Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Познание как философская проблема.



2020-02-03 192 Обсуждений (0)
Познание как философская проблема. 0.00 из 5.00 0 оценок




Красноярск 2010

Познание.

Оглавление

1. Введение………………………………………………………… 3
2. Познание как философская проблема………………………… 6
3. Индивидуальный и коллективный, трансцендентальный и эмпирический субъекты познания……………………………….   16
4. Познанное и непознанное……………………………………… 26
5. Заключение……………………………………………………... 29
6. Библиографический список .………………………………….. 31

 

 

Введение

Согласно «Новейшему философскому словарю» познание есть творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире. Познание является сущностной характеристикой бытия культуры и в зависимости от своего функционального предназначения, характера знания и соответствующих средств и методов может осуществляться в следующих формах: обыденное, мифологическое, религиозное, художественное, философское и научное. Исходную структуру познания представляет субъект-объектное отношение, где вопрос о возможности адекватного воспроизведения субъектом сущностных характеристик объекта (проблема истины) является центральной темой гносеологии (теории познания). В зависимости от решения этого вопроса в философии выделяются позиции познавательного оптимизма, скептицизма и агностицизма. Истина выступает в качестве универсальной цели познания. При этом представления об истине и путях ее достижения в контексте историко-философской традиции конкретизировались через разведение фундаментальных оппозиций «знания и мнения» (античность), «разума и веры» (средние века), «знания и незнания» (Новое время). Понимание характера субъект-объектных отношений обуславливает соответствующие взгляды на природу познания. Для классической философии процесс познания - это созерцание, что предполагает пассивную роль субъекта в восприятии внеположенных ему абсолютных и неизменных законов объективной действительности. Самопознание при этом может интерпретироваться в двух основных ракурсах:

1) восходящая к Платону и разрабатываемая преимущественно в контексте рационально-идеалистической традиции трактовка познания как припоминания (теория анамнесиса);

2) характеристика познания как отражения, наиболее ярко реализовавшаяся в моделях материализма и эмпиризма.

Начиная с «коперниканского поворота» Канта, философия отходит от созерцательного объективизма в гносеологии и актуализирует активную роль субъекта в познавательном процессе. Для немецкого идеализма открывающийся в познании мир уже выступает проекцией творчества трансцендентального субъекта (Кант, Фихте, Шеллинг) или продуктом деятельности социально-исторического субъекта (Гегель). Интерпретация познания как творческой деятельности отличает современную неклассическую философию. Характерно, что подчеркивая творческий статус субъекта в познавательном процессе, современная философия во многом отказалась не только от онтологизма классической мысли, но и от установок на объективную истину, которая фактически приносится в жертву социально-историческим, прагматическим и психологическим интересам субъекта.

Природа познавательной деятельности здесь может рассматриваться в контексте праксиологического, семантического и аналитического подходов. Акцент на практической природе познания в современной философии характерен прежде всего для марксизма и прагматизма. Однако если в марксизме познание, будучи формой опережающего отражения действительности, выступает как важнейший момент природопреобразующей и социально-исторической практики общества, то в прагматизме познание, преодолевая сомнение, обеспечивает психологическую уверенность субъекта в своих силах, позволяя ему тем самым наиболее эффективно осуществлять практическую деятельность. Семантический подход к познанию реализуется сегодня в рамках феноменологии и герменевтики. Познание здесь - это процесс смыслообразования, позволяющий человеку расширить горизонты понимания не столько внешней действительности, сколько себя самого.

И, наконец, аналитический подход связан с течениями нео- и постпозитивизма и структурализма, ориентированных на рассмотрение познания как научного анализа знаковых структур, более или менее адекватно описывающего сложившиеся логические и семиотические инварианты, но никоим образом не претендующего на их подлинное понимание.

