Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 3. Развитие музыкальных способностей



2020-02-04 189 Обсуждений (0)
Глава 3. Развитие музыкальных способностей 0.00 из 5.00 0 оценок




В настоящее время существуют различные точки зрения на природу и специфику музыкального развития ребенка. Ранний возраст демонстрирует наибольшую чувствительность и готовность к музыкальному развитию.

Поэтому вопрос о сензитивных периодах (наиболее чувствительных, важных для развития) решается всякий раз в зависимости от общей позиции педагога или исследователя. Слушание музыки - активный процесс музыкального восприятия мышления.

М. Берлянчик [Берлянчик 1983] "предложил теоретические принципы, которыми следовало бы руководствоваться в работе над развитиями музыкальных способностей юного скрипача. Так же они могут трактоваться и более широко, применительно к обучению одаренного ребенка на любом музыкальном инструменте:

. Принцип развития одаренности через системно организованное воспитание и обучение (формирования комплекса способностей и навыков).

. Принципы определяющего значения окружающей музыкальной среды.

. Принципы выявления и целенаправленного обогащения доминирующего компонента в индивидуальной структуре одаренности.

.Принцип определения, стимулирования саморазвития и целенаправленной компенсации свойств и способностей, недостающих в индивидуальной структуре одаренности".

Первое - с чем сталкивается ребенок, начавший заниматься музыкой, - с многозначностью самой музыки и музыкальных занятий. Музыка - это игра, свободное самовыражение в звуках, интонациях, но это также труд, дисциплина. Как это соединить? И соединимо ли это? Вот основная проблема, с которой сталкивается ребенок, приступивший к систематическим занятиям музыкой. "Главное - научить ребенка получать удовольствие от игры на инструменте. И для исполнения важно сохранить эту детскую радость наслаждения музицированием. Лишь много позже музыкант учится работать за инструментом, когда наслаждение музицированием", по словам немецкого дирижера Бруно Вальтера, переходит в наслаждение самим процессом творческой работы. Анализ процесса музыкального развития ребенка несомненно дает конкретный материал, свидетельствующий о важности этих положений. Под влиянием воздействия воспитания и обучения музыкальное развитие осуществляется не автоматически. Совершенно очевидно, что усвоение одного и того же содержания детьми одинакового возраста не всех их приводит к одному уровню музыкального развития. Существуют различные причины возникновения новых способностей, склонностей, интересов (например, различный социальный опыт, наличие различного сочетания природных задатков). Подчас эти проявления, возникнув, отмирают и на их основе появляются новые. Новое не просто механически присоединяется к старому и, к тому же оно преобразуется соответственно особенностям данного субъекта. Предполагается, что ребенок, на основе накопленного опыта и предшествующего сформированного уровня развития способностей принимает активное участие в деятельности и тем усиливаются темпы его музыкального развития. Он выступает не только как объект воспитания (что общепризнано), но и как субъект со всем своим своеобразием. (Это недостаточно учитывается в теории и практике). Когда мы говорим о "самодвижении", мы употребляем это слово в диалектико-материалистичеоком понимании, а не в плане идеалистической трактовки спонтанности развития, не зависящего от внешних условий. Музыкальное развитие рассматривается как качественные изменения психических процессов, вызываемые внутренними закономерностями музыкальных переживаний ребенка и внешними обстоятельствами его жизни.

Задания для развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста.

Первое - это слушание музыки. Слушание музыки - активный процесс музыкального восприятия мышления. Задачи перед детьми, простотые: определить общее настроение, характер музыки; затем постепенно усложнялять: определять средства музыкальной выразительности, представить, о чем "рассказывает" музыка.

Пение - очень важно для развития музыкальности у детей. Для того чтобы дети пели эмоционально и выразительно привлекались необходимые традиционные приемы: проводилась предварительная беседа о содержании песни, характере её исполнения.

Движения под музыку занимали также очень большое место, поскольку отражение разнообразных жизненных образов и впечатлений в доступной и интересной форме музыкального движения - один из наиболее адекватных дошкольному возрасту видов музыкальной деятельности.

Таким образом, наиболее результативно заниматься музыкой надо с ранних лет, для улучшений и развитий музыкальных способностей, так же все занятия должны проходить в музыкальной игровой форме, заинтересовать ребенка (музыкальная сказка, сказочные персонажи).

 


Заключение

Проблема способностей всегда была и остается острой и жизненно важной: перед каждым индивидом постоянно возникает необходимость в удовлетворении жизненных потребностей и вместе с тем практическая возможность их удовлетворения, сказывается зависимость от условий жизни, наличия способностей и умений.

