Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Библиографический список



2020-02-04 139 Обсуждений (0)
Библиографический список 0.00 из 5.00 0 оценок




А. А. РАУБА

МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

В МАШИНОСТРОЕНИИ

 

Учебно-методическое пособие для магистрантов направления

151900 «Конструкторско-технологическое обеспечение

машиностроительных производств»

О мск 2015
Министерство транспорта российской федерации

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Омский государственный университет путей сообщения

__________________________________

 

 

а. А. Рауба

 

 

МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

В МАШИНОСТРОЕНИИ

 

 

Утверждено редакционно-издательским советом университета

в качестве учебно-методического пособия к практическим занятиям

для магистрантов направления 151900 «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств»

 

                                                                                          

 

Омск 2015

 

УДК 620.22: 656(075.8)

 

 

Методология научных исследований в машиностроении:

Учебно-методическое пособие к практическим занятиям по дисциплине

«Методология научных исследований в машиностроении»/ А. А. Рауба.

Омский гос. ун-т путей сообщения. Омск, 2015. 33 с.

 

 

Учебно-методическое пособие к контрольным работам разработано в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к минимуму содержания и уровню подготовки магистров направления 151900 «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств». Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общепрофессиональных дисциплин специальности и является обязательной для изучения.

В учебно-методическом пособии кратко изложены особенности научной работы, общая модель научного изучения, понятие о методологии, общие и специальные методы, выбор направления, работа с научно-технической информацией, оформление и внедрение результатов исследований.

Предназначено для магистрантов  первого года обучения по направлению 151900 «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств», профиль «Технология машиностроения»..

 

 

Библиогр.: 4 назв. Табл. 23. Рис.1. Приложений 1

 

Рецензенты: доктор техн. наук;

                   канд. техн. наук .

 

 


Ó Омский гос. университет                                                                               путей сообщения, 2015


СОДЕРЖАНИЕ

Введение ……………………………………………………………………………..4

Тема 1. Введение. Особенности научной работы. Магистратура. Магистерская диссертация. ...............................................................................................................5

Тема 2. Понятие методологии научного исследования в машиностроении. Понятия метода и методологии. Классификация методов научного познания. ..............7

Тема 3. Научное изучение как основная форма научной работы. Общая модель научного изучения. ....................................................................................................7

Тема 4. Научное изучение как выявление причинно-следственных связей. Абсолютность и относительность научной истины. Научная идея. Этика науки. ..........9

Тема 5. Общенаучные методы эмпирического познания: наблюдение, эксперимент. ..........................................................................................................................12

Тема 6. Общенаучный метод эмпирического познания: измерение. .................15

Тема 7. Общенаучные методы теоретического познания: абстрагирование, восхождение от абстрактного к конкретному, индукция и дедукция. .....................17

Тема 8. Общенаучные методы теоретического познания: идеализация, мысленный эксперимент. .....................................................................................................19

Тема 9. Общенаучный метод теоретического познания: формализация. Язык науки. .........................................................................................................................22

Тема 10. Общенаучные методы, применяемые на эмпирическом и теоретическом уровнях познания: анализ и синтез, аналогия и моделирование. ..............24

Тема 11. Частнонаучные методы исследований в машиностроении. Методы технологии машиностроения. Направления дальнейшего развития технологии машиностроения. ......................................................................................................27

Тема 12. Выбор направления научного исследования. Виды научных исследований. Структурные единицы научного направления. ........................................30

Тема 13. Поиск, накопление и обработка научной информации. Интернет. ........32

Лекция 14. Научные документы и издания. Закономерности производства НТИ. .....................................................................................................................................34

Тема 15. Научно-техническая патентная информация. Патентный поиск. ………36

Тема 16. Оформление результатов научной работы. Редактирование. Депонирование. Оформление заявки на предполагаемое изобретение. ..............................38

Тема 17. Устное представление информации. Виды устных источников. Доклад. Дискуссия. .................................................................................................................42

Тема 18. Внедрение научных исследований. Эффективность и критерии научной работы. ...............................................................................................................44

Заключение ...............................................................................................................47

Библиографический список ....................................................................................47

 

ВВЕДЕНИЕ

Современный этап развития машиностроения характеризуется широким использованием новейших достижений фундаментальных и прикладных наук, значительным увеличением объема научно-технической информации и предельным сокращением сроков от появления технической идеи до ее практической реализации. В этих условиях возникает потребность в подготовке высококвалифицированных специалистов, способных к самостоятельной творческой работе в области создания и внедрения в производство новейших научно-технических разработок.

