Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Правовой статус государственного служащего в Японии



2020-02-04 265 Обсуждений (0)
Правовой статус государственного служащего в Японии 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Статус государственной службы в Японии определяется Законом о государственных служащих, принятым 21 октября 1947 г., в который в дальнейшем вносились неоднократные поправки и изменения. Контроль за соблюдением данного закона возложен на Совет по делам персонала при кабинете министров. государственный служба правовой социальный

Находящиеся на государственной службе лица в зависимости от характера выполняемой работы подразделяются на две основные группы: а) работники обычной службы и б) работники особой службы.

В категорию государственных служащих в Японии включают не только работников административного аппарата, чиновников в собственном смысле слова, но и тех, кто работает на предприятиях, принадлежащих государству, служащих государственных железных дорог, работников телевидения, государственных и общественных (муниципальных) школ, военнослужащих сил самообороны, сотрудников полиции и пожарной службы. По численности государственных служащих Япония значительно уступает странам Западной Европы и США, что связано с относительно небольшими размерами государственного сектора в стране.

Работники обычной службы - это основная - масса чиновников, которых в стране насчитывается около трех миллионов. Они направляются на работу после сдачи экзаменов на должность, и их жалованье определяется соответствующей стандартной шкалой. Все, входящие в эту группу, делятся Законом на 7 категорий, причем к чиновникам как таковым можно отнести только лиц первой категории, занимающихся канцелярской работой и трудом, требующим специальных профессиональных знаний и получающих жалованье за административную работу. Именно эта категория государственных служащих является самой многочисленной среди других государственных лиц. К другим категориям относятся работники полиции и налоговой службы, просвещения, здравоохранения, занимающиеся научно-исследовательской работой и т.д.

Служебное положение чиновников определяется должностями, которые они занимают в соответствии со своими рангами, стажем работы и другими обстоятельствами. От должности, определяющей объем полномочий, зависят размеры жалованья, которое жестко регламентировано специальной шкалой. В соответствии с этой шкалой, все чиновники (т.е. государственные служащие, входящие в первую категорию лиц, занятых на обычной службе) подразделяются на восемь рангов. Каждый ранг, в свою очередь, делится на 15 разрядов. Ранг каждого чиновника зависит от должности, занимаемой им в государственном аппарате, а его разряд - от стажа работы, образования, служебных характеристик и т.п. Высшим рангом в чиновничьей иерархии является первый, что же касается разрядов, то первый в каждой ранговой категории - самый низкооплачиваемый. Кроме должностного оклада, государственный служащий получает различные надбавки: премии, доплату на содержание домашнего хозяйства, за сверхурочные, за работу в выходные дни, отраслевые надбавки и др.

Привилегированные чиновники трех первых рангов составляют сравнительно небольшую часть всех служащих центрального административного аппарата. Однако, занимая посты начальников департаментов, отделов и секций или равные им по значимости должности, чиновники этих рангов фактически держат в своих руках рычаги административной власти во всех министерствах и ведомствах страны. Что же касается остальных групп чиновников, то они являются лишь исполнителями решений и указаний своих начальников.

На государственной службе Японии, равно как и в подавляющем большинстве учреждений и предприятий страны, действует специфическая система пожизненного найма. Эта система предполагает длительную (вплоть до ухода на пенсию) службу работающего по найму в одной организации. Его должность и размер жалованья ставятся в прямую зависимость от продолжительности непрерывного стажа. Например, при прочих равных условиях чиновнику необходимо проработать в одном государственном ведомстве 15-20 лет, чтобы достичь поста начальника секции, и около 30 лет, чтобы получить должность начальника департамента. Данная система предопределяет практическое отсутствие межведомственной мобильности чиновников, что стало одной из наиболее характерных черт государственной службы в Японии. В то же время особенностью являются частые, каждые два-три года, перемещения чиновников внутри их ведомства.

