Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Направления реформ денежно-кредитной политики.



2020-02-03 150 Обсуждений (0)
Направления реформ денежно-кредитной политики. 0.00 из 5.00 0 оценок




Следует отметить, что ежегодно в течение 10 дней (согласно статье VI закона «О Центральном банке РА») после утверждения государственного бюджета ЦБ представляет в Национальное Собрание и публикует Программу денежно-кредитной политики на предстоящий год. Эта программа основана на анализе государственного бюджета РА и итогов осуществления ЦБ денежно-кредитной политики за предыдущий отчетный год.

Данная прогамма основана на следующих положениях:

· уровень процентных ставок и курса;

· методы денежно-кредитного регулирования;

· предельный лимит денежной массы в обращении и кредитных инвестиций;

· анализ экономической ситуации, прогноз социально-экономического развития РА и показателей государственного бюджета;

· а также иные положения Совета ЦБ, которые необходимы для осуществления установленных законом задач.

На начальной стадии развития денежно-кредитной политики РА (1994-1995 гг.) перед Центральным банком стояла задача обеспечения макроэкономической стабильности. В 1992 году уровень спада ВВП (по сравнению с предыдущим годом) составил -41.8% (подобный спад наблюдался лишь в Грузии и в 1992 году составлял -44.8%). Между тем, в странах СНГ средний уровень данного показателя составлял -13.7%.Уровень инфляции (среднегодовой уровень потребительских цен в процентном выражении) в Армении составил в 1993 году 3731.8%, в 1994 году- 5273.4%, а по показателю роста потребительских цен в конце 1993-ых годов в Армении наблюдался исключительный рекорд- 1896%. Подобная гиперинфляция не наблюдалась ни в одной из стран Содружества, кроме Грузии (в 1993 году-3125.4%, в 1994 году- 15606%). Средний показатель в странах СНГ в 1993 году составил 1987.0%, в 1994-ом-2674.0%

 (см. табл.1). К подобному экономическому положению добавился еще и дефицит бюджета, который в 1992-1993 годах в среднем составил 0.7% от ВВП. Таким образом, в подобной ситуации Центральному банку ничего не остчвалось, кроме как применить жесткую денежно-кредитную политику.

Целевым объектом денежно-кредитной политики ЦБ РА является денежная база. На начальной стадии реформ выбор целенаправленной политики денежной базы не привел к быстрой стабилизации инфляции, подобно странам с переходной экономикой (см. табл.1). Устойчивый уровень инфляции наблюдался лишь в 1997 году (он составил 14.0%) и в 1998 году (он составил 8.7%). В дальнейшем, выбрав единственной целью денежно-кредитной политики обеспечение низкого уровня инфляции, ЦБ обеспечил в 1999-2002 годах такой уровень инфляции, который в среднем составил 1%. Данный режим привел к определенным результатам, поскольку в экономике Армении стала ощутимой постоянной зависимость между целевыми показателями и динамикой денежной массы.

Инфляционная целенаправленная политика ЦБ РА даст возможность сделать наиболее результативным влияние ЦБ не только на инфляцию, но и с его помощью- на экономический рост.

Низкая продуктивность текущей денежно-кредитной политики ЦБ РА свидетельствует о том, что связь между выбранным ЦБ целевым объектом – денежной базой и целевыми показателями намного слабее, чем связь между широкими агрегатами денежной массы (в частности, между M2, M2Х и ВВП). В пользу инфляционного целенаправленного режима денежно-кредитной политики свидетельствует тот факт, что в экономике РА существует значительная и существенная связь между динамиками ВВП и инфляции (коэффициент коррелляции составляет 0.83, R=0.70, уровень значимости-1% (R-value), (см. график 3, таблица 4).

К эффективности текущей политики ЦБ РА можно отнести также происходившие в 2003-2004 годах резкие колебания обменного курса драм/доллар (см. график 4а). Таким образом, спад обменного курса драм/доллар в декабре 2004 года по отношению к январю составил 14.43%. а в декабре 2004 года по отношению к январю 2003 года-17.16%, но картина несколько иная на мировых рынках: между обменными курсами доллара США и другими валютами

удельного веса доллара в денежной массе, обслуживающей экономику (см. графики 5,6).