С этой целью в магистерскую программу обучения по направлению 151900 «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств», профиль «Технология машиностроения», включен ряд дисциплин научной направленности, базовой из которых является «Методология научных исследований в машиностроении». Цель изучения данной дисциплины - ознакомление студентов с развитием машиностроительной науки, организацией системы управления фундаментальными и прикладными научными исследованиями, научно-исследовательской работой магистрантов. Основные задачи дисциплины: изучение методических основ научного познания и творчества, приобретение навыков самостоятельного проведения и оформления научных исследований и организации управления научным коллективом; знакомство с современными системами поиска, накопления и обработки научной информации, с организацией научных исследований в условиях рыночной экономики; изучение основ охраны и правовой защиты интеллектуальной собственности в области машиностроения.

Учебно-методическое пособие содержит основные сведения о методологии научных исследований в краткой, но систематизированной форме. В конце каждой темы приведены вопросы для самопроверки, позволяющие проверить усвоение материала.

Необходимо обратить особое внимание на то, что изучение этого краткого конспекта не может заменить действительную исследовательскую работу, поэтому использование его будет наиболее эффективным, если этот материал будет дополнять и сопровождать самостоятельную работу магистранта в соответствии с индивидуальным планом работы над магистерской диссертацией, а также участие магистранта в научно-исследовательской работе кафедр, научных лабораторий вузов, НИИ и машиностроительных предприятий, в научных объединениях студентов.

Пособие написано на основе использования литературных источников        [1 – 16], в которых рассматриваемые вопросы изложены более полно и подробно.

 

 

ТЕМА 1

Введение. Особенности научной работы. Магистратура. Магистерская диссертация.

Совершенствование техники и технологии требуют от ученого, инженера, проектировщика способности и умения ориентации в потоке новых знаний на базе общего методологического подхода [1]. Развитию способности к такой ориентации и научной мобильности исследователя обеспечивает изучение учебной дисциплины «Методология научных исследований в машиностроении».

Научная работа отличается своей целью – получить новое научное знание, открыть и глубоко познать объективные закономерности в природе и обществе.

В процессе научной работы вырабатываются и теоретически систематизируются объективные знания о действительности. В науке мало установить какой-либо новый научный факт, важно дать ему объяснение, показать его познавательное, теоретическое или практическое значение, заблаговременно предвидеть неизвестные ранее новые процессы и явления [2].

Научная работа – это в большой степени рационально спланированная деятельность. В науке известны случайные открытия, но они сопровождают плановое, хорошо оснащенное современными средствами исследование. В дальнейшем идет процесс продолжения целевой обработки первоначального замысла, уточнение, изменение, дополнение заранее намеченной схемы исследования.

Для ведения научной работы необходимо научное общение. Любому исследователю, даже самому квалифицированному, всегда необходимо обговаривать и обсуждать с коллегами свои идеи, полученные факты, теоретические построения, для того, чтобы избежать заблуждений и ошибок, не пойти по ложному пути научного поиска.

Результаты научной работы оформляются чаще всего в литературном виде – реферата, научного отчета, тезисов доклада, журнальной статьи и новое научное знание доводится до самых широких кругов научной общественности. Идеи, предложения и результаты излагаются на научном языке («научный стиль»), который характеризуется стремлением к четкости выражения мысли, строгой логике изложения, точности и однозначности формулировок. В языке научного общения используется преимущественно книжная и нейтральная лексика, а также специальная терминология, что отличает научную речь от обычного разговорного и литературного языка, для которого, характерна многозначность и образность. Для передачи результатов научной работы, используются и устные организационные формы научного общения: научные съезды, конгрессы, симпозиумы, конференции и семинары.

