Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Патенты и их экономическая сущность



2020-02-04 173 Обсуждений (0)
Патенты и их экономическая сущность 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Охрана промышленной собственности играет важную роль в развитии и эволюции промышленного производства. Если бы собственность предприятия на изобретения не была бы защищена, то предпринимателю было бы невыгодно спонсировать исследования и разработку новых идей и изобретений. Другими словами предприниматель готов вкладывать средства в то, что принесет ему прибыль и даст преимущества по сравнению с конкурентами. И для этого существует патентное право, которое устанавливает правовой режим охраны объектов, созданных в результате творческой деятельности, и гарантирует правомочия, обеспечивающее правообладателю возможность вводить объект в хозяйственный оборот любым образом и получать от этого прибыль.

В качестве объекта промышленной собственности в Парижской конвенции упомянуты не изобретения, промышленные образцы, полезные модели как таковые, а охранные документы (патенты, свидетельства) на них. Согласно определению Конвенции, учреждающей ВОИС, понятие «интеллектуальная собственность» означает права, относящиеся к тем или иным объектам, а не сами это объекты. Согласно определению ВОИС: «Патент представляет собой исключительное право, предоставленное на произведение, которое может быть продуктом или способом, позволяющим сделать что-либо по-новому или предлагающее техническое решение задачи. Патент предоставляет своему владельцу охрану на изобретение».

Из такой интерпретации видно, что патенты, формирующие юридическую защиту на определенный срок для их правообладателя, создают особенные правила рыночного оборота изобретений. Таким образом, становиться понятно, что существование такой защиты экономически оправдывает соотношение издержек и выгод, возникающих у агентов рынка. В общем случае это соотношение должно быть таким, чтобы изобретателю, владеющему патентом на свое произведение, было выгоднее продать права на использования своего изделия, (причем сумма сделки должна превосходить издержки, связанные с созданием изобретения и его спецификацией) чем сохранять его в секрете. С другой стороны покупатель (предприниматель) тоже должен быть заинтересован в покупке прав на использование изобретения, так как его использование должно быть более выгодным, чем использование традиционной технологии. Стоит отметить, что патент не предоставляет своему владельцу вечной защиты его прав на изобретение, обычно патент выдается на срок не более 20 лет. А по истечении этого срока технология изобретения становиться общедоступной, что способствует ускорению технического прогресса. Таким образом, патентное право преследует 3 главные цели:

· Стимулирование изобретательской деятельности и технического прогресса в целом.

· Создание возможности для широкого распространения и использования новых изобретений.

· Исключение лиц из несанкционированного потребления результатов исследовательской деятельности.

Одним из факторов, которые стимулируют приобретение патентов предприятием, является повышение конкурентоспособности предприятия. Ведь получая патент на какое-либо крупное изобретение, которое может способствовать выпуску качественно нового товара, предприятие обретает временную монополию на производство и реализацию данного товара. Причем стоить отметить, что эта монополия не может быть ограничена никаким антимонопольным законодательством и не может быть нарушена конкурентами, так как они не обладают необходимыми технологиями. Этот фактор сыграл серьезную роль в научно-технической гонке США и Японии, начавшейся в 80-х гг. прошлого века. Это явление получило название «патентной войны». В этой «войне» существовало 2 стратегии:

1. Стратегия крупных патентов.

2. Стратегия «патентного наводнения».

США и Япония в 20 веке стали друг для друга серьезными конкурентами и, поэтому требовался способ, который бы позволил захватывать целые отрасли наукоемкой продукции. Первым как раз стал способ «крупных патентов». Главной целью ученых и разработчиков было создать максимальное количество крупных изобретений и с их помощью сделать экономику страны более конкурентоспособной. Эта гонка не привела ни к каким результатам, так как исследования происходили практически одновременно и эта стратегия не давала серьезных преимуществ ни одной из сторон. Суть второй стратегии в том, что патент может быть оформлен не только на крупное, качественно новое изобретение, но и на мелкие усовершенствования, которые обладают новизной, оригинальностью и определенной полезностью. Япония и США использовали эту особенность. Например, если в Японии была изобретена новая технология производства телевизоров, то в США сразу же начинался поиск усовершенствований, касающихся этой технологии и их патентование. Таким образом, японские разработчики были не в состоянии сделать ни шага к улучшению этой технологии, так как они были ограничены американскими патентами. В таком случае компания-разработчик изобретения может довольствоваться лишь продажей лицензий на использование запатентованного изобретения компании-конкуренту, которая, в свою очередь получает прибыль от продажи усовершенствованного изобретения.

Эта «гонка патентов» стимулировала технический прогресс и способствовала появлению многих, ныне активно используемых, продуктов.

 




2020-02-04 173 Обсуждений (0)
Патенты и их экономическая сущность 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Патенты и их экономическая сущность

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (173)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)