Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Правовая регламентация профессиональной деятельности юриста.



2020-02-03 1363 Обсуждений (0)
Правовая регламентация профессиональной деятельности юриста. 0.00 из 5.00 0 оценок




 Правоприменительная деятельность работников государственно-правовых структур чётко регламентирована законом. Нарушение закона, пренебрежение своими должностными обязанностями и принципами для юриста просто недопустимо и свидетельствует, в первую очередь, о низком уровне его профессиональной квалификации.

    Особенно велика роль правосознания, т.е. отношение юриста к неожиданно складывающимся ситуациям, их ещё называют ситуациями риска. Какие же ситуации относятся к таковым? Это, во-первых, ситуация получения юристом каких-либо благ, с отступлением от установленного порядка; ситуация, провоцирующая взятку. Во-вторых, это ситуация посещения в вечернее время мест общественного питания ресторанного типа, ситуация «случайного» знакомства и, в-третьих, это ситуация допроса свидетеля (потерпевшего) в его квартире, а также факт риска, обусловленный обещаниями и многие другие.

    Но во всех подобных ситуациях юристу необходимо выработать чёткую линию, структуру поведения, которая обезопасила бы его от различных неприятностей, связанных с его деятельностью. Так что помимо высокой правовой квалификации, каждый юрист должен быть высоко нравственным лицом, у него должно быть хорошо развито чувство ответственности, чувство долга за своё дело. У каждого юриста должна быть высоко развита система ценностей, исходя из которой он будет совершать те или иные поступки. Так же немаловажным является сфера и круг общения, которые могут сильно повлиять не поведение человека. И, безусловно, огромную роль, это нельзя не отметить, играет материальное положение, так как даже самый высоконравственный человек, способен, в различных ситуациях, поступиться своими принципами и моралью.

    Экстремальный характер правоохранительной деятельности.

Профессиональная деятельность юристов, в первую очередь тех, кому приходится бороться с организованной преступностью, в ряде случаев носит весьма напряжённый характер, обусловленный выполнением сложной, однообразной работы в условиях дефицита информации, времени, активного сопротивления заинтересованных лиц, нежеланием вступать в контакт, игнорирование ими правовых норм.

    Всё это ведёт к нервно-психическим перегрузкам, которые усугубляются нерегулярной сменой условий труда, нарушениями привычного режима суточной жизнедеятельности, вынужденного отказа от отдыха, что приводит к состоянию психической напряжённости, эмоциональной неустойчивости, появлению невротических реакций, различных расстройств и заболеваний.

    Таким образом, юристы, особенно те, которые работают в правоохранительных органах, должны отличаться хорошим физическим здоровьем, выносливостью к длительным психическим перегрузкам, высокой работоспособностью, иметь высокий уровень эмоциональной устойчивости, что следует рассматривать в качестве одного из важнейших факторов их профессиональной пригодности.

    Властный, обязательный характер профессиональных полномочий.

    Каждый юрист, для осуществления своей деятельности, наделяется определёнными полномочиями. Все его действия достаточно чётко определены законом, которым он должен руководствоваться и за рамки которого ни в коем случае не должен выходить, так как это может нарушить законные права и интересы граждан. Иногда юрист, особенно сотрудник правоохранительных органов, должен проявлять волю, характер, настойчивость, не поддаваться на провокации и т.д.    Известно, что несоблюдение предписаний закона, относительно осуществления своих властных полномочий, может привести к тяжёлым последствиям, нанести психологическую травму, причинить моральный вред, как самому человеку, так и его близким, нарушить его репутацию, запятнать честное имя, сформировать искажённое мнение о нём. Во избежание таких последствий, применение властных полномочий требует от юриста не только глубоких профессиональных знаний, но и особых личностных качеств, развитого интеллекта, аналитического склада ума, эмоциональной уравновешенности, способности прогнозировать последствия своих решений, уважительного отношению к людям.

    Нестандартный, творческий характер профессионального труда юриста.

    В процессе своей деятельности юристу приходится сталкиваться с различными жизненными ситуациями, судьбами разных людей, и всё это в совокупности, и каждая ситуация в отдельности, требуют индивидуального подхода, внимательного изучения возникших правоотношений. Поэтому, чтобы наиболее квалифицированно и адекватно оценить те или иные действия, решить тот или иной вопрос, юристу, помимо сугубо профессиональных знаний, необходимы обширные знания науки, культуры, образования, развитый интеллект. Своими человеческими, личностными качествами юрист должен руководствоваться при решении того или иного вопроса, но решающую роль в принятии решения всё же должен играть закон. Поэтому нельзя допускать, чтобы эмоции, чувства взяли верх над рассудком!

    Процессуальная самостоятельность, персональная ответственность юристов, работающих в правоохранительных органах, государственно-правовых структурах.

    Данное положение означает, что в деятельность юриста невозможно вмешательство и давление со стороны каких бы то ни было третьих лиц. Он абсолютно самостоятелен в принятии тех или иных решений и подчиняется только закону. Это, в свою очередь, формирует у юристов развитое правосознание, способность самостоятельно принимать решения, чувство ответственности за свои действия.

    Процессуальная самостоятельность юриста предполагает высокий уровень ответственности. Сбалансированность этих сторон, их профессиональной деятельности, требует от них: высокого уровня профессиональной адаптации, личностной интеграции, социальной зрелости; нервно-психической, эмоционально-волевой устойчивости; интеллекта, гибкого творческого мышления; смелости, решительности, уверенности в себе, способности брать на себя ответственность за принимаемые решения, настойчивости при высоком уровне самокритичности.

    Данные особенности профессиональной деятельности юриста являются наиболее общими для всех её видов и не затрагивают глубинное и сущносное их проявление (расследование преступлений, тактика ведения допроса и т.д.), но такой подход достаточно важен, так как способствует созданию типовой профессиограммы деятельности юриста.

Каждая из сторон профессиограмм, представляющих важнейшие элементы модели психологических качеств личности юристов, отражает, во-первых, определенный цикл профессиональной деятельности, а во-вторых, в ней заложены эталонные личностные качества, навыки, умения и знания, обеспечивающие успех на различных уровнях правоприменительных отношений.

Примерная профессиограмма правоохранительной деятельности юриста

Основные особенности правоохранительной деятельности юриста   Ведущие факторы профессиональной пригодности и соответствующие им социально-психологические качества (психограмма) личности юриста  
1. Правовая регламентация (нормативность) профессионального поведения, принимаемых решений Высокий уровень социализации личности; высокий уровень правосознания, социальной ответственности: честность, гражданское мужество, совестливость, принципиальность, непримиримость в борьбе с нарушениями правопорядка; обязательность, добросовестность, исполнительность, дисциплинированность; доминирование социально-значимых мотивов в сфере профессиональной деятельности. Негативные качества личности: низкий нравственный облик, нечестность, склонность к обману, употреблению алкоголя; безответственное отношение к выполнению служебных заданий, недисциплинированность.
2. Властный, обязательный характер профессиональных полномочий юриста   Профессионально необходимые качества: развитый интеллект, гибкое, творческое мышление, способность к глубокому, всестороннему анализу, к прогнозированию; умение выделить главное; настойчивость, принципиальность в отстаивании принимаемых решений; смелость брать на себя и нести персональную ответственность за свои действия и решения; эмоциональная уравновешенность; адекватная самооценка; уважительное отношение к людям. Негативные качества личности: сниженные интеллектуальные способности; недостаточно развитые волевые качества; эмоциональная неустойчивость; неадекватно завышенная самооценка;властолюбие, пренебрежительное отношение к людям.
3. Экстремальный характер правоохранительной деятельности Нервно-психическая (эмоциональная) устойчивость личности: выносливость к длительно воздействующим психофизическим перегрузкам, высокая работоспособность; нервно-психическая устойчивость к стрессу, высокий уровень самоконтроля над своими эмоциями, настроением, развитые адаптивные свойства нервной системы (сила, активность, динамичность, лабильность, пластичностьнервных процессов). Негативные качества личности: низкий порог устойчивости к стрессу, повышенная эмоциональная напряженность; избыточная агрессивность, импульсивность поступков; невротические симптомы, быстрая истощаемость нервных процессов: психопатизация.
4. Нестандартный, творческий характер правоохранительной деятельности Познавательная (когнитивная) активность, продуктивность мышления: развитый интеллект, широкий кругозор, эрудиция; гибкое, творческое мышление, умственная работоспособность, сообразительность: аналитический склад ума, прогностические способности, умение выделить главное; активность, подвижность психических познавательных процессов (восприятия, мышления, внимания), емкая память; развитые воображение, интуиция, способность к абстрагированию, рефлексии. Негативные качества личности: низкая умственная работоспособность; сниженные интеллект, эрудиция: неразвитое воображение; слабая память
5. Процессуальная самостоятельность, персональная ответственность Социальная зрелость личности: нервно-психическая, эмоционально - волевая устойчивость: развитый интеллект, гибкое творческое мышление, прогностические способности; смелость, решительность, способность брать на себя ответственность, уверенность в себе, настойчивость при высоком уровне самокритичности: адекватная самооценка, устойчивая мотивация на достижение успеха. Негативные качества личности: нервно-психическая, эмоциональная неустойчивость; слабые интеллект, эрудиция, сниженная познавательная активность: повышенные тревожность, мнительность, недостаточно развитые волевые качества: отсутствие мотивации на достижение успехов в работе

 


              Психологические качества юристов в структуре их профессиональной подготовленности

 

Психологическая подготовленность является комплексным слагаемым профессионального мастерства юристов. Это совокупность сформированных и развитых психологических качеств юристов, отвечающих специфичным и важным психологическим особенностям оперативно-служебной деятельности и выступающих одной из необходимых предпосылок ее осуществления.

Она складывается из четырех групп компонентов:

- профессионально-психологической ориентированности и чувствительности юристов (стремление, интерес и умение понимать психологические аспекты ситуаций и людей, с которыми он имеет дело, умение разобраться в них);

- подготовленности юристов по психологическим аспектам эффективности профессиональных действий и тактики, проявляющейся в понимании психологических условий эффективности профессиональных действий и умении обеспечивать их создание; умелом использовании психологических средств реализации профессиональных действий речевых и неречевых, в умелом применении всего комплекса психологических приемов, обеспечивающих более высокую эффективность решения оперативно-служебных задач;

- развитой профессиональной наблюдательности и памяти юристов (включает умение применять психологически обоснованные приемы и правила для повышения эффективности профессионального наблюдения, развитой профессиональной внимательности, натренированности органов чувств и восприятий, натренированности в быстром, полном и точном запоминании, хорошем сохранении в памяти и правильном воспроизведении значимой для решаемых задач информации);

- психологической устойчивости (выражается в способности сотрудника действовать спокойно и уверенно в психологически сложных, эмоционально напряженных, опасных и ответственных ситуациях оперативно-служебной деятельности).

Сложность и ответственность деятельности по осуществлению правосудия требуют мобилизации всех способностей личности, поскольку последние прямо зависят от ее психологической структуры и избранной профессии. Профессиональные функции формируют психические качества личности, подчиняя их требованиям, предъявляемым той или иной сфере человеческой деятельности. Поэтому каждый субъект, выполняющий правоохранительную работу, должен сознательно совершенствовать свои психические качества, анализировать их состояние применительно к избранной им профессии.

Исследование психологической деятельности позволяет выделить профессионально необходимые психические свойства лиц, участвующих в этой работе. Среди них можно назвать:

· творческое мышление;

· коммуникабельность;

· волевые качества;

· организаторские способности;

· способность противостоять отрицательным эмоциям

Творческое мышление характеризуется поиском нестандартных путей установления истины и отдельных обстоятельств в условиях, когда информация о каком-либо событии отсутствует или ограничена. Творческое мышление связано с обнаружением доказательств, выявлением их причинного отношения к преступлению, выдвижением версий - моделей происшедшего события. Оно характерно для ситуаций, вытекающих из гражданско-правовых споров, где установление отдельных не укладывается в рамки стандартно-логических решений. Творческое мышление приобретается в процессе осуществления всех видов правоохранительной деятельности, где разнообразие ситуаций, их конфликтный характер, отсутствие достаточной информации стимулируют развитие воображения, обеспечивая тем самым необходимую активность следователя, судьи и др. на всех этапах установления истины по делу.

Коммуникативная компетентность предполагает следующие качества личности:

- способность устанавливать эмоциональные контакты с различными участниками общения, поддерживать с ними в необходимых пределах доверительные отношения;

- проницательность, способность понимать внутренний мир собеседника, его психологические особенности, потребности, мотивы поведения, состояние психики;

- доброжелательное, вежливое отношение к людям, умение слушать участника диалога, эмпатийность (способность эмоционально отзываться на переживания собеседника);

- свободное, гибкое владение вербальными и невербальными средствами общения;

- умение в конфликтных ситуациях проводить адекватную ситуации стратегию коммуникативного поведения, менять в зависимости от обстоятельств стиль общения;

- способность к сотрудничеству, достижению компромиссов, соглашений;

- развитый самоконтроль над эмоциями, настроением в экстремальных ситуациях;

- адекватную самооценку;

- чувство юмора.

Качествами, существенно затрудняющими коммуникативные процессы, снижающими их результативность, являются: замкнутость (аутизм), повышенная сосредоточенность на своих проблемах, переживаниях (интравертированность); легкоранимое самолюбие, повышенная обидчивость, конфликтность, агрессивность; эмоциональная неустойчивость, импульсивность; слабое владение вербальными и невербальными средствами общения.

Организаторские способности позволяют юристу, независимо от рода его профессиональной деятельности, оказывать управляющее воздействие на различных субъектов, с которыми приходится вступать в диалог в процессе профессионального общения.

Поэтому юрист, особенно управленческого звена, помимо глубоких профессиональных знаний и опыта должен иметь следующие качества:

· активность, инициативность, находчивость, распорядительность;

· смелость, решительность, настойчивость, целеустремленность, умение выделять главное, прогнозировать последствия принимаемых решений;

· самостоятельность;

· чувство ответственности за свои действия и поступки;

· организованность, собранность, аккуратность в работе.

Важную роль в структуре организаторских способностей играют и другие отмеченные выше свойства:

· коммуникативная компетентность,

· нервно-психическая устойчивость,

· адекватная самооценка,

· высокая мотивация достижения успеха.

Качествами, существенно снижающими организаторские возможности юриста, эффективность его воздействия на других лиц, являются: психопатические свойства характера, повышенная агрессивность, несбалансированность процессов торможения и возбуждения, эмоциональная неустойчивость, пассивность, безответственность, избыточная мнительность, тревожность, сниженный интеллект, завышенная самооценка, властолюбие, пренебрежительное отношение к людям.

Данные качества не присущи человеку изначально. Их формирование и развитие - длительный и напряженный процесс, но это является необходимым условием профессионального становления юристов. Отсутствие или недостаточное развитие этих качеств личности сотрудника препятствуют нормальному осуществлению им своих функциональных обязанностей, порождают ошибки в его деятельности, вызывают процессы профессиональной дезадаптации и профессиональной деформации личности.

В этой связи большое значение приобретает профессионально-психологическая подготовка юристов, одно из предназначений которой - формирование у юристов данных качеств.


              Заключение.

 

    Итак, труд юриста разнообразен и сложен. Вся его деятельность протекает в постоянном решении разнообразных задач и поиске истины. Каждое новое дело требует индивидуального подхода и не похоже одно на другое, обладает особыми, только ему присущими признаками. Здесь юристу необходимо проявлять такое качество, как инициативность, но все его шаги строго регламентированы и это отличает его труд от труда других работников. Это налагает существенный отпечаток на личность человека. Его труд разнообразен, но всегда протекает в рамках дозволенного и через это нельзя переступать, хотя возникают ситуации, когда это необходимо.

    Для большинства юридических профессий характерна высокая эмоциональность труда, при этом очень часто возникают отрицательные эмоции, которыми необходимо управлять и подавлять, не дать им выплеснуться наружу. Для этого необходим подбор кадров исходя из психологических, моральных и профессиональных характеристик каждого человека. Необходимо разрабатывать профессионограммы и профессиограммы для каждой конкретной юридической профессии, чтобы избежать ошибок при подборе сотрудников.

    Деятельность многих юристов диктуется государством. Оно возлагает на органы юстиции определённые задачи, создаёт условия для подготовки и переподготовки юристов. Это очень важно, так как способствует более высокой квалификации сотрудников, более грамотному и квалифицированному решению дел, но и определяет повышенные требования к каждому работнику. Труд многих профессий сопряжён с наделением человека властными полномочиями, что требует от него чувства ответственности за свои действия.

    Основная задача психологического юридического труда – выявление рациональных соотношений между требованиями, которые предоставляются законом и правовой свободой и наличием творческого, самостоятельного начала в юридической работе. В этом юридическая деятельность опирается на экспериментальные данные различных наук: психологии, социологии и др.

    Много трудностей подстерегает юриста в процессе его деятельности, много профессиональных и общетеоретических знаний требуется от современного специалиста. Поэтому каждому, исходя из своих личностных характеристик, а так же собственного желания, необходимо подобрать наиболее подходящую профессию и приложить максимум усилий и стараний к выполнению своих профессиональных обязанностей. В этом случае не должно возникнуть серьёзных затруднений в выбранной работе. 

 

    Литература

1. Шорохова Е.В. Теоретические проблемы психологии личности. М., 1974, с. 17.

2. Асямов С.В., Пулатов Ю.С. Профессионально-психологический тренинг сотрудников ОВД – М. 1999.

3. Агафонов Ю.А. и соавт. Психология и педагогика в деятельности сотрудников органов внутренних дел: Учебно-практическое пособие. – Краснодар: КЮИ МВД РФ, 1996

4. Васильев В.Л. Юридическая психология. - СПб., Питер, 2000.

5. Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии: В двух частях. - М., 1996.

6. Романов В.В. Юридическая психология. - М., ВЛАДОС, 1999

7. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. - М., 1999.

8. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. - М., 1999.

9. Мариновская И.Д. Психология и педагогика в правоохранительной деятельности. - М., 2000.

10. Ермолович И.Ф. Психология профессиональной деятельности сотрудников ОВД. - М., 1997.

 

 


 



2020-02-03 1363 Обсуждений (0)
Правовая регламентация профессиональной деятельности юриста. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Правовая регламентация профессиональной деятельности юриста.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1363)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)