Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ



2020-02-04 206 Обсуждений (0)
СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ 0.00 из 5.00 0 оценок




Структура курсовой работы включает в себя следующие основные элементы в порядке их расположения:

- титульный лист;

- содержание;

- обозначения и сокращения (при наличии);

- введение;

- основная часть;

- заключение;

- библиографический список;

- приложения (при наличии).

Титульный лист является первой страницей курсовой работы и оформляется по установленной форме (Приложение Б).

В содержании (Приложение В) перечисляются: введение, основная часть (3 раздела (главы) и подразделы (параграфы) курсовой работы), заключение, библиографический список, приложения (при наличии).

В структурном элементе «Обозначения и сокращения» приводится перечень особых (не общепринятых) сокращений слов и наименований, использованных в курсовой работе.

Во введении определяются объект, предмет, цели, задачи и методика исследования, обосновывается актуальность темы исследования, степень ее разработки, а также место и значение в соответствующей области науки или практики, дается анализ источников и литературы.

Введение включает в себя следующие основные элементы: актуальность, степень разработанности темы, цель и задачи; объект и предмет курсовой работы; место и значение исследования в соответствующей области науки и практики; методологическую основу исследования, структуру курсовой работы.

Объект и предмет исследования. В качестве объекта исследования понимается заранее выбранная область реального мира, обладающая ярко выраженными ограничениями, существующими в автономном спектре и отделенными от окружающей среды. Применительно к проблематике экономической безопасности следует заметить, что она имеет как собственный объект – экономические системы разного уровня (глобальный, макро-, мезоуровень), общество в целом, так и объекты на пересечении и взаимном влиянии с другими сферами жизнедеятельности человека, (сфера защиты научно-технического и интеллектуального потенциала; производственная сфера; инвестиционная сфера; финансовая сфера; сфера обеспечения общественной безопасности (проблемы теневой экономики, организованной преступности и коррупции в экономике); сфера взаимодействия экономики и природы, сфера социального обеспечения и т.д. Предмет исследования наиболее приближен к структуре описания определенного процесса; он описывается и сопоставляется, как правило, с профессиональными терминами именно того образца, который рассматривает автор курсового исследования. Применительно к экономической безопасности в качестве предмета изучения могут быть: факторы, подрывающие устойчивость социально-экономической системы в краткосрочном и долговременном периодах; угрозы экономической безопасности в той или иной сфере жизнедеятельности; экономическая политика и институциональные преобразования, устраняющие или смягчающие деструктивное воздействие негативных факторов.

Цель курсовой работы является ее сутью, тем, ради чего она, собственно, и пишется. Поскольку курсовая работа – это высококвалифицированное исследование, необходимое для полного доказательства того, что выпускник готов к полноценной профессиональной деятельности, то и цель курсовой работы должна быть достаточно весомой. Таким образом, цель является основой курсовой работы. Целью курсовой работы по экономической безопасности могут быть: оценка современного состояния социально-экономических систем разного уровня с позиции индикаторов экономической безопасности; экспертиза прогнозов в контексте критериев экономической безопасности; выявление рискообразующих факторов и актуальных угроз экономической безопасности в той или иной сфере жизнедеятельности; разработка механизмов, обеспечивающих экономическую безопасность и т.п.

Задачи курсовой работы определяются ее целью и представляют собой ряд этапов, пройдя которые можно достичь поставленной цели. Задачи описываются путем перечисления исследовательских действий; каждая из них должна нести определенную смысловую нагрузку. Этого не так просто достичь, поэтому изначально необходима четкая формулировка всех составляющих курсовой работы. Далее следует назвать конкретные методы, использованные в процессе исследования.

Методы исследования – это способы, помогающие достичь поставленных в курсовой работе задач и цели. Это могут быть общенаучные (метод научной абстракции, сочетание исторического и логического, анализ и синтез, аналогия, индукция и дедукция, моделирование, классификации и др.) и специальные методы, используемые в рамках экономической безопасности (наблюдение экономических показателей и сравнение их с пороговыми значениями; методы экспертной оценки; метод анализа и обработки сценариев; методы оптимизации; полезностные методы и др.). Выбор методов нужно делать обдуманно, с учетом специфики темы курсовой работы.

И, наконец, ведение должно содержать информацию о структуре работы и краткую аннотацию ее основных разделов. Образец введения представлен в приложении Г.

