Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Скрябин и музыкальный космизм



2020-02-03 446 Обсуждений (0)
Скрябин и музыкальный космизм 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Уникальнейшее направление отечественной философии науки, получившее название "русский космизм", осмысливало идею, рожденную в недрах сакральной мудрости человечества, - идею тождества человека как микрокосма Вселенной как макрокосму. Сознательное человеческое существо причастно космическому бытию, микрокосм человека вбирает в себя космические энергии, природные стихии, органично включен в жизнь всего мироздания.

Великий новатор музыкального искусства Александр Николаевич Скрябин стал и первым композитором, раскрывшим космическую тему в современном ее понимании.

Во многих сочинениях композиторов-космистов реализуется общая образная антитеза: неистовый порыв и сковывающая сила молчания, смерти, небытия (оркестровые поэмы «Аластор» Н. Я. Мясковского, «Остров мертвых» С. В. Рахманинова, «Сад смерти» С. Н. Василенко). Средства музыкальной выразительности в полной мере отражают процессы, происходящие в микро- и макропространстве. В той или иной мере, девиз «высшая утонченность – высшая грандиозность» отражал строй мысли всех космистов-музыкантов и композиторов.

Для всех художников-космистов было свойственно чувство бесконечности, таинственной непостижимости бытия. Так, в «Поэме огня» Скрябин воссоздает образ самого Космоса: протяженная неизменная гармония дает ощущение застывшего гудящего пространства, бескрайнего, пронизанного гигантским, волевым напряжением. Устремись во Вселенную, Скрябин, благодаря одержимости гениального художника, ощущал этот бесконечный мир подвластным своей воле. Ему не нужно было ни знания его законов, ни анализа с разложением на составные части. Он охватывал своим воображением Космос в общем смысле, в главной идее, как мыслитель-творец, а не исследователь или конструктор. Скрябин открыл новую сферу духовной жизни человека, новый предмет творчества, к которому обратил свой талант с наивной непосредственностью художника, чувствующего себя господином положения. В его отношении к Вселенной не было ни почтительного страха, ни робости, ни той растерянности, которую может создать осознание бесконечности я ее непознаваемых тайн. Грандиозность Космоса, его сложность, загадочность в субъективном восприятия Скрябина (благодаря его опьяненной фантазии) сливались с грандиозностью, сложностью, тайнами его собственного внутреннего мира, порождая ощущение не- вероятной радости – радости слияния своего Я и Мира. Эта «интимность» Скрябина со Вселенной, его радость «общения» с ней есть также прозрение в будущее. Об этой радости говорилось много. Она ощущалась всеми как одушевляющая сила скрябинской музыки.

Во многих сочинениях Скрябина, в частности в «Причудливой поэме» (опус 45), сочетание миниатюрной формы, стремительного темпа создает впечатление полета, самоутверждения духа, а выставленные в конце произведения паузы, предоставляют возможность домыслить образ, почувствовать его бесконечную перспективу. Таким образом, осуществляется выход за рамки реального, физического времени; паузы воспринимаются как «шлейф» от пролетевшей кометы.

Явления, создающие своим звучанием ощущение бесконечности, актуализируют в музыке фактор пространства. Черты непрерывно меняющейся атмосферы, пульсирующей, взбудораженной реализует богатая динамическая амплитуда, сложные ритмические конфигурации.

В скрябинской символике бесконечного Центральное положение занимают круг и спираль.

Форму произведения Скрябин определял как шар. Так, в его прелюдии № 1 (опус 67) непрерывное мелодическое кружение на остинатном гармоническом фоне создает образ таинства, ворожбы. Зарождение многих тем его сочинений можно уподобить шарообразному уплотнению космических туманностей. Его симфонические произведения «Поэма экстаза» и «Поэма огня» обладают очевидными признаками круговой симметрии.

В записях Скрябина целью и результатом исторической и космической эволюции является экстаз, переживание которого приводит к полной трансформации космоса и в нем - человечества.

Основное убеждение русских космистов, что человечество призвано быть орудием Божиим в спасении мира, без сомнения, выражает смысл скрябинской философии. Трагическому обессиливанию человечества на путях его исторического бытования композитор противопоставлял оптимистическую веру в неизбежность сотворения соборным человечеством новой Вселенной, волной гармонии и красоты.

Путь музыкального космогенезиса А. Н. Скрябина (от космического времени до Вечного Абсолюта) не представляет собой законченную систему, но имеет некие опорные моменты. Начальный этап этой системы – мир абсолютного покоя, где царит вечность, в котором происходит погружение в скрытые смыслы, поиск бесконечных глубин. Уже в ранних сочинениях (Соната № 1 опус 6) композитор не замыкается в устойчиво-драматической форме: основная тема психологически разомкнута, стремительно-взлетного характера. Пожалуй, основная черта скрябинской бесконечности проявляется в неисчерпаемости музыкальных тем, их открытости, как бы незавершенности. Гармоническая незавершенность в теме или более крупном построении (Поэма фа-диез мажор опус 32 № 1) создает эффект многоточия, то есть бесконечности. Еще одной особенностью его композиторского стиля, и даже более того, «визитной карточкой» является гаммообразный взлет мелодического построения, который сам композитор однажды назвал не иначе, как след «серебряной пыли». Такие легкие звуковые «россыпи» в дальнейшем часто встречаются в сочинениях Скрябина как символ движения без конца, исчезающего подобно млечному пути.

 

Четвертая соната композитора являет нам посредством музыкальных структур Вечный Космос, бесконечную Вселенную, которые запечатлены в неизменности главной темы - темы Звезды. Медленные темпы, избираемые композитором, создают объем безграничности, «озвученной Вечности». Но использует Скрябин и быстрые темпы (prestissimo volando - очень быстро, полетно), которые часто встречаются сразу после медленных. Таким образом, концентрированное и разреженное время как бы встречаются у «временной воронки». Вечность композитора проступает в единстве бытия и небытия; Вечность и пространство демонстрируют Абсолютное начало.


Заключение

 

Творчество Скрябина поражает стремительной эволюцией, непрерывными исканиями без оглядки назад, вплоть до отрицания собственных старых сочинений, безудержным, все ускоряющимся движением к одной цели, к одной идее, что сопровождалось усложнением музыкального языка, рафинированием стиля, обострением экспрессии, также вплоть до ее отрицания. В сфере музыкального языка Скрябин за пятнадцать – двадцать лет проделал путь от юношески благоговейных музыкальных приношений Шопену через полемические поклоны Листу и Вагнеру (отчасти Дебюсси) к сложнейшим формам современного музыкального мышления, подойдя вплотную к новейшим направлениям в музыке ХХ века. Эволюция средств выражения шла параллельно со столь же стремительной, неожиданной по направлению эволюцией человеческой личности, а вместе с ней и идейного эмоционального содержания создаваемой музыки.

Новаторские идеи Скрябина поражают современного человека своей устремленностью в будущее, угадыванием того, к чему музыкальное искусство стало подходить лишь через полвека. Неудержимая мысль фантаста и мечтателя опережала реальные возможности эпохи, состояние техники, эстетические идеалы и психологию исполнителей, физиологические возможности артиста. И сегодня, несмотря на колоссальный прогресс электронной техники в области исполнения, смогли бы воплотиться далеко не все художественные идеи Скрябина.

Радость, утверждение воли, завоевывающей новые духовные ценности, героическое дерзание – все это объясняет рост популярности творчества Скрябина у слушателей. Хотя современная молодежь с совершенно иных позиций и совершенно иными глазами смотрит на Космос, в ее ощущении превосходства Человека над силами природы, в ее смелых надеждах завоевать космические пространства есть что-то общее с дерзаниями Скрябина, с его властным отношением ко Вселенной. В этом эмоциональном созвучии секрет близости Скрябина современному молодому поколению, не только мечтающему о грандиозных свершениях и героических актах, но и, подобно Скрябину, ощущающему себя на пороге великих событий.

Современному слушателю ничуть не мешает субъективный идеализм и мистицизм скрябинской философии. Музыка, не связанная текстом, в новых социально-исторических условиях нередко приобретает иной смысл, чем тот, который вложил в нее творец. Мистика в музыке Скрябина может восприниматься как утонченная игра воображения, фантастика, рафинированные состояния души и т. д. Мистический экстаз Скрябина превращается в радость творческих свершений, его магические заклинания миров становятся волевыми импульсами, его «томления мирового духа» воспринимаются как томления просто духа или души. Содержание музыки Скрябина невольно трансформируется слушателем, приближающим его к эмоциям и чувствам обычного человека, а не гениального творца-художника.

На современном этапе идеи Скрябина получают новое развитие. С одной стороны, становятся все более востребованными его практические достижения, в современном искусстве актуализируются идеи синтеза, сознательного отступления от канонов. В настоящее время в большей степени разрабатывается идея слияния музыки и цвета/света (лазерные и световые шоу, видеоклипы). «Погружение в эпоху», основанное на синтезе музыки, живописи, архитектуры и слова, современные методики единогласно считают наиболее продуктивным.

С другой стороны, идеи Скрябина о творческом принципе как основе Вселенной, о потенциале личности-творца, о преобразовательных возможностях произведения искусства актуальны как интересный теоретический поиск возможных путей преодоления духовных кризисов, весьма нередких в человеческой истории.

 

 


Список использованной литературы

 

1. Бальмонт К. Д. Светозвук в природе и световая симфония Скрябина. - М.: Российское музыкальное изд-во, 1917.

2. Иванов В. И. Собрание сочинений. Т.4. - Брюссель, 1987.

3. Иванов В. И. Лик и личины России. Эстетика и литературная теория - М., 1995 .

4. Флоренский П. А. У водоразделов мысли - М., 1990.

5. Флоровский Г. В. Пути русского богословия - Вильнюс, 1991.

6. Шлёцер Б. А. Скрябин. Т. I: Личность. Мистерия. Берлин, 1923;

7. Сабанеев Л. Л. Воспоминания о Скрябине. - М.: Госиздат, 1925.

8. Асафьев Б. В. А.Н. Скрябин: опыт характеристики.- Пг., 1921.

9. Лосев А.Ф.. Мировоззрение Скрябина / Алексей Федорович Лосев. Форма. Стиль. Выражение.- М.: Мысль, 1995.

10. Бандура А. И. А.Н.Скрябин - Мистерия жизни и огненное небытие / Государственный мемориальный музей А.Н.Скрябина. Ученые записки. Выпуск первый - М.: Издательское объединение «Композитор», 1993.

11. Бандура А. И. О Предварительном действии А.Н.Скрябина / Государственный мемориальный музей А.Н.Скрябина. Ученые записки. Выпуск первый - М.: Издательское объединение «Композитор», 1993.

12. Бандура А. И. Иные миры Александра Скрябина. — М: «ИРИС-ПРЕСС», 1993.

13. Бандура А. И.. А. Н. Скрябин и Е. П. Блаватская / Государственный мемориальный музей А.Н.Скрябина. Ученые записки. Выпуск второй -M.: Издательское объединение «Композитор», 1995.

14. Апрелева В.А.. Музыка как эстетическая реальность. Теоретические проблемы - Челябинск: Издательство УрГУ, 1999.

15. Скрябина М.. Кто был Александр Скрябин? / Нижегородский скрябинский альманах: Сборник. — Н. Новгород: Издательство «Нижегородская ярмарка», 1995.

16. Сиднева Т. Б.. Христос или Дионис? (Духовный облик Скрябина с позиции христианской догматики) /Нижегородский скрябинский альманах: Сборник. — Н. Новгород: Издательство "Нижегородская ярмарка", 1995.

17. Михайлов М. К. А. Н. Скрябин: Популярная монография. - 3-е издание. - Л.: Музыка, 1982.

18. Бэлза И. Ф. Александр Николаевич Скрябин. - М.: Музыка, 1982.

19. Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры, искусства: В 2 т. М., 1994.

20. Федоров Н. Философия общего дела. – М: Эксмо, 2008. – 752 с.

21. Дельсон В. Ю. Скрябин. Очерки жизни и творчества. - М.: Музыка, 1971.

22. А. Н. Скрябин. Сборник статей под ред. А. Сеславинской. – Мю: Сов. композитор, 1973.

23. Официальный сайт музея А.Н. Скрябина - http://www.anscriabin.ru

24. Скрябин.ru - www.scriabin.ru



2020-02-03 446 Обсуждений (0)
Скрябин и музыкальный космизм 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Скрябин и музыкальный космизм

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (446)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)