Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Формирующий эксперимент и контрольный этап



2020-02-04 202 Обсуждений (0)
Формирующий эксперимент и контрольный этап 0.00 из 5.00 0 оценок




Для испытуемых с высокими показателями по уровням стрессовых признаков и низкими показателями стрессоустойчивости в качестве коррекции нами было выбрано использование идеомоторных методов борьбы с стрессовыми состояниями. Идеомоторика – это наш внутренний механизм, который основан на представлении выполнения движения и проявляет себя в жизни идеомоторными актами.

Для начала ознакомимся с основными положениями построения занятий:

1. Первое положение - чем точнее мысленный образ движения, тем точнее, "чище" выполняемое движение;

2. Второе положение - идеомоторным называется лишь такое представление, при котором мысленный образ движения обязательно связан с мышечно-суставным чувством человека.;

3. Третье положение - эффект воздействия мысленных представлений заметно возрастает, если их облекать в точные словесные формулировки. Надо не просто представлять то или иное движение, а одновременно проговаривать его суть про себя или шепотом. В одних случаях слова нужно произносить параллельно с представлением движения, а в других - непосредственно перед ним. Как поступать в каждом конкретном случае, подсказывает практика;

4. Четвертое положение - начиная разучивать новый элемент техники, надо представлять его исполнение в замедленном темпе, так как мы это видим при демонстрации кинопленки, заснятой рапид - методом. Замедленное промысливание технического элемента позволит точнее представить все тонкости изучаемого движения и вовремя отсеет возможные ошибки;

5. Пятое положение - при овладении новым техническим элементом мысленно представлять его лучше в той позе, которая наиболее близка к реальному положению тела в момент выполнения этого элемента. Когда человек, занимаясь идеомоторикой, принимает позу, близкую к реальному положению тела, возникает гораздо больше импульсов от мышц и суставов в головной мозг, которые соответствуют реальному рисунку движения. И головному мозгу, программирующему идеальное идеомоторное представление о движении, становится легче "связываться" с исполняющим аппаратом - опорно-двигательным. Другими словами, у человека появляется возможность более осознанно отрабатывать необходимый технический элемент. Вот почему так полезны тренажеры, позволяющие принимать самые различные позы, особенно, где движения часто происходят в воздухе, после отрыва от точек опоры. Побывав в состоянии своеобразной невесомости человек, начинает лучше чувствовать тонкие элементы техники движения и лучше представлять их;

6. Шестое положение - во время идеомоторного промысливания движения оно иногда осуществляется настолько сильно и явственно, что человек начинает невольно двигаться. И это хорошо, так как говорит о налаживании прочной связи между двумя системами - программирующей и исполняющей. Поэтому такой процесс полезен - пусть тело как бы само по себе включается в исполнение того движения, которое рождается в сознании.

Процесс обучения идеомоторному методу надо строить на основе общеизвестных дидактических принципов, а также учитывая ряд специфических принципов:

1. Принцип мотивированной заинтересованности. Он предполагает привитие серьезного отношения к методу. Если не удается создать глубокого и устойчивого интереса к методу, он не даст ожидаемого эффекта.

2. Принцип универсальной эффективности. Актуализация двигательных представлений - действенное средство саморегуляции неблагоприятных эмоций. Идеомоторная подготовка воспитывает ряд необходимых интеллектуально-волевых качеств (способность к сосредоточению, интенсивность и устойчивость внимания, склонность к самонаблюдению, самоанализу и самооценке), развивает познавательный интерес и творческое отношение.

3. Принцип доминирующей эффективности. В наибольшей степени тренирующий эффект проявляется в овладении пространственными характеристиками движения, затем временными и в определенной степени силовыми.

4. Принцип отсроченного эффекта. Первые занятия на начальной стадии обучения не всегда сопровождаются тренирующим эффектом. Это происходит из-за отсутствия достаточно полной программы представления движения. Начинающие использовать идеомоторный метод на первых этапах могут отставать в темпах научения. Однако вскоре, когда двигательно-мышечные представления приобретают отчетливость и устойчивость, они значительно обгоняют учеников, тренирующихся по обычной методике, без использования идеомоторики.

5. Принцип содержательной эффективности. Содержанием идеомоторного воспроизведения может явиться все движение или действие от начала до конца со всеми деталями и двигательными компонентами (пространственными, временными и силовыми); все движение (но обобщенно и свернуто); наиболее трудные, узловые моменты действия; только его начало и конец. При этом на фоне индивидуального своеобразия вариантов выявляется устойчивая закономерность: наибольший реальный тренирующий эффект представления движения достигается при идеомоторном воспроизведении в двигательно-мышечных образах узловых моментов действия, его результативной сути.

6. Принцип моделирования. Эффективность идеомоторного воспроизведения усиливается в условиях реального моделирования действий. Манипулируя моделью (проволочной, пластмассовой, графической, макетом) человек стремится техническую модель (образ движений) воплотить в реальном движении, фиксирует в нем основные результативные моменты или позы. Тренер при этом всегда может получить необходимую информацию, какой образ складывается или уже сложился в сознании ученика, соответствует ли желаемое действительному. Результатом таких действий является создание и закрепление учеником и тренером оптимальной модели.

7. Принцип дозирования. Многократное и длительное идеомоторное воспроизведение движения или действия утомляет нервные центры. В итоге двигательные представления теряют свою яркость и четкость, становятся беспорядочными, расплывчатыми, что значительно снижает результативность идеомоторной тренировки. Поэтому целесообразно мысленно повторять идеомоторное задание 4-5 раз, а задание, содержащее сложные и длительные упражнения, - однократно.

Ход занятий:

В качестве идеомоторного упражнения, нами было выбрано упражнение – «Подъема (всплытия) рук», данное упражнение выполнялось на ниже перечисленных положениях:

1. Испытуемые четко представляли и кратно описывали предстоящий идеомоторный акт. В нашем случае - движений рук снизу вверх.

2. Принимали тренировочную позу, в которой выполняется предстоящее идеомоторное движение. В нашем примере, стоя с опущенными вдоль туловища руками, или сидя с положенными на бедра кистями, ладонями вниз.

3. Движение выполняется 3-5 раз, по возможности точнее, чтобы отрефлексировать, и отложить в памяти движение. Упражнение следует делать плавно и молча, с открытыми глазами.

4. После повторить проделанное движение 2-3 раза, с открытыми глазами, сопровождая его поэтапными опережающими словесными командами. В нашем примере (стоя) такие команды выглядят так: "Кисти зашевелились! Руки оторвались от туловища... плавно, сами, поднимаются вверх!" Цель этого упражнения - наладить прочную идеомоторную связь между двумя системами - программирующей (мозг) и исполняющей (руки).

5. Необходимо освободить мозг от посторонних мыслей. Закрыв глаза и никуда не отвлекаясь, следует максимально сосредоточить свое внимание на сильном образе - желании начала задуманного идеомоторного движения, повторяя мысленно поэтапные самокоманды. В нашем примере - это мысленные самоприказы на плавный отрыв и "всплытие" рук. При этом, желая всплытия, наблюдать как идеомоторное мышечно-суставное чувство, автоматически, само, производит плавный отрыв и "всплытие" рук вверх.

6. Повторить предыдущее упражнение 2-3 раза без слов, на чистом образе-желании. При этом не думать о конечном результате, а сосредоточить все свое внимание-желание на начальном образе и самом процессе идеомоторного движения. В нашем примере, это надо сосредоточить внимание-желание на образе начального отрыва рук от бедер и процессе их дальнейшего движения вверх.

7. Если занимающийся (испытуемый) начинает сомневаться в своих личностных способностях и отказывается проделывать упражнения, необходимо сделать небольшую передышку.

Цель занятий: осмысление своего состояния и поведения на занятии, развитие умения фиксировать, регистрировать процесс и результаты собственного состояния. Отреагировать актуализированные проблемы. Ощутить состояние полного равновесия, гармонии, красоты, тишины.

Каждое занятие длилось 10 минут, всего было проведено 7 индивидуальных занятий с каждым из испытуемых. После занятий происходило совместное обсуждение ощущений.

Также для снятия стрессовых состояний нами был разработан ряд рекомендаций по избеганию стрессовых состояний, которые включают в себя следующее:

· Аутогенная тренировка.

·  Больше движения (бег, аэробика).

·  Не затягивать с разрешением любых конфликтов.

·  Сходить в кино, послушать любимую музыку, делать то, что нравится.

·  Сократить до минимума поездки и встречи, без которых можно обойтись.

·  Научиться говорить людям «нет».

·  Не перегружаться.

·  Не злоупотреблять кофе, алкоголем.

·  В стрессовой ситуации желательно сделать паузу хотя бы 15-20 минут, прогуляться, поговорить с друзьями. Переключить внимание на приятную тему.

·  Если опаздываешь, нужно внушить себе, что как бы ты не злился – пробка на дороге от этого не рассосется, трамвай не поедет быстрей.

·  При получении неприятного известия бывает полезно представить себе более страшный «сценарий».

· Красный, желтый и оранжевый цвета действуют как сильные раздражители.

·  Голубой цвет – это цвет глубокого шока, цвет страха, цвет стресса.

·  Синий и зеленый цвета успокаивают.

·  Хорошая классическая музыка снимает чувство подавленности и «убитости».

·  Съешьте банан. В нем есть сиротин (гормон счастья) и витамин В.

·  Попросите кого-нибудь три минуты короткими нажатиями помассировать энергетическую точку в середине ступни.

· Любовь – лучшее лекарство от стресса. Во время оргазма выделяются эндорфины – гормоны счастья.

·  Первые 2 часа после возвращения с работы домой считаются наиболее критическими.

·  Душ, теплая ванна.

· Полноценный глубокий сон.

·  Делайте что-нибудь с настроением Хобби - то, что нужно. Исцеление не в том, что вы делаете, а как вы к этому относитесь.

·  Чтобы избежать постоянного дистресса, разочарования и неудач, не нужно браться за непосильные задачи.

 

На данном этапе исследования, после проведения коррекционных занятий, через неделю было проведено повторное диагностирование стрессового состояния у всех испытуемых с помощью тех же тестов и были получены следующие данные, представлены в таблице 2:

 

И.Ф. Яна А. Анна Б. Ольга В. Иван В. Ирина Е. Елена Е. Сергей Р. Рита С. Анна У. Ольга Я.
Методика 1 45 43 35 38 44 35 38 40 52 41
Методика 2 Средний Средний Высокий Высокий Средний Высокий Высокий Средний Средний Высокий

Таблица 2. Результаты контрольного эксперимента

 

Полученные данные указывают на эффективность проведенных мероприятий. Снизились показатели по стрессовым симптомам практически у всех испытуемых, только у одной девушки показатели остались высокими, что говорит о необходимости более глубокого исследования проблемы и специально разработанной индивидуальной программы коррекции. Также у всех испытуемых повысился уровень стрессоустойчивости с низкого до среднего.

 


Заключение

 

Стресс многолик в своих проявлениях. Он играет важную роль в возникновении не только нарушений психической деятельности человека или ряда заболеваний внутренних органов. Известно, что стресс может спровоцировать практически любое заболевание. В связи с этим в настоящее время расширяется потребность как можно больше узнать о стрессе и способах его предотвращения и преодоления.

Однако это не значит, что стресс является только злом, бедой, но и важнейшим инструментом тренировки и закаливания ибо стресс помогает повышению сопротивляемости организма, тренирует его запретные механизмы. Стресс является нашим верным союзником в непрекращающейся адаптации организма к любым изменениям в окружающей нас среде.

В связи с этим первостепенную важность приобретает изучение биологических основ стресса и выяснение механизмов его возникновения и развития.

Стресс вызывает изменения физиологических реакций организма, которые могут не выходить за рамки нормальных состояний, однако в ряде случаев становятся достаточно сильными и даже повреждающими. Поэтому правильное понимание положительных и отрицательных сторон стресса, их адекватное использование или предотвращение играют важную роль в сохранении здоровья человека, создании условий, для проявления его творческих возможностей.

Г. Селье выдвинул и блестяще доказал гипотезу общего адаптационного синдрома (ОАС), от которой он пришел к универсальной концепции стресса. [21, стр.93]

Активность – единственная возможность покончишь со стрессом: его не пересидишь и не перележишь.

Постоянное сосредоточение внимания на светлых сторонах жизни и на действиях, которые могут улучшить положение, не только сохраняет здоровье, но и способствует успеху. Ничто не обескураживает больше, чем неудача, ничто не ободряет больше, чем успех.

Со стрессом можно справиться, нужно лишь желание и немного свободного времени для себя любимого. Другое дело, что нет желания – просто человеку приятно осознать то, что он испытывает стресс, рассказывая и «жалуясь» всем в каком он глубоком стрессе, ища в этом, наверное, сочувствия, понимания. Если же есть желание и немного свободного времени, то описанные выше способы преодоления стресса, весьма эффективны. Начав с релаксации (2-3 раза в день по 10-15 минут), постепенно можно освоить аутотренинг, медитацию, что со временем войдет в вашу жизнь, как нечто неотъемлемое. Займитесь спортом, хобби и т.д.

Если же есть желание, но нет времени, кроме всего прочего вам поможет самовнушение – просто думайте о прекрасном, о том, что у вас все хорошо.

Назовите себя удачливым, и вы будете таким.


 

Список литературы

 

1. Коврова М.В. Психология и психопрофилактика деструктивного стресса в молодежной среде: Метод. пособие/ Научный ред. Н.П.Фетискин; Отв. за выпуск В.В.Чекмарев.– Кострома: КГУ им. Н.А.Некрасова, 2000.

2. Бодров В.А. Когнитивные процессы и психологический стресс // Психол. журн. 2006. Т. 17. №4.

3. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. М. 2005.

4. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. М., 2000.

5. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса, СПб., Питер, 2009.

6. Водопьянова Н. Е. Синдром «психического выгорания» в коммуникативных профессиях. Психология здоровья / Под ред. Г. С. Никифорова. – СПб., СПбГУ, 2000.

7. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – М., СПб., 2005.

8. Гуревич П.С. Клиническая психология: учебник для вузов.-М.-2000.

9. Лазебная Е.О. Травматический психологический стресс и его последствия. // журн. Прикладная психология. 2000. №2.

10. Леонова А. Б. Комплексная методология анализа профессионального стресса: от диагностики к профилактике и коррекции // Психологический журнал. 2004. № 2.

11. Леонова А. Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса. Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 2000. № 3.

12. Леонова А. Б. Стресс–менеджмент: печальная необходимость. Что подстерегает самых успешных менеджеров. – М.: МГУ, 2000.

13. Леонова А. Б., Кузнецова А. С. Психопрофилактика стрессов. – М.: МГУ, 2003.

14. Малых С.Б., Кутузова Д.А. Психолог и стресс.// Вестник практической психологии образования. - № 1. - 2004.

15. Психологический словарь. Копорулина В.Н. и др. М.: Феникс, 2003.

16. Психология человека от рождения до смерти (ред. А.А.Реан).-СПб.-2001.

17. Робер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. - М., 2008.

18. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2-х кн. Кн.1. Система работы психолога с детьми разного возраста. -М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.

19. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: ПИТЕР, 2002.

20. Самоукина Н.В. О проблемах практического психолога.// Журнал практического психолога. - № 6. - 2002.

21. Селье Г. Стресс без дистресса. - М. 2001.

22.  Синдром эмоционального выгорания // Медицинская газета, № 43 - 8.07.2005.

23. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. Минск, 2007.

24. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - М.: Феникс, 2003.

25. Талызина Н.Ф. Практикум по педагогической психологии.-М.: 2002.

26. Черепанова Е.М. Психологический стресс. Помоги себе и ребенку. М.: Академия, 2007.

 

 


 

Приложение 1

 



2020-02-04 202 Обсуждений (0)
Формирующий эксперимент и контрольный этап 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Формирующий эксперимент и контрольный этап

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (202)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)