Практика освоения особенностей режиссуры народного праздника
Идейно-тематический анализ сценария народно-обрядового праздника «У нас ныне Семик – Троица» С.К. Борисов
1. 12 июня, в 12.00 в городском парке. 2. Праздник посвящен Святой Троице 3. «У нас ныне Семик – Троица» 4. План проведения: Пролог: «Троичные хороводы» (Девушки водят хороводы, этим оповещая весь народ о проводах Весны и встрече Лета. Наряжают Девушку-Березку. Просят у Святого духа благословения) 1 эпизод: «Кумление» (Проводится обряд кумления. Девушки водят хороводы и целуются через венки и арки сплетенные из березовых веток) 2 эпизод: «Заигрыши» (В действо вступают парни. Парни заигрывают с девчатами: через игры и хороводы) 3 эпизод: «Изгнание Русалки» или «Русальичи похороны» (Проводится обряд изгнания Русалки – сжигание чучела Русалки) 4 эпизод: «Русальичи поминки» (Проводится традиционный обряд поминок) Финал: Люди обращаются к Святой Духу о плодородии земли, о благополучном урожае, о здоровье и о мире. 4 Тема: О божественных началах в природе и человеке, Идея: Начала Божественное и Человеческое едины. Сверхзадача: Стремление человека через единение с природой и верой в Божественного начала всего сущего на земле. Конфликт: Противоречие между тем, каким должен быть человек, и тем, каков он есть. 5 Представление создано для смешанной аудитории 6 Почетные гости 7 Активизация осуществлялась двумя способами: – вербально (через слово, «закликалки») – физически (через игру, вовлечение зрительской аудитории в хороводы, песни) 8 Использовались традиционные средства выразительности (слово, музыка, пластика, хореография), специфические средства выразительности (целование через венок, ряженье Девушки-Березки, сжигание чучела Русалки, различные природные шумы), изобразительные средства выразительности (звук). 9 Атмосферу праздника создают фольклорные костюмы, народные песни и музыка, хороводы. 10 Ход: принятые в троицу хороводы и Девушка-Березка. Прием: Духовный христианский запрос человеку, и ответ на него человека через языческие обрядовые действия. Этот прием продиктован содержательной частью как Семика, так и Троицы, их пересечением и взаимопроникновением. 11 В этом народном действе режиссер использовал последовательный монтаж.
Замысел сценария народного праздника «Солнышко красно, гори, гори ясно» 1. Посвящен языческому празднику «Масленица» 2. «Солнышко ясно гори, гори ясно» 3. Тема: О единении человек и Солнца, как центр бытия Идея: «Спасибо Зимушка-Зима, здравствуй Весна-Красна» Сверхзадача: с шуткой радостью, весельем и благодарностью проводим Зиму и встрече Весны; Конфликт: Противоборство Зимы и Весны Сквозное действие: ожидание тепла и встреча Весны 4. Ход: Состязание Прием: через активизацию зрителя и вовлечение его в конкурсно-игровую ситуацию. 5. Постановочныйплан: Пролог: Веселые скоморохи закликают гостей парка на представление 1 эпизод: «Приветствие Масленицы» (День первый) Девушки чествуют Масленицу и устанавливают в центре площадки Чучело Масленицы. 2 эпизод: «Заигрыши» (День второй) проводятся Скоморохами состязательные игры 3 эпизод: «Лакомка» Гостям праздника предлагается отведать блинов с чаем 4 эпизод: «Широкая Масленица» (День четвертый) Девушки поют русские народные песни, проводится конкурс «Частушка», «Бой мешками» и т.д. 5 эпизод: «Тещины вечерки» пластическая композиция «Теща про зятя блины пекла…» После чего заводится веселый хоровод. 6 эпизод: «Золовкины посиделки» выступление коллективов художественной самодеятельности 7 эпизод: «Прощенный день» – «Проводы зимы» Сжигание чучела Финал: Прощание со зрителем и под веселую музыку участники праздничного действа уходят 6. Жанр: Конкурсно-игровая программа 7. Аудитория смешанная Заключение