Для начальной подготовки специалистов к научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности служит магистратура. Магистры – это специалисты, обладающие фундаментальной научной базой, владеющие методологией научного творчества, а также знакомые с современными информационными технологиями и методами получения, обработки и хранения научной информации. Магистры умеют: формулировать задачи исследования; формировать план исследования; вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий; выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы исходя из задач конкретного исследования; обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся литературных данных; представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями.

Магистерская диссертация – особая разновидность диссертационного научного произведения, выпускная квалификационная работа, которая является самостоятельным научным исследованием, выполняемым под руководством научного руководителя. Защита магистерской диссертации происходит публично на заседании Государственной аттестационной комиссии.

В структуре современного российского высшего образования степень магистра следует по научному уровню за степенью бакалавра и предшествует степени кандидата наук. Это по сути лишь первая ступень к научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности, ведущей к поступлению в аспирантуру и последующей подготовке кандидатской диссертации, – это не ученая, а академическая степень, отражающая, прежде всего, образовательный уровень выпускника высшей школы и свидетельствующая о наличии у него умений и навыков, присущих начинающему научному работнику.

В отличие от кандидатской и докторской диссертаций, представляющих серьезные научно-исследовательские работы, магистерская диссертация, хотя и является самостоятельным научным исследованием, все же относится к разряду учебно-исследовательских работ, в основе которых лежит моделирование уже известных решений. Ее научный уровень всегда должен отвечать программе обучения. Выполнение такой работы должно не столько решать научные проблемы, сколько служить свидетельством того, что ее автор научился самостоятельно вести научный поиск, видеть профессиональные проблемы и знать наиболее общие методы и приемы их решения.

Основные результаты, полученные в итоге выполнения магистерской диссертации, должны быть опубликованы в научных изданиях. Но не требуется печатать автореферат. Соискатель степени магистра ограничивается представлением в Государственную аттестационную комиссию только самой диссертационной работы (вместе с отзывом своего научного руководителя) и справки о выполнении индивидуального плана по профессиональной программе магистра.

Вопросы для самопроверки:

1. В чем цель и итог научной работы?

2. Какие задачи ставит обучение в магистратуре?

3. Что такое магистерская диссертация?

ТЕМА 2

Понятие методологии научного исследования в машиностроении. Понятия метода и методологии. Классификация методов научного познания.

Методология научного исследования и проектирования – особая, обобщающая по отношению к другим научным дисциплинам, область науки, предметом которой являются методы познания и преобразования действительности, т.е. совокупности приемов и операций теоретического и практического освоения действительности [1].

Метод вооружает человека системой принципов, требований, правил, руководствуясь которыми он может достичь намеченной цели. Владение методом означает для человека знание того, каким образом, в какой последовательности совершать те или иные действия для решения тех или иных задач, и умение применять это знание на практике [3].

Учение о методе начало развиваться еще в науке Нового времени. Ее представители считали правильный метод ориентиром в движении к надежному, истинному знанию. Так, видный философ XVII века Ф. Бэкон сравнивал метод познания с фонарем, освещающим дорогу путнику, идущему в темноте. А другой известный ученый и философ этого же периода Р. Декарт изложил свое понимание метода следующим образом: "Под методом,– писал он, – я разумею точные и простые правила, строгое соблюдение которых ... без лишней траты умственных сил, но постепенно и непрерывно увеличивая знания, способствует тому, что ум достигает истинного познания всего, что ему доступно".

Методология направлена на анализ научного и технического знания и деятельности, и на разработку рекомендаций и правил осуществления новых видов исследовательской и проектной деятельностей, создание средств, приемов и понятийных схем этих деятельностей, определение форм организации научного и технического знания: норм, образцов, идеалов.

В методологии принято различать три уровня методов.

Всеобщая методология анализирует общие принципы познания и категориальную структуру науки и техники в целом с точки зрения закономерностей, характерных не только для науки, но и для человеческого мышления и деятельности вообще. В ней осуществляется интерпретация результатов науки и техники. Всеобщие методы – диалектический и метафизический.

