Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Антикризисная политика правительства Канады на рубеже XX-XXI вв.



2020-02-03 195 Обсуждений (0)
Антикризисная политика правительства Канады на рубеже XX-XXI вв. 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

Алан Гринспен, один из наиболее влиятельных экономистов мира, рассуждая по поводу кризиса 2008 г., заявил, что он «является самым тяжелым с момента окончания Второй мировой войны». Многие ведущие аналитики и эксперты в разгар кризиса утверждали, что мировая капиталистическая система находится на грани коллапса и вряд ли сможет противостоять краху. Действительно, спад оказался беспрецедентным по продолжительности, глубине и мировым масштабам, негативные последствия кризиса затронули все сферы мировой экономики: фондовый, банковский, реальный и так далее. Рекордные падения основных показателей конъюнктуры и резкое сокращение производства стали характерным явлением. Бесспорно, экономический кризис – это массовое разорение предприятий и частных лиц, безработица, падение уровня жизни, рост преступности, угроза дефолта по социальным гарантиям государства и прочее.

Канада, главным экономическим партнером которой стабильно является родоначальник кризиса США, опровергла мрачные прогнозы экспертов, показав впечатляющую устойчивость в условиях рецессии. Часто отмечают немалое сходство Канады с Россией – огромная и неравномерно заселенная территория, северное расположение, федеративное устройство, местами непростые взаимоотношения субъектов и центра. В то же время Канада - типичный представитель западной демократии, после углубления хозяйственной интеграции в Северной Америке (поставившей страну в сильную зависимость от США) ослабивший социальную поддержку населения и резко снизивший долю участия государства в бизнес-процессах. В этой связи особенно интересным и актуальным представляется анализ мер канадского правительства по выходу из рецессии, который является полезным опытом как для природно-климатически схожей с Канадой России, так и для влиятельного северо-американского соседа.

Принципиальным аспектом деятельности правительства Канады являлась сама структура кабинета министров. С 2008 по 2011 гг. он представлял собой правительство меньшинства консерваторов, которое с одной стороны демонстрировало во время спада достаточную гибкость в отношениях с оппозицией, позволившую принять множество эффективных, рациональных решений, с другой – было вынуждено оглядываться не только на благополучие страны, но и на собственное положение на политической арене.

Однако даже в таких условиях канадскому кабинету удалось в целом избежать повторения печального опыта Великой депрессии 1930-х гг. Изучение антикризисных программ сегодня приобретает особую важность в условиях рыночной экономики и процессов глобализации. Возможность наступления очередного глобального экономического спада существует всегда, а значит, аккумулирование и исследование предыдущего опыта борьбы с кризисами может помочь предотвратить наиболее пагубные их последствия.

Целью данного исследования является анализ антикризисной политики правительства Канады на рубеже XX-XXI вв. Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

рассмотреть особенности функционирования политических институтов Канады;

описать меры, предпринятые правительством Ж. Кретьена для вывода страны из кризиса середины 1990-х гг.;

выявить сущность и причины глобального экономического кризиса 2008-2012 гг.

изучить антикризисную политику правительства С. Харпера, выявив ключевые аспекты программы, определив основные проблемы, с которыми столкнулся кабинет;

обозначить и проанализировать результаты антикризисной политики 2008-2012 гг.

Объектом исследования является политическая модель Канады в условиях кризиса и рецессии.

Предметом исследования является антикризисная политика правительства Канады на рубеже XX-XXI вв.

Для достижения цели работы и решения поставленных задач применяются обще-логический, исторический, системный и психологический методы исследования. В использовании обще-логического метода упор делался на такой его элемент, как анализ. Так, в масштабной программе канадского правительства выделялись наиболее актуальные для исследования составляющие, которые в дальнейшем рассматривались более предметно. С помощью исторического метода удалось проследить опыт антикризисной работы министерских кабинетов 1990-х гг., рассмотреть созданную ими социально-экономическую базу, на которую впоследствии опиралось нынешнее правительство. Системный метод позволил определить специфику взаимодействия политических институтов в Канаде, а психологический – рассмотреть аспекты политического поведения канадских политических лидеров (Жана Кретьена, Пола Мартина и Стивена Харпера) в кризисных условиях.

При написании работы было использовано значительное количество разнообразной литературы, однако специфика исследования и новизна его предмета предопределили малочисленность монографических работ. Таковые использовались при описании особенностей функционирования политических институтов Канады, которые, оставаясь в значительной мере традиционными, имеют актуальную характеристику, в частности, в работах отечественных исследователей С.Ю. Данилова[1]и В.И. Моргачева[2]. Следует отметить также монографию И.К. Ключникова и О.А. Молчановой[3], в которой выявляются общие причины и механизмы протекания кризисов. При работе над более узконаправленной частью исследования особый интерес представляли материалы из периодических изданий за авторством Е.Е. Хорошилова[4]и Л.А. Немовой[5], их совместная работа[6]. Кроме того, стоит отметить статью А.И. Бельчука[7], в которой детально анализируется глобальный кризис 2008 г. Статистический материал привлекался из отчетов правительства Канады[8], расшифровок заседаний государственных органов власти[9], бюджетных планов[10]и некоторых других официальных документов.

Теоретическая значимость данной работы заключается в ее новизне и недостаточной разработанности в отечественной научной литературе: так, исследование может быть развито как в разрезе анализа глобальной проблемы экономических кризисов, выявления региональной специфики, так и при изучении канадской политики или экономики. С практической стороны работа может представлять интерес для аналитиков и экспертов для обобщения опыта антикризисной политики различных стран, анализа ключевых правительственных решений, а для России – рассмотрения возможности адаптации ряда мер и способов к местным условиям и региональной специфике.

Исследование состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка. Во введении обоснована актуальность исследования, определены предмет и объект исследования, указаны его научные методы, выделены цель и задачи работы. В первой главе рассмотрена общая характеристика политической системы Канады и проанализированы основные этапы антикризисной политики правительства страны во второй половине 1990-х – начале 2000-х гг. Во второй главе описана природа глобального финансового кризиса 2008 г., исследованы особенности антикризисной программы в период глобального спада 2008-2011 гг. и рассмотрены результаты деятельности правительства по выводу страны из рецессии. В заключении подведены общие итоги дипломного исследования и изложены основные выводы.

Глава 1. Социально-экономическая политика Канады накануне глобального кризиса

§ 1.1. Общая характеристика политического устройства Канады

Тип государственного устройства Канады издавна привлекал к себе внимание как отечественных, так и зарубежных исследователей. Совмещая в себе признаки британского и американского государственного устройства, территориальная организация власти в Канаде также имеет некоторые специфические черты.

Канада является федеративным государством, состоящим из 10 провинций и трех территорий, находящихся под управлением федерального правительства. Официально страна именуется доминионом в составе Содружества наций. Канада стала фактически независимым государством в 1867 г., когда Великобритания предоставила ей статус доминиона. В 1931 г. английское правительство признало за Канадой самостоятельность во внутренней и внешней политике.

Главой государства номинально является генерал-губернатор, который назначается королевой Великобритании по рекомендации премьер-министра Канады. С 1 октября 2010 г. 28-м генерал-губернатором Канады является Дэвид Ллойд Джонстон[11]. Институт генерал-губернаторства закреплён в Акте о Конституции и по закону генерал-губернатор, представляя на земле Канады британского монарха – главу Канадской федерации, обладает очень широкими полномочиями. Он назначает членов Тайного совета, сената, судебных инстанций, лейтенант-губернаторов провинций. Также он утверждает или отклоняет законопроекты, одобренные обеими палатами Парламента, определяет время его созыва и роспуска, даты выборов в Палату общин, а также является главнокомандующим вооружёнными силами страны[12].

Несмотря на столь широкие властные прерогативы, генерал-губернатор вкупе с монархом играет чисто декоративную роль «безвластного главы государства». В настоящее время его роль сводится к подтверждению решений других органов власти и осуществлению церемониальных функций. Политический рейтинг у генерал-губернатора весьма невысок – он часто проигрывает не только премьер-министру, но и федеральным и провинциальным министрам, судьям и мэрам городов.

Фактическое руководство государственной политикой Канады во всех сферах осуществляет кабинет министров, возглавляемый премьер-министром и являющийся Федеральным Правительством Канады.

Премьер-министр Канады является центральной фигурой в системе не только исполнительной, но и всей государственной власти. Он обладает весьма широкими полномочиями и большой свободой действий.

В канадской конституции пост премьер-министра Канады не упоминается нигде, кроме недавно добавленного условия, обязывающего его встречаться с премьер-министрами провинций[13]. В современной Канаде, однако, к его ответственности широко относятся обязанности, которые конституция устанавливает как находящиеся в ведении генерал-губернатора (действующего в качестве фиктивного деятеля). Должность, обязанности, ответственности и полномочия премьер-министра Канады были установлены во время канадской конфедерации по примеру существовавшего поста премьер-министра Соединённого королевства. Со временем роль премьер-министра Канады совершила эволюцию, получая всё больше и больше власти.

Премьер-министр играет важную роль в большей части законодательства, принимаемого Парламентом Канады. Большинство канадских законов берут своё начало в Кабинете министров Канады, корпусе, назначаемом премьер-министром, главным образом, из депутатов своей собственной партии. Кабинет министров должен иметь «единодушное» согласие по всем решениям, которые им принимаются, но на практике именно премьер-министр решает, достигнуто ли единодушие. Депутат, избранный в Палату общин Канады, по обыкновению следует жёсткой дисциплине своей партии, и голосование вопреки линии партии может иметь серьёзные последствия вплоть до исключения из партии[14]. Большинство голосований в Палате общин трактуются как вотумы доверия, рождающие климат политической солидарности из стратегической необходимости.

Премьер-министр (и его кабинет) по существу контролирует назначения на следующие посты: все члены совета министров, вакантные кресла в Верховном суде Канады, вакантные кресла в Сенате Канады, все лица, управляющие компаниями короны, которых премьер-министр в любой момент может заменить, все послы в зарубежные страны, генерал-губернатор Канады, 10 лейтенант-губернаторов канадских провинций и три комиссара канадских территорий, более 3100 других правительственных постов (большинство из этих назначений делегируются членам его кабинета).

По результатам парламентских выборов 2011 года премьер-министром остался лидер Консервативной партии Стивен Харпер, пребывающий в должности главы правительства с 2006 года[15].

Поскольку Канада является парламентским государством, то её Правительство, как правило, формируется партией или коалицией, занявшей большинство мест в палате общин, хотя в истории Канады были и «правительства меньшинства». Лидер партии или коалиции назначает кабинет министров, через неделю одобряемый или неодобряемый палатой общин. Как правило, министрами становятся члены парламента, три дня в неделю обязанные участвовать в его сессиях.

Если Парламент недоволен результатами деятельности Правительства, то может выразить ему вотум недоверия; тогда правительство обязано уйти в отставку[16].

Функциями Правительства Канады являются разработка и осуществление различных федеральных программ, создание и ликвидации органов государственной власти, подготовка законопроектов, заключение международных договоров и соглашений и т.п. Правительство имеет прерогативу в области финансового законодательства и самостоятельно контролирует собственную внутреннюю организацию. Особенной функцией канадского Правительства в области законодательства является разработка и принятие административных распоряжений, фактически готовых законов, так называемых «указов-в-совете».

Большинство действий Правительства должно подтверждаться на заседаниях Палаты общин, но это обычно не составляет труда, особенно если Правительство представлено партией парламентского большинства.

Особенность канадского Правительства заключается в «принципе репрезентативности». В соответствии с этим принципом при формировании кабинета министров учитывается ряд факторов, такие, как территориально-географический, религиозный и этнонациональный[17]. Со времени получения Канадой статуса доминиона традиционно в составе Правительства присутствуют представители всех провинций, двух основных конфессий (католиков и протестантов), а также двух основных лингвистических сообществ (англо- и франко-канадцев). В последнее время в связи с увеличением в населении страны национальных меньшинств их представители всё чаще стали становиться министрами.

Ещё одной специфической чертой формирования канадской исполнительной власти является «принцип региональной привязки»[18]. В соответствии с данным принципом назначение на определённый министерский пост от той или иной провинции связано с экономической спецификой. Для примера, главой министерства рыбного хозяйства обычно становится выходец Британской Колумбии или атлантических провинций.

Очередной особенностью канадской системы исполнительной власти является институт политических министров. Он включает в себя осуществление контроля и патронажа министром над своей провинцией обычно по поручению главы правительства. В сферу деятельности политических министров входят распределение государственных заказов частным компаниям, а также назначение представителей данной провинции на высокие государственные посты.

В последние десятилетия прерогативы Федерального Правительства растут. Оно играет очень важную роль в практическом функционировании государственно-политической системы Канады.

Федеральный Парламент Канады является одним из центральных органов политической системы страны главным институтом законодательной власти. Как и в большинстве федеративных государств, структурно Парламент состоит из двух палат: нижняя по аналогии с Великобританией называется Палатой общин, а верхняя по примеру США сенатом.

Состав Палаты общин формируется на основе прямых, равных и всеобщих выборов на пять лет, за исключением случаев роспуска нижней палаты. Количество членов Палаты общин возрастает вместе с населением Канады, а также зависит от величины одного избирательного округа, так как формально нижняя палата формируется на основе мажоритарной системы, т.е. депутат избирается от избирательного округа, представляя ту или иную территорию. Важно отметить, что наряду с представлением интересов жителей своего избирательного округа, депутат фактически является членом какой-либо политической партии[19]. Верхней палатой канадского Парламента является сенат. Важная особенность сената заключается в том, что он был сформирован по образцу Палаты лордов в Великобритании. Его состав формально назначается генерал-губернатором, а фактически – премьер-министром. Чаще всего члены сената имеют одинаковую с премьер-министром партийность. На протяжении нескольких десятков лет порядок формирования сената вызывает недовольство многих политических сил. В 80-ые годы XX века были предприняты попытки реформирования сената, но они не увенчались успехом.

В основе формирования верхней палаты канадского парламента лежит «принцип равного регионального представительства»[20]. Из 105 членов сената 24 представителя имеют Онтарио и Квебек, западные провинции – по 6 мест, атлантические провинции по 10 мест, кроме острова Принца Эдуарда, - у него всего 4 места, и Ньюфаундленда – у него 6 мест. Территории Канады имеют по одному сенатору.

Для того чтобы стать сенатором, необходимо являться гражданином Канады, быть старше 30 и младше 75 лет, обладать имуществом не менее чем на 4000 канадских долларов, а также проживать в провинции, представителем которой сенатор является.

По идее сенат призван представлять в Парламенте региональные интересы Канады, но на практике из-за форм и методов формирования, он фактически не способен выполнять возложенные на него функции и наряду с Палатой лордов в Великобритании, является пережитком политической системы, тем не менее традиционно сохраняемым.

Помимо представления интересов провинций и территорий Канады, функция верхней палаты заключается в одобрении и внесении поправок в законопроекты, принятые Палатой общин.

Для обеспечения своей работы обе палаты канадского Парламента формируют руководящие органы, играющие важную роль и их практической деятельности. Главой руководящих органов нижней палаты является спикер, которые избирается до первого заседания нового состава палаты общин. Спикер является членом парламента и осуществляет функции ведения заседания Палаты общин, слежения за исполнением парламентской дисциплины, контроля деятельности всего руководящего аппарата палаты общин. По установившейся традиции кандидатура спикера избирается из числа членов парламента, составляющих фракцию правящей партии. Для спикера желательно владение двумя государственными языками Канады – английским и французским. В случае если спикер является носителем только одного их вышеперечисленных языков, то его заместитель обязательно избирается из среды носителей другого государственного языка Канады.

В отличие от спикера нижней палаты, спикер сената назначается решением генерал-губернатора, но фактически по рекомендации премьер-министра. Кроме него, членами руководящих органов сената являются лидер правительственного большинства, лидер оппозиции, главные организаторы правящей и оппозиционной партий, клерк сената и его помощник, председатель сенатских комитетов, глава административного аппарата сената.

Для рассмотрения, обсуждения и решения различных вопросов Парламент Канады образует постоянно действующие комитеты, главной функцией которых является подготовка, изучение и внесение поправок в законопроекты. Комитеты формируются по отраслевому принципу и состоят из 10-15 человек[21].

В соответствии с Конституцией, деятельность Парламента осуществляется на сессиях, прерываемых рождественскими, пасхальными и летними каникулами. Сессии вновь избранного канадского парламента созываются генерал-губернатором. Предусматривается также чрезвычайный созыв сессии, происходящий по инициативе спикера, премьер-министра или генерал-губернатора.

Законодательный процесс в канадском Парламенте включает в себя такие элементы как законодательная инициатива, обсуждение законопроектов на пленарных заседаниях сессии и в комитетах, принятие и утверждение, а также опубликование закона. Правом законодательной инициативы в Канаде обладают депутаты обеих палат Парламента и члены Правительства. Члены Парламента на каждой сессии вносят от своего имени большое количество законопроектов, но лишь малая их часть достигает стадии голосования в связи с большой загруженностью работой и невозможностью рассмотрения всех законопроектов.

Для проведения заседания необходим кворум. Следуя регламенту, кворум для Палаты общин составляет 20, а для сената – 15 человек. В случае отсутствия кворума заседание палаты переносится спикером на следующий день.

Обе палаты Парламента обладают правом абсолютного вето на любые законопроекты, кроме финансовых. Также сенат имеет право вето на конституционные изменения сроком до 180 дней[22].

С работой Парламента тесно связан вопрос парламентского контроля. В Канаде он заключается в обсуждении основных направлений политики Правительства, исполнения бюджета, запросах, контроле через особых должностных лиц и выражение доверия или недоверия правительству страны.[23]

Для Канады, как и для многих стран современного мира, характерно падение значения Парламента и увеличение роли Правительства в осуществлении власти. Но, несмотря на это, законодательная власть продолжает являться важнейшим компонентов в политической системе Канады.

Высшей юридической властью в Канаде является Верховный суд. Его роль, место и функции в государственно-политической системе Канады были определены с принятием специального Акта о Верховном суде Канады, в 1875 г. принятым Федеральным Парламентом, однако до 1949 г. роль высшей судебной инстанции принадлежала Судебному комитету Тайного совета Великобритании. Только в 1949 году Федеральный Парламент принял новый акт о Верховном суде Канады, который признал его право осуществлять высшую юридическую власть в стране[24].

Состав, структура и функции современного Верховного суда Канады регулируются федеральным законом 1970 года, в соответствии с которым главой суда является председатель, именуемый «главным судьёй» и восьми членов, которые назначаются генерал-губернатором, фактически же – премьер-министром и могут быть отправлены в отставку только по рекомендации обеих палат Парламента. Срок полномочий членов Верховного суда сохраняется до достижения ими 75 лет.

Функциями Верховного суда являются не только рассмотрение и вынесение окончательных приговоров по гражданским и уголовным делам, но также толкование конституционных норм и положений в виду отсутствия в Канаде Конституционного суда. Верховный суд Канады является и высшей апелляционной инстанцией, а в последние десятилетия играет значительную роль в урегулировании отношений между федеральным центром и провинциями[25].

Субъектами Канадской федерации являются 10 провинций (Онтарио, Квебек, остров Принца Эдуарда, Нью-Брансуик, Новая Шотландия, Лабрадор и Ньюфаундленд, Манитоба, Саскачеван, Альберта, Британская Колумбия) и 3 территории (Юкон, Нунавут и Северо-западные территории).