Теория и практика сценарно-режиссёрской деятельности по организации и проведению празднично-обрядовых действ показывает, что найти путь к сердцу и разуму человека режиссёрам театрализованного представления и праздника непросто. Народное действо как художественно-педагогическое явление требует к себе серьёзного отношения. Таким образом, драматургия и режиссура празднично обрядового театрализованного действа процесс сложный и трудоемкий. При разработке литературного сценария народного праздника нужно учитывать традиции и обряды преемственные только для этого праздника, учитывать характерные черты региона, в котором будет проходить данное действо и др. Заложенные в народном празднике высокая духовность и нравственность, выступает гарантами уважения к традициям, доброжелательных отношений между окружающими, любви и бережного отношения к природе. Языческое наследие и высокая культура нашей страны – два источника, обеспечившие развитие славянского мира. Сочетание столь несхожих религий привело к тому, что христианство у славян обогатилось многими чертами, неизвестными Западной Европе, а от язычества сохранились лишь самые поэтические мифы и образы. Воспитательная роль народного праздника, прежде всего – в сохранении фольклорных традиций народа, проявляя их, через воздействие на каждую личность будь это ребенок, подросток или взрослый человек. Таким образом, народное празднество активно влияет на весь уклад жизни и общества. Следование канонам традиционной культуры развивает у людей чувство собственного достоинства и национальной гордости, способствует осознанию роли своего народа в мировой цивилизации. Наиболее массовой, доступной и естественной формой реализации остается народный праздник, фольклор, обрядово-праздничная культура, т.е. все то, что нам сейчас так необходимо. А отсюда необходимость популяризации, всяческого поощрения использования народных культурных традиций в деятельности режиссёров театрализованных представлений и праздников. Наша задача как будущих режиссёров театрализованных представлений и праздников популяризировать повсеместно народный праздник. Возрождать и сохранять народные традиции нашей страны.
Библиографический список литературы
1. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М., 1989. С. 160 2. Аникин В.П. Фольклор как коллективное творчество народа. Учебное пособие. – М.: МГУ, 1969. 3. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. – М., 1994. Т. 3. 4. Бакланова Т.Н. Народная художественная культура. – М., 1995. – С. 5 5. Баллер Э.А. Приемственность в развитии культуры. – М.: Наука, 1969 6. Бапбурин А.К. Календарь и трудовая деятельность человека. Л., 1989. С. 8. 7. Браглей Ю.В. Этнос и этнография. – М., 1973. 8. Белозерова В.В. Традиционная культура Орловского края. – Орел ОГИИК, 2005 9. Борисов С.К. Основы драматургии театрализованного действа. – Челябинск, 2000 10. Вересаев В.В. К художественному оформлению быта (об обрядах: старых в новых) // Красная новь. 1926. №1. С. 159–160 11. Генкин Д.М. Массовые праздники. – М., 1975 12. Глан Б.Н. Массовые праздники и зрелища. – М., 1961 13. Жигульский К. Праздник и культура. – М., 1985. 14. Зенцовский И.И. Методика календарных песен. – М., 1975. 15. Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1995. С. 133 16. Калугина В.И. Фольклор народов России, том 1. – М., 2003 17. Конович А.А. Театрализованные праздники и обряды в СССР. – М., 1990, С. 208 18. Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII – начало XX в – Л., 1984 19. Панкеев И.А. Русские праздники. – М., 1998 20. Пропп В. Я, Русские аграрные праздники: Опыт историко-этнографического исследования. Л., 1963. С. 12. 21. Степанов Н.П. Народные праздники на Святой Руси. – М., 1992. 22. Тульцева Л.А. современные праздники и обряды народов СССР. – М.: Наука, 1985. 1. 23. Шароев И.Г. Театр народных масс. М., 1978. С. 120–12 24. Щуров В.М. региональные традиции в русском музыкальном фольклоре // Музыкальная фольклористика.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (287)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |