Лекция 9,10 Современный звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте
1. Общая характеристика современного метода обучения грамоте. Приёмы анализа и синтеза. 2. Структура периода обучения грамоте. 3.Основные приемы и виды упражнений с использованием материалов различной методической направленности. Современный метод обучения грамоте является звуковым. Обучаясь, дети знакомятся с основными звуками русского языка, учатся слышать их и выделять из речи, обозначать буквами; при этом особое внимание уделяется анализу последовательности звуков в словах и различению твердости и мягкости согласных. Обозначение звука буквой выполняется после его выделения из слов и изучения его звучания в разных словах. Это метод аналитико-синтетический. Изучение звуков происходит в процессе аналитико-синтетической работы над словом. Звуковой анализ предшествует синтезу, но тесно с ним связан. Анализ 1.Выделение слов из речевого потока (из предложения); отчётливое произношение отдельного слова; деление слова на слоги и отчётливое произношение слогов, входящих в него; выделение ударного слога, произношение слова с усиленным ударением; отчётливое произношение слов по слогам с выделением отдельного звука. 2. Выделение нового звука, т.е. предназначенного для изучения на данном уроке. Приёмы первичного выделения нового звука: а) выделение из предложения звука-слова («Слива и груша» звук [и]); б) выделение гласного, образующего целый слог: о-сы, у-сы, или йотированного: ю-ла, я- ма; в) приём звукоподражания (Как жужжит пчела? - ж-ж-ж-ж); г) выделение согласного звука из закрытого слога, где он наименее прочно связан с предшествующим гласным (соо-ммм, ммаа-к); д) выделение согласного звука из открытого слога, преимущественно «длительных» согласных [ш], [с], [ж] (Шура, Саша); е) перечисление слов с одинаковым начальным звуком (слова называет учитель, а звук называют учащиеся) ж) договаривание слова, произнесенного учителем с помощью иллюстрации (лук – луууу-к) 3. Установление характеристики звука: гласный или согласный, твердый или мягкий согласный. 4.Установление места данного звука в звуковой структуре слов. 5.Обозначение выделенного звука буквой. При использовании приемов звукового анализа ставится задача помочь учащимся осознать звуковой состав слов и последовательность звуков в словах. Анализ последовательности звуков в словах, подсчет их количества, определение характера связи между ними, слогового состава является началом фонетического разбора, которому дети будут обучаться в последующих классах.
1.Произношение слога или слова, предварительно подвергнутого звуковому анализу, и последующее составление его из разрезной азбуки; чтение слога или слова. 2.Образование слоговых таблиц на основе гласного, чтение таблиц; составление таблиц из разрезной азбуки. 3.Чтение слов по подобию: мама – Маша – Саша (слова различаются одной согласной буквой). Примеры для чтения слов по подобию могут составляться и самими учащимися: сыр – сор – сом – сок 4.Наращивание гласных или согласных в начале или в конце слова, при этом должно получиться новое слово: мал – мала, сор – сорт, рот – крот. 5. Добавление звука в середине слова: плот – пилот ,трава – травка. 6. Перестановка звуков: пила – липа, хорош – шорох, лиса – сила . 7. Перестановка слогов: но-ра – ра-но 8.Отбрасывание звука или слога: сухари – сухарь 9. Добавление слога : мы – мыло, ро-сли – сли-вы Аналитическая и синтетическая работа учащихся связана с использованием моделей (схем) на разных этапах урока в течение всего периода обучения грамоте. Схемы-модели являются важным условием развития у детей фонематического слуха, умения производить слого-звуковой анализ звучащего слова, овладения продуктивными способами чтения. Схемы-модели даются в готовом виде, но впоследствии составляются и самими учащимися. 2. Процесс обучения грамоте (по программе В.Г. Горецкого) включает два периода: подготовительный и основной (букварный). Подготовительный этап обучения грамоте призван обеспечить готовность первоклассников к изучению букв и освоению чтения и письма. На этом этапе выделяются три ступени, различающиеся задачами и содержанием. Первая ступень предполагает знакомство учащихся с первыми лингвистическими понятиями («речь», «предложение», «слово»), освоение первоклассниками логики работы с ними, которая будет неизменной на протяжении всего курса русского языка. В это время первоклассники знакомятся с учебными моделями как способом материализации понятий. Содержание второй ступени связано с фонетической работой — знакомством с основными понятиями и формированием у первоклассников комплекса фонетических умений, что необходимо для дальнейшего усвоения законов русской графики и орфографии, последующего обучения грамотному письму в целом. На третьей ступени подготовительного периода предполагается изучение первых букв гласных звуков (А, О, У, Ы, И), знание которых обеспечивает возможность выполнения первых шагов в освоении навыка чтения. Основной