Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Распространение монашества



2020-02-03 213 Обсуждений (0)
Распространение монашества 0.00 из 5.00 0 оценок




Монашество возникло на Востоке, в Палестине, Сирии, Малой Азии и прежде всего в Египте, причем появилось в двух формах — в виде отшельничестваимонашескогообщежития. Первым монахом, проповедовавшим жизнь в уединении и аскетические идеалы был знаменный копт Антоний Великий (251 — 356 г.г.). Он удалился в пустыню в Египте, где проводил время в уединенных размышлениях. Там же он создал и первую лавру, а затем основал монастырь в Фи­вах — знаменитую Фиваиду, которая сразу же стала местом ожив­ленного паломничества. Современник св. Антония, Аммоний основал общину в Нитрийских горах, в нескольких десятках километров от Александрии. Среди нитрийских монахов особенно знаменитым стал Макарий Египетский (ок. 300 - - 380); как и св . Антония, его прозвали Великим. В прошлом простой пастух, он обрел высочайшую мудрость и первый теоретически обосновал духовные преимущества монашеского образа жизни. Идеи Макария стали фундаментом христианского понимания аскетизма. Произведения Макария, чуждые старомодной риторике и усложненным философским конструкциям, представляют собой изумительный образец ясного и прозрачного стиля. Его молитвы ("Боже вечный " и др.) в полной мере отражают святость этого великого подвижника. Любимый ученик св. Антония, Иларион в первой половине IV века перенес монашество на свою родину, в Палестину, где основал первый монастырь около Газы. Отсюда монашество распространилось по всей Палестине и Сирии. Как мы уже знаем, Василий Великий, ознакомившись с жизнью местных монахов, написал монашеский устав, получивший всеобщее распространение. В V веке монашество было распространено по всему востоку. Наивысшего расцвета помимо Египта монашество достигло в Сирии. Известно, что уже во времена Златоуста отшельники останавливали карательные отряды Феодосия на подступах к Антиохии. Школа учеников Иоанна Златоуста насаждала монастыри по всему сирийскому побережью. У отрогов Синая зазвучали гимны отшельников. На том месте, где по преданию Моисей беседовал с Богом, небо казалось ближе. Зеленые оазисы с финиковыми пальмами давали приют не только отдельным поселенцам, но и большим общинам.

Образ жизни монаха

Первые монахи по­селялись в пещерах, пустынях, других тркднодоступных местах, питались ди­кими плодами, корешками трав, съедобными насекомыми. Этих отшельников по­читали как святых праведников-ведь они отказались от жизни в грешном мире рядом с грешными людьми и выбрали самый прямой путь к спасению. Первые монахи помнили о словах Иисуса обращенных к ученикам; Христос советовал им не заботиться о еде и крыше над головой. Если человек по-настоящему верит в Бога, то Бог даст ему все необходимое, как дает пти­цам небесным. Поэтому уединенная скудная жизнь монахов-отшельников была знаком истинной, непоколебимой веры.

Многие из восточных монахов придумывали для себя дополнительные ис­пытания на стойкость: они годами не выходили из специально вырытых ям или же не сходили с особых возвышений, называвшихся "столпами". Некото­рые брали на себя обязательство молчать всю жизнь, не менять одежду и не мыться... Таких монахов называли подвижниками (по подвигу веры, который они совершали); они-то чаще всего и селились в горах и пусты­нях.

Подвижники стремились избежать людского соседства и жили каждый поо­диночке. На западе Европы такое монашество прививалось с трудом-климат здесь был более суровым, да и привычка к общественной жизни была сильна еще с римских времен. Поэтому в западной части Римской империи (в пер­вую очередь-в Италии) распространилась другая разновидность восточного монашества: монашеские общежития, монастыри. Основателем западного монашества стал Бенедикт Нурсийский (480 — 560 г.г.). Он и разработал монашеский устав, получивший большое распространение в Западной Европе. Бенедикт Нурсийский происходил из Нурсии, из знатного итальянского рода. Он получил блестящее литературно-риторическое образование. Почувствовав призвание к духовной жизни, он ушел из семьи и поселился в пещере в Абруццо. Вскоре слава о его подвижнической жизни распространилась по всей Италии, и к нему стали приходить ученики. Бенедикт Нурсийский основал новую общину в Субъяко, а затем монастырь в Монте-Касси-но, неразрывно связанный с историей бенедиктинского монашества. Там св. Бенедикт принялся за составление «Правил жизни монаше­ской». Подобно восточным подвижникам, Бенедикт предписывал всем монашествующим заниматься физическим трудом. "Праздность есть враг души , - - говорил он, - - и вследствие этого братья должны заниматься разною работою, а в известные часы — чтением священных книг". Бенедикт определил два основных занятия монахов - помимо физического труда они должны были заниматься просвещением и духовным образованием и, конечно, строго соблюдать часы молитвы. Устав св. Бенедикта был достаточно суров, что соответствовало задачам монашества Того времени. Многие его положения, кажущиеся ныне несколько странными, вытекали из условий жизни Того времени: так, монахи должны были спать одетые и с ножами за поясом, чтобы быть готовыми отразить внезапное нападение разбойников. Они должны были носить самую простую одежду, ограничиваться минимальным количеством еды. На сон отводилось только несколько часов: ночью монахи служили длинные службы. Однако устав св. Бенедикта никак нельзя назвать жестоким и бесчеловечным. Он не содержит сверхтребований, характерных для раннехристианских аскетов, предписывает проявлять снисходительность к слабым братьям и чередовать труд с кратковременным отдыхом. В предисловии к уставу св. Бенедикт пишет: "Мы желаем устроить школу служения Господу, и мы надеемся, что в этом уставе не заключается ничего жестокого и тягостного". Монашество, взявшее на себя большую ответственность и призванное играть важную роль в Церкви, должно было быть хорошо организовано. Поэтому св. Бенедикт разрабатывает иерархическую структуру монастырского служения, со строгим и беспрекословным подчинением низших рангом служителей высшим. Бенедикт первым вводит монашеский обет, который, подобно воинской присяге, должен придать большую ответственность вступающему на путь служения и отречения от мира. Согласно уставу, настоятель монастыря не должен злоупотреблять своею властью. Рядовые монахи могут давать ему советы, и он обязан прислушиваться к ним. Разработанный св. Бенедиктом устав значительно усилил монашество как главный оплот Церкви. Пройдет время, прежде чем исторические условия на Западе заставят пересмотреть монастырские правила, разработанные св. Бенедиктом