Исходя из особенностей экономики Армении, можно отметить еще одну причину спада обменого курса: резкое увеличение объема трансфертов, поступающих из заграницы. Но поскольку большинство этих трансфертов не видимы, следовательно, не учитываются со стороны государственных органов, они носят оценочный характер. Согласно последним данным, в 2004 году этот показатель составил 760 млн. долларов, в 2003 году-около 600 млн. долларов (т.е. возрос приблизительно на 27%). Это, конечно, могло бы повлиять на денежно-кредитную политику, но для осуществления результативной денежно-кредитной политики непозволительно основаться на показатели оценочного характера.

И, наконец, на колебания обменного курса существенное воздействие могли бы оказать ожидания домохозяйств и экономических субъектов, которые, предполагая спад обменного курса доллара в будущем, спешат их сбережения в долларах обменять на драмы или на другие активы. В данном случае, эти ожидания, нося панический характер, могут существенно повлиять на структуру сбережений и расходов населения, что, в свою очередь, может выступить в качестве причины спада обменного курса.

Одной из причин спада обменного курса можно отметить также политику неправильного осуществления доходов и расходов, осуществляемую в последнее время со стороны фискальных институтов. Эта политика связана с несоответствием сбора налогов и осуществлением расходов.

В течение всего периода спада обменного курса ЦБ РА сохранял политику невмешательства в ценовую устойчивость обменного курса драм/доллар. Но осознавая, что в случае невмешательства могут продолжиться резкие колебания обменного курса , что, в свою очередь, может иметь отрицательные последствия для экономики Армении, в конце концов ЦБ решил вмешаться в этот процесс и с 27 января до 4 февраля 2004 года осуществил сделки на сумму около 9.5 млн.долларов.

Из-за отсутствия продуктивных инструментов ЦБ вынужден обратиться к применению стратегически-мобилизационным механизмам. Но в дальнейшем институциональное становление (конечно, если механизмы дадут возможность развиваться рыночным и юридическим институтам) только ограничит применение данных инструментов, т.е. стратегический ресурс также не ограничен.

В данном случае политику невмешательства можно объяснить тем, что перед ЦБ был выбор: обеспечение низкого уровня инфляции и сохранение устойчивого обменного курса. Конечно, инфляция должна быть в центре внимания ЦБ, но подобные резкие колебания повлият не только на ожидания домохозяйств и экономических субъектов, но и отрицательно повлият на сферу вкладов и экономическое развитие.

В сложившейся ситуации эффективным инструментом денежно-кредитной политики ЦБ является осуществление операций на открытом рынке в условиях существования портфеля казначейских, государственных и других ценных бумаг. Это привело бы к тому, что после стерилизации долларовой массы, на рынке ликвидировалась бы избыточная денежная масса, что, в свою очередь, сдержало бы инфляцию.

Основная проблема заключается в том, что на сегодняшний день в целенаправленных условиях денежной базы у ЦБ отсутствует портфель результативных инструментов. В частности, если ЦБ пожелал «стерилизовать» долларовые потоки в экономику Армении, покупая доллары в избытке, в кругообороте появится лишний драм, что приведет к ускоренению инфляционных процессов. Но это не однозначно, и подход ЦБ, который заключается в том, что оценка драма по отношению к доллару предпочтительнее, чем инфляционные сценарии, не равнозначен, учитывая высокий уровень долларизации и то обстоятельство, что оценка, а также купля-продажа тех товаров и услуг, с которыми связаны крупные расходы, осуществляются в основном в долларах США.

В настоящее время ЦБ не имеет достаточно результативных инструментов для осуществления подобных сделок, а что касается cделок репо, взаимного репо, дисконтного окна, ломбардных займов и других инструментов, они могут найти определенное применение на разных стадиях осуществления денежно-кредитной политики. Но с точки зрения обеспечения гибкой монетарной политики, эти инструменты не эффективны.

Таким образом, первичным и наиболее развитым режимом денежно-кредитной политики является инфляционная целенаправленная политика, которая с большим успехом может заменить действующий в настоящее время целенаправленный режим денежной базы. Для перехода на этот режим необходимо развитие многочисленных институтов и институциональных инструментов. Основным институтом для нашей экономики является рынок капитала. В условиях активной деятельности рынка капитала ЦБ сможет применить наиболее эффективные и гибкие инстументы на открытом рынке. С активным рыночным развитием связано также становление таких структур финансового посредничества, как ипотечные и страховые институты, институты коллективных вкладов, для существования которых необходдимым и достаточным условием является выход на фондовый рынок. В свою очередь, развитие этих институтов с обратным эффектом повлияет на наиболее эффективную деятельность фондового рынка. В условиях развития данных институтов ЦБ сможет применять финансовые инструменты, «возникшие» в этих структурах. В дальнейшем, в результате развития рынка и корпоративной «культуры» (в долгосрочном периоде) денежныеи власти смогут применять также высшие корпоративные ценные бумаги в качестве наиболее эффективного инструмента денежно – кредитной политики.

Отсутствие соответствующих рыночных инструментов вызвано недальновидной политикой ЦБ в 1999-2002 годах. Между тем, именно в тот период наиболее эффективным было бы развиитие портфеля ценных бумаг на вторичном рынке, поскольку именно в этот период наблюдался слишком низкий уровень инфляции (в 1999 году он составил 0,6%, в 2000- -0,8%, в 2001- 3,1%, в 2002- 1,1%). Подобный низкий уровень инфляции позволил бы ЦБ развить соответстсвующий портфель ценных бумаг, учитывая допустимый несколько высокий уровень инфляции. Уровень инфляции, составляющий 6-8%, согласно эффекту мультипликатора, не только существенно ускорил бы экономический рост, но и стимулировал бы экспорт.  

На данном этапе дополнительным инстументом сдерживающим инфляцию, может быть привлечение депозитов со стороны ЦБ с достаточно высокой процентной ставкой для торговых банков.

В качестве промежуточного решения данной проблемы возможен также другой вариант. Суть этого варианта заключается в следующем: возможным и наиболее благоприятным путем развития портфеля ценных бумаг, который требуется для осуществления операций на открытом рынке, на данный момент может быть выпуск ЦБ среднесрочных и долгосрочных облигаций с высокой доходностью, который на стадии развития портфеля не приведет к инфляционным ожиданиям.

Таким образом, ЦБ сможет приобретать ценные бумаги с вторичного рынка, а это, в свою очередь, приведет к увеличению денежной массы. Но затем появиться необходимость в диверсификации портфеля с целью включения в него наиболее эффективных и ликвидных инструментов (в частости, это государственные облигации, ипотечные облигации и другие финансовые инстументы).

На стадии развития портфеля ценных бумаг важно также согласование действий ЦБ, поскольку политика управления доходами и расходами в РА имеет определенные недостатки, связанные с активностью осуществления затрат на конец года. Эти расходы связаны с покрытием бюджетного дефицита средствами, полученными от Всемирного Банка и других доноров.

Рассмотрение вышеперечисленных проблем носит актуальный характер, учитывая то обстоятельство, что наша экономика вступила на такую стадию, когда последующие институциональные реформы носят наиболее сложный характер. Также нужно учесть тот факт, что реформы должны быть направлены на вовлечение нашей экономики в мировую эконоимку и в частности, в «европейскую семью».

А теперь рассмотрим картину денежно-кредитной политики на данный момент. Отметим вначале, что 27 января нынешнего года был издан приказ, согласно которому денежно-кредитная политика ЦБ РА должна быть направлена на обеспечение стабилизации цен при продолжении работы по упорядочению денежной массы.

За текущий год (по данным ЦБ) поквартальное увеличение денежной массы составит соответственно 14%, 16%, 19% и 22%. Во втором полугодии увеличение денежной массы объясняется тем, что основные факторы, влияющие на это увеличение, выявляются с июля текущего года.

Рост денежных вкладов определяется следующими факторами:

· высокий уровень экономического роста;

· рост уровня объемом кредитования экономики;

· увеличилось доверие к драму, на что значительно повлияла политика укрепления драма по отношению к доллару США, которая была начата еще в 2004 году;

· внедрение с июля 2005 года закона «О регулировании и контроле валюты», который в дальнейшем способствовал расширению сферы обращения драма;

· увеличение национальных сбережений.

Что касается валютных вкладов, то в течение текущего года они возросли примерно на 21.9% и предполагается, что в конце года они составят 169.9 млрд.драм. Основными факторами, влияющими на рост валютных вкладов, являются:

- большие объемы внешнего товарооборота;

- очень высокий уровень иностранных вложений (предполагается, что в конце года общий объем зарубежных вкладов составит 249.5 млн.долларов США. Если сравнивать с предыдущим годом, то они возростут на 59%);

- большой уровень частных трансфертов, значительная часть которых была направлена в банковскую систему.

Как сообщил председатель ЦБ РА Т. Саркисян, денежно-кредитная политика ЦБ РА в 2005 году направлена на обеспечение финансовой стабильности и экономического роста. При этом он отметил, что денежно-кредитная программа ЦБ на будущий год имеет свои особенности. »Предполагая, что в 2005 году будут продолжены темпы экономического роста 2004 года, мы запланировали большие темпы роста денежной базы и массы», - сказал Т.Саркисян.В частности, по его словам, в 2005 году денежная база возростет на 18% в среднегодовом разрезе, а денежная масса- на 24%. Кроме того, глава ЦБ подчеркнул, что более быстрыми темпами стал расти драмовый сектор в структуре денежной массы- около 41%. По словам Т.Саркисяна, в прошлые годы этот рост был в 4 раза меньше. «Это говорит о том, что экономический рост в Армении сопровождается увеличением объема корреспондентских счетов предприятий в коммерческих банках, в результате чего драмовые средства в структуре денежной массы резко возрастуют в текущем году», - добавил он. Председатель ЦБ РА отметил, что с точки зрения эффективной реализации денежно-кредитной политики, это положительное явление.

Согласно денежно-кредитной политике ЦБ Армении рост денежной массы на конец года составит около 20%. По данным ЦБ РА коэффициент обращения денежной массы (он рассчитывается как денежная масса в сравнении с ВВП) составит 7.3, а денежного мультипликатора- 2.1. Отметим, что, согласно денежно-кредитной программе ЦБ на 2004 год, денежную массу в среднегодовом разрезе было предусмотрено увеличить на 28.6%, а на конец года –на 12.7%. По данным ЦБ РА, за январь-октябрь текущего года денежная масса возросла на 3.7% и составила 210.2 млрд.драмов. Это обусловлено ростом чисто внешних активов на 14.3% и сокращенем чисто внутренних активов на 26.4%.

За январь-февраль 2004 года инфляция в Армении не превысила 2.5%, что находится в рамках денежно-кредитной программы ЦБ РА. По прогнозам председателя ЦБ, в текущем году инфляция не превысит планируемый годовой показатель.

В текущем году наблюдается систематический рост объемом кредитования частного сектора примерно на 26.5%. В основном увеличилось кредитование сферы торговли и услуг, а также ипотечное кредитование. В дальнейшем предполагается кредитование в основном легкой и пищевой промышленностей.                      

Глава IV.Перспективы дальнейшего развития в России и Армении.

Подробно изучив и проанализировав денежно-кредитную политику на примере России и Армении, попробуем кратко сравнить их и отметить, какие первоначальные задачи стоят перед ЦБ РА и Банком России, а также что предполагается осуществить в будущем для достижения поставленных целей.

Минэкономразвития РФ считает, что главной задачей единой государственной денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу будет последовательное снижение инфляции и поддержание ее на низком уровне, что создаст базовые макроэкономические условия для максимально возможных темпов экономического роста. Об этом говорится в проекте программы социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу /2005-2008 гг/, опубликованном Минэкономразвития.

"Правительство РФ и Банк России в среднесрочной перспективе будут добиваться снижения инфляции до 7,5-8,5 %в 2005 году, 6,0-7,5 % - в 2006 году и 5,0-6,5 % - в 2007 году. В этот период предусматриваются соответствующие действия правительства по ограничению роста цен на продукцию и услуги естественных монополий", - отмечается в докладе.

В области курсовой политики важной задачей останется сглаживание резких колебаний валютного курса, не обусловленных объективными экономическими факторами. Плавная динамика обменного курса будет способствовать формированию у экономических агентов устойчивых ориентиров в выработке хозяйственных решений и стимулированию спроса на активы, номинированные в национальной валюте. Банк России будет стремиться к тому, чтобы динамика валютного курса способствовала сохранению конкурентоспособности основных товаров российского экспорта и содействовала производству товаров, пользующихся спросом на внутреннем рынке.

Вместе с тем в рамках совершенствования денежно-кредитной политики, создающей условия для стабильного развития экономики, правительству и Банку России предстоит решить ряд задач, в частности, достижение полной стерилизации рублевых интервенций на валютном рынке за счет развития системы прямых и косвенных инструментов денежно-кредитной политики, таких как выпуск собственных облигаций Банка России, формирование Стабилизационного фонда, снижение норматива обязательной продажи экспортной выручки, меры капитального контроля.

Минэкономразвития также предлагает использовать в качестве операционного ориентира при реализации политики сглаживания колебаний валютного курса корзины из двух основных мировых валют – доллара и евро, достаточно хорошо отражающей эффективную стоимость российского рубля по отношению ко всем значимым для российской экономики иностранным валютам.

Следует отметить, чтоБанк России 26 августа текущего года направил в Госдуму проект "Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2005 год".

В документе Банк России предусматривает ограничение прироста потребительских цен в 2005 г в пределах 7,5-8,5 %. В 2005 г будет продолжено проведение курсовой политики в условиях режима управляемого плавающего валютного курса. Банк России считает, что повышение реального эффективного курса рубля за 2005 год не должно превысить 8 %.

В целом в документе сформулированы цели и задачи Банка России в области денежно-кредитной политики, а также методы и инструменты денежно-кредитного регулирования, которые будут использованы для их достижения. Он разработан на основе анализа состояния экономики России, мировой экономики и мировых товарных и финансовых рынков в 2004 году и официального прогноза социально-экономического развития России на 2005 год.

Задачи денежно-кредитной политики Банка России тесно скоординированы с бюджетной и структурной политикой правительства РФ и служат цели обеспечения долгосрочного устойчивого и динамичного экономического роста.

В документе Банк России отмечает существенное улучшение параметров экономического развития в текущем году по сравнению с базовыми сценариями, заложенными на текущий год. Рост спроса на деньги, отражающий более высокую экономическую динамику и процесс дедолларизации экономики, в целом в 2004 году превысит прогнозируемый ранее уровень. В соответствии с этим Банк России в текущем году может увеличить денежное предложение без негативных последствий для достижения поставленной цели по уровню инфляции на потребительском рынке в 10%.

Что же касается денежно-кредитной политики РА, то весь текущий год она была направлена на обеспечение финансовой стабильности и экономического роста. Денежно-кредитная политика ЦБ была направлена на достижение больших темпов роста денежной базы и массы. В итоге, по словам председателя ЦБ Т.Саркисяна, денежная база в среднегодовом разрезе за этот год возрастет на 18%, а денежная масса-на 24%. Кроме этого, более быстрыми темпами стал расти драмовый сектор в структуре денежной массы-около 41%. 

Следует отметить, что аналогично Банку России, ЦБ РА также разрабатывает Программу денежно-кредитной политики. Эта программа основана на анализе государственного бюджета РА и итогов осуществления Центральным банком денежно-кредитной политики за предыдущий отчетный период.

В данную программу включаются следующие основные положения:

· анализ экономической ситуации;

· прогноз социально-экономического развития РА;

· уровень процентных ставок и курса;

· методы денежно-кредитного регулирования;

· предельный лимит денежной массы.

В банковской системе Армении Центральный банк определен как главный банк страны и кредитор последней инстанции. Он находится в государственной собственности и на него возложены функции общего регулирования деятельности каждого коммерческого банка в рамках единой денежно-кредитной системы страны.

ЦБ выступает ключевым агентом государственной денеж-кредит. политики.ЦБ РА использует, в первую очередь, экономические методы, а административные-только в отдельных случаях.Получение прибыли не является целью деятельности ЦБ РА.

Основными задачами ЦБ РА являются:

· регулирование денежного обращения;

· проведение единой денежно-кредитной политики;

· защита интересов банков;

· осуществление операций по внешнеэкономической деятельности.

Но следует отметить, что среди всех задач ЦБ РА первоначальными являются:

· обеспечение необходимых условий для стабильности, ликвидности, платежеспособности и нормального функционирования банковской системы РА4

· создание и развитие эффективной платежно-расчетной системы.



2020-02-03 150 Обсуждений (0)
Направления реформ денежно-кредитной политики. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Направления реформ денежно-кредитной политики.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (150)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)