Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Теоретическая база опыта



2020-02-04 171 Обсуждений (0)
Теоретическая база опыта 0.00 из 5.00 0 оценок




Уясняя сущность православной культуры, следует учитывать, прежде всего, то, что именно Православие является историеобразующим, культурообразующим, смыслообразующим элементом жизни русского народа. Православие сыграло исключительную роль в жизнеустройстве нашего государства и общества, семьи и человека, нашей духовности и нравственности, нашей культуры и воспитания. Это обстоятельство может кому-то не нравиться, но не считаться с ним нельзя. Современный русский человек, даже если он исповедует принципиальный атеизм или абсолютно равнодушен к религии, со всеми своими достижениями или недостатками остается номинально православным человеком по своему менталитету. Не учитывать это в процессе воспитания и обучения (равно как и в процессе государственного, культурного, экономического строительства) нельзя. Любое начинание, предпринятое без учета этого обстоятельства, обречено на неудачу. За многие века своего существования Православие накопило колоссальный эстетический потенциал - лишать современного человека возможности осваивать его, значит несказанно его обеднять. Православная культура - это литература, включающая тысячи томов, написанных сотнями авторов, это иконы, в том числе и Андрея Рублева и фрески Дионисия, это богатейшие архитектурные традиции, это удивительная гимнография, объединяющая литургическую музыку и поэзию, это, наконец, прикладное искусство - богослужебные сосуды, оклады икон, церковные облачения, - традиции которого живы до сих пор. Самым актуальным обстоятельством, характеризующим православную культуру, является то, что вся она, даже в мельчайших своих компонентах, была и остается духовно, нравственно, эстетически значимой, и одно это определяет необходимость ее изучения в наш прагматический век. Без понимания сущности православия и идеалов Святой Руси, несводимых к чистой церковности и образцам древней русской святости, нельзя понять всю духовно-нравственную сферу русского народа. Многие элементы духовности возникли еще до принятия Христианства, а православие венчало и упрочило древнее мировоззрение русского народа, придав ему более утонченный и возвышенный характер.

Согласно православному миропониманию, человек должен стремиться к совершению благих дел. Не совершивший при жизни добра умирает не только телом, но и душой, поэтому пагубен не только грех, но и отсутствие добрых дел. Не формальное следование закону и оправдание земных страстей, плодоносящих зло, а постоянное стремление к добру, к высшему благу, ко всеобщей победе благодати и добра составляют ценностное ядро русской духовности. Стремление к добру, истине, справедливости, пронизывают произведения устного народного творчества, духовные стихи, которые выполняли функции образования и в информационном, и нравственном отношении.

В 1993 г. впервые была разработана "Концепция православного дошкольного воспитания", которая сыграла свою конструктивную роль в развитии системы православно-ориентированных дошкольных учреждений. На базе этих концептуальных положений разрабатывается содержание и методика воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

За последние годы создан ряд авторских программ и методических материалов, таких как:

· Комплект нормативных, и методических материалов по организации работы православного детского сада и дошкольного отделения православной гимназии (составитель Полянская Е.В.) и методическое пособие для детей дошкольного возраста "Основы христианской культуры" (Афанасьева С.) (Смоленская и Калининградская епархия);

· "Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников" (автор Алексеева Г.Г.) (Саратовская епархия);

· "Православное воспитание в дошкольном учреждении и семье" (автор Алексеева Н.М.) (Оренбургская епархия);

· Программа преемственности духовно-нравственного воспитания в детском саду и начальной школе (автор Феоктистова Т. Г. совместно с Челябинским педагогическим университетом) (Челябинская епархия);

· Авторская разработка Паткиной Г.Г. и иерея Олега Оводкова (г. Ступино Московской области).

Отдельным разделом выделена Программа для детей старшего дошкольного возраста в содержании нового учебного курса "Православная культура", разработанного специалистами Курского педагогического Университета (проф. Меньшиков В.М.), а также курса "Православная культура", созданного педагогами Ногинского района Московской области под руководством протоиерея Виктора Дорофеева. Разработано и издано "Методическое пособие по православному воспитанию детей дошкольного возраста" под редакцией Алексеевой А.С. В пособии изложена примерная программа православного воспитания детей, распределенная по трем возрастным группам от младшего до старшего дошкольного возраста. В нем содержатся конкретные рекомендации для использования программы по десяти тематическим разделам: "Ребенок и его окружение", "Бог - Творец мира", "Молитва - общение с Богом" и другие. Это методическое пособие направлено на развитие личности ребенка с учетом его индивидуальных особенностей, оказания ему помощи в приобщении к Богу, обретения своего собственного пути к Нему. Сравнительный анализ показывает, что в первом ряду в настоящее время стоит учебно-методический комплект А.В. Бородиной, разработчик учебных курсов «История религиозной культуры» и «Основы православной культуры», автора первого учебника «Основы православной культуры» и более тридцати других учебно-методических пособий. В её программе существует достаточно уникальный склад и религиозных, и культурологических знаний, духовных и национальных корней, которые можно применить в любых условиях. В этом курсе есть главное, что необходимо, как мне кажется, – здесь есть любовь, любовь к Отечеству, любовь к традиции, любовь к человеку, любовь к своей вере, любовь к своей истории, и вот через призму этой любви человека к своей Родине, к своей земле, семье, к своему храму, к своей вере – через эту призму человек смотрит на другие религии и понимает, почему тысячу лет назад наши предки сделали этот конкретный выбор[2].