В структуре познавательного процесса выделяют также чувственный и рациональный уровни познания, противопоставление которых в новоевропейской философии обусловило возникновение дилеммы рационализма и эмпиризма. Чувственное познание (его основные формы: ощущение, восприятие и представление) является результатом непосредственного взаимодействия субъекта и объекта, что обуславливает конкретность, индивидуальность и ситуативность получаемого здесь знания. Будучи основанием познавательной деятельности в целом, чувственный уровень познания особое значение имеет в искусстве и обыденной практике. Рациональное познание (его формы: понятие, суждение и умозаключение) предполагает возможность объективации индивидуальных знаний, их обобщения, трансляции и т.п. Именно рациональное познание обеспечивает существование таких форм познавательного творчества, как наука и философия. Помимо чувственного и рационального, особую роль в познавательном процессе играет интуиция, свидетельствующая об особых механизмах познания на уровне бессознательных структур психики.

Структурировать познание можно также в зависимости от объекта познания и соответствующего ему типу знания. Особым видом познания выступает самопознание, которое, со времен Сократа, является одной из центральных тем в философии и одновременно представляет собой один из наиболее существенных модусов индивидуального бытия. Проблемы познания на сегодняшний день изучаются целым рядом как философских (гносеология, эпистемология, культурология, логика и методология науки), так и специальных (когнитивная психология, науковедение, социология знания и науки и др.) дисциплин.

 

 

Познание как философская проблема.

Познание — это взаимодействие субъекта и объекта. Именно поэтому и познавательная деятельность, и ее результат содержат в себе и субъективное — то, что зависит от субъекта, и объективное, что определяется самим объектом и от субъекта не зависит. Субъективная сторона познания обусловлена тем, что по знающий субъект — это не абстрактный человек (коллектив или общество), а конкретный субъект, деятельность которого связана с определенными социальными отношениями, уровнем культуры.

Мировоззренческие и методологические установки, нравственные нормы и критерии оценки оказывают существенное влияние на познавательный процесс.

Человечество во все времена стремилось к приобретению новых знаний. Овладение тайнами бытия является выражением высших устремлений творческой активности разума, который составляет гордость человека и человечества. Знание образует сложную систему, выступающую в виде социальной памяти, богатства ее передаются от поколения к поколению, от народа к народу с помощью механизма социальной наследственности, культуры.

Теория познания (гносеология) - это раздел философии, которая изучает природу познания, закономерности познавательной деятельности человека, ее познавательные возможности и способности; предпосылки, средства и формы познания, а также отношение знания к действительности, законы его функционирования и условия и критерии его истинности и достоверности.

Главным в теории познания есть вопросы об отношении знания о миру к собственно миру, способное ли наше сознание (мышление, ощущение, представление) давать адекватное отображение действительности.

Учение, которое возражает против возможности достоверного познания сущности действительности, носит название агностицизма. Ошибочным есть представления об агностицизме как об учении, которые возражает познание вообще. Агностики считают, что познание возможное лишь как знание о явлениях (Кант) или о собственных ощущениях (Юм). Главным признаком агностицизма являются возражения возможности познания именно сущности действительности, которая скрыта видимостью.

Суть кантовского агностицизма, как принято считать, состоит в следующем: то, чем вещь является для нас (феномен), и то, что она представляет сама по себе (ноумен), принципиально различны. И сколько бы мы ни проникали в глубь явлений, наше знание все же будет отличаться от вещей, каковы они суть сами по себе. Это разделение мира на доступные познанию «явления» и непознаваемые «вещи сами по себе» исключает возможность постижения сути вещей. Каковы предметы на самом деле, мы не знаем и знать не можем: нельзя сравнить то, что находится в сознании, с тем, что лежит за его пределами, трансцендентно ему. Ведь человек может сравнивать лишь то, что он знает, с тем, что он как-то знает.[1]

Принципиальную возможность познания признают не только материалисты, но и большинство идеалистов. Тем не менее, в решении конкретных гносеологических проблем, материализм и идеализм коренным образом отличаются. Эта разность проявляется как в понимании природы познания, так и в самом обосновании возможности достижения объективно истинного знания, а лучше всего - в вопросе об источниках познания. Для идеализма, который возражает существование мира независимо от сознания, познания воображается как самодеятельность этого сознания. Свое содержание знания получает не из объективной действительности, а из деятельности самого сознания; именно она и является источником познания.

Согласно материалистической гносеологией источником познания, сферой, откуда оно получает свое содержание, есть существующая независимо от сознания (как индивидуальной, так и общественной) объективная реальность. Познание этой реальности - это процесс творческого отображения ее в сознании человека. Принцип отображения выражает сущность материалистического понимания процесса познания. Знание по своей природе - это результат отображения, субъективный образ объективного мира. Тем не менее, есть принципиальная разность в понимании процесса познания как отображение действительности домарксистским материализмом и современной материалистической теорией познания.

Продолжительное время материалистическое философия процесс познания рассматривала изолировано от общественно-исторической практики человечества, исключительно как пассивный созерцательный процесс, в котором субъектом был отдельный абстрактный индивид с вечными и неизменяемыми познавательными способностями, заданными ему природой, а объектом - такая же вечная и неизменяемая в своих закономерностях природа.

Дальнейшее развитие материалистической теории познания заключается, во-первых, в распространении диалектики на объяснение познавательных процессов, создании диалектики как науки об общих законах развития природы, общества, мышление и познание; во-вторых, во введении принципа практики как основного и решающего для выяснения сущности гносеологических проблем и их решения.

Для современной материалистической философии процесс познания носит общественно-исторический характер, который оказывается, во-первых, потому, что все человеческие познавательные способности и возможности формируются на основе практики и обусловленные ею; во-вторых, отдельный человек учится мыслить и познавать вместе с усвоением форм и способов человеческой деятельности, приобретенных человечеством знаний, языка, т.е. благодаря усвоению общественно-исторического опыта, нагроможденного предыдущими поколениями; в-третьих, сам процесс овладения этим опытом предусматривает жизнь в обществе, в человеческом коллективе; в-четвертых, то, что человек может познать и что она познает, тоже определяется уровнем общественно-исторического развития человечества, всемирно-историческим развитием общей системы знаний, закрепленных в предметах материальной и духовной культуры, в категориальном строении мышления, в его структуре, в языке.

Современная научная гносеология строится на таких основоположениях.

1. Принцип объективности, т.е. признание объективного существования действительности как объекта познания, ее независимости от сознания и воли субъекта.

2. Принцип познаваемости, т.е. признание того факта, который человеческие знания в принципе способны давать адекватное отображение действительности, ее объективно истинную картину; что познанию человека в принципе нет границ, хотя на каждом историческом этапе познания ограниченное уровнем развития практической деятельности человечества.

3. Принцип активного творческого отображения, т.е. признание того, что процесс познавания - это целенаправленное творческое отображение действительности в сознании человека. Познание является творческим отображением действительности, поскольку его результатом не является создания идеальной копии имеющегося залога вещей, "повторение" в идеальной форме того, что существует, как это воображалось созерцательному материализму. Познание обнаруживает объективное содержание реальности как диалектического единства действительности и возможности, отображая не только действительно существующие предметы и явления, а и все их возможные модификации.

4. Принцип диалектики, т.е. признание необходимости применения к процессу познания основных принципов, законов, категорий диалектики.

5. Принцип практики, т.е. признание общественно-исторической предметно-чувствительной деятельности человека относительно преобразования природы, общества то самой себя основной, движущей силой, целью познания и критерием истины.

6. Принцип историзма, который требует рассматривать все предметы и явления в их историческом возникновении и становлении, а также через призму исторических перспектив их развития, через генетическую связь с другими явлениями и предметами действительности.

7. Принцип конкретности истины, который подчеркивает, что абстрактной истины не может быть, истина всегда конкретная, каждое положение научного познания нужно рассматривать в конкретных условиях места и времени.

Проблема истины всегда была сердцевиной теории познания, к которой направленная вся гносеологическая проблематика. Поэтому все философские направления и школы во все времена старались сформулировать свое понимание природы и сущности истины.

Классическое определение истины, которое потом стало традиционным в философии, дал Аристотель, определив истину как соответствие наших знаний действительности. Тем не менее это определение было настолько широким и абстрактным, что его придерживались все философы как материалисты, так и идеалисты, как диалектики, так и метафизики. Это определение истины признавали такие разные за своими философскими взглядами мыслители, как Ф.Аквинский и П.Гольбах, Г.Гегель и Л.Фейербах, а также К.Маркс и его последователи. Различаются их взгляды и в вопросе о характере отображаемой реальности и о механизме соответствия.