Еще одна отличительная черта бюрократического мира Японии - межведомственные трения и раздоры. Они обусловлены как наличием у чиновников каждого из звеньев государственно-административного аппарата собственных узковедомственных интересов, так и дублированием и перекрещиванием функций различных подразделений этого аппарата.

Закон о государственной службе четко определяет круг должностных лиц, находящихся на особой службе. Они направляются на работу без экзаменов, и их жалованье не связано со стандартной шкалой. В их число входят: премьер-министр, министры, советники по делам персонала и ревизионного совета, генеральный секретарь кабинета и его заместители, парламентские вице-министры, личные секретари премьер-министра, министров и других видных должностных лиц. К этой же группе относятся все государственные должностные лица, избираемые парламентом либо утверждаемые обеими или одной из палат. Сюда входят также чрезвычайные и полномочные послы, посланники, члены Академии наук Японии, судьи и другие судебные работники, служащие управления обороны, служащие парламента, секретари депутатов парламента и другие должностные лица.

В Японии основной организационной структурой, ответственной за управление государственной службой, является Палата по делам персонала, сфера компетенции которой определяется Законом о государственных публичных должностных лицах от 21 октября 1947 г.

Основная цель деятельности Палаты по делам персонала состоит:

· в организации и проведении мероприятий, направленных на улучшение оплаты и условий труда государственных служащих,

·   в защите интересов служащих в связи с выдачей им рекомендаций,

·   в определении системы должностей и служебных уровней,

·   в осуществлении назначений и увольнений работников,

·   в определении сроков и условий проведения экзаменов,

·   в разработке критериев оплаты труда,

·   в расследовании жалоб, дисциплинарных наложений, служебных взысканий и пр. При этом законодательно установлено, что управленческие решения в отношении государственных служащих принимаются с участием Палаты по делам персонала.

Высокая общественная значимость деятельности Палаты и широкий объем полномочий ее членов определяют достаточно жесткую систему назначения на должности в Палате по делам персонала. Назначение происходит по рекомендации кабинета министров с согласия обеих палат парламента, при этом учитываются морально-нравственные качества претендентов, профессиональные знания и возраст (не моложе 35 лет). Установлена прямая подчиненность деятельности Палаты кабинету министров. На деятельность Палаты не распространяются положения Закона об организации государственного управления, и она самостоятельно осуществляет контроль за своей внутренней структурой. Заработная плата членов Палаты по делам персонала определяется специальным законом.

Законом о государственных публичных должностных лицах Японии установлены ограничения относительно политического влияния на деятельность членов Палаты. Так, членами Палаты по делам персонала не могут быть члены одной политической партии и даже выпускники одного и того же факультета университета. Членами Палаты не могут быть лица, которые в течение пяти лет были должностными лицами, политическим советниками и членами партий, а также лица, занимавшие ранее выборные государственные должности.

Назначенные члены Палаты обязаны подписать письменную клятву перед председателем Верховного суда. Они не имеют права занимать по совместительству другие официальные должности. Ограничения касаются также запрета занятия государственной должности в течение года после отставки с поста члена Палаты. Отставка (импичмент) члена Палаты по делам персонала совершается только в Верховном суде, при этом Парламент при намерении импичмента должен представить в Верховный суд письменный документ.

Палата по делам персонала наделена полномочиями по проведению собственных расследований по вопросам, связанным с управлением персоналом государственной службы: она может допрашивать свидетелей, требовать предоставления документов и пр. В компетенцию Палаты входит подготовка рекомендаций политическим деятелям (министрам и иным руководителям органов государственного управления) по совершенствованию системы управления персоналом государственной службы. Палата обязана ежегодно докладывать парламенту и кабинету министров о состоянии дел, причем этот доклад подлежит обязательной официальной публикации.



2020-02-04 265 Обсуждений (0)
Правовой статус государственного служащего в Японии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Правовой статус государственного служащего в Японии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (265)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)