Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Руководство пользователя



2020-02-04 159 Обсуждений (0)
Руководство пользователя 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Технология InterBase Express используется как в качестве файл-серверной технологии, так и в качестве клиент-серверной технологии, она рассчитана на создание «облегченного» клиента. С этой целью она предоставляет программисту способ непосредственного обращения к промышленному серверу InterBase версии 5.5. Поэтому перед работой с приложения необходимо установить сервер баз данных - InterBase Server и загрузить его.

Для запуска клиентского приложения необходимо записать файл Test.gdb в папку C:\Program Files\Database\. Далее, запустив файл “storage.exe”, необходимо ввести пароль определенной категории. На экран выводится окно для ввода пароля (см. рисунок 10.1).

 

Рисунок10.1 Начальная загрузка программы.


Если будет внесен пароль кладовщика, то будут доступны только стандартные запросы и просмотр таблиц без редактора информации, если внести пароль оператора, то при просмотре таблиц станет доступным редактор информации с кнопками для ввода, удаления и модификации данных.

При внесении администраторского пароля, кроме операций доступных оператору, появится возможность ввода SQL-запросов , т.к. в меню появится пункт «Ввод SQL» доступный только администратору. При входе в систему в роли администратора появляется возможность смены паролей всех категорий. Эта функция доступна только администратору.

Меню программы содержит следующие пункты:

- файл;

- таблицы;

- запросы;

- утилиты.

“Файл” содержит выпадающее подменю:

- доступ;

- настройки;

- выйти.

При выборе пункта “доступ” на экране появляется окно, изображенное на рисунке 10.1.

При выборе пункта “настройки” на экране появляется окно, изображенное на рисунке 10.2.


Рисунок 10.2 Окно настроек

 

При выборе пункта “выйти” на экране появляется окно для подтверждения выхода, изображенное на рисунке 10.3.

 

 

Рисунок 10.3 Окно подтверждение выхода


Пункт главного меню “Таблицы” содержит выпадающее подменю:

- товары;

- покупатели;

- накладные;

- отпуск товаров.

При выборе пункта “товары” на экране отображается содержимое таблицы товары (рисунок 10.4).

 

Рисунок 10.4 Отображение таблицы товары

 

При выборе пункта “покупатели” на экране отображается содержимое таблицы покупатели (рисунок 10.5).


Рисунок 10.5 Отображение таблицы покупатели

 

При выборе пункта “накладные” на экране отображается содержимое таблицы накладные (рисунок 10.6).

 

Рисунок 10.6 Отображение таблицы накладные


При выборе пункта “отпуск товаров” на экране отображается содержимое таблицы отпуск товаров (рисунок 10.7).

 

Рисунок 10.7 Отображение таблицы отпуск товаров

 

Пункт “Запросы” содержит выпадающее подменю:

- сложные запросы;

- простые запросы.

При выборе пункта “сложные запросы” на экране появляется окно, изображенное на рисунке 10.8.


Рисунок 10.8 Окно выбора сложного запроса

 

При выборе пункта “ простые запросы” на экране появляется окно, изображенное на рисунке 10.9.

 

Рисунок10.9 Окно выбора простого запроса.


При выборе пункта “ввод SQL” на экране появляется окно, изображенное на рисунке 10.10.

 

 

Рисунок10.01 Окно ввода запроса SQL.

 

Пункт меню утилиты позволяет осуществлять выполнение арифметических операции при помощи стандартного системного калькулятора.

Пункт меню о программе содержит информацию об авторах проекта и краткую справочную информацию о программе.

 


Заключение

 

Компьютерные технологии в настоящее время – это одна из областей, развивающихся в динамическом масштабе. Разработке и проектированию информационных систем отводится одно из важнейших мест в развитии этой области, т.к. их использование получило широкое применение в различных областях деятельности человека.

Современный уровень информационных технологий позволяет успешно решать задачи различной степени сложности, связанные с автоматизацией процессов обработки информации.

В курсовом проекте была реализована задача автоматизации составления и просмотра данных торгового склада. Исходя из тех данных, которые содержатся в накладных, была разработана концептуальная модель базы данных. Таблицы были приведены к 3-ей нормальной форме. Полученная модель в дальнейшем явилась основой для физической структуры базы данных. В системе организована многоуровневая секретность, дающая возможность защитить данные от несанкционированного доступа.

Для разработанной базы данных в ходе выполнения проекта было создано клиентское приложение, которое обеспечивает отображение наиболее существенных пользовательских запросов.

Данные программы имеют удобный интерфейс, который позволяет пользователю получить нужную ему информацию.