В основной части работы излагается материал исследования, решаются цели и задачи, поставленные во введении. Содержание работы должно соответствовать и раскрывать тему курсовой работы.

Теоретическая глава курсовой работы. Рассмотрим функциональное назначение и алгоритм подготовки теоретической главы. Теоретическая глава курсовой работы считается основополагающей частью проводимого исследования. В ней обучающийся располагает теоретические положения, являющиеся базисом для последующего практического анализа и разработки рекомендаций и конкретных предложений. В теоретической главе формируется рабочая гипотеза исследования. Теоретические положения автор курсовой работы формулирует на основе изменения, обобщения и систематизации научной литературы и источников первичной информации. В качестве последних при написании курсовой работы по дисциплине экономическая безопасность рекомендуется использовать соответствующие нормативно-правовые документы (например, Федеральный закон от 28.12.2012 г. № 390-ФЗ «О безопасности»; Указ Президента РФ от 31.12.2015 г. № 683 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации», Концепция общественной безопасности в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 20.11.2013 г.); Указ Президента РФ от 30.01.2010 г. № 120 «О Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации»; Энергетическая стратегия России на период до 2030 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 13.11.2009 г. № 1715-р); Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 22.11.2008 г. № 1734-р; нынешняя редакция утв. Распоряжением Правительства РФ от 11.06.2014 г. № 1032-р); Военная доктрина Российской Федерации, утвержденная Президентом РФ 23.12.2014 г. № 2976 и др.). Эти документы играют важную роль при подготовке курсовой работы. Написание теоретической главы предполагает:

- детальное изучение объекта и предмета исследования;

- отражение дискуссионных аспектов темы;

- анализ различных точек зрения и мнений;

- самостоятельное формулирование теоретической концепции (гипотезы);

- логический выход на аналитическую главу курсового исследования.

Простая компиляция выдержек из чужих научных работ не является целевым ориентиром данного раздела курсовой работы. В рамках теоретической главы необходимо создать внятный, логичный, стройный теоретический базис для проведения собственного эмпирического исследования. Для достижения этой цели предстоит решить следующие задачи:

1) систематизировать собранный материал;

2) провести анализ и сформировать собственную позицию по изучаемому вопросу;

3) связно и логично изложить собственную теоретическую позицию.

Чаще всего теоретическая глава пишется по принципу: от общего к частному. Иными словами, сначала идет общий подход к проблеме, а затем положения раскрываются и конкретизируются. Рассматривая изучаемое явление по логическому принципу, следует последовательно рассмотреть его проявления (феноменологию), его место среди других явлений, выявить взаимосвязи, проанализировать определения, данными разными авторами.

В теоретической главе курсовой работы по дисциплине экономическая безопасность особое внимание должно быть уделено методологическому обоснованию системы показателей критериального типа, необходимых для диагностики уровня экономической безопасности выбранного объекта исследования. Здесь обязательно должна идти речь о различных индикаторах и их пороговых значениях, позволяющих судить о грозящей опасности, количественно оценивать уровень угроз безопасности и формировать комплекс программно-целевых мероприятий по стабилизации обстановки с учетом адресности привязки проводимых мероприятий. Пороговые значения экономической безопасности являются инструментами экономической безопасности и представляют собой количественные характеристики национальных интересов, определяющие пределы между неопасными и опасными явлениями в различных областях экономики, и социальной сферы. Пороговые значения характеризуют количественную определенность национальных интересов в области экономики. Следовательно, чтобы получить пороговые значения индикаторов экономической безопасности, необходимо определить национальные интересы в области экономики, к которым можно отнести:

- способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства независимо от импорта;

- достижение уровня и качества жизни населения, обеспечивающего устойчивое и инклюзивное развитие (рост);

- устойчивость и конкурентоспособность финансовой системы;

- сохранение единого экономического пространства;

- наличие экономических и правовых предпосылок, предотвращающих криминализацию экономики и общества;

- эффективность государственного регулирования экономики общества.

