Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Средство массовой информации



2020-02-04 162 Обсуждений (0)
Средство массовой информации 0.00 из 5.00 0 оценок




ФАКУЛЬТЕТ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ

 

 

Кафедра

Международной журналистики

 

 

Правовое положение СМИ в Российской Федерации

 

Курсовая работа

студентки 2 курса

факультета МЖ

Никулиной Д.С.

Научный руководитель:

Доц. Шевцов Н.В.

 

 

Москва, 2009 г.


Содержание

 

Введение

Глава I. Общеправовое определение СМИ в современной России

1.1 Средство массовой информации

1.2 Журналист

1.3 Редакция средства массовой информации

Глава II. Анализ системы нормативно-правового регулирования деятельности СМИ в России

2.1 Конституция РФ

2.2 Гражданский кодекс РФ

2.3 Уголовный Кодекс РФ

2.4 Прочие Федеральные Законы и международные соглашения

Глава III. Недостатки нормативно-правовой базы деятельности средств массовой Информации

3.1 Авторские права на интервью

3.2 Институт компенсации морального вреда и юридические лица

3.3 Вопросы правового регулирования деятельности интернет-изданий

Глава IV. Выработка основных направлений совершенствования правового регулирования деятельности СМИ

Заключение

Список использованной литературы


Введение

 

Существенные изменения в социально-экономической, политической и духовной жизни российского общества вызывают необходимость в правовом упорядочении отношений в информационной сфере, оказывающих заметное влияние на решение государственных и общественных задач.

Проблема правового регулирования деятельности средств массовой информации (СМИ) в теории государства и права, а также отраслевых юридических науках весьма актуальна, ибо в настоящее время формируются и развиваются основные институты демократии, являющиеся базой для закрепления новых для российского общества функций и форм государства. Кроме того, возникает необходимость решения сложных задач, стоящих перед организациями, исполняющими роль общественного защитника.

Особая актуальность рассматриваемой в данной курсовой работе проблемы заключается в том, что государство в целом, его правоохранительная система, должностные лица, состояние законности и морального духа народа предстают перед общественным сознанием так, как это видится (или нужно) СМИ.

С 1991 года в России принято около 300 нормативных актов, регулирующих деятельность средств массовой информации.

Несмотря на это, в содержание данных нормативных актов входит регулирование лишь части отношений, возникающих в сфере СМИ. В связи с этим количество совершенных правонарушений, субъектами которых являлись средства массовой информации, не позволяет констатировать высокий уровень и достаточное качество правового регулирования деятельности СМИ. Таким образом, на первый план выступает необходимость исследования данной проблемы, которая возникает в силу реальной потребности решения теоретико-прикладных задач формирования условий взаимодействия общества и государства.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере правового регулирования деятельности средств массовой информации России.

Предметом исследования являются теоретико-правовые проблемы правового регулирования деятельности средств массовой информации.

Целью настоящего исследования является системный теоретико-правовой анализ правовых основ деятельности средств массовой информации.

Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:

· предоставление общеправового определения понятия СМИ в современной России;

· анализ системы нормативно-правового регулирования деятельности СМИ в России;

· выявление типичных недостатков нормативно-правовой базы деятельности СМИ;

· рассмотрение основных проблем злоупотребления свободой слова и юридических методов ее разрешения;

· выработка основных направлений совершенствования правового регулирования деятельности СМИ.


Глава I. Общеправовое определение СМИ в современной России

Средство массовой информации

 

СМИ (англ. mass media) - в Российской Федерации периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации.[1] При этом: под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже 1 раза в год; под радио, теле-, видео-, кинохроникальной программой понимается совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное название и выходящая в свет (в эфир) не реже 1 раза в год; под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы.

Законодательство РФ о СМИ включает в себя Закон РФ «О средствах массовой информации» и издаваемые в соответствии с ним иные законодательные акты, а также законодательства о СМИ субъектов РФ. Если для организации деятельности СМИ международным договором РФ предусмотрены иные правила, чем установленные Законом РФ, то применяются правила международного договора. Указанный Закон применяется в отношении СМИ, учреждаемых в РФ, а для создаваемых за ее пределами – лишь в части, касающейся распространения их продукции на территории РФ[2]. Юридические лица, граждане других государств и лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные этим Законом, наравне с организациями и гражданами РФ, если иное не установлено законом.

Учредителем (соучредителем) СМИ может быть гражданин, объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, государственный орган. Выступать учредителем не может: гражданин, не достигший 18-летнего возраста, либо отбывающий наказание в местах лишения свободы по приговору суда, либо душевнобольной, признанный судом недееспособным; объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, деятельность которого запрещена по закону; гражданин другого государства или лицо без гражданства, не проживающее постоянно в РФ. Соучредители выступают в качестве учредителя совместно.

Редакция средства массовой информации осуществляет свою деятельность после его регистрации. Заявление о регистрации СМИ, продукция которого предназначена для распространения преимущественно: на всей территории РФ, за ее пределами, на территории нескольких республик в составе РФ, нескольких краев и областей - подается учредителем в Федеральное Агентство по печати и массовым коммуникациям РФ (далее Агентство по печати); на территории республики в составе РФ, края, области, района, города, иного населенного пункта, района в городе, микрорайона – подается учредителем в соответствующие территориальные органы Государственной Инспекции по защите свободы печати и массовой информации при Агентстве по печати. СМИ считается зарегистрированным со дня выдачи свидетельства о регистрации. Учредитель сохраняет за собой право приступить к производству продукции СМИ в течение 1 года со дня выдачи свидетельства о регистрации. В случае пропуска этого срока свидетельство признается недействительным.