 


Библиография

 

1. Атре Ш. Структурный подход к организации баз данных. – М.: Финансы и статистика, 1983. – 320 с.

2. Грей П. Логика, алгебра и базы данных. / Пер.с англ. – М. :Машиностроение, 1989 – 386 с.

3. Дейт К. Введение в системы баз данных. / Пер. с англ. – М. :Наука. Гл. ред. Физ. – мат. Инт. , 1980 – 464 с.

4. Кнут Д. Искусство программирования на ЭВМ. Основные алгоритмы. - М.: Мир, 1976. Т.1: - 512 с., Т.2: - 740 с.

5. Фаронов В.В. Базы данных. Delphi 6. Учебный курс. – М.: Издатель Молгачева С. В., 2001. – 653 с., ил.

6. Фаронов В.В. Delphi 6. Учебный курс. – М.: Издатель Молгачева С. В., 2001. – 672 с., ил.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

1 ИНФОРМАЦИОННЫЕ РАСЧЕТЫ, ВЫПОЛНЯЕМЫЕ НА ЭТАПЕ ЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

При построении физической БД рекомендуется следующая связь с категориями логической модели[8]:

n объект - файл;

n экземпляр объекта - логическая запись;

n атрибут - поле;

n структурная связь - указатель.

Данные о базе данных:

Таблица «Товары»:

Длина поля: 55 байт.

Таблица «Покупатели»:

Длина поля: 60 байт.

Таблица «Накладные»:

Длина поля: 30 байт.

Таблица «Отпуск товаров со склада»:

Длина поля: 32 байт.

1. Длина логической записи j-ого файла определяется как сумма длин полей:

 [байт] (3.1)

 

где Mj - число групп полей в записях(А2=2 и более), lij длина группы [байт].


=55+60+30+32=177 байт.

 

2. Объем памяти, необходимый для размещения информационного фонда без учёта системных данных и указателей составит

 

 [байт] (3.2)

 

где N - число типов записей в информационном фонде, K j - количество записей j -го файла.

При пустой базе, то есть при отсутствии записей Ki =1.

Следовательно имеем: =177 байт.

 

3. Приращение информационного фонда

 

 [байт-1] (3.3)

 

где  - число добавленных типов записей,  - интенсивность добавления записей в файл j -го типа.

При средней интенсивности =100 зап/день, имеем приращение информационного фонда:

 

=100*177=17700 байт, или 17,28 кБайт.

4. Зная первоначальный объём Vобщ памяти, выделенной под развёртывание БД, и объем программного обеспечения VПО, представляется возможным оценить время заполнения информационного фонда

 

 [время] (3.4)

 

Указанная величина определяется

- приращением информационного фонда: 17,28 кБайт;

- первоначальными объемами памяти: Vобщ=1,2 ГБ =614400 кБ;

- объемом программного обеспечения VПО = 307200 кБ;

- объемом памяти, необходимым для размещения информационного фонда: I=177 Б = 0,178 кБ.

Следовательно, имеем:

Iзап = (614400 – 307200 – 0,178)/17,28 = 17777 дней.

5. Время резервного копирования определяется промежутками времени, в которые поступает порция данных порядка 20% первоначального объёма БД

 

 (3.6)

 

Следовательно, резервное копирование следует проводить каждые:

Tp=0.2*0.178/17.28=0,2 дня или через каждые 4.8 часов.

6. Количество обращений к логическим записям

 

 (3.7)

 

где  - количество обращений к записям j -го типа в i -м запросе.

В базе - три типа записей:

J=1 - Integer – 3 поле

J=2 - Date – 1 поле

J=3 - Varchar – 7 полей

J=4 - Numeric – 1 поле

Следовательно, имеем:

 

=12.

 

7. Интенсивность обращений к информационному фонду

 

 (3.8)

 

где - частота выполнения i - того запроса( определяется учащимся и согласовывается с руководителем), Z - число запросов, обработка которых предусмотрена СУБД.

При среднем количестве запросов вывода информации равном 0, и запросов ввода равном 100. Имеем частоту выполнения запросов:

=100+20=120 зап/день.

Следовательно, имеем интенсивность обращений к информационному фонду:

=12*120=1440.

 

2 СЕТЕВАЯ СТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИИ БАЗ ДАННЫХ

 

В больших корпоративных системах, в которых имеет место разбросанность отделов предприятия по городу, а иногда по стране или даже по всему миру используется сетевая организация доступа к общим базам данных.