Специфика современного понимания истины заключается, во-первых, в том, что действительность отображенная в истине, трактуется как объективная реальность, которая существует независимо от сознания и сущность которой оказывается через явление; во-вторых, познание и его результат - истина неразрывно связанные с предметно-чувствительной деятельностью человека, с практикой, достоверное знание сущности и ее проявлений воспроизводится в практике. Истина - это адекватное отображение объекта субъектом, которое воссоздает объект таким, которым он существует независимо от сознания субъекта познания.

Современная материалистическая теория познания конкретизирует традиционную концепцию истины через диалектическую взаимосвязь понятий: "объективная истина", "абсолютная истина", "относительная истина", "конкретность истины", "заблуждения".

Объективная истина определяется как такое содержание человеческих знаний о действительности, который не зависит ни от субъекта, ни от человека, ни от человечества. Нужно обратить внимание на то, что в этом определении делается ударение на независимости от субъекта именно содержания истины. Но будучи характеристикой человеческого знания, истина не может быть абсолютно независимой от субъекта познания. На всех этапах своего развития человеческое познание и его результат - знание, было и будет диалектическим единством объективного и субъективного, поскольку на всех этапах картина мира своим источником имеет тот или другой уровень развития практики и создается за образом и подобием средств, форм и способов человеческого влияния на действительность.

Положение об объективности истины не означает, что она является элементом объективного мира. Истина - это теоретическая форма решения разногласия между субъектом и объектом в процессе познания. Будучи результатом субъективной деятельности человека, истина в тот же время в своем содержании воссоздает действительность и тем самым не зависит от субъекта. С другой стороны, будучи характеристикой знания и всегда существуя в субъективной форме, она характеризует знание не из его субъективной стороны, а с точки зрения его объективного содержания.

Современная материалистическая гносеология, рассматривая познание как общественно-исторический процесс, подчеркивает, что истина также есть исторически обусловленным процессом. Тому анализ истины она не ограничивает характеристикой ее лишь как объективной по смыслу, а дополняет анализом диалектики абсолютной и относительной истины или, точнее, диалектикой абсолютного и относительного в истине.

Познание мира некогда не может быть абсолютно завершенным, оно постоянно совершенствуется, обогащаясь все новым и новым содержанием. В этом плане любое знание, зафиксированное на тому или другому конкретно-историческому этапе, есть неполным, неточным, определенной мерой односторонним, на каждом конкретно-историческом уровне развития познания мы имеем дело лишь с относительной истиной.

Относительная истина - это такое знание, которое в принципе правильно, но не полно отображает действительность, не дает ее всестороннего исчерпывающего образа. Относительная истина включает и такие моменты, которые в процессе дальнейшего развития познания и практики будут изменяться, углублять, уточняться, заменяя новыми. Исторический процесс развития познания именно в том и заключается, что неполное, одностороннее знание заменяет более точным. Тем не менее относительность наших знаний, их незавершенность не означает, что в них отсутствующее объективное содержание. В той мере, в которой картина мира определяется не волей и желанием субъекта, а реальным положением вещей, она является объективной истиной.

Для диалектико-материалистической гносеологии не существует непереходной границы между относительной и абсолютной истиной.

Абсолютная истина - это такое содержание человеческих знаний, который тождественный своему предмету и который не будет опровергнут дальнейшим развитием познания и практики. Абсолютность истины связана с ее объективностью. Поскольку истина объективная по смыслу, она одновременно есть и абсолютной, но только в определенных границах. Именно поэтому объективная истина неизбежно не только абсолютная, но одновременно и относительная, т.е. она есть абсолютной лишь в определенных границах, по отношению к ним. Самые же эти границы определяются уровнем исторического развития познавательной и практической деятельности субъекта.

Следует отметить, что нет и быть не может отдельно абсолютной истины и отдельно относительной. Существует одна истина - объективная по смыслу, которая является диалектическим единством абсолютного и относительного, т.е. является истиной абсолютной, но относительно определенных границ. Абсолютное и относительное - это два необходимых момента объективной истины. Относительная истина с необходимостью содержит в себе момент абсолютной, предопределяет и предусматривает ее. Абсолютная истина, в свою очередь, дается человеку лишь через относительные истины, которые находятся в бесконечном процессе постоянного развития. Относительные истины - это ступени, определенные этапы на пути достижения абсолютной истины. На каждом этапе познания мы имеем дело лишь с относительно истинным, ограниченным знанием. Но самая способность человека одолевать эту ограниченность, получать доскональное знание свидетельствует о принципиальной возможности, двигаясь к объективной истине, достигать одновременно и абсолютной истины.

5. Заключение.

И. Кант писал: "Без сомнения, всякое наше познание начинается с опыта... ". Имеется в виду, что познание начинается с чувств. С этим трудно не согласиться; в наши дни абсолютное большинство философов придерживается именно такой точки зрения. Человек обладает органами чувств, зрением, осязанием, слухом, вкусом, обонянием. Они обеспечивают первоначальный, чувственный этап познания. Три формы рационального познания - понятие, суждение, умозаключение - составляют содержание рассудка, которым человек руководствуется при мышлении. Философская традиция после Канта состоит в различении рассудка и разума. Разум - высшая ступень логического мышления. Рассудок менее гибок, менее теоретичен, чем разум.

Чувственное и рациональное взаимосвязаны друг с другом, с этим согласны многие философы. Без рационального чувственное предстанет многообразием, в котором нет единства. Рациональное без чувственного становится чем-то блеклым, лишенным жизни. Познание имеет чувственно-рациональный характер. Допустим, нас интересует психический образ "этого яблока", желтого, круглого, сладкого. Налицо три понятия: понятие цвета, понятие геометрической формы и понятие вкуса. Понятие цвета охватывает различные цвета, из которых в данном случае имеется лишь желтый. Соответственно понятие вкуса представлено в данном случае чувством "сладкий". Психический образ яблока выступает как пересечение многочисленных понятий и их чувственных показателей.

Истинность познания доказывается экспериментальной, практической проверкой. Но при этом необходимо помнить, что возможности самой практики ограничены, а истина исторична, поэтому любая истина всегда относительна, и нуждается в постоянном дополнении.

В настоящее время познание изучается не только философией. Сейчас происходит интенсивное развитие различных специальных наук, исследующих познание : когнитивной психологии (психологии изучающей познавательные процессы ), логики и методологии научного познания, истории науки, науковедения, социологии знания, и т.д. Все эти науки вносят ценный вклад в изучение познания, рассматривая его отдельные аспекты. Без его опоры на их достижения невозможно и квалифицированное, успешное философское исследование познания. Однако сущность познавательного отношения к миру является предметом именно философского осмысления, ибо оно связано с анализом и решением коренных мировоззренческих проблем отношения человека к действительности. Познание является необходимой стороной этого отношения и само может быть понято только в контексте последнего.

 

Объективная истина, таким образом, является диалектическим единством абсолютного и относительного, а абсолютизация одного из этих моментов превращает истину в ее противоположность - в заблуждение. Поэтому необходимым, существенным признаком объективной истины есть ее конкретность.

Развитие объективной истины как диалектического единства абсолютного и относительного происходит путем обогащения ее объективного содержания через конкретизацию тех границ, вне которых она превращается в заблуждение.

Одним из основных принципов гносеологии есть принцип конкретности истины, который предусматривает максимально полное и точное выявления тех границ, в которых знания характеризуется объективной истинностью. Требование конкретности истины означает, что объект нужно рассматривать в тех условиях места и времени, в тех связях и отношениях, в которых он возник, существует и развивается. Незнание этих границ или игнорирование их превращает - наши знания из истины у заблуждение, которое, нужно подчеркнуть, есть таким лишь в определенных границах.

Заблуждение - это такое содержание человеческого знания, в котором действительность воспроизводится неадекватно и какой обусловленный историческим уровнем развития субъекта и его местом в обществе. Заблуждение - это неумышленное искажение действительности в представлениях субъекта. Оно имеет определенные закономерные основания для своего существования, будучи необходимым моментом и результатом познания и практики.

 



2020-02-03 192 Обсуждений (0)
Познание как философская проблема. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Познание как философская проблема.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (192)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)