Факторы и резервы снижения себестоимости продукции
В условиях рыночных отношений себестоимости продукции должно придаваться первостепенное значение, а процессом ее формирования необходимо эффективно управлять. На величину себестоимости продукции оказывают влияние природногеографическое расположение предприятия, отраслевые особенности, цены на пользуемые ресурсы, уровень концентрации, специализации, кооперирования и комбинирования; уровень использования производственных мощностей; состояние материальнотехнического обеспечения и сбыта продукции, уровень инфляции, состояние учетной и ценовой политики предприятия. Главной целью управления издержками производства и реализации продукции является их минимализация. Снижение себестоимости продукции позволяет выпускать большие объемы продукции, экономить живой труд, повышая его производительность, совершенствовать ценообразование и увеличивать прибыль предприятия. Для решения проблемы снижения издержек производства и реализации продукции на предприятии должна быть разработана общая концепция (программа), которую необходимо корректировать с учетом изменяющихся обстоятельств. Эта программа должна носить комплексный характер, т.е. должна учитывать все факторы, влияющие на величину себестоимости продукции. Процесс управления издержками производства на предприятии должен осуществляться по следующим направлениям: • рациональное использование материальных ресурсов (внедрение безотходных технологий, позволяющих более экономно расходовать сырьё, материалы, топливо и энергию; совершенствование нормативной базы предприятия; внедрение и использование более прогрессивных материалов; комплексное использование сырья, материалов, использование отходов; улучшение качества продукции);
Однако на лесопромышленных предприятиях на формирование себестоимости продукции лесозаготовок оказывают влияние и специфические условия, управлять которыми предприятие не имеет возможности. Это, в основном, почвеннорастительные и климатические условия, к которым относят: породный состав лесосечного фонда, объем хлыста, эксплуатационный запас на 1 га; вид грунтов, процент заболоченности и др. К числу факторов, оказывающих влияние на уровень себестоимости продукции, но не зависящих от деятельности предприятия, относят также цены на ресурсы, которые определяются рыночным спросом и предложением. Поэтому для предприятия важны и взаимосвязаны технология использования ресурсов и их экономное расходование в процессе производства для получения конкурентоспособной продукции. 28.Показатели себестоимости продукции и пути ее снижения. Различают следующие показатели себестоимости: цеховая, производственная и полная. Цеховая себестоимостьпредставляет собой затраты цеха, связанные с производством продукции. Производственная себестоимостьпомимо затрат цехов включает общепроизводственные и общехозяйственные расходы. Полная себестоимостьотражает все затраты на производство и реализацию продукции, слагается из производственной себестоимости и внепроизводственных расходов (расходы на тару и упаковку, транспортировку продукции, прочие расходы). Различают индивидуальную и среднеотраслевую себестоимость. Индивидуальная себестоимостьобусловливается конкретными условиями, в которых действует то или иное предприятие. Среднеотраслевая себестоимостьопределяется как средневзвешенная величина и характеризует средние затраты на единицу продукции по отрасли, поэтому она находится ближе к общественно необходимым затратам труда. При составлении плана по себестоимости продукции его важнейшими качественными показателями являются: себестоимость товарной и реализованной продукции; себестоимость единицы важнейших видов продукции. Для их расчета необходимо составить смету затрат на производство продукции по экономическим элементам. Смета затрат на производство составляется без внутризаводского оборота на основе расчета по каждому элементу и является основным документом для разработки финансового плана. Она составляется на год с распределением всей суммы расходов по кварталам. Затраты на сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо и энергию в смете затрат определяются, прежде всего, на производственную программу исходя из планового объема, норм и цен. При управлении деятельностью по снижению себестоимости необходимо исходить, прежде всего, из выявления резервов, необходимых для этого. Следует различать производственные и текущие резервы. Производственные резервы предусматривают создание в производственном плане оптимального уровня резервов, обеспечивающих надёжное функционирование системы при возможных сбоях. В условиях рыночных отношений их величина зависит не только от объёма производства, но и от движения цен на сырьё, возможности быстрого его приобретения и т.д. В ряде случаев, исходя из прогноза, движения цен целесообразно создавать большие запасы сырья и наоборот. Текущие резервы выявляются на основе сопоставления результатов деятельности с планом и итогами предыдущего периода. К ним относятся: сокращение потерь сырья и рабочего времени, ликвидация простоев, борьба с нерациональным использованием сырья. Трудно составить схему путей экономии материальных ресурсов, общую для всех предприятий и каждого работающего. Всё зависит от характера производства, от конкретных условий, в которых протекает производственный процесс. Например, для консервной промышленности, которая перерабатывает скоропортящееся сырьё, важно сокращение сроков его хранения, так как это повышает естественную убыль, связанную с усушкой и порчей, утратой овощами и фруктами витаминов, что увеличивает расход сырья на единицу продукции и снижает её выход, а в итоге увеличивается себестоимость