В целом же существовал монашеский идеал, идеал созерцательной жизни, само­отречения и аскезы, и его старались провести в жизнь. Монашество понималось как следование Христу. В монастыре монахи вели аскетический образ жизни, посвящая свое время труду и переписке книг. Все это проделывалось в полном молчании, так как монахи не должны были предаваться празднословию. Молчание прерывалось лишь звуками колокола и благочестивым пением. Заповеди монаха, как они изложены в «Правиле» Бенедикта Нурсийского, были таки­ми: любить Бога, любить ближнего своего как самого себя, умерщвлять плоть, утешать несчастных, не платить злом за зло, лю­бить врагов своих, не быть гордым, много не разговаривать, все хорошее в себе приписывать Богу, оплакивать прежние свои грехи, слушаться аббата и т. д. День монаха проходил в молитвах, чтении и в ручном труде. Служба осуществлялась строго в соответствующее время, поэ­тому по монастырю люди сверяли время, ориентируясь по звуку ко­локола. День начинался между полуночью и двумя часами: утренняя служба, затем службы — в шесть, девять, двенадцать, три часа дня, вечерня в пять часов. Последняя служба между шестью и восемью часами вечера. Монахи были обязаны посещать церковную службу и все время службы внимательно слушать. Доминиканский монах XIII в. Цезарий Гейстербахский рассказывал в своих «Диалогах о чуде­сах» о монахе, заснувшем во время хорового пения. Тогда Христос сошел с креста и дал ему такую оплеуху, что тот умер через три дня. Спали монахи в дормитории, обычно одетыми. Время между молит­вами было заполнено трудом. Иногда это был пахотный труд, иногда ручной, переписывание книг или специальные поручения. Остаток дня монахи проводили в чтении. Иногда монахов занимали приемом гчэстей или заботой о больных и бедных — церковь всегда занималась благотворительной деятельностью. Ели средневековые монахи обыч­но один-два раза в день. Хлеб — главный продукт питания, также ели яйца, сыр, рыбу, пили вино. За столом было принято хранить глубо­кое молчание, а изъясняться жестами. Часто мыться монахам не по­зволялось, лишь в Рождество и на Пасху полагалась баня, а в субботу — омовение ног. Монахи должны были брить бороду и выстригать волосы на макушке — тонзура — признак монашеского состояния. Монахи, вступая в монастырь, давали обет бедности, поэтому они не имели никакого имущества, ничего личного у монаха не было. При вступлении в монастырь новицию давали лишь матрац, покрывало, подушку. Одеяние монаха состояло из туники и одеваемого сверху кукуля. Кроме того монах получал рабочую одежду. Правила мона­шеской жизни строго соблюдались в монастыре. За их нарушение по­лагались наказания. Монах посвящал себя Богу. В мыслях о Боге, о деяниях Христа проходила вся жизнь монаха. Средневековые монахи часто плакали — «дар слез» считался их главным даром. Одному мо­наху на молитве явился Христос. «Чего хочешь?» — спросил он. — «Слез, сколько заслуживает воспоминание о твоих страданиях,» — ответил монах.

Жизнь монаха понималась как непрерывное искушение и покая­ние. В мире есть добро, олицетворяемое Христом и созданной им церковью. И есть зло — мир дьявола. Жизнь монаха — борьба с этим злом, борьба с грехами и демонами, борьба с плотью, с миром, с дья­волом. Дьявол часто искушает монахов. Он является им медведем, обезьяной, лошадью, собакой, крысой, свиньей, великаном... В бонн­ской епархии, как рассказывается в одной хронике, жил благочести­вый монах, которому вредил дьявол. Когда монах раскрывал молитвен­ник, дьявол закрывал ему буквы, перевертывал страницы, задувал све­чу. Другому монаху он влезал на спину в виде змеи, надевал на лицо конскую узду и т. д. Дьявол часто соблазняет монахов видениями зем­ных радостей и прельщает мирской жизнью. Жизнь монаха есть веч­ная борьба против обольщений земного мира. Монастырь с его суровой дисциплиной должен был воспитать монаха настоящим «во­ином Христовым». Но монастырь был открыт миру, поэтому в мона­шество стали вливаться светские элементы, в связи с чем правила смягчались и происходило обмирщение — начиналась новая волна реформ.



2020-02-03 213 Обсуждений (0)
Распространение монашества 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Распространение монашества

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (213)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)