Общенаучная методология разрабатывает методологические принципы, общие для всех, или для многих областей науки и техники. Общенаучными являются такие, например, понятия, как информация, вероятность, система, модель и др., которые вышли за пределы конкретных областей знания и стали охватывать более широкий класс проблем. Общенаучными методами считаются кибернетические, логико-математические, системно-структурные, вероятностно-статистические и другие. Классификация общенаучных методов тесно связана с понятием уровней научного познания. В рамках общеймодели научного изучения – гипотетико-дедуктивной – различают два уровня научного познания: эмпирический и теоретический. Одни общенаучные методы применяются только на эмпирическом уровне (наблюдение, эксперимент, измерение), другие – только на теоретическом (абстракция, идеализация, мысленный эксперимент, формализация, индукция, дедукция), а некоторые (анализ, синтез, аналогия, моделирование) – как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях.

Частнонаучная или конкретно-научная, специальная методология представляет собой совокупность методов и принципов исследования и проектирования, и процедур, применяемых в какой-либо конкретной научной или технической области. В этом смысле можно говорить о методологии научно-технического и т.п. исследований, и о методологии различных сфер инженерной деятельности и проектирования, например, машиностроения. Сущность методологического анализа на данном уровне заключается в организации методической или теоретической базы различных научных или проектных дисциплин. При этом частнонаучные методы, как правило, содержат в различных сочетаниях те или иные общенаучные методы познания. В частнонаучных методах могут присутствовать наблюдения, измерения, индуктивные или дедуктивные умозаключения и т.д. Характер их сочетания и использования находится в зависимости от условий исследования, природы изучаемых объектов. Таким образом, частнонаучные методы связаны с общенаучными и всеобщими и в себя специфическое применение всеобщих и общенаучных познавательных приемов для изучения конкретной области объективного мира, например, диалектического метода, который как бы преломляется через частнонаучные методы.

Перенесение средств методологии с высших уровней на низшие не является механическим; эти средства обязательно должны получить предметную интерпретацию и доработку. Специальная методология непосредственно соотносится с методикой и техникой исследования и проектирования. При этом методологию следует отличать от методической деятельности, в которой осуществляется приложение, реализация специальных методологических рекомендаций. Методики, справочники, каталоги, типовые расчеты, руководящие стандарты и рабочие инструкции непосредственно регламентируют исследовательскую и проектную деятельность. Методическая деятельность всегда ориентируется на имеющиеся образцы, а методические положения – это предписания к построению копий с образцов данной деятельности. Если же то или иное направление еще никогда и никем не строилось и, следовательно, нет образцов, которые могли бы быть описаны в методических положениях, или существующего опыта недостаточно, то требуются специальные, конкретно-научные разработки [1].

Вопросы для самопроверки:

1. В чем отличие методологической деятельности от методической?

2. Как принято подразделять методы научного познания?

3. В чем отличие всеобщих методов от общенаучных?

ТЕМА 3

Научное изучение как основная форма научной работы. Общая модель научного изучения.

Научное изучение, являясь делом коллектива исследователей, осуществляется только индивидуально, начиная от творческого замысла до окончательного оформления научного труда. Рассмотрим некоторые общие методологические подходы, которые принято называть изучением в научном смысле [2].

Современное научно-теоретическое мышление стремится проникнуть в сущность изучаемых явлений и процессов. Это возможно при условии целостного подхода к объекту изучения, рассмотрения этого объекта в возникновении и развитии, т.е. применения исторического подхода к его изучению.

Новые научные результаты и ранее накопленные знания находятся в диалектическом взаимодействии. Старое переходит в новое и дает ему силу и действенность, а новое более полно объясняет и дополняет старое. Иногда позабытое старое вновь возрождается на новой научной основе и живет как бы вторую жизнь, но в ином, более совершенном виде.

Научно изучать – это значит вести поисковые исследования, как бы заглядывая в будущее. Воображение, фантазия, мечта, опирающиеся на реальные достижения науки и техники, являются важнейшими факторами научного исследования. Но в то же время научное изучение – это обоснованное применение научного предвидения, это хорошо продуманный расчет.

Научно изучать – это значит быть научно объективным. Нельзя отбрасывать факты в сторону только потому, что их трудно объяснить или найти им практическое применение. Сущность нового в науке не всегда видна даже самому исследователю. Новые научные факты и открытия из-за того, что их значение плохо раскрыто, могут долгое время оставаться в резерве науки и не использоваться на практике.

Научно изучать – это значит: ничего не принимать за истинное, что не представляется ясным и отчетливым; трудные вопросы делить на столько частей, сколько нужно для разрешения; начинать исследование с самых простых и удобных для познания вещей и восходить постепенно к познанию трудных и сложных; останавливаться на всех подробностях, на все обращать внимание, чтобы быть уверенным, что ничего не упущено.

Научное изучение обязывает не только добросовестно изображать или просто описывать, но и узнавать отношение изучаемого к тому, что известно или из опыта, или из предшествующего изучения.

Научно изучать – это значит измерять все то, что может, подлежа измерению, показывать численное отношение изучаемого к известному.

Научно изучать – это не только смотреть, но и видеть, замечать важные частности, большое – в малом, не уклоняясь от намеченной главной линии исследования.

При научном исследовании важно все. Концентрируя внимание на основных или ключевых вопросах темы, нельзя не учитывать так называемые косвенные факты, которые на первый взгляд кажутся малозначительными. Часто бывает, что именно такие факты скрывают за собой начала важных открытий.

Научно изучать – это значит начинать исследовательский процесс с установления фактов и закономерностей. Если они установлены правильно (т.е. подтверждены многочисленными свидетельствами наблюдения, экспериментов, проверок и т.п.), то считаются бесспорными и обязательными. Это – эмпирический уровень исследования.

Но фиксируемые на эмпирическом уровне факты и закономерности обычно малоэффективны, т.е. не открывают дальнейших направлений научного поиска. Эти задачи решаются на другом уровне познания – теоретическом.

Теоретический уровень познания отличает от эмпирического разницей в способах отыскания общего в вещах, т.е. в установлении закономерностей. На эмпирическом уровне чувственно-практического опыта возможно фиксирование только внешних общих признаков вещей и явлений. Существенные же внутренние их признаки здесь можно только угадать, схватить случайно. Объяснить и обосновать их позволяет лишь теоретический уровень познания.

Различия теоретического и эмпирического уровней научного познания коренится в различии способов идеального воспроизведения объективной реальности, подходов к построению системного знания.

Отсюда вытекают и другие, производные отличия этих уровней. За эмпирическим знанием исторически и логически закрепилась функция сбора, накопления и первичной обработки данных опыта, его главная задача – фиксация фактов. Объяснение же, интерпретация их – дело теории.

Различаются рассматриваемые уровни познания и по объектам исследования. На эмпирическом уровне ученый имеет дело непосредственно с природными и социальными объектами. Теория же оперирует исключительно идеализированными объектами (материальная точка, абсолютно твердое тело, идеальный газ и т.п.). Все это обусловливает и существенную разницу в применяемых методах исследования. Для эмпирического уровня обычны такие методы, как наблюдение, описание, измерение, эксперимент и др. Теория же предпочитает пользоваться аксиоматическим методом, системным, структурно-функциональным анализом, математическим моделированием и т.п.

Другими словами, если говорить более конкретно, то научное изучение начинается с установления путем наблюдения или экспериментов различных фактов. Если среди этих фактов обнаруживается некая регулярность, повторяемость, то в принципе можно утверждать, что сделано первичное эмпирическое обобщение. Но рано или поздно отыскиваются такие факты, которые не встраиваются в обнаруженную регулярность. Тут на помощь призывается творческий интеллект ученого, его умение мысленно перестраивать известную реальность так, чтобы выпадающие из общего ряда факты вписались, наконец, в некую единую схему и перестали противоречить найденной эмпирической закономерности.

Обнаружить новую схему наблюдением нельзя, ее нужно сотворить умозрительно, представив первоначально в виде теоретической гипотезы. Если гипотеза удачна и снимает найденное между фактами противоречие, а еще лучше – позволяет предсказывать получение новых, нетривиальных фактов, это значит, что родилась новая теория, найден теоретический закон.

Таким образом, традиционная модель научного изучения предполагает движение по цепочке: установление эмпирических фактов – первичное эмпирическое обобщение – обнаружение отклоняющихся от правила фактов – изобретение теоретической гипотезы с новой схемой объяснения – логический вывод (дедукция) из гипотезы всех наблюдаемых фактов, что является ее проверкой на истинность. Подтверждение гипотезы конституирует ее в теоретический закон. Подобная модель научного изучения называется гипотетико-дедуктивной. Считается, что большая часть современных научных исследований осуществляется по этой модели.

Вопросы для самопроверки:

1. Основные особенности научного изучения?

2. Уровни научного изучения и познания?

3. Какова традиционная модель научного изучения?

ТЕМА 4

Научное изучение как выявление причинно-следственных связей. Абсолютность и относительность научной истины. Научная идея. Этика науки.

Научно изучать – это значит выявлять причинно-следственную связь: причина – явление – следствие. В современном понимании причинность означает связь между отдельными состояниями видов и форм материи в процессе ее движения и развития. Возникновение любых объектов и систем, а также изменение их свойств во времени имеют свои основания в предшествующих состояниях материи; эти основания называются причинами, а вызываемые ими изменения – следствиями. Расширение этой связи и образование многосложной структуры, охватывающей множество явлений, служат основой научной теории, характеризующейся четкой и логической структурой и состоящей из набора принципов или аксиом и теорем со всеми возможными выводами [2].

Однако ученый не может только создавать теории или выдвигать гипотезы. Он должен связать их с жизнью, подтвердить их опытом. Научно изучать – это значит установить границы соответствия полученного знания действительности, т.е. установить границы истинности этого знания или границы применимости теорий или отдельных научных утверждений. Данная стадия обусловливается объективными и субъективными факторами. Это значит, что можно однозначно утверждать, что любая научная истина полностью абсолютна лишь в своих границах истинности. Любая научная истина абсолютна, но содержит элементы относительного. Научная истина подтверждается (доказывается) соответствием уже установленным научным истинам и практикой: наблюдениями, опытами, экспериментами, производственной или иной деятельностью.

Научно изучать – это означает осознавать относительность научного знания. Один из существенных признаков относительности знаний вытекает из его подтверждения экспериментом, в большинстве случаев основанном на измерениях, а измерений абсолютно точных не бывает, и в этой связи задача ученого – указать интервал неточности.

Накопление научных фактов в процессе исследования – всегда творческий процесс, в основе которого всегда лежит замысел ученого, его идея. В философском определении идея представляет собой продукт человеческой мысли, форму отражения действительности. Идея отличается от других форм мышления и научного знания тем, что в ней не только отражен объект изучения, но и содержится сознание цели, перспективы познания и практического преобразования действительности.

Идея рождается из практики, наблюдений за окружающим миром и потребностей жизни. В основе идеи лежат реальные факты и события. Жизнь выдвигает конкретные задачи, но зачастую не сразу находятся продуктивные идеи для их решения. Тогда на помощь приходит способность исследователя предлагать новый, совершенно необычный аспект рассмотрения задачи, которую долгое время не могли решить при обычном подходе к делу, или, как говорят, пытались решить ее «в лоб».

Научное изучение – очень трудоемкий и сложный процесс, который требует постоянного «высокого накала», работы с огоньком. Если исследование выполняется равнодушно, то оно превращается в ремесленничество и никогда не дает ничего существенного. Недаром научное творчество иногда сравнивают с подвигом. Как и подвиг, оно требует максимального напряжения всей энергии человека, его мысли и действия.

В научной работы работе есть и своя этика. Нормы научной этики не сформулированы в виде каких-то официальных требований и документов, но эти нормы существуют.

В нормах научной этики находят свое воплощение, во-первых, общечеловеческие моральные требования и запреты, такие, например, как «не укради», «не лги», приспособленные, разумеется, к особенностям научной деятельности. Как нечто подобное краже оценивается в науке плагиат, когда человек выдает научные идеи и результаты, полученные кем-либо другим, за свои. Ложью считается преднамеренное искажение (фальсификация) данных эксперимента.

