Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Внешнее внушение как средство психологического воздействия на процесс формирования мотива



2020-02-04 176 Обсуждений (0)
Внешнее внушение как средство психологического воздействия на процесс формирования мотива 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В ряде случаев эффективным средством воздействия со стороны на процесс образования мотива является внешнее внушение. Оно понимается как психологическое воздействие одного человека (суггестора) на другого (суггерента), осуществляемого с помощью речи и неречевых средств общения и отличается сниженной аргументацией со стороны суггестора и низкой критичностью при восприятии внушаемого содержания со стороны суггерента. Внушение, принимаемое суггерентом, становиться его внутренней установкой, которая направляет и стимулирует его активность при формировании намерения.

Существует три формы внушения: сильное уговаривание, давление и эмоционально-волевое воздействие.

По критерию наличия цели выделяют преднамеренное и непреднамеренное внушение. Первый вид внушения характеризуется наличием конкретной цели: суггестор знает, сто и кому он хочет внушить. Характерной особенностью непреднамеренного внушения является то, что человек, производящий его, сам может этого и не подозревать. По содержанию внушение определяют как специфическое и неспецифическое. Непосредственное отношение к мотивации имеет только специфическое внушение, так как с его помощью внушаются конкретные мысли, действия и поступки. По способу воздействия внушение делиться на прямое (открытое) и косвенное (закрытое). Первое характеризуется открытостью цели внушения, прямой направленностью на конкретного человека. Прямое внушение применяется, если человек не оказывает сопротивления или если оно не очень большое. Косвенное внушение характерно опосредованным воздействием на внушаемого. Содержание внушения включается в передаваемую информацию в условном или скрытом виде.


Прямые императивные формы воздействия

 

К прямым императивным формам воздействия относятся приказы, требования, принуждение. Приказ, требование. В случае приказа, требования особенностью формирования мотива является то, что человек принимает их как цель. В связи с этим В.А.Иванников говорит о двух родах целей: цель как конкретное наполнение мотива и цель, задаваемая другими людьми и обществом в целом. Формирование мотива при заданной извне цели происходит по следующей схеме:

 

 

Приказ или требование как форма воздействия могут использоваться в случаях, когда один человек имеет право распоряжаться поведением другого (других). Требование воспринимается как проявление власти над другим. Это приводит к внутреннему сопротивлению выдвигаемым требованиям.

Снять эту негативную реакцию можно путем тщательной аргументации выдвигаемого требования. Это способствует осознанному, а не слепому выполнению требования. Тогда требование становиться из внешнего побудителя внутренним.

Принуждение. Эта форма воздействия используется обычно тогда, когда другие методы воздействия на мотивацию оказываются недейственными или когда нет времени, чтобы их использовать.

Принуждение действенно только в том случае, если принуждающий имеет более высокий статус, чем принуждаемый.

Положительной стороной принуждения является то, что оно может способствовать снятию конфликтной ситуации на данном отрезке времени и выполнению субъектом необходимых действий. Кроме того, это один из способов воспитания чувства долга. "Человек, который не умеет принудить себя делать то, чего не хочет, никогда не достигнет того, чего хочет", - писал К.Д.Ушинский.

 

Манипуляция

влияние воздействие императивный внушение манипуляция

Под манипуляцией понимают скрытое от адресата побуждение его к изменению отношения к чему-либо, принятию решений и выполнению действий, необходимых для достижения манипулятором собственных целей. При этом важно, чтобы адресат считал эти мысли своими собственными, а не "наведенными" извне и признавал себя ответственным за них.

Рассмотрим вариант формирования мотива, когда в качестве стимулятора поведения оказываются привлекательные объекты. Исследования К.Левина показали, что предметы, окружающие нас, способны побуждать человека к определенным действиям: красивый ландшафт влечет к прогулкам, пирожное и шоколад "хотят быть съеденными". К.Левин различает "позитивный" и "негативный" характер требований. Одни вещи побуждают стремиться к ним, а другие – отталкивают.

К мотивации, вызванной привлекательностью объекта, относят такие психологические механизмы воздействия как заражение и подорожание.

Заражение. Заражение как психологический механизм как процесс передачи эмоционального состояния от человека или группы другому (другим). Особенно ярко проявляется в трудовом энтузиазме, в воодушевлении болельщиков на стадионе.

Подражание – это следование какому-либо примеру, образцу, принятие и воспроизведение внешних и внутренних особенностей других людей, привлекательных для данного субъекта.

Выделяют разные виды подражания: непроизвольное и произвольное, логическое и внелогическое, внутреннее и внешнее, подражание-мода и подражание-обычай (например, придворных – королю, служащих аппарата – его руководителю)

 


Заключение

 

Мотивация является ключом к поведению человека. Не только внешняя среда и ситуация определяет состояние личности, но и ее внутренние причины. Вот несколько концептуальных правил, которые помогают в управлении мотивацией при влиянии и воздействии на людей.

1. Положительное подкрепление эффективнее и конструктивнее отрицательного, особенно в долгосрочной перспективе.

2. Подкрепление должно быть конкретным и безотлагательным. Чем меньше временной интервал, тем больше эффект.

3. Непредсказуемые и нерегулярные поощрения стимулируют лучше, чем ожидаемые и прогнозируемые.

4. Необходимо проявлять искреннее внимание к окружающим.

5. Важно дать людям почувствовать себя победителем.

6. Выделять промежуточные цели и поощрять их достижения.

7. Дать людям чувство свободы действий, возможность контролировать ситуацию.

8. Терпеливо создавать установку на сотрудничество, добиваться сначала маленьких уступок.

9. Не ущемлять самоуважение других, предоставить им возможность "сохранить лицо".

10. Большие и редко кому достающиеся награды обычно вызывают зависть, небольшые и частые – удовлетворение.

11. Разумная внутренняя конкуренция – двигатель прогресса.


Список литературы

 

1. Авчиренко Л.К. Управление общением – М.: ИНФРА-М, 2006.

2. Бахтин М.М. Психология личности. Изд. перераб. и доп. - М., 2002.

3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы – СПб.: Питер, 2008.

4. Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей: Пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. Зинченко В.П. и Жукова Ю.М. – М.: Прогресс, 2000.

5. Кравченко А.И. Социология – М.: Академический проект, 2007.

6. Пугачев В.П. Руководство персоналом организации – М.: Аспект Пресс, 2009.

7. Розанова В.А. Психология управления – М.: Бизнес-школа, 2008.

8. Удальцова М.В., Авчиренко Л.К. Социология и психология управления – М.: ИНФРА-М, 2009.

 



2020-02-04 176 Обсуждений (0)
Внешнее внушение как средство психологического воздействия на процесс формирования мотива 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Внешнее внушение как средство психологического воздействия на процесс формирования мотива

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (176)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)