Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Какая разница между « Cogito ergo sum » Р. Декарта и « Loquor ergo sum » Ж. Лакана?



2020-02-03 165 Обсуждений (0)
Какая разница между « Cogito ergo sum » Р. Декарта и « Loquor ergo sum » Ж. Лакана? 0.00 из 5.00 0 оценок




Со времён Декарта, то есть с 16 века, человек осознаёт самого себя как существо мыслящее. «Cogito ergo sum» стало первой ясной и отчётливой очевидностью в философии Нового Времени. Но также ясным и отчётливым становится то, что у Декарта существование попадает в определённую зависимость от мышления, реальность мысли оказывается более достоверной, чем реальность внешних вещей. Но как мышление проявляется в реальности? Иного средства обнаружить мысль, помимо слова у нас не существует, и все разумные действия так или иначе связаны со словом. Это отмечает и сам Декарт, например, в своей работе о методе, где слово он принимает за первое выражение разума. Тот разум, который мы обыкновенно называем этим словом, известен нам лишь через речь, соответственно, отсутствие словесного выражения указывает нам на отсутствие такого разума. Таким образом, сам факт того, что разум обнаруживается, прежде всего, в речи является непоколебимым.

Стоит отметить, что теснейшая связь слова и мысли – вещь не новая. Традиционное философское определение человека как «ζωον λογικον», теперь переводимое как «разумное животное», ранее переводилось как «словесное животное», а вообще означает и то, и другое вместе. Многие гносеологические концепции имеют структуру грамматики. Человек – существо словесное и разумное, и отделить одно от другого невозможно. Слово является не просто носителем мысли, слово определяет саму форму мысли, форма языка определяет мышление.

В этом отношении не стала новой идея структурной лингвистики о тождестве языкового оформления сознания и самого сознания. Можно сказать, что декартово «cogito ergo sum» находит своё дальнейшее обоснование в лакановском «loquor ergo sum», и, подобно тому, как существование обнаруживается только в мышлении, так и мышление обнаруживается только в речи. Но, несмотря на разительное сходство идей, на лицо также и существенное их расхождение, а именно в характеристиках мыслящего и говорящего субъекта. Декартовский (картезианский) субъект черпает свои основания в божественном, именно Бог является гарантом существования мира, вещей, человека, а также человеческого разума. Картезианский субъект, опираясь на такие весомые основания и пользуясь божественной искрой разума, есть по сути своей существо целостное, источник сознания и авторитет для смысла истины. Именно на эти утверждения и направлена критика постструктуралистов, в том числе и Лакана. «Стабильное эго» «по Лакану, чистейшая иллюзия – для него человек не имеет фиксированного ряда характеристик» [1, c. 66]. Речь определяет форму мысли. Но какая речь? И имеются в виду уже не особенности национальных стилей мышления, не различия языков как таковых (хотя и это играет немаловажную роль). И даже не социальные роли, при исполнении которых человек переходит от одного дискурса к другому. Имеется в виду отмеченная Лаканом основополагающая невыразимость Реального. Именно неспособность полностью выразить реальное приводит человека к использованию «знаков», слов. Но слово никогда полностью не выразит смысл реального, лишь частично. Отсюда и фрагментированность личности, расколотое сознание «без какой-либо положительной перспективы обретения гипотетической цельности, если не вообще самого себя» [1, c. 52].

Как видим, расхождения между позициями Декарта и Лакана – это не просто «разница», это смена парадигмы. Предшествующая философия модерна, с её верой в безграничное могущество разума целостного субъекта отошла в мир иной. Ей на смену со второй половины 20 века пришла философия постмодерна, с её признанием относительности любой истины фрагментированным, разорванным индивидом. Безусловно, такая смена парадигм не происходит только в одной отрасли знания, философия не может существовать без последних научных достижений. И предпосылки для развития человеческого знания именно в этом русле следует искать, скорее всего, в науках естественных. Начавшийся в 19 веке научный прогресс, в 20 веке преподнёс учёным результаты (в виде теории относительности и квантовой механики), которые в ближайшие годы могут существенно изменить человеческое мышление.

Заключение. Что такое « nonlinear science »?

Фундаментальные математические и физические идеи, господствующие физико-математические парадигмы накладывают свой отпечаток не только на стиль мышления учёных (представителей как естественных, так и гуманитарных наук), но и на обыденное мышление всех без исключения людей. Они проникают в язык в качестве речевых оборотов, в логику, в психологию и политику, в нравственные представления и ценностные установки, в этику и эстетику. Классическое естествознание сформировало представление о мире, как о замкнутом, действующем по неизменным законам механизме, для которого отсутствует качественное различие между прошлым и будущим и формулируется идеал полного знания всех сил природы. Цель познания в классической науке осознаётся как поиск некоего единства функционирования объекта, удовлетворяющего выбранным критериям истинности и поддающегося прогнозированию во времени, определение границ которого лишено принципиального характера. Классическая наука основана на линейной парадигме, так как для моделирования объектов используются линейные дифференциальные уравнения, и мир предстаёт как упорядоченная линейная система.

Вторая половина 20 века характеризуется величайшим сдвигом в человеческом сознании – открытием временных и пространственных периодических и квазистохастических режимов в детерминированных системах и представлением о таких типах нелинейного поведения как о естественном состоянии большинства природных систем. «Квантовая механика продемонстрировала, что мы принципиально лишены возможности измерить с заранее заданной точностью одновременно координату и импульс элементарной частицы. Не поддаются одновременному измерению и многие другие величины. Множество непреодолимых барьеров позволила обнаружить теория относительности. Все эти теории, в сущности, сузили круг тех вопросов, которые можно задавать Природе. Осознание новых ограничений стало признаком новых фундаментальных теорий»[2, c. 72]. В связи с этим появляется новая область исследований, получившая название нелинейной динамики (nonlinear science – нелинейная наука).

В линейной системе можно говорить о единственности стационарных решений, которая обеспечивает однозначность причинно-следственных связей. Именно это утверждение пронизывает всё наше мироощущение и придаёт нам уверенность в нашей повседневной деятельности. Лапласовский детерминизм, линейные уравнения и соответствующая им протестантская этика надолго определили ход развития не только науки, но и техники, неуёмный рост человеческих потребностей, непримиримость позиций отдельных людей и социальных групп, уверенных в однозначности исторических закономерностей и своей правоте.

Нелинейное мировидение предоставляет совершенно иную парадигму. Окружающий нас мир – нелинеен, отсюда следует вывод, что нелинейные явления не исключение, а закономерность. Нелинейность является фундаментальным свойством мира материи, а также движущей силой направленной эволюции. Нелинейная картина мира более объёмная, сложная и многогранная, следствием чего является появление новых нетривиальных гипотез и идей, а также результатов и следствий. Сложные нелинейные процессы и системы самоорганизуются: «в результате срабатывания многочисленных прямых и обратных, положительных и отрицательных связей между подсистемами развитие системы происходит самоорганизованно» [6]. Такой системе нельзя, да и не имеет смысла, навязывать планы развития, вот почему очень часто всяческие новшества и реформы приводят к отрицательным последствиям. Очень важную роль в развитии нелинейных систем играет хаос: в линейной системе хаос неизбежно приводит к деградации, в то время как в нелинейной системе хаос может играть созидательную роль и возникнуть в полностью детерминированных условиях. «Возможность перехода нелинейной системы от порядка к хаосу и от хаоса к порядку – два важнейших свойства нелинейного мира»[6]. В таких условиях появляется поливариантность эволюции системы.

Все это свидетельствует в пользу того что сегодня наблюдается сдвиг акцента с проблематики устойчивого стабильного бытия на проблематику становления. Актуальность новой парадигмы подтверждается и динамикой современной культуры: политическими изменениями в обществе, многообразием вступающих в конфликт событий, частой непредсказуемостью и неустойчивостью существования, как на социальном, так и на природном уровне. Многие современные философы работают в русле новой научной парадигмы. Для примера приведем Ж. Делеза, чья стратегия философствования очень близка к проблемам современной науки: так, понятие «складка» напрямую связывается Делезом с фрактальными геометриями, интерпретация бытия как различия – с  исследованиями хаоса, процессами самоорганизации, странными аттракторами и т.п., что позволяет говорить о фундаментальной соотнесенности современных научных представлений («параметр порядка», «режим с обострением», «странный аттрактор» и др.) с понятийным аппаратом, предлагаемым Делезом («поверхность смысла», «складка», «трансцендентальный эмпиризм» и т.д.).

На сегодняшний день процессы, связанные с самоорганизацией, неравновеснотью, становлением (помимо того, что входят в круг интересов математизированного естествознания) создают проблемные поля, стимулирующие поиск и формирование тех методологических ориентиров и исследовательских стратегий, которые позволяют не только философски осмыслять современное положение дел в науке, но и пересматривать базовые посылки рационального отношения к миру и человеку. Линейные физико-математические представления сыграли злую шутку с человечеством, культивируя представления о всесилии человеческого духа в познании и эксплуатации природы. Теперь физико-математические основы синергетики и нелинейной динамики открывают плоский занавес, на котором изображены линейные законы, и за ними оказывается объемный и многообразный нелинейный мир. Надо вовремя понять, что миф о всесилии только шутка, и успеть затормозить линейный рост: в котором мы все еще по инерции участвуем, не осознавая опасности.

 

 

Литература.

1. Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. М.: Интрада. 1998. – 254.

2. Капица С.П. Курдюмов С.П. Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего. М., Эдиториал УРСС, 2003, 288 с.

3. Метафизика и сущее: от Хайдеггера к Платону// Современная онтология II. – СПб.: Изд. Дом С.-Петерб. госуд. ун-та, 2007. – С. 158-168.

4. Постмодернизм. Энциклопедия.— Минск.: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2001.— 1040 с.

5. Фуко М. История безумия в классическую эпоху. СПб.: Университетская книга, 1997. 576 с.

6. Черногор Л.Ф. Нелинейность как основа новой научной картины мира http://universitates.univer.kharkov.ua/arhiv/2006_4/chernogor/chernogor.html

 



2020-02-03 165 Обсуждений (0)
Какая разница между « Cogito ergo sum » Р. Декарта и « Loquor ergo sum » Ж. Лакана? 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Какая разница между « Cogito ergo sum » Р. Декарта и « Loquor ergo sum » Ж. Лакана?

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (165)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)