В основе лежит возможность осуществления связи между удалёнными компьютерами по:

- линиям телефонной связи;

- воздушным радиолиниям;

- спутниковой связи.

Для этих целей программное обеспечение, наиболее популярное для использования корпоративными клиентами содержит все необходимые интерфейсы для работы с сетями.

Изначально была наиболее распространена файл-серверная технология организации доступа к базам данных. Суть её состояла в том, что например при выборке определённой информации, всё пространство выборки копировалось с сервера на терминал клиента и там осуществлялась собственно выборка. И как следствие её недостатком были:

- загруженность линий связи;

- загруженность клиентского терминала;

- общая неустойчивость системы.

Затем была разработана клиент-серверная технология, которая работала по иному принципу: все операции работы с базами данных производились на сервере, а терминал клиента использовался лишь для отправки команд и просмотра результатов их выполнения. Как следствие большая часть проблем была устранена.

На данный момент все современные системы оперирования данными, содержащимися в базах ориентируются на использование клиент-серверной технологии. В InterBase также реализована сетевая структура.

В основе курсового проекта лежит возможность реализации сетевой структуры управления и обмена данными в локальной сети и всемирной сети Интернет.

В разработанной системе есть возможность работы с базой данных, расположенной на сервере, с терминалов клиентов. Общая организация клиент-серверной сетевой структуры приведена на рис.1.

В данной структуре априори известно, что сервер хранит базы данных и выполняет запросы, поступающие от клиентских терминалов из локальной сети. Либо выполняет запросы от удалённых клиентских терминалов, через всемирную сеть Интернет. Эти терминалы могут быть расположены по всему миру (например, базы данных авиакомпании «Америка ОнЛайн»). Причём интернет-порталом не обязательно должен быть сервер баз данных.


             
     

 

 


Удалённые

терминалы

 

 


Интернет

     
 

 

 


Сервер

 

 


Рабочие

станции

 

Рис.1 Сетевая организация баз данных корпоративных клиентов

На физической машине-сервере должно быть развёрнуто программное обеспечение «сервер», которое осуществляет связь и работу с данными баз, исходя из посылок терминалов. В свою очередь на всех терминалах должно быть установлено соответствующее программное обеспечение, осуществляющее связь и отправку посылок серверу.

В случае нашего курсового проекта на машине-сервере должен быть развернут InterBase Server. А программным обеспечением осуществляющим отправку посылок и отображения результатов запросов является программа Storage.

В системе разработана система аккаунтов. То есть каждый отдельный пользователь имеет свои права и полномочия. Наиболее широкие возможности имеет администратор системы. Он может выполнять все возможные операции над базами данных, с использованием структурированного языка запросов (SQL).

Для администратора системы не предусмотрено никаких ограничений в работе с данными.

Остальные категории пользователей ограничены в правах, поскольку нет стопроцентной уверенности в правильности действий любого из операторов, работающих в данный момент с базой. Действия оператора, ограничиваются просмотром информации (выборками), изменением содержимого таблиц, а также удалением или добавлением данных. Самый низкий уровень доступа к системе у кладовщика, он может узнавать лишь, есть товар в наличии на базе, и информацию о нём. Иными словами, кладовщик может только просматривать данные.

Никакие посторонние лица не смогут получить доступ к каким-либо данным без пароля. Логично, что пароль можно узнать от людей использующих систему, имеет место человеческий фактор. Для предотвращения подобных эксцессов, пароль всех категорий пользователей изменяется администратором системы ежедневно, а затем сообщается пользователям, для того чтобы они могли выполнять работу.

 

3 ОТКАЗЫ И ВОССТАНОВЛЕНИЕ

 

В технологии InterBase предусмотрена система откатов и восстановлений, действующей после сбоев в работе сервера или какого либо клиентского терминала системы. Данная система основана на свойстве подтверждения транзакций.

На этот счёт существует классический пример перевода крупной суммы денег с одного счёта на другой. Сейчас, в век компьютерных технологий банки не оперируют наличными деньгами, они оперируют цифрами и данными, содержащимися в их банковских базах. Переводы из одного банка в другой, или с одного счёта на другой, осуществляются мгновенно с использованием цифровых технологий и сети Интернет. И если в момент перевода, вдруг произойдёт сбой в системе, то переводимые деньги могут … потеряться, что крайне отрицательно скажется на репутации банка. Поэтому участником перевода является система транзакции. Существует понятие подтверждения транзакции. То есть деньги переводятся с одного счёта на другой, изменение фиксируется на том счету, куда переводятся деньги, приходит подтверждение транзакции и лишь после этого изменение начального счёта фиксируется сервером системы выполняющей перевод.