Цель исследования

Познакомить детей с многообразным, чудесным, удивительным и в то же время строгим и нравственно возвышенным миром Православия и со значением Православия в развитии всех сфер жизни нашего общества, в личной жизни человека.

Задачи:

1. Провести анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме;

2. Осуществить анализ реального состояния теории и практики духовно-нравственного развития личности детей дошкольного возраста на основе православной культуры.

3. Раскрыть педагогический потенциал православной культуры в современных условиях, ее роль в формировании и развитии общей культуры личности, экологическом воспитании и оздоровлении детей через освоение ими лучших духовно-нравственных ценностей и идеалов русского народа.

Методы:

- изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;

- педагогический эксперимент;

- наблюдения;

- собеседования с педагогами, родителями.


Технология опыта

 

Главным средством духовно-нравственного развития личности ребенка является освоение им православных духовно-нравственных ценностей. Введение его в православную культурную традицию естественным образом проходит через воспроизведение годового цикла праздников, труда, игр, использование специально отобранных народных сказок и малых фольклорных форм (пословиц, поговорок, потешек), через знакомство детей с музыкальными и живописными произведениями на евангельские сюжеты.

У меня в группе дети 5-6 лет. Эта группа считается подготовительной при изучении Курса православной культуры[3], который для детей этого возраста – не просто определенный цикл занятий, а, прежде всего, живое содержание, связанное с церковным календарем и его праздниками, которые задают смысл разнообразной детской деятельности в разных видах занятий, игр, прогулок и экскурсий. Темы для рисования, лепки, аппликации, ручного труда, подбор сказок и художественных произведений для душеполезного чтения с последующим обсуждением, для заучивания наизусть, для игр-драматизаций, труд и праздничные утренники подчинены достижению основной цели – целостному духовно-нравственному развитию личности ребенка дошкольного возраста. Общей и важной тенденцией этого возрастного периода является закладывание и активное развитие психологических структур личности ребенка, определяющих систему отношений к себе и ко всему, что его окружает. Это период бурного развития сознания, системы нравственных мотивов и формирования основ волевого поведения. В возрасте 3–5 лет дети готовы к принятию Бога как Творца нашего мира, в котором мы живем. Дети любуются красотой цветов, деревьев, всей природы, радуются ветерку, солнышку, радуге. Рассматривают узорчатые снежинки зимой. В 5–6 лет понимают как очевидное, что Бог — Творец мира — нашего общего дома и ощущают Любовь к Божьему миру. Оба процесса познания и любви содействуют формированию осознания детьми целесообразности устройства всего мира и всех Божьих созданий. Жажда духовного познания заложена в человеке изначально, к 6–7-летнему возрасту, эта жажда усиливается, она уже осознаваема ребенком и стоит очень остро в силу яркого в этом возрасте эмоционального восприятия и переживания жизненных противоречий. Курс православной культуры, ведущийся в подготовительной группе, закладывает фундамент для дальнейшего обучения в старших группах. Он должен включать основные представления, на которые необходимо будет опираться в дальнейшей работе. Вместе с тем ни в коем случае нельзя рассматривать преподавание этого курса в подготовительной группе как узкую подготовку к его изучению в школе, подобно тому, как детство нельзя рассматривать как подготовку к жизни взрослой. И так как детство есть самоценный, но прорастающий во взрослость, и потому ничем незаменимый период человеческой жизни, так же и изучение православной культуры в дошкольном возрасте имеет свое, непреходящее значение. И компенсировать его нельзя. Считаю, что наиболее правильным в этом возрасте должно стать изучение православной культуры в рамках главных православных праздников (православный литургический год), которые вводят ребенка в светлый, радостный и праздничный мир Православия, через который по- новому открывается жизнь окружающих людей и природы. Здесь крайне важно помнить слова К.Д. Ушинского, который писал: “Для ребенка Светлый праздник и весна, Рождество и зима, Спас и спелые плоды, Троица и золотые березки сливаются в одно могучее впечатление, свежее и полное жизни... Первое знакомство с евангельскими событиями всего удобнее совместить с объяснением предстоящих праздников: здесь и церковная служба, и рассказ матери, и праздничное чувство ребенка - все соединяется, чтобы оживить то или другое событие”[4].

