Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Система ориентаций старшеклассников



2020-02-04 173 Обсуждений (0)
Система ориентаций старшеклассников 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

 

С окончанием школы перед старшеклассником встает вопрос о его дальнейшем определении. Многие продолжают образование, кто-то создает свою семью, некоторые сразу идут работать и т.п. Существует еще много вариантов, которые используют подростки. Иногда выбор осуществляется родителями, которые направляют своего ребенка в «нужном» направлении, но чаще юноши делают выбор самостоятельно в соответствии со своей жизненной позицией.

Профессиональное образование призвано создать условия для максимальной реализации профессионально-психологического потенциала личности. В основе современного профессионального высшего образования стоит важнейшая задача - формирование субъекта профессиональной деятельности.

 


Система ориентаций старшеклассников

 

К юношескому возрасту выстраивается определенная система ценностей, на основании которых они начинают более или менее реально оценивать свои жизненные перспективы. В ориентациях на те или иные ценности находят выражение основные жизненные принципы человека, мировоззренческая и нравственная направленность его интересов, помыслов, побуждений.

Ценности непосредственным образом связаны с основополагающими представлениями человека о смысле жизни и ее цели. От его системы ценностей по существу зависит - какие средства будут избраны им для достижения общих и частных целей. Ценности образуют и систему отсчета для самооценки человеком своих действий, поступков, намерений, выбора способов самореализации личности.

Появление направленности в будущее обусловлено в первую очередь ситуацией скорого окончания школы, когда юноша впервые становится перед сознательным выбором жизненного пути. С другой стороны этот возраст характеризуется бурным развитием процессов самосознания и самоопределения, становлением целостного образа «Я», который включает в себя составляющую «Я в будущем». Возможно, различия в построении подростками систем ценностей, зависит от направленности личности, от типа мотивации, смысловой оценки происходящего.

Возникает задача экспериментального исследования ведущей мотивации и ценностно-смысловой ориентации с учетом важности и доступности для подростка различного типа ценностей.

Цель: выявить взаимосвязь ведущей мотивации учебной деятельности с характером осознания ценностей как желаемых и доступных.

Выборка: ученики 10-11 классов в возрасте 16-17 лет. Всего в исследовании приняли участие 67 человек, из них 35 мальчиков и 32 девушки.

Методики: методика Семантического дифференциала Ч.Осгуда (в адаптации В.Ф.Петренко, М.Рокич (в адаптации Е.Б.Фанталовой), методика неоконченных предложений А.Д.Андреевой.

Результаты: В результате исследования выяснилось, что в целом значимость таких общечеловеческих ценностей, как «Здоровье», «Счастливая семейная жизнь», «Любовь», оценивается подростками выше, чем учебных («Глубокие и прочные знания», «Самосовершенствование в учебе»). Большинство подростков, независимо от типа мотивации, испытывают внутренний вакуум в сферах «Активная жизнь», «Интересный разговор», «Красота природы и искусства», «Творчество» и «Получение удовольствия». Особый интерес вызывает сфера учебной деятельности и ценности с ней связанные, так как, с нашей точки зрения, это является важным показателем дальнейшего благополучного или неблагополучного развития личности старшеклассника.

Наиболее благополучным с точки зрения развития личности старшеклассника является тип мотивации, связанный с достижением (потребность в самосовершенствовании и преодолении препятствий). Подростки данного типа имеют наименьшее количество внутренних конфликтов и вакуумов, что указывает на согласованность значимых и доступных сфер жизни. Также там отсутствует противоречие между ценностью и доступностью важных в настоящий момент для учеников сфер жизни, связанных с учебно-познавательной деятельностью, что является фактом, способствующим благополучному развитию личности.

Для группы с учебно-познавательной мотивацией наивысшие места по рангам занимают ценности «счастливая семейная жизнь», «наличие хороших и верных друзей», «здоровье», «любовь» с выраженным конфликтом. Ценности «глубокие и прочные знания», «успешная учеба», «уверенность в себе» занимают средние позиции и хорошо согласованы.

В других группах сфера познавательной деятельности имеет незначительную разницу между оценкой ее ценности и доступности, но рассогласование имеет место.

Тревогу, внутренний конфликт вызывают у большинства подростков, независимо от типа текущей мотивации, такие сферы жизни, как «Здоровье» и «Счастливая семейная жизнь». Эти сферы никогда не культивировались, не обозначались в школьной жизни, они не использовались для мотивации в учебно-воспитательном процессе, хотя, как видно, они достаточно сильно беспокоят современных подростков.

Обнаружено, что для группы учащихся с мотивацией достижения и учебно-познавательной мотивацией, ценности учебной деятельности занимают средние позиции и достаточно хорошо согласованы, в то время как для группы учащихся с мотивацией аффилиации, престижа и конкурентной мотивацией, эти ценности менее значимы и плохо согласованы, в этой сфере чаще имеются личностные конфликты и вакуумы.

 



2020-02-04 173 Обсуждений (0)
Система ориентаций старшеклассников 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Система ориентаций старшеклассников

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (173)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)