При формировании системы индикаторов и пороговых значений экономической безопасности (применительно к выбранному объекту исследования) обучающемуся имеет смысл обратиться, помимо известной методики ИЭ РАН (В.К.Сенчагова), к не менее популярным в научном сообществе методикам, разработанным, академиком РАН С.Ю.Глазьевым, Уральской научной экономической школой А.И.Татаркина, А.И. Богдановым и др. Такой научный подход важен для полноценной оценки взаимовлияния различных факторов и показателей экономической безопасности. Чтобы оптимизировать написание теоретической главы, необходимо использовать следующие принципы работы с собранным материалом и содержанием теоретической главы:

1. Предварительная систематизация материала уже в процессе поиска и изучения информации. После такой систематизации у обучающегося должны оказаться:

- большие блоки информации из научной литературы, которые станут основой для теоретической главы;

- узкотематические блоки, необходимые для раскрытия конкретных вопросов, написания конкретных пунктов;

- цитаты, короткие выдержки (с указанием источников);

- собственные заметки, набросанные предварительные выводы.

2. Выделение основных источников в библиографическом списке, которые станут опорными в процессе написания теоретической главы. Отметим еще раз, что нельзя списывать материал целыми блоками. Необходимо учитывать, что научный руководитель, наверняка, хорошо знает основные научные работы по Вашей теме.

3.Расстановка ссылок на используемый в тексте материал по ходу написания главы. Делать это после написания работы гораздо сложнее и более трудоемко. Напомним, что при цитировании фрагмент текста выписывается без каких-либо изменений, ставятся кавычки и указываются номера страниц основного текста, откуда взята цитата. Если есть необходимость из цитаты что-то убрать, сделать купюры, то вместо изъятых слов (фраз) ставится многоточие.

4.Определение собственной научной позиции. Когда набран достаточный рабочий материал, то в тексте курсовой работы он может быть представлен следующим образом: «Существует множество подходов к данной проблеме…», «Есть целый ряд положений, которые, на первый взгляд, объединяют разные подходы. Но есть и существенные различия…». Развести и соединить различные научные подходы к исследуемому предмету дипломнику недостаточно; надо определить собственную позицию.

5.Четкая научная терминология. Исходное условие для выполнения данного требования – это знание понятийно-категориального аппарата, используемого в исследуемой области знания. Проанализировав несколько определений, Вам придется выбрать наиболее подходящую дефницию и обосновать свой выбор либо даже сформулировать собственное. Тот или иной терминологический подход необходим для раскрытия сущности и содержания исследуемого предмета. Кроме того, в курсовой работе должна быть единая терминология.

6.Знание методологии и инструментов исследования в рамках будущей специальности. Как отмечалось ранее, применительно к экономической безопасности такими инструментами являются пороговые значения. Выпускник должен подтвердить свои знания и умения работать с различными системами индикаторов и пороговых значений экономической безопасности.

7.Самостоятельность выводов. Автору курсовой работы необходимо доказать, что он – провел самостоятельное учебно-научное исследование и способен использовать методы научного познания.

Таким образом, написание теоретической главы курсовой работы по дисциплине экономическая безопасность – процесс сложный и длительный.

Работа над содержанием и методы, используемые в аналитической главе. В теоретической главе курсовой работы обучающийся, исследует и систематизирует материал, полученный преимущественно на основе изучения научной, учебной и методической литературы. В аналитической главе автор курсовой работы должен проявить умение использовать теоретические знания на практике. Аналитическая глава курсовой работы по дисциплине экономическая безопасность ориентирована на решение следующих задач:

- ретроспективный анализ сложившейся ситуации или состояние исследуемого объекта;

- выявление рискообразующих факторов и текущих негативных процессов в исследуемой сфере;

- оценка уровня кризисной ситуации, определение и ранжирование угроз безопасности отдельных элементов текущего воспроизводственного процесса;

- прогнозирование потенциально возможных угроз экономической безопасности, вытекающих из складывающихся внешних условий и тенденций развития производства;

- определение ущерба от действия угроз экономической безопасности, который может проявляться в самых различных явлениях (последние не всегда могут быть выражены в четких количественных параметрах). Если ущерб не имеет количественной оценки, следует дать его качественное описание (возможные негативные последствия).

Источниками информации для проведения ретроспективного анализа социально-экономической ситуации и выявления, текущих и потенциально возможных угроз безопасности исследуемого объекта могут быть официальные статистические данные, общесправочно-аналитические материалы и служебные документы, содержащие сведения, представляющие интерес с точки зрения темы курсовой работы. Период для анализа собранного, обработанного и систематизированного материала должен составить не менее 3-х лет, а с позиции методологии «кризисного цикла» – более продолжительным. Отдельные исследования могут быть проведены и за 10 - 15 и более лет. Должна быть соблюдена сопоставимость данных при их сравнении на начало и конец отчетного или прогнозируемого периодов, а также при сопоставлении фактических или прогнозных данных с количественными параметрами пороговых значений экономической безопасности. Особенно это касается данных в стоимостном (ценовом) выражении. Рекомендуется использовать данные в сопоставимых ценах с учетом индексов-дефляторов. Такое требование является особенно важным при анализе структурных изменений (ВВП, объем промышленного производства и др.).

Анализ аналитической информации сопровождается выполнением большего объема разнообразных вычислений: абсолютных и относительных отклонений средних величин, дисперсий и т.д. Кроме того, в ходе анализа должны осуществляться различного вида оценки, группировки, сравнение фактических (прогнозных) значений индикаторов c их пороговыми значениями, моделирование экономических процессов, а также матричный анализ, позволяющий создать матрицу рисков, SWOT-матрицу и др. Результаты проведенного анализа предполагают их табличное и графическое представление. Применение персональных компьютеров значительно облегчает решение этой задачи. Так, создав в Excel несколько разноплановых аналитических таблиц, можно получить возможность для построения различных графиков, диаграмм, необходимым для наглядности и иллюстрации выявленных тенденций, закономерностей и проблем в развитии исследуемого объекта. Особое место в аналитической главе курсовой работы по экономической безопасности должно быть отведено индикативному анализу с использованием, так называемой зонной теории, которая позволяет установить, насколько реальное значение индикатора экономической безопасности удалено от его порогового значения. В соответствии с таким методическим подходом к индикативному анализу в литературе по экономической безопасности выделяют следующие экономические оправданные «зоны риска»:

1)зона «катастрофического риска». Здесь для соотношения типа «не менее» порогового значения индикатора превышает его реальное значение более чем в 10 раз; для соотношения типа «не более» реальное значение индикатора превышает его пороговые значения более чем в 10 раз. Это наиболее опасная зона; попадание индикаторов в нее представляет реальную угрозу экономической безопасности и требует незамедлительной реакции со стороны органов государственного управления, органов управления регионом, отраслью, комплексом;

2)зона «критического риска». В этом случае для соотношения типа «не менее» порогового значения индикатора превышает его реальное значение от 10 до 3 раз; соответственно для соотношения типа «не более» справедлива обратная связь. Такая ситуация соответствует развитию кризисных явлений в экономике (или в рамках исследуемого объекта) и требует стратегических решений для постепенного выхода в более безопасный режим функционирования;

3)зона «значительного риска». Для соотношения типа «не менее» порогового значения индикатора превышает реальное от 3 до 1,6 раз; для соотношения типа «не более» наоборот. Такое положение нежелательно; во многих случаях его не удается быстро исправить, поэтому важным здесь является изучение (мониторинг) тенденций соответствующих индексов;

4)зона «умеренного риска». В данном случае для соотношения типа «не менее» порогового значения индикатора весьма незначительно превышает его реальное значение (не более чем в 1,6 раза); для соотношения типа «не более» соответственно наоборот. Такая ситуация для ряда индикаторов считается типичной и не представляет угроз для экономической безопасности, однако предполагает определение и учет рискообразующих факторов;

5)зона «стабильности». Здесь любое значение индикатора является позитивным. Однако чрезвычайно большие реальные значения индикаторов по сравнению с их пороговым значением, повторяющиеся в течение ряда лет, свидетельствуют о том, что данный индикатор потерял свою значимость для мониторинга экономической безопасности.

Для визуализации результатов индикативного анализа строятся лепестковые диаграммы, содержащие нормированные индикаторы экономической безопасности применительно к исследуемому объекту. Наряду с анализом отдельных индексов, путем нормирования индикаторов экономической безопасности, несомненный интерес представляет анализ обобщенных индексов («индексов развития» и «индекса разбаланасированности»). Использование таких индексов позволяет анализировать и отслеживать обобщенные тенденции в отельных сферах экономической безопасности и в экономике в целом и должно проводиться в дополнении к динамическому анализу исходных индикаторов. Это можно использовать для организации эффективного мониторинга экономической безопасности выбранного объекта исследования. В результате комплексного и глубокого анализа объекта и предмета исследования выявляются деструктивные факторы и угрозы экономической безопасности, возможные схемы снижения уровня текущих угроз и нейтрализации потенциальных угроз безопасности.

