М. «Экономика и Социология труда» 2001г. (http://mirknig.com/knigi/nauka_ucheba/1181231512-yekonomika-i-sociologiya-truda.html)

2. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. «Экономическая теория» 2007г. (http://mirknig.com/knigi/business/1181199346-yekonomicheskaya-teoriya-uchebnik.html)

3. Кокин Ю. П., Шлендер П. Э. «Экономика труда» 2010г. (http://mirknig.com/knigi/nauka_ucheba/1181320801-yekonomika-truda.html)

4. Владимиров А.Н. «Лучшие рефераты по экономике» 2001г.

5. Плакся, В.И. Безработица: теория и современная российская практика / В.И.Плакся 2004г.

6. http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d05/219.htm

7. http://bi.gks.ru:8080/DDB/showcharts.jsp?report=TR000_2p&lang=ru&project=BIPortal_cen_2.bip

8. http://www.bashkortostan.ru/society/base/employment/

9. http://www.bashstat.ru/public/Lists/socpolog/Attachments/17/публ_09-10.htm

 

 


 

Приложение 1



2020-02-04 259 Обсуждений (0)
Государственная политика борьбы с безработицей в России 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Государственная политика борьбы с безработицей в России

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (259)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)