Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Промышленный переворот и его последствия для экономики Германии



2020-02-03 185 Обсуждений (0)
Промышленный переворот и его последствия для экономики Германии 0.00 из 5.00 0 оценок




Рассмотрим начало промышленного переворота.

Запаздывание промышленного переворота в Германии объясняется господством феодальных отношений, наличием сильной цеховой системы и отсутствием единой государственной власти в стране. Вплоть до середины XIX века Германия оставалась типично аграрной страной, и ей было трудно угнаться за своими соперниками. В середине XIX века раздробленная Германия добывала угля в 7 раз, производила чугуна в 10 раз и потребляла хлопка в 30 раз меньше, чем Англия.

Зарождение фабричной системы в Германии можно отнести к рубежу XVIII — XIX веков, когда в Саксонии была применена механическая прялка «Дженни» (1782), сооружена первая в стране паровая машина (1785), а в Силезии установлена первая доменная печь с использованием каменного угля (1796). Но подлинное начало этого процесса совпало с созданием Таможенного союза в 1833 году.

Промышленный переворот в Германии можно условно разделить на два важнейших периода. Первый из них приходится на 1830 — 1840-е годы, а второй — на 1850 – 1860-е. Мощным толчком для индустриального развития на первом этапе было появление хлопчатобумажной промышленности, которая с самого начала создавалась на фабричной основе. Наиболее крупным центром хлопчатобумажного производства стала Саксония, где предприятия работали в основном на пряже, поступавшей из Англии, а центр саксонского ткачества Хемниц весьма эффективно конкурировал с английским Манчестером. В конце 1840-х годов на территориях, входивших в немецкий Таможенный союз, имелось 313 прядилен и 750 тыс. механических веретен.

Значительные изменения происходили в тяжелой промышленности. Появление паровых машин на транспорте, а также широкое использование угля в металлургии заметно повысили спрос на каменный уголь. Интенсивно разрабатывался Рурский угольный бассейн, где добыча угля в 1830 — 1840-х годах выросла в два раза, а во всей Пруссии — с 1,2 млн. т (1824) до 3,1 млн. т (1843).

Особенно быстро стал развиваться Рейнско-Вестфальский промышленный район, где в 1846 году насчитывалось около 200 доменных печей (но только 32 из них использовали каменный уголь). В этом районе было сосредоточено 25% рабочих страны, количество которых в целом по стране резко возросло. Так, за 1800—1848 годы число рабочих, занятых в шахтах, увеличилось в четыре раза (с 25 тыс. до 100 тыс. человек), а в остальных отраслях тяжелой промышленности — в двенадцать раз (с 50 тыс. до 600 тыс. человек). Но следует отметить, что это была лишь начальная стадия промышленного переворота в Германии. Сказывалась и общая экономическая отсталость, и политическая раздробленность, и нерешенность аграрного вопроса.

Материальной основой для начала настоящего промышленного переворота, а также экономического и политического объединения страны должны были стать железные дороги. Но, несмотря на то, что к 1848 году протяженность железных дорог составляла уже 2,5 тыс. км, Германия все еще отставала по этому показателю от Англии и Франции. Первые паровозы и вагоны были английского производства. В 1830—1840-х годах было построено три предприятия по производству локомотивов (в Берлине, Касселе, Хемнице), но их продукция была незначительно представлена на железных дорогах страны. Так, в начале 1840-х годов из имеющихся 245 паровозов лишь 38 были немецкого производства.

Масштабная индустриализация в Германии развернулась лишь после революции 1848 года, которая хотя и не привела к ликвидации помещичьего землевладения и политической раздробленности, но все же способствовала бурному развитию крупной промышленности. Именно 1850—1860-е годы можно охарактеризовать как второй, наиболее важный период промышленного переворота, в ходе которого в целом сформировались рыночные отношения в экономике и страна испытала мощный промышленный подъем. В эти годы промышленность в основном перешла от мануфактурной к фабричной стадии развития.

Более поздний, чем в других европейских странах, переворот проходил стремительно. Только в течение 1860-х годов общая мощность паровых двигателей увеличилась почти в три раза. Особенно быстрыми темпами развивались отрасли тяжелой промышленности: их продукция увеличилась более чем в три раза, в том числе добыча угля — в пять раз, выплавка чугуна — в семь раз и т.д.

По-прежнему, как и в предыдущие десятилетия, большое значение в индустриализации страны имели железные дороги. За 1850-1871 годы длина железнодорожных путей увеличилась более чем в 3 раза (с 6 тыс. до 19,6 тыс. км), число паровозов — в 8 раз, товарных вагонов — в 12 раз. В железнодорожное строительство вкладывались огромные капиталы, поскольку прибыль здесь достигала 15—20%. За указанный период инвестиции в эту отрасль увеличились с 400 млн. до 4 млрд. марок.

Проблема мобилизации капиталов очень остро стояла перед Германией (впрочем, в тот период это была проблема многих стран). Одним из источников финансирования экономики стали выкупные платежи, поступавшие в ходе аграрных реформ. Средством привлечения капиталов служила внешняя торговля хлебом, картофельным спиртом, свекольным сахаром, шерстью. Можно отметить быстрый рост объемов внешней торговли: только за 1850-е годы германский экспорт увеличился более чем в 2,5 раза, а импорт — в 2 раза.

В этот же период закладываются основы кредитной системы страны, создаются акционерные банки и компании. Так, в 50—60-е гг. в Пруссии было создано около 300 горнопромышленных, металлургических, страховых, железнодорожных и других компаний с капиталом около 2,5 млрд. марок.

В результате за 50—70-е гг. промышленность Германии достигла невиданных для XIX в. темпов роста. По этому показателю страна обогнала Англии и Францию. За 50-е гг. объем промышленной продукции удвоился, за 60-е гг. вырос еще в полтора раза.



2020-02-03 185 Обсуждений (0)
Промышленный переворот и его последствия для экономики Германии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Промышленный переворот и его последствия для экономики Германии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (185)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)