Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности содержания обучения, формирующего умение учиться



2020-02-04 1248 Обсуждений (0)
Особенности содержания обучения, формирующего умение учиться 0.00 из 5.00 0 оценок




Лекция 5 Стратегия и тактика современного обучения русскому языку

1.  Содержание понятия «универсальные учебные действия»;

2.  Функции УУД;

3. Виды УУД. Их краткая характеристика.

Особенности содержания обучения, формирующего умение учиться

В настоящее время на первое место выдвигается задача развития младшего школьника, поскольку считается, что именно оно, развитие, и позволит сделать более эффективным процесс вооружения школьников знаниями, умениями и навыками. Установку на развитие учащихся и можно считать современной стратегией школьного обучения.

В качестве основы развития школьников рассматривается учебная деятельность.

Учебная деятельность – это система таких условий обучения, которые делают возможным развитие младшего школьника: появление у него способности к самоизменению. В учебной деятельности учащийся обретает способность учить себя, или умение учиться.

Умение учиться, формируемое в учебной деятельности (и не только в ней), резко выделяется из ряда всех школьных умений. Появление этого умения знаменует революционное событие в психическом развитии ребенка: с этого момента ребенок из обучаемого, ведомого взрослым становится хозяином, субъектом собственного развития – человеком, обучающим себя, меняющим самого себя сознательно и целенаправленно.

Главной особенностью научного знания, которым овладевают школьники на уроках, является системный характер изучаемых понятий. Связи понятий в системе не случайны, поэтому, открыв учащемуся одно понятие, мы можем (и должны) ожидать, что ему приоткрылись (хотя бы в виде тайны, загадки) и некоторые другие понятия.

Например, учащимся, знающим из всех частей речи только имена существительные, можно предложить следующие задания:

1. Докажи, что слово «волшебница» является существительным.

2. Докажи, что слово «волшебная» (палочка) не является существительным.

3. В страну Существительных прибыли иностранцы-несуществительные. Найди их в толпе встречающих друзей и родственников: Смех, Веселье, Смешной, Смешинка, Насмешу, Усмешка, Улыбка.

Из особенностей обучения, формирующих умение учиться, принципиально важно выделить две главные мысли:

- умение учиться основано на способности ребенка разграничивать известное и неизвестное;

- учащийся может задуматься о неизвестном, если известные ему понятия организованы системно: упорядочены, логически взаимосвязаны, обладают полнотой признаков.

Введение и каждый шаг конкретизации понятий происходит посредством учебных задач. « Поставить перед школьником учебную задачу – это значит ввести его в ситуацию, требующую ориентации на общий способ ее решения во всех возможных частных и конкретных вариантах условий».

Сформулируем принципы постановки учебной задачи:

1. Вводимое понятие должно быть предельно общим, с тем, чтобы последующие темы выступали для учащихся как конкретизация, уточнение первой темы.

2. Прежде чем вводить новое знание, необходимо создать ситуацию жизненной необходимости его проявления.

3. Не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности подвести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию самостоятельного поиска, предварительных догадок и гипотез.

4. Определение или правило (словесная формулировка нового знания) должны появляться не до, а после всей работы по поиску и обнаружению нового содержания. Формулировать правило (определение) учащимся легче, считывая его со схемы. Это даст возможность не заучивать правила, а каждому ученику формулировать его своими словами.

5. Логика перехода от задачи к задаче должна быть ясной и открытой для учеников. Если учителю удалось поставить учебную задачу правильно, то ученики смогут, получив ответ на первую задачу, самостоятельно поставить следующую.

ФГОС второго поколения предъявляет требования к формированию у младших школьников универсальных учебных действий.

1. Понятие «универсальные учебные действия»

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действий учащихся, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Способность обучающегося самостоятельно успешно усва­ивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают уча­щимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной дея­тельности, включающей осознание её целевой направленнос­ти, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности: 1) познавательные и учебные мотивы, 2) учебная цель, 3) учебная задача, 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование матери­ала, контроль и оценка).

2. Функции универсальных учебных действий:

• обеспечение возможностей обучающегося самостоятель­но осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результа­ты деятельности;

• создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, фор­мирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный ха­рактер; обеспечивают целостность общекультурного, лично­стного и познавательного развития и саморазвития личнос­ти; обеспечивают преемственность всех ступеней образова­тельного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её спе­циально-предметного содержания.

Виды универсальных учебных действий

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образо­вания, можно вьделить четыре блока: личностный, регуля­тивный (включающий также действия саморегуляции), познавательный и коммуникативный.

Личностные универсальные учебные действия обеспе­чивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этичес­кими принципами, знание моральных норм и умение выде­лить нравственный аспект поведения) и ориентацию в соци­альных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личност­ных действий:

• личностное, профессиональное, жизненное самоопреде­ление;

• смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, дру­гими словами, между результатом учения и тем, что побуж­дает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик дол­жен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать.

• нравственно-этическая ориентация, в том числе и оце­нивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный мо­ральный выбор.

Регулятивные универсальные учебные действия обес­печивают обучающимся организацию своей учебной деятель­ности. К ним относятся:

• целеполагание как постановка учебной задачи на осно­ве соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

• планирование — определение последовательности про­межуточных целей с учётом конечного результата; составле­ние плана и последовательности действий;

• прогнозирование — предвосхищение результата и уров­ня усвоения знаний, его временнйх характеристик;

• контроль в форме сличения способа действия и его ре­зультата с заданным эталоном с целью обнаружения отклоне­ний и отличий от эталона;

• коррекция — внесение необходимых дополнений и кор­рективов в план и способ действия в случае расхождения эта­лона, реального действртя и его результата; внесение измене­ний в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

• оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качест­ва и уровня усвоения; оценка результатов работы;

• саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотиваци-онного конфликта) и преодолению препятствий.

Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а так­же постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

• самостоятельное выделение и формулирование познава­тельной цели;

• поиск и выделение необходимой информации; примене­ние методов информационного поиска, в том числе с по­мощью компьютерных средств;

• структурирование знаний;

• осознанное и произвольное построение речевого выска­зывания в устной и письменной форме;

• выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

• рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

• смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; сво­бодная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой ин­формации;

• постановка и формулирование проблемы, самостоятель­ное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий со­ставляют знаково-символические действия:

•                        моделирование — преобразование объекта из чувствен-
ной формы в модель, где выделены существенные характе-
ристики объекта (пространственно-графическая или знаково-
символическая);

•преобразование модели с целью выявления общих зако­нов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

• анализ объектов с целью выделения признаков (сущест­венных, несущественных);

• синтез — составление целого из частей, в том числе са­мостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

• выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

• подведение под понятие, выведение следствий; 

• установление причинно-следственных связей, представ­ление цепочек объектов и явлений;

• построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

• доказательство;

• выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

• формулирование проблемы;

• самостоятельное создание способов рещения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные универсальные учебные действия

обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; уме­ние слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

•   планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, спо­собов взаимодействия;

• постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

• разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разре­шения конфликта, принятие решения и его реализация;

• управление поведением партнёра — контроль, коррек­ция, оценка его действий;

• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуни­кации; владение монологической и диалогической формами ре­чи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нор­мами родного языка, современных средств коммуникации.

Развитие системы универсальных учебных действий в со­ставе личностных, регулятивных, познавательных и коммуни­кативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка. Процесс обучения задаёт содержание и характерис­тики учебной деятельности ребёнка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий (их уровень развития, соответствующий «высокой норме») и их свойства.

Универсальные учебные действия представляют собой це­лостную систему, в которой происхождение и развитие каж­дого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возраст­ного развития. Так:

• из общения и сорегуляции развивается способность ре­бёнка регулировать свою деятельность;

• из оценок окружающих и в первую очередь оценок близкого и взрослого формируется представление о себе и своих возможностях, появляется самопринятие и самоуваже­ние, т. е. самооценка и Я-концепция как результат самооп­ределения;

• из ситуативно-познавательного и внеситуативно-позна­вательного общения формируются познавательные действия ребёнка.

Содержание и способы общения и коммуникации обус­ловливают развитие способности ребёнка к регуляции пове­дения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе. Имен­но поэтому особое внимание в программе развития универ­сальных учебных действий уделяется становлению коммуни­кативных универсальных учебных действий.

По мере становления личностных действий ребёнка (смыслообразование и самоопределение, нравственно-этическая ориентация) функционирование и развитие универсальных учебных действий (коммуникативных, познавательных и регу­лятивных) претерпевает значительные изменения. Регуляция общения, кооперации и сотрудничества проектирует опреде­лённые достижения и результаты ребёнка, что вторично при­водит к изменению характера его общения и Я-концепции.

Познавательные действия также являются существенным ресурсом достижения успеха и оказывают влияние как на эф­фективность самой деятельности и коммуникации, так и на са­мооценку, смыслообразование и самоопределение учащегося.

 



2020-02-04 1248 Обсуждений (0)
Особенности содержания обучения, формирующего умение учиться 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности содержания обучения, формирующего умение учиться

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1248)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)