этап обучения грамоте — самый объёмный по совокупности решаемых задач — предусматривает знакомство с буквами, их функциями в языке, освоение норм русской графики, становление первоначального умения читать и писать. Завершающий этап обучения грамоте связан с обеспечением психологического настроя первоклассников на использование сложившегося умения читать и писать. При чтении отрывков из детских произведений со страниц букваря или работе с детскими книгами первоначальный навык чтения постепенно укрепляется, полученные знания систематизируются. На этом этапе учитель проводит диагностику уровня сформированности умений по чтению и письму, сопоставляет результаты с требованиями Образовательной программы, осуществляет коррекционные действия. Обучение чтению осуществляется по специальной учебной книге — букварю (азбуке), а обучение письму — по специальному пособию — прописям, вставляющим с букварём единый комплекс. Для обучения грамоте современных первоклассников созданы различные УМК по обучению грамоте. Основной формой организации учебной работы в период обучения грамоте является урок. Классификация уроков обучения грамоте может быть построена по разным основаниям. По содержанию различают уроки чтения, письма и интегрированные. По учебной задаче выделяют урок знакомства с новой буквой, а также урок закрепления и обобщения знаний и умений. В соответствии с требованиями звукового аналитико-синтетического метода структура урока знакомства с новой буквой стабильна, к уроку обобщения знаний и умений это требование не предъявляется. Представим типовую структуру урока чтения — урока знакомства с новой буквой; кратко обозначим примерное содержание каждого его этапа. На этапе фонетической работы имеют место: беседа по иллюстрациям страницы букваря, выделение из слов звука или звуков, которые будут обозначены новой буквой, определение их акустических особенностей, выбор условных обозначений. Звуковой анализ может носить характер частичного. На этапе введения новой буквы (ее печатного варианта) проводится «обсуждение ее назначения: обозначать звук (звуки). На этом этапе уместно привлечение дополнительных средств, облегчающих ученикам запоминание графического образа буквы: специальных рифмовок, загадок, занимательных заданий. Важно сообщить детям алфавитное название («имя») буквы, тренировать в правильном ее использовании. В этой части урока основным приёмом работы выступает звуко-буквенный (фонетико-графический) анализ. На этапе составления и чтения слогов с новой буквой важно предложить материал для упражнения в составлении и чтении слогов. Современные методические рекомендации связаны с использованием слогов различных типов, причём в первую очередь следует применять закрытые двубуквенные. На этапе составления и чтения слов с новой буквой важно показать первоклассникам, как слоги соединяются в слова. Для этого к уже прочитанным слогам можно слева или справа добавлять известную букву: О-НО, О-НА, О-НИ и т.д. На этапе чтения предложений и текста необходимо позаботиться о становлении у школьников | умения понимать прочитанное. 3. Основным учебным пособием по обучению грамоте является букварь (азбука). Опираясь на его содержание, учитель организует деятельность учащихся, используя различные приемы и виды упражнений. Таблицы слогов-слияний помогают учащемуся осознать роль новой буквы, ее место, звуковое соответствие в составе слогов СГ, чтобы уметь читать их слитно, воспринимая слияние как «цельный графический элемент». Работая с таблицей, можно пользоваться букварем или выписывать ее на доске. Используя таблицу слогов-слияний, можно предложить: 1)прочитать слоги сверху вниз и наоборот; 2)прочитать слоги с твердыми или мягкими согласными, объяснив причину различного прочтения; 3)прочитать слоги с глухим или звонким согласным; 4)прочитать слог и договорить его до полного слова; 5)прочитать последовательно 2—3 слога так, чтобы получилось слово; 6)показать и прочитать слог (слоги), который услышали в произнесенных словах, и др. Столбики слов служат для первичного чтения слов с изучаемым звуком и буквой. Прочитать слово помогают графические пометы, ориентиры, например: со|с|ны ку|с|т са|ни|та|р Иногда даются примеры словоизменения и словообразования, например: стол — стул, стол — столы, стол — столик, рос — вырос. Используя столбики слов, можно проводить различные упражнения в чтении. 1. Чтение слов с предварительным их анализом по графическим пометам: — Сколько слогов в слове? — Прочитайте слияния. — Прочитайте первый слог, затем второй (третий). — Прочитайте слово целиком. 2.Чтение слов и объяснение их лексического значения. 3.Чтение слов в прямом и обратном порядке. 4.Выборочное чтение слов: — имена людей; — клички животных; — названия профессий (деревьев, инструментов и т.п.); — слова, обозначающие один или много предметов; — пары слов, противоположных по значению, и т.д. 5.Чтение слов, отличающихся одной буквой, одним слогом. 6.Чтение слов и подбор к ним синонимов, антонимов. 7.Чтение слов, являющихся ответом на вопросы: «Что растет в лесу?», «Кто живет в зоопарке?» и т.п. Использование различных приемов чтения слов помогает избежать заучивания их наизусть и механического повторения, т.е. обеспечивает сознательность прочтения. Связные тексты, помещенные в букваре, необходимо прочитывать несколько раз так, чтобы каждый из них был прочитан по слогам, целыми словами и по предложениям. Текст служит как для смыслового анализа прочитанного, так и для его структурного анализа (установление количества предложений в тексте, количества слов в отдельных предложениях, отыскивание слов с изученной новой буквой). Текст с первого раза читается самими детьми. В связи с повторным чтением и анализом букварных текстов могут проводиться различного рода упражнения и работы творческого характера: 1)чтение по предложениям «цепочкой»; 2)выборочное чтение предложений в качестве ответов на вопросы, подписей к картинкам; 3)пересказ прочитанного объемного текста; 4)придумывание названия рассказу; 5)рассказывание по аналогии; 6)чтение текста и работа над выразительностью; 7)ответы на вопросы по содержанию в целях проверки сознательности чтения; 8)чтение текста после беседы по сюжетной картинке, составление продолжения текста; 9)чтение текста и лексическая работа. Сюжетные картинки используются для разъяснения содержания текста, организации работы по развитию связной речи детей. С помощью сюжетных картинок можно провести различные упражнения: 1) ответы на вопросы (беседа); 2) составление предложений; 3) составление связных текстов. Серии сюжетных картинок используют для составления предложений по каждой из них с последующим объединением всех предложений в связный рассказ. Предметные картинки имеют разное назначение, но всегда связаны с тематикой текстового материала. Одни из них предназначены для звуковой работы. Тогда их используют так: — называют изображенный предмет и анализируют звуковой состав слова; — называют предметы и сравнивают звучание слов, определяя наличие изученного звука (звуков). Другие предметные картинки несут в себе возможности для лексической работы. В этих случаях: —называют предмет и объясняют его назначение; —называют предмет и раскрывают его понятие; —наблюдают явления многозначности слов; —сравнивают слова, являющиеся названиями предметов или признаков, и наблюдают за синонимами или антонимами. Группы предметных картинок служат для таких словарно-логических упражнений, как: - различение родовидовых понятий (Каким одним словом можно назвать все предметы?)', - упражнения в классификации (Какой предмет лишний и почему?; - сопоставление слова со звуковой схемой; - обобщение (Чьи это вещи? Где растут эти деревья?). Схемы-модели, встречающиеся на первых же страницах букваря, используются для аналитико-синтетической работы: — звукового анализа слов с опорой на данную схему; — звукового анализа слов и составления схемы; — сопоставления звукового состава слова с несколькими схемами и выбора соответствующей; — анализа структуры предложения с опорой на схему или с последующим составлением схемы; — чтения предложений, часть которых обозначена схемой, т.е. «дочитывания» предложений; — составления предложений по схемам. Во второй части букваря количество схем-моделей значительно уменьшается, но работа с ними должна продолжаться, при этом используются таблицы или подвижные модели. Методика работы по отгадыванию ребуса зависит от его вида. Это может быть: — перестановка букв в соответствии с цифрами, прочтение и сравнивание звукового состава слов; — прибавление к слову или исключение из него буквы (слога), прочтение и сравнение, объяснение лексического значения слов; — замена буквы (слога) в слове, прочтение и объяснение значения слов; — составление слов из «рассыпных» букв или слогов; — составление и чтение «цепочки» слов, где последний слог предыдущего слова является первым следующего слова. Лента букв, помещенная на многих страницах букваря, может быть выполнена в увеличенном масштабе для организации фронтальной работы с классом. Это пособие может использоваться на этапе закрепления нового звука и буквы, при этом задания могут быть различными: — назвать все буквы; — назвать гласные (согласные); — назвать гласные, обозначающие мягкость согласного звука; — назвать согласные, которые всегда твердые (мягкие, звонкие, глухие); — назвать парные согласные; — назвать буквы, которые не обозначают звука; — назвать звуки, которые могут быть обозначены данной буквой. Разнообразие существующих приемов и видов упражнений позволяет отобрать на урок те из них, которые в большей степени отвечают теме и характеру изучаемого материала, а также уровню подготовленности класса. 6. Разнообразие уроков в период обучения грамоте очень велико, однако могут быть выделены общие основные требования ко всем урокам чтения или письма и их отдельные типы.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1310)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |