Средство массовой информации
ФАКУЛЬТЕТ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ
Кафедра Международной журналистики
Правовое положение СМИ в Российской Федерации
Курсовая работа студентки 2 курса факультета МЖ Никулиной Д.С. Научный руководитель: Доц. Шевцов Н.В.
Москва, 2009 г. Содержание
Введение Глава I. Общеправовое определение СМИ в современной России 1.1 Средство массовой информации 1.2 Журналист 1.3 Редакция средства массовой информации Глава II. Анализ системы нормативно-правового регулирования деятельности СМИ в России 2.1 Конституция РФ 2.2 Гражданский кодекс РФ 2.3 Уголовный Кодекс РФ 2.4 Прочие Федеральные Законы и международные соглашения Глава III. Недостатки нормативно-правовой базы деятельности средств массовой Информации 3.1 Авторские права на интервью 3.2 Институт компенсации морального вреда и юридические лица 3.3 Вопросы правового регулирования деятельности интернет-изданий Глава IV. Выработка основных направлений совершенствования правового регулирования деятельности СМИ Заключение Список использованной литературы Введение
Существенные изменения в социально-экономической, политической и духовной жизни российского общества вызывают необходимость в правовом упорядочении отношений в информационной сфере, оказывающих заметное влияние на решение государственных и общественных задач. Проблема правового регулирования деятельности средств массовой информации (СМИ) в теории государства и права, а также отраслевых юридических науках весьма актуальна, ибо в настоящее время формируются и развиваются основные институты демократии, являющиеся базой для закрепления новых для российского общества функций и форм государства. Кроме того, возникает необходимость решения сложных задач, стоящих перед организациями, исполняющими роль общественного защитника. Особая актуальность рассматриваемой в данной курсовой работе проблемы заключается в том, что государство в целом, его правоохранительная система, должностные лица, состояние законности и морального духа народа предстают перед общественным сознанием так, как это видится (или нужно) СМИ. С 1991 года в России принято около 300 нормативных актов, регулирующих деятельность средств массовой информации. Несмотря на это, в содержание данных нормативных актов входит регулирование лишь части отношений, возникающих в сфере СМИ. В связи с этим количество совершенных правонарушений, субъектами которых являлись средства массовой информации, не позволяет констатировать высокий уровень и достаточное качество правового регулирования деятельности СМИ. Таким образом, на первый план выступает необходимость исследования данной проблемы, которая возникает в силу реальной потребности решения теоретико-прикладных задач формирования условий взаимодействия общества и государства. Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере правового регулирования деятельности средств массовой информации России. Предметом исследования являются теоретико-правовые проблемы правового регулирования деятельности средств массовой информации. Целью настоящего исследования является системный теоретико-правовой анализ правовых основ деятельности средств массовой информации. Достижение данной цели предполагает решение следующих задач: · предоставление общеправового определения понятия СМИ в современной России; · анализ системы нормативно-правового регулирования деятельности СМИ в России; · выявление типичных недостатков нормативно-правовой базы деятельности СМИ; · рассмотрение основных проблем злоупотребления свободой слова и юридических методов ее разрешения; · выработка основных направлений совершенствования правового регулирования деятельности СМИ. Глава I. Общеправовое определение СМИ в современной России Средство массовой информации
СМИ (англ. mass media) - в Российской Федерации периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации.[1] При этом: под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже 1 раза в год; под радио, теле-, видео-, кинохроникальной программой понимается совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное название и выходящая в свет (в эфир) не реже 1 раза в год; под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы. Законодательство РФ о СМИ включает в себя Закон РФ «О средствах массовой информации» и издаваемые в соответствии с ним иные законодательные акты, а также законодательства о СМИ субъектов РФ. Если для организации деятельности СМИ международным договором РФ предусмотрены иные правила, чем установленные Законом РФ, то применяются правила международного договора. Указанный Закон применяется в отношении СМИ, учреждаемых в РФ, а для создаваемых за ее пределами – лишь в части, касающейся распространения их продукции на территории РФ[2]. Юридические лица, граждане других государств и лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные этим Законом, наравне с организациями и гражданами РФ, если иное не установлено законом. Учредителем (соучредителем) СМИ может быть гражданин, объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, государственный орган. Выступать учредителем не может: гражданин, не достигший 18-летнего возраста, либо отбывающий наказание в местах лишения свободы по приговору суда, либо душевнобольной, признанный судом недееспособным; объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, деятельность которого запрещена по закону; гражданин другого государства или лицо без гражданства, не проживающее постоянно в РФ. Соучредители выступают в качестве учредителя совместно. Редакция средства массовой информации осуществляет свою деятельность после его регистрации. Заявление о регистрации СМИ, продукция которого предназначена для распространения преимущественно: на всей территории РФ, за ее пределами, на территории нескольких республик в составе РФ, нескольких краев и областей - подается учредителем в Федеральное Агентство по печати и массовым коммуникациям РФ (далее Агентство по печати); на территории республики в составе РФ, края, области, района, города, иного населенного пункта, района в городе, микрорайона – подается учредителем в соответствующие территориальные органы Государственной Инспекции по защите свободы печати и массовой информации при Агентстве по печати. СМИ считается зарегистрированным со дня выдачи свидетельства о регистрации. Учредитель сохраняет за собой право приступить к производству продукции СМИ в течение 1 года со дня выдачи свидетельства о регистрации. В случае пропуска этого срока свидетельство признается недействительным. В заявлении о регистрации СМИ должны быть указаны: а) сведения об учредителе (соучредителях); б) название СМИ; в) язык (языки) издания; г) адрес редакции; д) форма периодического распространения массовой информации; е) предполагаемая территория распространения продукции; ж) примерная тематика и (или) специализация; з) предполагаемые периодичность выпуска, максимальный объем СМИ; и) источники финансирования; к) сведения о том, в отношении каких других СМИ заявитель является учредителем, собственником, главным редактором (редакцией), издателем или распространителем. К заявлению прилагается документ, удостоверяющий уплату регистрационного сбора. Предъявление иных требований при регистрации СМИ запрещается. Не требуется регистрация: а) СМИ, учреждаемых органами законодательной, исполнительной и судебной власти исключительно для издания их официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов; б) периодических печатных изданий тиражом менее 1 тыс. экземпляров; в) радио- и телепрограмм, распространяемых по кабельным сетям, ограниченным помещением и территорией одного государственного учреждения, учебного заведения или промышленного предприятия, либо имеющим не более 10 абонентов; г) аудио- и видеопрограмм, распространяемых в записи тиражом не более 10 экземпляров. Деятельность СМИ может быть прекращена или приостановлена только по решению учредителя либо судом в порядке гражданского судопроизводства по иску регистрирующего органа или Агентства по печати. Учредитель имеет право прекратить или приостановить деятельность СМИ только в случаях и порядке, предусмотренном уставом редакции или договором между учредителем и редакцией (главным редактором). Журналист
Журналист (англ. journalist) – по законодательству РФ лицо, обладающее специальным статусом, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию. Специальный статус журналиста определяется совокупностью его прав и обязанностей. Журналист имеет право: а) искать, запрашивать, получать и распространять информацию; б) посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы; в) быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации; г) получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну; д) копировать, публиковать, оглашать или иным способом воспроизводить документы и материалы при условии соблюдения требований ч. 1 ст. 42 Закона РФ «О средствах массовой информации»; е) производить записи, в том числе с использованием средств аудио- и видеотехники, кино- и фотосъемки, за исключением случаев, предусмотренных законом; ж) посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение; присутствовать на митингах и демонстрациях; з) проверять достоверность сообщаемой ему информации; и) излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за его подписью; к) отказаться от подготовки за своей подписью сообщения или материала, противоречащего его убеждениям; л) снять свою подпись под сообщением или материалом, содержание которого, по его мнению, было искажено в процессе редакционной подготовки, либо запретить или иным образом оговорить условия и характер использования данного сообщения или материала в соответствии с ч. 1 ст. 42 Закона РФ «О средствах массовой информации»; м) распространять подготовленные им сообщения и материалы за своей подписью, под псевдонимом или без подписи. Журналист пользуется также иными правами, предоставленными ему законодательством РФ о СМИ. Журналист обязан: а) соблюдать устав редакции, с которой он состоит в трудовых отношениях; б) проверять достоверность сообщаемой им информации; в) удовлетворять просьбы лиц, предоставивших информацию, об указании на ее источник, а также об авторизации цитируемого высказывания, если оно оглашается впервые; г) сохранять конфиденциальность информации и (или) ее источника; д) получать согласие (кроме случаев, когда это необходимо для защиты общественных интересов) на распространение в СМИ сведений о личной жизни гражданина от самого гражданина или его законных представителей; е) при получении информации от граждан и должностных лиц ставить их в известность о проведении аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемки; ж) ставить в известность главного редактора о возможных исках и предъявлении иных предусмотренных законом требований в связи с распространением подготовленного им сообщения или материала; з) отказаться от данного ему главным редактором или редакцией задания, если оно либо его выполнение связано с нарушением закона; и) предъявлять при осуществлении профессиональной деятельности редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность и полномочия журналиста, по первому требованию. Также обязан выполнять иные обязательства, установленные законодательством РФ о СМИ. При осуществлении профессиональной деятельности журналист обязан уважать права, законные интересы, честь и достоинство граждан и организаций. Государство гарантирует журналисту защиту его чести, достоинства, здоровья, жизни и имущества как лицу, исполняющему общественный долг, в связи с осуществлением им профессиональной деятельности. Специальный профессиональный статус журналиста распространяется: а) на штатных сотрудников редакций, занимающихся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для многотиражных газет и других СМИ, продукция которых распространяется исключительно в пределах одного предприятия (объединения), организации, учреждения; б) на авторов, не связанных с редакцией средства массовой информации трудовыми или иными договорными отношениями, но признаваемых ею своими внештатными авторами или корреспондентами, при выполнении ими поручений редакции.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (162)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |