Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Перекрестная эластичность.



2020-02-03 189 Обсуждений (0)
Перекрестная эластичность. 0.00 из 5.00 0 оценок




Она характеризует чувствительность спроса на один товар при изменении цен на другой.

 , где

E (k) - перекрестная эластичность; 

d Q1 (%) - процентное изменение спроса на один товар;

d P2 (%) - процентное изменение цены на другой товар.

С помощью коэффициента эластичности можно определить следующие виды перекрестной эластичности:

а) E (k) > 0 для товаров-субститутов;

б) E (k) < 0 для товаров- комплементов;

в) E (k) = 0 для индифферентных (независимых) товаров.

Эластичность предложения товара (по цене) - это процентное соотношение между изменением в цене и изменением предложения.

Одним из определяющих элементов эластичности предложения какого-либо товара или услуги является мобильность факторов его производства и выпуска, т.е. легкость с которой необходимые факторы производства могут быть привлечены из других отраслей. Второй важный фактор - это время. Как и в случае спроса, эластичность предложения по цене имеет тенденцию увеличиваться на долгосрочных временных интервалах. Частично это связано с мобильностью ресурсов, но также зависит и от применяемых технологий, состояния производственной базы и т.д. С течением времени адаптация производителей к рыночным условиям улучшает конъюнктурные возможности соответствия выпуска их продукции возросшему спросу, что приводит к повышению эластичности предложения.

Теория эластичности спроса и предложения имеет важное практическое значение. Эластичность спроса является важным фактором, влияющим на ценовую политику фирмы.

 


Взаимодействие спроса и предложения

 

Рынок формируется совместно покупателями и продавцами. Намерения покупателей могут не совпадать с намерениями поставщиков.

Рассмотреть это наглядно мы можем, отразив кривую спроса и кривую предложения для одного и того же товара, рынка и внешних факторов, в одних осях.

 

Рис 4.1. Взаимодействие спроса и предложения

 Из этого графика видно, что лишь при цене на исследуемый товар P=P0 планы, как покупателей, так и продавцов оправдаются полностью: покупатели запланированным оптимальным образом удовлетворят свои потребности, а поставщики получат запланированную оптимальную прибыль. Если же на рынке в данный момент существует цена P1< P0, то это означает, что покупатели готовы купить товара в объеме Q3 (точка B на графике), тогда как продавцам выгодно поставить товара лишь в количестве Q2<Q3 (точка A на графике) – таким образом, при такой цене часть спроса останется непокрытой предложением, то есть возникнет ситуация избыточного спроса (т.е. дефицита данного товара на рынке в количестве Q3-Q2). Соответственно, если на рынке в данный момент существует цена P2>P0, то это означает, что покупатели готовы купить товара в объеме Q1 (точка C на графике), тогда как продавцам выгодно поставить товара лишь в количестве Q4>Q1 (точка D на графике) – таким образом, при такой цене часть предложения останется непокрытой спросом, то есть возникнет ситуация избыточного предложения (т.е. профицита, излишка данного товара на рынке в количестве Q4-Q1).

На любую из ситуаций дефицита и профицита, когда ожидания соответственно покупателей и продавцов относительно степени удовлетворения своих потребностей не оправдались, и те и другие будут действовать исходя из соображений максимально полного удовлетворения своих интересов. Фактически к перечню уже обсуждавшихся факторов, влияющих на действия покупателей и поставщиков добавляется еще по одному фактору, существенному для оптимизации их выбора, но этот дополнительный фактор (а именно: фактически имеющийся объем предложения – для действий покупателя и фактически имеющийся объем спроса – для действий поставщика) сам зависит от цены на товар.

Для выяснения действий неудовлетворенных покупателей при дефиците исследуемого товара и неудовлетворенных поставщиков при его профиците предположим, что в отношении прочих товаров ожидания покупателей и продавцов полностью оправдались.

В случае дефицита не оправдываются ожидания покупателей, то есть условие оптимальности набора потребленных товаров для некоторого конкретного покупателя не выполняется. В такой ситуации этот покупатель вынужден перераспределить имеющиеся у него средства между желаемыми товарами в иной пропорции, учитывающей значение предложения на данный товар. Одни покупатели могут полностью отказаться от удовлетворения потребности, связанной с недополученным товаром, но логично предположить, что среди покупателей будут такие, для кого получение данного товара в доступном при дефиците слишком малом количестве является принципиально неприемлемым. Такие покупатели перераспределят свои средства в пользу данного товара, обеспечивая появление спроса на него по более высокой цене. Ясно, что поставщику в этом случае выгодно, ориентируясь на таких покупателей, произвести дополнительное количество данного товара, поскольку возросшая цена предполагает возможность получения поставщиком дополнительной прибыли за счет роста объема производства (переход на более высокую рабочую точку на кривой предложения).

В случае профицита часть товара остается вовсе непроданной поставщиками, тогда как потребители удовлетворили потребности в соответствии со своими оптимальными предпочтениями. Чтобы возместить хотя бы часть затрат, фактически произведенных в ходе производства излишка товара, поставщик вынужден продавать излишки по более низкой цене (при меньшей цене величина спроса больше) и сокращать объем поставок (меньшая цена требует меньшего объема поставок для оптимальной прибыльности). Таким образом, в ситуации профицита существует тенденция к снижению поставщиками цен и сокращению ими объема производства, что автоматически влечет за собой увеличение величины спроса на эти более дешевые товары (более низкая рабочая точка на кривой спроса).

Таким образом, при несоответствии объема спроса объему предложения при первоначально заданной цене товара, поиск оптимального для себя выхода продавцами и покупателями приводит к изменению цены на данный товар в сторону некоторой равновесной цены, при которой спрос и предложение равны. Выбираемый покупателями и поставщиками новый уровень цены при дефиците или профиците товара на рынке не обязательно находится между значениями P1 и P0 для дефицита и между значениями P0 и P2 для профицита: новый уровень цены может «перелететь» через равновесную цену, и в зависимости от ситуации вполне возможны как затухающие, так и постоянные или даже нарастающие колебания цен на данный товар, однако, всегда вокруг равновесной цены.

Заключение

 



2020-02-03 189 Обсуждений (0)
Перекрестная эластичность. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Перекрестная эластичность.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (189)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)