Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности организации и значение туристско-гостиничного бизнеса.



2020-02-03 305 Обсуждений (0)
Особенности организации и значение туристско-гостиничного бизнеса. 0.00 из 5.00 0 оценок




КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ»

Тема: «Состояние и перспективы развития туристско-гостиничного бизнеса в России»

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………...3

I. Туристско-гостиничный бизнес как отрасль экономики…………….5

1.1. Особенности организации и значение туристско-гостиничного бизнеса…………………………………………............................5

1.2. Состояние туристско-гостиничного хозяйства в России…….14

1.3. Перспективы развития отрасли……………………………..…21

 

II. Анализ состояния туристско-гостиничной отрасли…………...……25

2.1. Анализ развития туристско-гостиничного бизнеса в России..25

2.2. Анализ развития туристско-гостиничного бизнеса в Ростовской области…………………………………………….31

Заключение…………………………………………………………..……….….34

Список использованной литературы…………….………………………….…37

Введение

Современная туристская индустрия является одной из самых высокодоходных отраслей экономики.

Издавна гостиничное дело и туризм как две области общественной жизни были неразрывно связаны между собой. Постоянно мы становимся свидетелями того, как туризм влияет на развитие гостиничного дела и, наоборот,  как от уровня гостиничного дела зависит развитие туризма.

Сегодня индустрия гостеприимства - это мощнейшая система хозяйства региона или туристского центра и важная составляющая экономики туризма.

В экономике современной России туризм занимает важное место. Одной из приоритетных задач Федеральной целевой программы туризма в Российской Федерации является становление в России высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса.

Реализация программы предполагает: создание нормативно-правовой базы, формирование современного отечественного туристского рынка, углубление специализации и кооперации в работе туристских предприятий, обеспечение условий для развития различных видов внутреннего и въездного туризма, развитие международного сотрудничества в области туризма, а также решение целого комплекса задач в области подготовки кадров для отрасли.

Туристские услуги, в том числе и в рамках гостиничного обслуживания, отнесены к социально-культурным услугам. Они строятся на принципах современного гостеприимства, что повышает их роль в развитии отечественного туризма, а также ставит определенные задачи в системе подготовки  кадров для туристско-гостиничного сервиса.

Размещение — самый важный элемент туризма. Гостиничная индустрия — суть системы гостеприимства. Она исходит из древнейших традиций в истории человечества — уважения гостя, торжества его приема и обслуживания.

Сегодня индустрия гостеприимства представляет собой мощнейшую систему хозяйства региона или туристского центра и важную составляющую экономики туризма.

Гостиничная индустрия как вид экономической  деятельности включает предоставление услуг и организацию краткосрочного проживания в гостиницах, мотелях, кемпингах и в других средствах размещения за вознаграждение.

Цель данной курсовой работы – раскрыть состояние и перспективы развития туристско – гостиничного бизнеса в России.

Задачи моей курсовой работы – показать туристско-гостиничный бизнес как отрасль экономики, раскрыть особенности организации и значение туристско-гостиничного бизнеса, рассмотреть состояние туристско-гостиничного хозяйства в России, выявить перспективы развития отрасли, провести анализ состояния туристско-гостиничной отрасли, анализ развития туристско-гостиничного бизнеса в России и анализ развития туристско-гостиничного бизнеса в Ростовской области.

Данная тема весьма актуальна в настоящее время, так как индустрия гостеприимства, являясь частью сферы обслуживания в экономике страны, представляет собой один из наиболее быстро развивающихся секторов экономики. Однако очень немногим предприятиям и даже целым компаниям удается вести дело так, что им можно просто позавидовать. Успех деятельности предприятия во многом зависит от тщательно продуманной политики, хорошо разработанного плана действий и правильно выбранной структуры управления туристско-гостиничным предприятием.


 

I. Туристско-гостиничный бизнес как отрасль экономики.

Особенности организации и значение туристско-гостиничного бизнеса.

  

Индустрию гостеприимства составляют различные средства коллективного и индивидуального размещения: отели, гостиницы, мотели, молодежные хостели и общежития, апартаменты, туристские приюты, а также частный сектор, участвующий в размещении туристов.

Средства и системы размещения — это здания различных типов и видов (от шалаша до супергигантского отеля), приспособленные специально для приема и ночевки временных посетителей с различным уровнем сервиса.

На современном этапе нельзя не учитывать включенность в гостиничный бизнес множества новых малых, средних и крупных структур, в том числе функционирующих с иностранным участием. Формирование новой социально-экономической среды существенно изменяет положение и роль гостиничных структур в национальном хозяйстве Российской Федерации и жизни общества, вносит значительные коррективы в механизмы макроэкономического, межфирменного и внутрихозяйственного регулирования их деятельности, ставит перед ними целый ряд новых сложных задач.

Управление гостиничными структурами всех классов и типов в условиях рынка во многом сложнее, чем при централизованном регулировании экономики, что связано с необходимостью их оперативной гибкой адаптации к постоянно изменяющейся ситуации с учетом высокой неопределенности среды и обостряющихся конкурентных отношений.

Повышение конкурентоспособности и динамичное развитие гостиничного сектора национального хозяйства в огромной степени зависит от эффективности форм и методов его регулирования и поддержки. Оценивая действенность маркетингового инструментария, используемого сегодня в гостиничной сфере, можно констатировать необходимость совершенствования многих его составляющих.

Специфика отечественной экономики, особенности российского менталитета и сложности современного переходного периода требуют развития специальных подходов к управлению гостиницами, в полной мере учитывающих наши реалии.

Комплекс проблем организации гостиничного хозяйства уже раскрыт в работах российских ученых. Значимость, актуальность и масштабность этих проблем послужили основанием для многих научных работ и публикаций последнего времени. Тем не менее, целый ряд задач функционирования гостиничной сферы решить еще только предстоит. К их числу относятся вопросы оптимизации взаимодействия гостиничных структур с региональными органами власти, совершенствования управления ресурсным потенциалом отелей, повышения эффективности инвестиционных проектов и межфирменного бизнес - партнерства. Углубленной научно-аналитической проработки требуют вопросы формирования благоприятных для гостиничного бизнеса условий.

В отношении туризма наиболее развиты те регионы, где активнее всего развивается бизнес вообще: Москва, Питер, Сочи и города - миллионники, как, например, Воронеж, Новосибирск, Екатеринбург, Самара. О современных отелях и технологиях управления ими пока можно говорить только применительно к тем трем городам.

На самом деле гостиницы тоже являются одним из сегментов коммерческой недвижимости, как торговое, офисное и жилое строительство. И когда последние достигнут определенного уровня насыщения, естественно, инвесторы обратят внимание на область гостеприимства. Развитие гостиничного бизнеса тормозят, прежде всего, земельные проблемы. Найти участок в центре города почти невозможно, и это обычно имеет множество проблем, а на вторичном рынке цены на недвижимость зашкаливают все разумные пределы. А как только стоимость земли выходит за 15% совокупных инвестиций, гостиничный проект становится неинтересен. Кроме того, если жилье, офисы или торговые площади окупаются максимум за 4-5 лет, то для гостиниц с этого уровня окупаемость только начинается. В условиях, когда страна практически ежедневно живет в ожидании нового кризиса, инвесторы стремятся максимально сократить путь от вложения денег до получения прибыли. А гостиничные инвестиции являются стратегическими, то есть долговременными.

Гостиничный бизнес напрямую связан с деловой активностью. По мере индустриального развития растет интеграция производств и, соответственно, увеличивается поток командированных.

В Москве, Питере и Сочи это наиболее ярко проявляется, поскольку здесь сосредоточены самые крупные финансы и самые крупные управленческие силы. Потому и гостиничный бизнес в этих городах активно развивается.

В 2004 г. по сравнению с 2002 г. и в первом полугодии 2003 г. рост пришелся только на туристов из дальнего зарубежья. А это 38% от всего количества размещенных гостей. По остальным сегментам потока, наоборот, шло сокращение. При этом падение по странам СНГ и по внутренним туристам настолько существенное, что, несмотря на 15%-ный рост гостей из дальнего зарубежья, в целом количество размещенных падает примерно на 3% ежегодно. На данный момент с московского рынка выведено 3100 номеров. А введено, по официальным данным, 1200. Средняя загрузка по всем московским гостиницам в 2003 г. была почти 70%. При этом в городе достаточно большая сезонность, и, допустим, в субботу-воскресенье загрузка отелей составляет 30%, а в четверг достигает 100%. Значит, для того чтоб средняя была 70%, гостиницы всю неделю работают на пределе, за исключением, разве что, выходных. А ведь на самом деле чрезмерное увеличение загрузки не очень хорошо, потому, что тогда возрастают эксплуатационные расходы, нагрузка на персонал, и отель, как это ни странно, начинает терять, а не зарабатывать. И те же гостиницы зачастую сознательно ограничивают загрузку, чтобы выдерживать корпоративный стандарт и обеспечивать соответствующее качество.

Деловой турист платит не из своего кармана, а размещается за счет фирмы, потому гостиницы 4-5* не востребованы. А обычный турист, тем более, тот, который выбирает групповой тур, а не индивидуальный, не готов тратить больше $100 в сутки. По данным Всемирной туристической организации, западный турист тратит в день от $80 до $100. Вот это и есть те средства, на которые, в лучшем случае, могут рассчитывать гостиницы, принимающие туристические группы.

В Москве, с одной стороны, трудно получить землю под строительство. С другой стороны, рынок жилой, офисной и торговой недвижимости постепенно насыщается. А в нашей стране всегда были люди, у которых есть свободные деньги. А деньги у делового человека должны работать. Средства направляются в регионы. Там с землей проще. При этом данный сектор в регионах оказывается даже более привлекательным, потому что гостиница ориентирована на внешний спрос. Если в региональный офис или торговый центр придет местный житель, у которого покупательная способность сильно отличается от москвича, или приедет командировочный из Москвы, который готов платить $100 за день проживания, кто больше заработает? Гостиница. Разумеется, при условии, что в этом регионе достаточно большая деловая активность и, соответственно, много командировочных.

В России представлены практически все глобальные гостиничные сети. Многие из них уже открывают свои отели (или намереваются сделать это в ближайшем будущем) не только в столице, но и в других крупных городах. Однако не появилось пока ни одной национальной компании, которая бы имела в управлении несколько гостиниц, и ни одной полноценной национальной гостиничной сети. Основная проблема — в особенностях менталитета российского собственника, который не готов отдать свою недвижимость в управление другому лицу. Кроме того, у нас пока нет таких собственников, у которых гостиничных объектов было бы достаточно много.    

Ведь сеть предполагает как минимум 10 объектов, чтоб появилась экономия на масштабах производства. Желающих взять в управление несколько отелей в России достаточно, хватает и инвесторов, готовых строить собственные сети. Но это невозможно осуществить сразу. Необходимо время, чтобы набралась определенная критическая масса.

В последние годы начал формироваться, особенно в туристических центрах вроде Санкт-Петербурга, Золотого кольца и курортной зоны морских побережий, рынок частных мини гостиниц.

Мини-гостиницы — одна из альтернатив тенденции вымывания 3 гостиниц из центра Москвы. Они могут приблизить туристов к объектам показа. К тому же, сегодня клиенты во всем мире стремятся к индивидуализированности услуг. А в небольшом отеле на 20 номеров и по имени будут называть, и привычки постоянных клиентов будут знать. Кроме того, найти участок или полуразрушенный особняк для такого отеля значительно проще. И в течение последних 10 лет гостиничный бизнес в России развивался как раз исключительно за счет мини-гостиниц. Они будут развиваться и дальше, потому что бизнес может идти не только сверху, но и снизу. Если бизнес идет сверху, решаются стратегические задачи, проводится мониторинг рынка, разрабатываются долговременные бизнес-планы. То есть это бизнес достаточно трудоемкий в исполнении. А бизнес снизу — это когда один человек решил открыть, скажем, маленький придорожный ресторанчик, посмотрел, как он работает, понял, что многие посетители хотели бы остаться на ночь, и построил рядом автостоянку и мини-гостиницу. И это бизнес не такой затратный, потому что не нужна сложная рыночная стратегия, какие-то особые фокусы; достаточно чувствовать рынок и трезво оценивать собственные возможности. Это такой карманный бизнес. Если завтра, допустим, клиенты не пойдут, хозяин на месте гостиницы откроет такой же небольшой магазин.

Гостиничный бизнес - бизнес с огромной перспективой. Интерес к гостиничному бизнесу растет с каждым годом. При этом инвестор уже сам знает, чего хочет и что ему необходимо для того, чтобы построить гостиницу.

На сегодняшний день Россия располагает примерно 5 тыс. гостиниц, в работе которых занято около 100 тыс. человек. При этом свыше 80% гостиниц до сих пор не приватизировано. Начиная с 1990 г., в дорогом сегменте рынка появляются принадлежащие международным цепям 4- и 5-звездочные отели, на которые сегодня приходится 15% оборота отрасли.

Производительность труда в российском секторе гостиничных услуг составляет 18% от уровня США. В гостиницах, принадлежащих к мировым цепочкам (далее — сетевые гостиницы), этот показатель равен 60% от уровня США, а в обособленных гостиницах - 19% от уровня американских аналогов.

Причинами такого отставания российских гостиниц являются:

1. Обособленные гостиницы менее загружены, функции их персонала излишне специализированы, они предлагают непривлекательные номера, масштаб их деятельности крайне низок;

2. В сетевых гостиницах наблюдается недостаток квалифицированного персонала;

3. В России  мало сетевых гостиниц, эффективность которых значительно выше, чем в обособленных за счет централизованной службы бронирования номеров;

4. Большинство обособленных гостиниц находится в собственности государства, что не является для менеджеров стимулом к повышению эффективности;

5. Падение спроса, высокая стоимость капитала, неразвитость туристических объектов, дороговизна строительных работ, бюрократия и коррупция при распределении земельных участков являются основными внешними препятствиями для сетевых гостиниц. При устранении этих препятствий российский сектор гостиничных услуг может привлечь инвестиции и достигнуть 60-65% от уровня производительности труда в США.

Для развития туризма необходимы мероприятия, направленные на развитие инфраструктуры и материальной базы туризма в России:

- разработка реестра туристских ресурсов страны;

- создание центра экскурсионных и туристских программ по столицам и перспективным, с точки зрения туризма, регионам России, воссоздание туристских маршрутов, проходящих через несколько столиц СНГ;

- создание подразделений РУВД для борьбы с нелицензированной туристской деятельностью;

- налаживание связей между туристской инфраструктурой и другими отраслями народного хозяйства: развитие транспортной инфраструктуры, восстановление парков, здравоохранение, экология, связь, общественное питание;

- реконструкция и строительство гостиниц среднего и малого класса (3 звезды), развитие туриндустрии для лиц со средним уровнем дохода (внутренний туризм);

- строительство мотелей на основных въездных трассах;

- создание новых мест парковки туристского транспорта;

- создание транспортных терминалов международного уровня;

- развитие сети спортивных сооружений и конгрессно - выставочных центров;

- наличие программного обеспечения, предлагающего посетителю потребительские возможности мирового уровня;

Вопрос классификации отелей достаточно сложен и требует четко разработанной методики классификации и механизма контроля за соответствием отеля присвоенному классу. ГОСТ РФ от 21.02.94 № 3 [1] закреплял классификацию отелей, исходя из материально- технической базы, номенклатуры и качества предоставляемых услуг, а также — уровня обслуживания. К обязательной сертификации были отнесены требования обеспечения жизни, здоровья, сохранности имущества туристов и охраны окружающей среды, а к добровольной - качество предоставляемых услуг.

Однако на практике ГОСТ практически не действовал — отсутствовала государственная система контроля за соблюдением требований, предъявляемых к гостиницам, в добровольной оценке качества были заинтересованы только «дорогие» отели.

Гостиницы «три звезды» стали самыми «ненадежными» средствами размещения. По существующей классификации в эту категорию попали как достаточно комфортабельные отели, принадлежащие коммерческим структурам, так и гостиницы, близкие к категории «две» и «одна звезда» (отели, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, ведомственные гостиницы).

Бизнес гостиничных услуг как вид предпринимательской деятельности оказался наиболее приближенным к рыночным колебаниям спроса и предложения. Для самостоятельных предприятий, оказывающих гостиничные услуги, возникает возможность выработки системы оценок по сервису на рынке.

Анализ сложившейся ситуации с функционированием гостиничных комплексов в положении «на плаву» и «ввысь» позволяет с достаточной обоснованностью утверждать, что эффективность гостиничного бизнеса связана в первую очередь со степенью эффективности менеджмента.

К основным тенденциям развития предприятий индустрии гостеприимства, оформившимся достаточно четко только в последние десятилетия можно отнести следующие:

- углубление специализации гостиничного и ресторанного предложения;

- образование международных гостиничных и ресторанных путей;

- развитие сети малых предприятий;

- внедрение в индустрию гостеприимства новых компьютерных технологий.

В последнее время наряду с традиционными отелями и ресторанами стали появляться специализированные предприятия с сокращенным набором услуг и блюд, ориентированные на обслуживание представителей определенного сегмента туристского рынка.

Углубление специализации предприятий гостеприимства взаимосвязано с такой важной тенденцией, как образование международных цепей, которые играют огромную роль в разработке и продвижении высоких стандартов обслуживания.

Кроме гостиничных цепей на туристском рынке активно функционируют и специфические объединения, основная цель которых – объединить лучших представителей гостиничного бизнеса.



2020-02-03 305 Обсуждений (0)
Особенности организации и значение туристско-гостиничного бизнеса. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности организации и значение туристско-гостиничного бизнеса.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (305)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)