Согласно канадской конституции, формальным главой исполнительной власти в провинциях является назначаемый генерал-губернатором лейтенант-губернатор. Фактически же властными полномочиями обладает премьер-министр и формируемый им кабинет министров. Законодательную власть представляет однопалатная легислатура, судебную – Верховный суд. Необходимо отметить, что провинциальный премьер-министр обладает в своей провинции даже более широкими, чем федеральный глава правительства, полномочиями. Не встречая практически никакого противодействия со стороны легислатур, премьер-министр единолично назначает людей на ключевые посты, судей Верховного суда, реализует провинциальные программы.

Вопросы организации местного самоуправления в Канаде являются приоритетом субъектов федерации и не входят в компетенцию центрального

правительства, поэтому муниципальная организация не является идентичной в каждой провинции и может существенно отличаться[26].

Таким образом, политическая система Канады на протяжении значительного периода времена поддерживает высокий уровень легитимности путем сохранения традиционных институтов власти, а институты, осуществляющие государственную власть, работают максимально эффективно в условиях жесткой конкуренции с оппозицией. Ключевая роль в управлении государством сегодня принадлежит федеральному правительству, однако у Парламента достаточно рычагов воздействия на исполнительную ветвь власти, а в провинциях и территориях серьезными полномочиями обладают органы местного самоуправления, что в совокупности обеспечивает гармоничную работу системы в целом.

§ 1.2. Деятельность правительства Канады в 1993–2006 гг.

Глобальный кризис, безусловно, ударил по Канаде, поскольку эпицентр финансово-экономических потрясений находился в соседних США, с которыми Канаду связывают тесные торгово-инвестиционные связи. Однако если в ряде стран для спасения финансового сектора потребовались чрезвычайные меры, то в Канаде его поддержка носила значительно менее радикальный характер. Правительство Канады ограничилось лишь отдельными мерами по поддержанию ликвидности национальной финансовой системы. Бюджетные средства не направлялись на докапитализацию универсальных банков, страховых компаний, инвестиционных дилеров и прочих финансовых институтов. За счет бюджета не приобретались их акции, не предоставлялись субординированные кредиты, не давались государственные гарантии по обязательствам и активам[27].

Предваряя разбор антикризисных мер канадского правительства в 2008 г., необходимо обратить внимание на подготовку социально-экономической базы, позволившей в дальнейшем относительно успешно преодолеть кризис, прежними кабинетами.

В 1993 г. Канада находилась в рецессии, был большой дефицит бюджета, уровень безработицы был также высоким. Федеральные выборы, состоявшиеся в октябре 1993 г., ознаменовались провалом Прогрессивно-консервативной партии, имевшей большинство в предыдущем парламенте. Победу одержала Либеральная партия, а правительство большинства возглавил ее лидер Жан Кретьен[28].

В 1994-1997 гг. правительством Кретьена был осуществлен ряд сложных реформ, основным результатом которых стало сокращение общей суммы ассигнований на федеральные программы и достижение устойчивого положительного баланса между доходами и расходами федерального правительства. В предшествующий двадцатилетний период минусовой баланс федерального бюджета рос почти постоянно. В 1994 г. он превысил 37, 5 млрд. долл.[29]и составил более 6% ВВП (один из самых высоких показателей среди ведущих индустриальных стран)[30]. К концу 1997 года дефицит бюджета был ликвидирован.

Оздоровление федеральной финансовой системы произошло в результате глубоких изменений в принципах и механизмах государственной экономической политики. В 1994-1998 гг. частным инвесторам были проданы практически все крупные федеральные корпорации в обрабатывающей промышленности, в сфере воздушного и железнодорожного транспорта, а также телекоммуникаций. Многие крупные инфраструктурные объекты (аэропорты, морские и речные порты, мосты, тоннели, каналы и т.п.), оставаясь в федеральной собственности, перешли под управление смешанных государственно-частных консорциумов. Были почти полностью отменены федеральные субсидии транспортным предприятиям и существенно сокращены субсидии в сельском хозяйстве. Власти всех уровней в Канаде стали широко привлекать частные фирмы для выполнения на контрактной основе различных работ и социальных услуг, которые прежде были в ведении государственных учреждений[31].

Федеральное правительство отказалось и от применения бюджетных и налоговых рычагов для поддержки деловой активности, невзирая на то, что в первой половине 1990-х гг. страна переживала длительный период высокой безработицы, уровень которой превышал 10% от экономически активного населения. Кредитно-денежное регулирование в тот период было также ориентировано на сдерживание инфляции без оглядки на высокую безработицу.

Несмотря на проведение жесткой бюджетно-налоговой политики в течение первого срока правления, в июне 1997 г. либералам вновь удалось одержать победу на парламентских выборах и второй раз подряд сформировать правительство большинства. В период 1998-2000 гг. оздоровление государственных финансов оставалось одним из ключевых направлений деятельности федеральных властей. В связи с этим значительная часть бюджетных профицитов использовалась для сокращения федеральной задолженности. В то же время второе правительство Кретьена начало постепенно увеличивать ассигнования на некоторые социально-экономические программы, которые были признаны наиболее приоритетными. Прежде всего, стали постепенно восстанавливаться объемы федеральных трансфертов провинциям и территориям на нужды здравоохранения и социального обеспечения. Были созданы новые организационно-финансовые механизмы для развития фундаментальных исследований в государственных научно-технических центрах, стимулирования НИОКР в предпринимательском секторе и активизации нововведений в экономике. Вместе с тем велась подготовка масштабных реформ в налоговой системе, поэтому общий рост расходов оставался под строгим контролем и его темпы отставали от роста поступлений в бюджет[32].

Перестройка принципов и механизмов осуществления социально-экономической политики федерального правительства, его полный или частичный уход из многих сфер регулирования и концентрация усилий на нескольких стратегических направлениях отразились в изменениях структуры федеральных расходов. При существенном сокращении доли затрат на выплату процентов по государственному долгу фактически только пять статей ассигнований увеличились. Это – расходы на социальное обеспечение (пенсии и пособия), обеспечение безопасности граждан и их имущества, высшее образование, НИОКР, трансферты провинциям на нужды здравоохранения. Доли в бюджете остальных статей расходов либо сократились, либо остались на прежнем уровне.

В результате выборов, состоявшихся в ноябре 2000 г., Либеральная партия третий раз подряд получила большинство мест в федеральном парламенте[33], что говорило о поддержке избирателей.

Стержнем экономической политики федерального правительства в 2001-2003 гг. стало реформирование налоговой системы. Необходимость в ее корректировке с учетом основных параметров налогового режима в США возникла, прежде всего, в связи с углублением хозяйственной интеграции в Северной Америке после подписания договоров о свободной торговле с США и Мексикой. Международные сопоставления показывали, что уровень налоговой нагрузки на экономику в Канаде несколько превосходит средние показатели по странам-членам ОЭСР, и эксперты этой организации рекомендовали канадскому правительству принять меры по ее снижению. В связи с образованием крупных бюджетных профицитов на федеральном уровне власти многих провинций требовали перераспределения налоговых полномочий в свою пользу. Меры по уменьшению налогового бремени поддерживала и значительна часть избирателей. В этих условиях в основу экономической программы либералов на период до 2004 г. были положены реформы, направленные на снижение налоговой нагрузки на население и бизнес[34].

Изменения в налогах на индивидуальные доходы вступили в силу с 2001 г. Необлагаемый налогом минимум был увеличен с 3 до 8 тыс. долларов. Поднялись границы всех доходных групп налогоплательщиков, а ставки федерального налога при этом были снижены. Особенно ощутимо уменьшился размер налоговых изъятий из доходов среднего класса. Вместе с тем правительство приступило к постепенному увеличению ставок обязательных взносов в государственный фонд трудовых пенсий. Эти ставки были повышены с 3, 5% в 1999 г. до 4, 95% в 2003 г. В то же время сократились размеры обязательных взносов в фонд страхования занятости. Общим результатом реформ стало уменьшение в 2001-2003 гг. сборов от федеральных подоходных налогов при стабилизации сумм, поступающих в фонды социального страхования[35]. В плане налогообложении физических лиц наиболее спорным вопросом стало снижение налоговой нагрузки на высокие доходы, к разряду которых в Канаде относят доходы свыше 100 тыс. долл. в год. По существу, в 2001 г. уровень этой нагрузки стал таким же, каким он был до предыдущего раунда реформ, проводившихся в конце 1980-х годов. Между тем, за прошедшие с тех пор два десятилетия сами по себе годовые доходы в размере от 100 до 200 тыс. долл. стали типичными для представителей среднего класса. Таким образом, условия налогообложения зарплат высококвалифицированных специалистов в Канаде оставались менее благоприятными, чем в США.

Изменения в налогах на бизнес включили большинство из тех срочных мер, которые были рекомендованы крупнейшими предпринимательскими ассоциациями для улучшения делового климата в стране. Так, базовая ставка федерального налога на прибыли корпораций была поэтапно снижена с 28% в 2000 г. до 21% в 2004 г. Для небольших предприятий с доходом до 200 тыс. долл. была сохранена ставка в 12%.

Реформы постепенно устранили действовавший в Канаде в течение многих лет преференциальный режим налогообложения обрабатывающих производств. Для них федеральная ставка и прежде составляла 21%, тогда как прибыли в других отраслях облагались налогом по ставке 28%. Подобный режим способствовал развитию в Канаде традиционных обрабатывающих производств. Однако в современных условиях он стал затруднять эффективный перелив капитала между отраслями и тормозить развитие новых высокотехнологичных видов бизнеса, которые не вписываются в традиционную классификацию обрабатывающих отраслей, а относились к сфере услуг. В их числе – предприятия в сферах электронной коммерции, разработки программного обеспечения, телекоммуникаций, услуг делового характера[36].

В 2003 г. был обнародован план поэтапного устранения налога на капитал корпораций, который подлежал уплате всеми корпорациями с активами свыше 10 млн. долл. независимо от размеров, полученных в отчетный период доходов или убытков. Уже в 2004 г. от налога были освобождены корпорации с активами до 50 млн. долл. При этом остался неизменным режим налогообложения капитала крупных корпораций кредитно-финансовой сферы – коммерческих банков, трастовых и страховых компаний[37].

По оценке правительственных экспертов, с учетом всех осуществленных на федеральном и провинциальном уровне реформ средний уровень налоговой нагрузки на бизнес в Канаде уже в 2003 г. опустился ниже аналогичного уровня в США.

В целом в результате реформ, осуществленных после 2000 г., была преодолена преобладавшая в течение нескольких десятков лет тенденция к увеличению налоговой нагрузки на канадскую экономику. Доля федеральных налогов и обязательных взносов по отношению к ВВП сократилась с 17, 3% в 1999 г. до 14, 9% в 2003 г.

В августе 2002 г. Кретьен сделал заявление о своем предстоящем уходе в отставку не позднее февраля 2004 г.[38]Решение было принято ввиду резкого обострения внутрипартийных разногласий, которые были связаны с перешедшим в открытую форму конфликтом между самим Кретьеном и министром финансов Полом Мартином. С одной стороны, Мартин был давним политическим соперником Кретьена, проигравшим ему на проведенных в 1991 г. выборах лидера Либеральной партии. С другой – именно Мартин был назначен на ключевой пост министра финансов вскоре после победы либералов на октябрьских выборах в Парламент 1993 г. Он занимал этот пост на протяжении почти девяти лет, пока не был отправлен в отставку Кретьеном после публичных заявлений о разногласиях с премьер-министром и его сторонниками.

Мартина в должности министра финансов сменил Джон Мэнли. В июне 2002 г. обновленный кабинет министров представил социально-экономическую программу, ключевым направлением которой стало существенное увеличение федеральных ассигнований на здравоохранение, поддержку семей с детьми, подготовку научно-исследовательских кадров и активизацию инновационного процесса. По оценкам самих членов правительства, программа представляла собой план «самых знач



2020-02-03 195 Обсуждений (0)
Антикризисная политика правительства Канады на рубеже XX-XXI вв. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Антикризисная политика правительства Канады на рубеже XX-XXI вв.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (195)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)