Вместе с тем, этические нормы научной деятельности служат для утверждения и защиты специфических, характерных именно для науки ценностей. Первая среди них – необходимость отстаивания научной истины. Так, широко, например, известно изречение Аристотеля: «Платон мне друг, но истина дороже», смысл которого в том, что в стремлении к научной истине ученый не должен считаться ни со своими симпатиями и антипатиями, ни с какими бы то ни было иными привходящими обстоятельствами. История науки с благодарностью чтит имена подвижников, которые не отреклись от своих убеждений перед лицом тяжелейших испытаний и даже самой смерти.

К моральным ценностям науки необходимо также отнести оценку истинности научных утверждений независимо от личности ученого. Так, результаты крупного, известного ученого должны подвергаться не менее строгой проверке и критике, чем результаты начинающего исследователя.

В повседневной научной деятельности обычно бывает непросто сразу же оценить полученное знание как научную истину либо как заблуждение. И это обстоятельство находит отражение в нормах научной этики, которые не требуют, чтобы результат каждого исследования непременно был истинным знанием. Они лишь требуют, чтобы этот результат был новым знанием и так или иначе – логически или экспериментально – обоснованным.

Ответственность за соблюдение такого рода требований лежит на самом ученом, и он не может переадресовать ее кому-либо другому. Для того, чтобы удовлетворять этим требованиям, он должен хорошо знать все то, что сделано и делается в его области науки. Публикуя результаты своих исследований, он должен четко указывать, на какие исследования предшественников и коллег опирался, и именно на этом фоне показывать то новое, что открыто им самим. Ученый должен привести те доказательства и аргументы, с помощью которых он обосновывает полученные им результаты. При этом он обязан дать исчерпывающую информацию, позволяющую провести независимую проверку его результатов.

В научном сообществе научное знание должно становиться общим достоянием, а сам ученый должен быть беспристрастным и искать истину бескорыстно. Вознаграждение и признание необходимо рассматривать лишь как возможное следствие научных достижений, а не самоцель.

Этические нормы охватывают и другие стороны научной деятельности: процессы подготовки и проведения исследований, проведения научных дискуссий, когда сталкиваются различные точки зрения и т.п.

Безусловно, редко, но встречаются случаи нарушения учеными указанных этических норм. Однако тот, кто их нарушает, рискует рано или поздно потерять уважение и доверие своих коллег. Следствием этого может стать полное игнорирование его научных результатов другими исследователями, так что он, по сути дела, окажется вне науки. Отдельные нарушения этических норм науки могут вызывать серьезные трудности в развитии той или иной области знания. Когда такие нарушения приобретают массовый характер, под угрозой оказывается уже сама наука.

К сожалению, достижение истины не всегда ведет к добру. Любой ученый, который серьезно и ответственно относится к науке и ее достижениям, может попасть в ситуацию своеобразного выбора, который неизбежно придется делать. В этой связи применение научных достижений и использование научных знаний не является нейтральным, в том числе и в моральном отношении. Ответственность за применение достижений науки в первую очередь несут сами творцы науки.

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое абсолютность и относительность научной истины?

2. Особенности научной идеи?

3. Что такое научная этика?

ТЕМА 5

Общенаучные методы эмпирического познания: наблюдение, эксперимент.

Наблюдение есть чувственное отражение предметов и явлений внешнего мира, в котором отсутствует деятельность, направленная на преобразование, изменение объектов познания. Это обусловливается рядом обстоятельств: недоступностью этих объектов для практического воздействия, нежелательностью, исходя из целей исследования, вмешательства в наблюдаемый процесс, отсутствием технических, энергетических, финансовых и иных возможностей постановки экспериментальных исследований объектов познания. Наблюдение – исходный метод эмпирического познания, позволяющий получить некоторую первичную информацию об объектах окружающей действительности [3].

Научное наблюдение характеризуется рядом особенностей:

1. Целенаправленностью (наблюдение должно вестись для решения поставленной задачи исследования, а внимание наблюдателя фиксироваться только на явлениях, связанных с этой задачей).

2. Планомерностью (наблюдение должно проводиться строго по плану, составленному исходя из задачи исследования).

3. Активностью (исследовател



2020-02-04 139 Обсуждений (0)
Библиографический список 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Библиографический список

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (139)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)