Сообщая детям самые первые элементарные сведения о Боге, его творении, о Сыне Божием, святых и подвижниках Православия, можно и нужно увязать воедино духовное и материальное, нравственно умозрительное и практическое. Знакомство детей со Священной историей и Ветхим Заветом начинается с доступного изучения Книги Бытия, глав связанных с творением мира. Мировосприятие ребенка дошкольного возраста складывается под влиянием рассказов о Творце, о заботе Бога о мире и, особенно о Его любви к людям, о назначении человека. Исторический раздел программы представлен изучением эпизодов библейской и церковной истории, которые отражают в себе течение истории общечеловеческой (см. Приложение). Изучение храма будет более эффективным, если посетить его в праздники, в дни торжеств, а само посещение заранее подготовить. Важно познакомить детей с устройством храма, его историей. Столь же важно ввести в программу произведения литературы и изобразительного искусства, вводящие детей в мир высоких духовно-нравственных образов, в эмоционально привлекательной, понятной форме, передающие сведения эстетического, духовно-нравственного и учительного характера. Очень важно ввести ребенка в мир высших нравственных ценностей, заложить основы нравственного поведения, для чего незаменимы нравственные беседы. Формирование такого поведения ребенка, когда бы он мог в максимальной степени ориентироваться на других людей, учитывая их интересы и позицию. В период 5-6-ти летнего возраста в поведении ребенка мысль еще слаба. Логические составляющие весьма просты. Поэтому занятия по православной культуре должны в максимальной степени располагать детей к практическому прорабатыванию сведений о православной культуре, к активному проигрыванию ребенком некоторых моментов. Само же преподавание в этот период я веду, опираясь на краткие составляющие: всего одну-две главные мысли, эпизоды из Библейских повествований преподносятся в яркой образной форме. Формулирую эти мысли очень просто, с использованием понятных и знакомых ребенку слов. Особенности психики детей этого возраста таковы, что урок может проходить продуктивно всего 10-12 минут. В течение этого времени ребенок должен быть включен в те или иные запланированные мною виды деятельности, которые позволят ему усвоить главную мысль учебной темы. Дети в этом возрасте прекрасно учат наизусть. Кроме разучивания стихов и песен, ребенку можно давать задание нарисовать то, что он слышал от воспитателя. Некоторые ситуации целесообразно проигрывать в ролевых играх-сценках. Организация занятий в группе проходит в форме эпизодических мероприятий: слушание коротких библейских рассказов, проигрывание праздников. Это мы проводим в форме педагогически организованной игры-инсценировки, беседы на нравственные темы, рисования, разучивания стихов и песенок. Возможно непосредственное знакомство с особенностями церковной жизни. Для этого организовываем посещение храма, встречу со священником. Планирование работы по содержательной линии «Бог — творец мира» предусматривает воспитание детей во всех видах деятельности, и в частности во время прогулки и общения с природой. Осенью провожу наблюдения с детьми осенних полянок, рассматриваем деревья и кустарники, разноцветные листочки, овощи, деревья, фрукты и т. д. Наблюдаем за животными, явлениями природы (дождь, ветер). Знакомлю детей с народными песнями «Чики-чок, чики-чок, и готов борщичок», «Наши уточки с утра». На прогулке с детьми организую игры: «В гости к осени идем», «Угадай, на что похож?»

Зимой воспитатели провожу наблюдения с детьми на зимних полянках за деревьями, небом, птицами, снегом. Детей очень интересует наблюдение за птицами и их кормление. Знакомлю детей с народными песнями «Уж ты, зимушка-зима», «Как у нашего кота», «В гости к бабушке», «Зашагали наши ножки». На прогулке провожу игры: «Пойду ль я, выйду ль я», «Ладушки», «Заинька», «Вот синички — дружные сестрички».

Выводы:

Дошкольное детство - очень важный и сложный период жизни. Именно в этот период закладываются основы личности. То, что недодали в этом возрасте, потом очень трудно, а порой и невозможно наверстать. Но и перегрузка информацией, усиленное обучение тоже не приводит к нужным результатам. В этом возрасте очень важны эмоциональные впечатления и традиционные формы детской деятельности - такие, как игра, рисование, конструирование, восприятие сказок и т.д. Поэтому материал, предлагаемый нашей программой, не требует дополнительных занятий, а включается в различные виды детской деятельности. Мы с удивлением обнаружили всю мудрость и глубину народной педагогики, где передача знаний и навыков идет не в форме предметов на уроках, а в ходе естественной жизни коллектива. Канвой годового цикла жизни детского сада служит народно-православный календарь, помогающий упорядочить работу. Яркие календарные праздники (Рождественские святки, Сороки, Благовещение, Пасха, Зеленые святки и т.д.) воздействуют на детей эмоционально и остаются в памяти ребенка. Цикличность календаря из года в год повторяет праздники и события, что позволяет усваивать материал с младшего возраста до школы, постепенно усложняя и углубляя его. И это дает удивительные результаты, когда дети разных способностей и наклонностей, любого возраста и развития находят возможность самовыражаться и развиваться.

 



2020-02-04 171 Обсуждений (0)
Теоретическая база опыта 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Теоретическая база опыта

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (171)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)