продукции. В хлебопекарной промышленности резервы снижения себестоимости продукции заключаются в уменьшении потерь муки в виде распыла, полуфабрикатов, сухого вещества при брожении опары, усушки при остывании хлеба. Вместе с тем при всём многообразии конкретных путей экономии материальных ресурсов можно выделить следующие основные направления: - сокращение отходов и потерь; - ликвидация брака; - внедрение новых видов экономических материалов и заменителей; - комплексное использование сырья и материалов; - уменьшение возвратных отходов; - снижение затрат по статье “Основная заработная плата производственных рабочих”; - увеличение объема производимой продукции, что способствует уменьшению условно-постоянных расходов; - снижение расходов на двигательную энергию в результате правильного подбора мощностей оборудования; - уменьшение расходов на ремонт оборудования путем применения прогрессивных методов ремонта; - снижение цеховых и общефабричных расходов в результате сокращения административно-управленческого аппарата. В экономии материалов важное место занимает переход на ресурсосберегающую технику и прогрессивную технологию производства, мало- или безотходные способы обработки. Выявление и использование резервов снижения материальных затрат лучше всего вести на основе построения баланса расхода материалов по всем его составляющим: полезный расход (количество выхода готовой продукции), отходы возвращённые и безвозвратные, потери утилизируемые и неутилизируемые. 29.Ценообразование на предприятии: виды цен, их состав и методы установления Цена – это денежное выражение стоимости товара. С одной стороны, цена должна отражать затраты труда на производство и реализацию товара (услуги) Выделяют следующие виды цен: Дифференциация цен по отраслям и сферам обслуживания экономики строится на основе учета особенностей отдельных отраслей народного хозяйства и включает следующие виды цен: 1) оптовые цены на продукцию промышленности – цены, по которым промышленная продукция реализуется всем категориям потребителей, кроме населения, независимо от форм собственности; 2) закупочные цены на продукцию сельского хозяйства – цены, по которым реализуется сельскохозяйственная продукция колхозами, совхозами, фермами и населением (продукция личных хозяйств); 3) цены на строительную продукцию – сметная стоимость объекта (предельный размер затрат на строительство каждого объекта) либо усредненная сметная стоимость единицы конечной продукции типового строительного объекта (за м2 жилой площади); 4) тарифы грузового и пассажирского транспорта – плата за перемещение грузов и пассажиров, которая взимается транспортными организациями с отправителей грузов и населения; 5) цены на потребительские товары – используются для реализации товаров в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям; 6) тарифы на услуги – система ставок, по которым предприятия сферы услуг реализуют их потребителям; 7) внешнеторговые цены – цены, по которым осуществляется экспорт отечественных и импорт зарубежных товаров и услуг. Формирование цен этой группы принципиально отличается от определения национальных цен, которые подразделяются на экспортные и импортные; 8) экспортные цены – цены, по которым российские производители или внешнеторговые организации продают отечественные товары и услуги на мировом рынке; 9) импортные цены – цены, по которым российские фирмы закупают товары и услуги за рубежом. Методы: -Метод установления текущих цен используют предприятия, которые исходят исключительно из условий конкуренции и устанавливают цену чуть выше или ниже, чем конкуренты, считается, что он отражает коллективную мудрость отрасли. Применяется этот метод на рынке, где продаются однородные товары в условиях чистой конкуренции. Цены на нем формируются в результате совместных действий хорошо информированных продавцов и покупателей, в этих условиях продать товар по более высокой цене не представляется возможным, в то же время не нужно устанавливать и более низкую цену, так как товары могут быть реализованы и по этой, приемлемой рынком, цене. - Метод следования за лидером конкуренции применяется на олигополистическом рынке, где действует ограниченное число предприятий-продавцов. Как правило, эти предприятия стремятся продавать свои товары по одинаковой или близкой цене, т. к. каждое из них хорошо осведомлено о ценах своих конкурентов. Уровень цен на этом рынке определяется целями, которые ставят перед собой доминирующие на рынке компании, или негласным соглашением между участниками. В этих условиях более мелкие предприятия следуют за ценовым лидером, позволяя себе лишь небольшие скидки с цены. На таком рынке цены время от времени меняются вслед за изменениями производственных затрат. В этом случае одно из предприятий берет на себя роль лидера, повышая или снижая цены на свои товары, а все остальные поступают также. Этот метод используется, если предпринимателю сложно прогнозировать собственные издержки, спрос или реакцию конкурентов – самым разумным в такой ситуации является следование за конкурентным лидером. - Тендерный метод, или метод закрытых торгов, является специфическим и используется в случае конкурентной борьбы нескольких предприятий за право получения контракта (на строительство, освоение месторождений природных ресурсов, поставку производственно-технической продукции и т. д.). Целью фирм является получение контракта и оттеснение конкурентов. Чтобы реализовать ее, необходимо учесть и определить конкурентов: чем выше цена, тем ниже вероятность получения заказа, и наоборот.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (228)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |