Глава 1. Становление и законодательное регулирование института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации
Содержание Введение Глава 1. Становление и законодательное регулирование института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Глава 2. Назначение и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Глава 3. Компетенция Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Заключение Список использованных источников Введение
Актуальность темы исследования. С принятием в 1993 году Конституции Российской Федерации кардинально изменилось отношение государства к человеку, его правам и свободам. В советских конституциях приоритет всегда отдавался государственным интересам над частными (что выражалось даже в структуре основных законов советского периода), а многие права и свободы не были обеспечены никакими гарантиями и как следствие не могли быть реализованы на практике. То, каким является официальное отношение нового российского государства к правовому статусу личности, наиболее ярко показывает статья 2 Конституции Российской Федерации, которая декларирует, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Глава 2 Конституции целиком посвящена правам и свободам человека и гражданина. Так, статья 17 данной главы говорит о том, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Далее, согласно статье 18, права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Часть 1 статьи 45 гласит, что государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Одной из гарантий уважения и соблюдения прав, свобод и законных интересов человека и гражданина призван был стать институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. В реальной жизни права граждан нередко нарушаются, в том числе и государственными чиновниками, поэтому создание и развитие института Уполномоченного по правам человека способно сделать механизм защиты прав человека в России более эффективным, максимально затруднить возможность их нарушения. Цель исследования: изучить правовое положение и основные направления деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Объект исследования: Уполномоченный по правам человека как институт конституционного права Российской Федерации. Предмет исследования: правовое положение и деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Для осуществления цели исследования необходимо решить несколько задач: ) рассмотреть нормативно-правовые акты Российской Федерации, закрепляющие основы деятельности Уполномоченного по правам человека; ) охарактеризовать порядок назначения и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации; ) рассмотреть компетенцию Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации; Для решения поставленных задач исследования в работе применялись следующие методы: ) формально-юридический анализ; ) сравнительно-правовой метод; ) исторический метод. Основным источниками исследования послужили: Федеральный конституционный закон "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации", на основании которого и осуществляется законодательное регулирование данного института, а также доклады о деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ.
Глава 1. Становление и законодательное регулирование института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации
Институт уполномоченного по правам человека или омбудсмена впервые был создан в Швеции 1809 году; второй страной, учредившей должность омбудсмена, стала Финляндия (Конституция 1919 года). После Второй мировой войны данный институт получил мощное развитие. Именно в это время были приняты важные международные правовые документы в области прав человека. В частности, 10 декабря 1948 года - Всеобщая декларация прав человека. Сегодня более чем в ста странах мира есть уполномоченные по правам человека. Успешный опыт этих государств, а также переход России к демократическим преобразованиям после распада СССР сформировали предпосылки к созданию должности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Впервые идея учреждения института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации получила юридическое выражение в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой 22 ноября 1991 года Верховным Советом РСФСР. Статья 40 Декларации предусматривала создание должности Парламентского уполномоченного по правам человека, который "назначается Верховным Советом на срок 5 лет, ему подотчетен и обладает той же неприкосновенностью, что и народный депутат РСФСР". Постановление о введении Декларации в действие возлагало на соответствующие комитеты Верховного Совета подготовку проекта закона "О парламентском уполномоченном по правам человека и гражданина Российской Федерации", который, однако принят не был. Причиной этого стала сложившаяся в стране политическая ситуация, конфликт между исполнительной и законодательной властью. Принятая 12 декабря 1993 года Конституция Российской Федерации, содержит единственную норму, касающуюся Уполномоченного по правам человека. Пункт "д" части 1 статьи 103 Конституции относит к ведению Государственной Думы назначение и освобождение от должности Уполномоченного, действующего в соответствии с Федеральным конституционным законом. Наименование "парламентский уполномоченный" и положение о подотчетности его законодательному органу, предусмотренные Декларацией, в Основном законе воспроизведены не были. 17 января 1994 года Государственная Дума назначила Уполномоченным по правам человека С.А. Ковалева. До принятия Федерального конституционного закона деятельность Уполномоченного по правам человека в российской Федерации регламентировалась положениями президентского указа "О мерах по обеспечению конституционных функций Уполномоченного по правам человека" от 4 августа 1994 N 1587. Федеральный конституционный закон "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" был принят Государственной Думой 25 декабря 1996 года, одобрен Советом Федерации 12 февраля 1997 года, 26 февраля 1997 года подписан Президентом Российской Федерации, 4 марта 1997 года официально опубликован и вступил в силу. На основании части 3 статьи 1 настоящего Федерального конституционного закона можно выделить, что к целям деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации относится способствование: ) восстановлению нарушенных прав; ) совершенствованию законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина и приведение его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права; ) развитию международного сотрудничества в области прав человека, ) правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты. Кроме того Федеральным конституционным законом "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" определен статус Уполномоченного, его компетенцию, процедуры назначения и освобождения от должности. На сегодняшний день пост Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации занимает Владимир Петрович Лукин, который является третьим уполномоченным. Впервые В.П. Лукин был назначен Государственной Думой на эту должность 13 февраля 2004 года и сменил на этом посту своего предшественника Олега Орестовича Миронова, являвшегося уполномоченным с 1998 года. 18 февраля 2009 года В.П. Лукин был назначен Государственной Думой на второй срок. За период пребывания В.П. Лукина на посту Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации им был проделан значительный объем работы. Было сделано шесть ежегодных докладов, суммируя статистические данные, содержащиеся в этих докладах с 2004 по 2009 годы, получается, что было рассмотрено 304 108 обращений граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, из которых 184 530 составляют жалобы. Это свидетельствует о том, что граждане активно предпринимают попытки по отстаиванию своих прав и свобод и как следствие - о том, что институт Уполномоченного по правам человека, который сравнительно недавно получил законодательное оформление, занял важное место в жизни российского общества.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (207)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |