Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ



2020-02-04 211 Обсуждений (0)
МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

    Все педагогические методы принято разделять на три группы – методы изучения педагогического опыта, методы теоретического исследования, математические и статистические методы. Рассмотрим их в порядке их значимости и традиционности без группировки на теоретические и эмпирические.

    Методы педагогического опыта – это способы исследования реально сложившегося опыта организации образовательного процесса.

    При изучении педагогического опыта применяются такие методы как наблюдение, беседа, анкетирование, изучение письменных и творческих работ учащихся, педагогической документации.

    Наблюдение – целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал.

    Существует несколько видов наблюдений:

    - включенное (исследователь участвует в группе исследуемых);

    - со стороны;

    - открытое;

    - скрытое;

    - сплошное;

    - выборочное.

    Материалы наблюдения фиксируют с помощью таких средств, как протоколы, дневниковые записи, видео-, кинорегистрации, фонографические записи и др. При всех возможностях метода наблюдения, он, тем не менее, ограничен. Он позволяет обнаружить лишь внешние проявления педагогических фактов. Внутренние же процессы остаются для наблюдений недоступными.

    Этапы наблюдения: определение задач, цели; выбор объекта, ситуации; выбор способа наблюдения; выбор способа регистрации, получаемого материала; обработка и интерпретация полученной информации.

     Слабым моментом организации наблюдения подчас является недостаточная продуманность системы признаков, по которым можно фиксировать проявление того или иного факта; отсутствие единства требований в применении этих признаков всеми участниками наблюдений.

    Опрос – беседа, интервью, анкетирование. Эта группа методов довольно проста в организации и универсальна как средство в получении информации широкого спектра. Они применяются в социологии, демографии, политологии и в других науках. К опросным методам науки примыкает практика работы государственных служб изучения общественного мнения, переписи населения, сбора информации для принятия управленческих решений. Опросы различных групп населения лежат в основе государственной статистики.

    Опрос является самостоятельным методом или дополнительным, цель которого получить информацию или прояснить то, что было неясно при наблюдении.

    Беседа – диалог исследователя с испытуемыми по заранее разработанной схеме. К общим правилам беседы относят обоснование и сообщение мотивов исследования, создание неофициальной обстановки, располагающей к общению, формулировка вариаций вопросов, включающих прямые вопросы, вопросы со скрытым смыслом, вопросы, проверяющие искренность ответов и другие. Ответы собеседника не фиксируют, по крайней мере, открыто.

    Интервью – метод, близкий к методу исследовательской беседы. Применяя метод интервью, исследователь задает тему для выяснения точки зрения и оценок испытуемого по изучаемому вопросу. Правила итервьюирования включают создание условий, располагающих собеседника к искренности. Как беседа, так и интервью более продуктивны в неофициальной обстановке. Используя этот метод, исследователь фиксирует ответы испытуемого открытым способом.

    Анкетирование – метод письменного опроса, с целью массового сбора информации. Существует несколько видов анкетирования. Контактное анкетирование осуществляется при раздаче, заполнении и сборе исследователем заполненных анкет при непосредственном общении с испытуемыми. Заочное анкетирование проводится следующим образом. Анкеты с инструкциями рассылаются по почте, испытуемые их заполняют и возвращают в адрес исследовательской организации тем же способом. Прессовое анкетирование реализуют через анкету, размещенную в газете или журнале. После заполнения таких анкет читателями, редакция оперирует полученными данными в соответствии с целями научного или практического замысла опроса.

    Известны три типа анкет:

    - открытая анкета, содержит вопросы без сопровождающих готовых ответов на выбор испытуемого;

    - анкета закрытого типа построена так, что на каждый вопрос даются готовые для выбора анкетируемым ответы;

    - смешанная анкета содержит элементы той и другой. В ней часть ответов предлагается на выбор и в то же время оставляются свободные строки с предложением сформулировать ответ, выходящие за пределы предложенных вопросов.

Результативность методов опроса зависит от структуры и содержания задаваемых вопросов. Этапы составления опросника: определение характера информации; составление примерного ряда вопросов; составление первоначального плана; проверка путем пробного исследования; исправления; окончательное редактирование.

Организация анкетного опроса предполагает тщательную разработку структуры анкеты, ее предварительное испытание путем так называемого "пилотажа", т.е. пробного анкетирования на нескольких испытуемых. После этого дорабатываются формулировки вопросов, тиражируются анкеты в достаточном количестве и выбирается тип анке­тирования. Техника обработки анкет предопределяется как числом лиц, вовлеченных в опрос, так и степенью сложности и громоздкости содержания анкеты. Обработка "вручную" производится путем подсчетов типов ответов по категориям запоминающего.     Машинная обработка анкет возможна при индексированных и поддающихся формализации, статистической обработке ответов.

    В практике известны варианты безанкетного опроса с применением полуавтоматов. К их числу можно отнести полуавтоматы для безанкетного опроса, разработанные Журавлевым В.И.

 



2020-02-04 211 Обсуждений (0)
МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (211)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)