Подготовка рекомендательной главы курсовой работы. Рекомендательная глава – особо значимая часть курсовой работы. Надо учитывать, что, прежде всего на рекомендации и предложения курсовой работы обращают внимание при защите. Главные правила написания рекомендательной главы:

- лаконичность изложения;

- научная достоверность;

- новизна и актуальность;

- экономическая грамотность;

- продуманность.

Основное, что поможет обучающимся сформировать рекомендации и предложения – это тема курсовой работы, ее рабочая гипотеза и результаты диагностики уровня экономической безопасности исследуемого объекта (в рамках предмета исследования). Рекомендации и пакет конкретных мероприятий следует «увязать» с установленными в процессе диагностики угроз экономической безопасности зонами риска. Так, применительно к ситуации «критического риска» целесообразно разработать схему снижения уровня угроз экономической безопасности. Проработка такой схемы должна вестись в два этапа:

- на первом (прогнозно-ориентированном) этапе разрабатываются концептуальные модели нейтрализации выявленных потенциальных угроз экономической безопасности (без деталей, адресной, ресурсообеспечивающей проработки);

- второй этап – проектная, детальная разработка схемы снижения конкретных угроз в объеме технико-экономического обоснования с указанием вариантов сценариев нейтрализации возможных очагов кризиса.

В рамках разрабатываемой схемы предоставляются обобщенные, сводные показатели и параметры по всем предлагаемым мероприятиям. Последние могут быть выражены в следующих вариантах:

1)составление прогноза (с использованием моделируемых и управляющих показателей);

2)стратегия по конкретным направлениям с указанием прогнозных данных и показателей;

3)сводная таблица экономического эффекта по проектируемым мероприятиям;

4)прогнозные расчеты основных показателей состояния исследуемого объекта с динамикой качественного их изменения за счет реализации проектируемых мероприятий;

5)сравнительная таблица показателей отчетного периода и по проекту за счет осуществления мероприятий, рекомендацией с расчетами динамики их изменения по каждому направлению и в целом по объекту (организация, предприятие, отрасль, регион).

Кроме того, глава может содержать (как правило, для ситуаций «значительного» и «умеренного» риска) рекомендации научно-методического характера или материал по выявлению возможностей, условий изменений и влияния проектных мероприятий на другие сферы жизнедеятельности, связанные с изучаемым объектом. Особое внимание в этом случае, как правило, уделяется научно-методическому обеспечению и организации мониторинга факторов, способных оказывать деструктивное воздействие на ситуацию и создавать очаги кризиса.

Заключение – самостоятельная часть курсовой работы. Заключение не должно содержать дублирование содержания основной части.

В заключении подводятся итоги теоретической и практической разработки темы, предлагаются обобщения и выводы по теме курсовой работы, формулируются рекомендации и (или) предложения по исследуемой проблеме.

Библиографический список размещается после заключения. Библиографический список должен включать изученные и использованные в курсовой работе источники и литературу. Библиографический список свидетельствует о степени изученности проблемы и сформированности у студента навыков самостоятельной работы (пример оформления библиографического списка приведен в Основное правило составления списка заключается в том, что он должен содержать только те источники, которые реально использовались при написании курсовой работы. Нельзя раздувать библиографический список за счет книг и статей, которые ни разу не упоминались в тексте работы. Помимо этого, правилом списка литературы является достоверность описания всех приведенных в нем источников. Для каждого источника необходимо найти следующую информацию:

- полное название;

- фамилию имя отчество всех авторов, а также редакторов, если источник подвергался серьезной редакции;

- год публикации и наименование издательства;

- количество страниц;

- номера страниц, информация на которых использовалась при написании курсовой работы.

Список использованных источников оформляют на основе государственных стандартов (7.1, 7.11, 7.0.12, 7.80, 7.82).

Составление библиографического списка начинается с выбора литературных источников. В курсовой работе их должно быть не менее 20–30.

В приложения могут включаться связанные с выполненной курсовой работой материалы, не включенные в основную часть: справочные материалы, таблицы, схемы, нормативные документы, образцы документов, инструкции, методики (иные материалы), разработанные в процессе выполнения работы, иллюстрации вспомогательного характера, формулы и т.д.

 

 



2020-02-04 206 Обсуждений (0)
СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (206)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)