Если же вдруг во время работы системы произойдёт сбой, то деньги останутся на начальном счёте.

С помощью подтверждения транзакций реализуется система каскадных взаимодействий между таблицами через FK(Foreign Key – Удалённый ключ). Существует два типа каскадных взаимодействий:

On update – по изменению поля.

On delete – по удалению поля.

Когда выставлено взаимодействие on update, при изменении содержимого поля в главной таблице изменяется содержимое поля в подчинённой.

Когда выставлено взаимодействие on delete, при удалении содержимого поля в главной таблице удаляется содержимое поля в подчинённой.

Взаимодействия можно выставлять, как вместе, так и по отдельности, так и не выставлять вообще.

Если в главной таблице «Товары» изменить содержимое поля «Товар» - «Сахар» на «Рафинад», то изменения on update в подчинённой таблице «Отпуск_товаров_со_склада» вступит в силу лишь после подтверждения транзакции. В проекте не реализован тип взаимодействия on delete за отсутствием необходимости удаления данных из подчинённых таблиц, так как априори известно, что в базе информация должна постоянно накапливаться, а удаляться содержимое полей ни в одной таблице не будет.

Исходя из анализа предметной области, можно определить, что потенциальной опасности потери данных нет, так как больший процент операций над базой и её данными составляет просмотр, добавлении и редактирование. Операций же удаления практически может и не быть (хотя они и предусмотрены, вплоть до удаления таблиц). Следовательно, нет необходимости разработки модулей дублирующих, или как говорят «зазеркаливающих» работу приложения.


4 СОХРАНЕНИЕ ДАННЫХ

 

В системах управления базами данных предусмотрено периодическое сохранение содержимого базы. Заключается оно в том, что периодически, по определённому распорядку, опредёлённому по информационным расчётам, следует архивировать файлы базы данных, а затем копировать их на выбранные носители. При выборе носителя, следует, прежде всего, ориентироваться на объём файлов базы данных. Начнем с наибольших объёмов хранимой информации:

 - В промышленности, на производстве, в сверхбольших корпоративных системах используются носители типа магнитная лента. Здесь выбор обуславливается тем, что магнитная лента является носителем для сверхбольшого количества информации. При минимальном возможном физическом объёме носителя мы имеем наибольший объём хранения информации. Объём информации хранимой на магнитных лентах измеряется в ТБ(Терабайтах).

- Следующий тип носителя, это CD-R, CD-WR диски (однократно записываемые, и перезаписываемые компакт диски). Эти носители не могут хранить настолько же большие объёмы информации, как магнитная лента, однако являются самыми распространёнными, для баз малого и среднего бизнеса, где не требуется хранить большие ресурсы, однако необходимы удобство и скорость работы. Так же компакт диски дольше других носителей могут хранить записанную на них информацию.

- И последний распространённый тип носителя – флоппи диски.

Эти носители ранее использовались очень широко, однако с развитием информационных технологий, утратили популярность из-за невысокой скорости работы, малых объёмов хранимой информации, и высоких требований к оборудованию. Но, тем не менее, даже на сегодняшний день их всё таки используют как наиболее дешёвый носитель информации.

Сохранение информации на жёсткие диски используют довольно редко из-за низкого коэффициента сохранности и общих показателей этого носителя.

Согласно информационным расчетам, проведённым в пункте «Информационные расчёты», резервное сохранение информации должно проводиться через каждые 5 часов работы с базой.

Выбор здесь лежит между компакт дисками и флоппи дисками. Оптимальным выбором носителя являются компакт диски, так как по примерным подсчётам, по прошествии отрезка времени равного 0.5 года, скажутся объёмные характеристики флоппи диска, и сохранять информацию станет некуда.

Обычно в системах баз данных предусматривают резервное копирование на выбранные носители прямо из программы управления БД. Задаётся путь к носителю и папке, затем файлы базы данных архивируются и записываются по выбранному пути. Существуют системы, в которых сохранение производится автоматически по прохождении интервала времени рассчитанного и определённого как время резервного сохранения.

В приложении, разработанном в курсовом проекте, резервное копирование производится путём выбора пункта главного меню «Резервное копирование». В появившемся окне выбирается путь сохранения архива файлов базы данных, затем эти файлы архивируются и архив записывается по указанному пути. Причём имени архива присваивается полная текущая дата и время.

Таким образом, при сбое системы можно, восстановить все критичные данные с помощью сменного носителя.



2020-02-04 159 Обсуждений (0)
Руководство пользователя 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Руководство пользователя

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (159)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)