"Психологическая и педагогическая науки до сих пор занимались проблемой специальных способностей - музыкальных" Б.М.Теплов [Теплов 1985]

При определении понятия "талант" подчеркивается его врожденный характер. Талант определяется как дарование к чему-либо, а дарование как способность, данная богом. Иными словами, талант - это врожденные способности, данные богом, обеспечивающие высокие успехи в деятельности. В словаре иностранных языков также подчеркивается, что талант - выдающееся, врожденные качества, особые природные способности. Одаренность рассматривается, как состояние таланта, как степень выраженности таланта. Недаром, как самостоятельное понятие, одаренность отсутствует в словаре Даля, в Советском энциклопедическом словаре и в толковом словаре иностранных слов.

Психологическим изучением детской одаренности и разработкой психолого-педагагических вопросов обучения и воспитания незаурядных детей долгое время в нашей стране занимались очень мало. В соответствии с господствовавшей идеологией считалось, что не нужно выделять особо способных детей, что все равны, что у каждого ребенка можно "сформировать" любые нужные качества. В понятиях "задатки", "одаренность" усматривалось нечто идеалистическое, вредное. На положении дел в психологии сказывалась и изолированность нашей науки от зарубежной. Только в последние годы проблема различий между детьми по одаренности "вышла из тени" и вызывает теперь большой интерес.

В итоге, тема: "Проблема различения и развития музыкальных способностей" очень важна в наше время: для воспитания, реализации одаренных детей в жизни. Чем раньше развивать способности детей, тем ярче они будут проявляться в обучении. Какие бы способности и навыки у ребенка есть, надо развивать задатки с раннего возраста. Требуется побуждать и поддерживать интерес ребенка к какому-либо виду деятельности, чтобы его развитие продолжалось в первые годы жизни до тех пор, пока ребенок сам не будет сознательно желать и стремится к этому развитию. В течение длительного времени надо упорно развивать и формировать личность маленького человека и вместе с ним стремиться к достижению больших результатов. Способности же - это возможность на основе труда культивировать эти свойства, развивать их ,побуждать интерес .

 


Список используемой литературы

1. Берлянчик М.М. Проблемы одаренности // Основы учения юного скрипача: Мышление. Технология. Творчество. - М.,1983. - 200 с. - С. 26-44.

2. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. - М.: Просвящение,1983. - 336 с.

3. Вышегородцева С.О. Исторические аспекты взаимосвязи музыкальной психологии и музыкального образования // Музыкальная психология и психотерапия, 2007 − №2. − С.3−15.

4. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. - М.,1983. - 190 с.

5. Гольденвейзер А.Б. Об исполнительстве // Вопросы фортепианного исполнительства. М.,1965. - Вып. 1. - 62с

6. Лейтес М.С. Бывают выдающиеся дети // Семья и школа., 1990. - N 3. - 33 с.

7. Лейтес М.С. Возрастная одаренность // Семья и школа.,1990. - N 3. - 31 с.

8. Мелхорн Г. Гениями не рождаются: Общество и способности. - М.: Просвящение,1989. - 160 с.

9. Мясищев В.М., Готсдинер А.Л. Проблемы музыкальных способностей и их социальное значение // Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества: Сб. ст. / Сост. и ред. А.Готсдинер. - Л.: Музыка,1980. - С. 14-29.

10.Медушевский В.В. Интонационная форма музыки. − М.: Композитор, 1993.

11.Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. − М.: Музыка, 1972.

12.Одаренные дети // Психологическая служба школы. / Сост.: М.К. Акимова, Е.М. Борисова /Под ред. И.В. Дубровиной - М.,1995. - 222 с. - С. 111-123.

13.Панкова О., Гвоздева О. Воспитание музыкального мышления одаренных детей. - Новосибирск,1994. - 35 с.

14.Петрушин В.И. Музыкальная психология. - М.,1997. - 384 с.

15.Психология одаренности детей и подростков / Под ред. М.С. Лейтеса - М.: Изд. "Академия", 1996. - 416 с.

16.Тарасова О. Онтогенез музыкальных способностей. - М.: Педагогика, 1988. - 176 с.

17.Тарасов Г.С. О психологии музыки // Вопросы психологии, 1994. − №5. - С. 95−100.

18.Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // Избранные труды: В 2 т. - М.: Педагогика,1985. - Т.1. - 328 с.

19.Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: Проблемы, суждения, мнения. М.: - Интерпракс,1994. - 384 с.

20.Эфроимсон В.П. Загадка гениальности. - М.: Знания, 1991. - 135 с



2020-02-04 189 Обсуждений (0)
Глава 3. Развитие музыкальных способностей 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 3. Развитие музыкальных способностей

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (189)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)