В заявлении о регистрации СМИ должны быть указаны:

а) сведения об учредителе (соучредителях);

б) название СМИ;

в) язык (языки) издания;

г) адрес редакции;

д) форма периодического распространения массовой информации;

е) предполагаемая территория распространения продукции;

ж) примерная тематика и (или) специализация;

з) предполагаемые периодичность выпуска, максимальный объем СМИ;

и) источники финансирования;

к) сведения о том, в отношении каких других СМИ заявитель является учредителем, собственником, главным редактором (редакцией), издателем или распространителем.

К заявлению прилагается документ, удостоверяющий уплату регистрационного сбора. Предъявление иных требований при регистрации СМИ запрещается.

Не требуется регистрация:

а) СМИ, учреждаемых органами законодательной, исполнительной и судебной власти исключительно для издания их официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов;

б) периодических печатных изданий тиражом менее 1 тыс. экземпляров;

в) радио- и телепрограмм, распространяемых по кабельным сетям, ограниченным помещением и территорией одного государственного учреждения, учебного заведения или промышленного предприятия, либо имеющим не более 10 абонентов;

г) аудио- и видеопрограмм, распространяемых в записи тиражом не более 10 экземпляров.

Деятельность СМИ может быть прекращена или приостановлена только по решению учредителя либо судом в порядке гражданского судопроизводства по иску регистрирующего органа или Агентства по печати. Учредитель имеет право прекратить или приостановить деятельность СМИ только в случаях и порядке, предусмотренном уставом редакции или договором между учредителем и редакцией (главным редактором).


Журналист

 

Журналист (англ. journalist) – по законодательству РФ лицо, обладающее специальным статусом, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию. Специальный статус журналиста определяется совокупностью его прав и обязанностей.

Журналист имеет право:

а) искать, запрашивать, получать и распространять информацию;

б) посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы;

в) быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации;

г) получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну;

д) копировать, публиковать, оглашать или иным способом воспроизводить документы и материалы при условии соблюдения требований ч. 1 ст. 42 Закона РФ «О средствах массовой информации»;

е) производить записи, в том числе с использованием средств аудио- и видеотехники, кино- и фотосъемки, за исключением случаев, предусмотренных законом;

ж) посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение; присутствовать на митингах и демонстрациях;

з) проверять достоверность сообщаемой ему информации;

и) излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за его подписью;

к) отказаться от подготовки за своей подписью сообщения или материала, противоречащего его убеждениям;

л) снять свою подпись под сообщением или материалом, содержание которого, по его мнению, было искажено в процессе редакционной подготовки, либо запретить или иным образом оговорить условия и характер использования данного сообщения или материала в соответствии с ч. 1 ст. 42 Закона РФ «О средствах массовой информации»;

м) распространять подготовленные им сообщения и материалы за своей подписью, под псевдонимом или без подписи.

Журналист пользуется также иными правами, предоставленными ему законодательством РФ о СМИ.

Журналист обязан:

а) соблюдать устав редакции, с которой он состоит в трудовых отношениях;

б) проверять достоверность сообщаемой им информации;

в) удовлетворять просьбы лиц, предоставивших информацию, об указании на ее источник, а также об авторизации цитируемого высказывания, если оно оглашается впервые;

г) сохранять конфиденциальность информации и (или) ее источника;

д) получать согласие (кроме случаев, когда это необходимо для защиты общественных интересов) на распространение в СМИ сведений о личной жизни гражданина от самого гражданина или его законных представителей;

е) при получении информации от граждан и должностных лиц ставить их в известность о проведении аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемки;

ж) ставить в известность главного редактора о возможных исках и предъявлении иных предусмотренных законом требований в связи с распространением подготовленного им сообщения или материала;

з) отказаться от данного ему главным редактором или редакцией задания, если оно либо его выполнение связано с нарушением закона;

и) предъявлять при осуществлении профессиональной деятельности редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность и полномочия журналиста, по первому требованию.

Также обязан выполнять иные обязательства, установленные законодательством РФ о СМИ.

При осуществлении профессиональной деятельности журналист обязан уважать права, законные интересы, честь и достоинство граждан и организаций. Государство гарантирует журналисту защиту его чести, достоинства, здоровья, жизни и имущества как лицу, исполняющему общественный долг, в связи с осуществлением им профессиональной деятельности.

Специальный профессиональный статус журналиста распространяется:

а) на штатных сотрудников редакций, занимающихся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для многотиражных газет и других СМИ, продукция которых распространяется исключительно в пределах одного предприятия (объединения), организации, учреждения;

б) на авторов, не связанных с редакцией средства массовой информации трудовыми или иными договорными отношениями, но признаваемых ею своими внештатными авторами или корреспондентами, при выполнении ими поручений редакции.

 



2020-02-04 162 Обсуждений (0)
Средство массовой информации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Средство массовой информации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (162)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)