Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Волевые процессы и их изучение.



2020-02-03 300 Обсуждений (0)
Волевые процессы и их изучение. 0.00 из 5.00 0 оценок




Человек не только мыслит, чувствует, но и соответственно действует. Сознательное и целенаправленное регулирование деятельности человек реализует с помощью воли.

Волей называется осознанная способность и стремление человека совершать преднамеренные действия, направленные на достижение сознательно поставленной цели, и сознательно регулировать свою деятельность, управляя своим поведением.

Воля — это стремление к выбору вида деятельности, к внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления. Даже простейшая трудовая деятельность требует волевых усилий. Это связующее звено между сознанием, с одной стороны, и действием — с другой.

Воля — это способность человека преодолевать препятствия и добиваться поставленной цели, это сознательная саморегуляция своего поведения, это сложнейший психологический процесс, который вызывает активность человека.

Воля — это прежде всего власть над собой, над своими чувствами и действиями. Она необходима как при выполнении определенных действий, так и для воздержания от нежелательных действий.

Воля должна сопровождать все виды деятельности человека, для того чтобы они были эффективными. Там, где требуется усилие человека, напряжение психики и физических сил, обязательно вступает в действие воля. Волевое усилие есть особое состояние психического напряжения, при котором мобилизуются физические, интеллектуальные и моральные силы человека. Каждое волевое усилие начинается с осознания цели и проявления стремления к ее достижению.

Воля человека проявляется в действиях, для осуществления которых человек сознательно регулирует их силу, скорость и другие динамические параметры. Уровень развития воли определяет, насколько человек приспособлен к той деятельности, которую он выполняет. Для волевого акта характерно переживание "надо", "я должен", осознание ценностной характеристики цели деятельности.

Воля правит человеком. В зависимости от того, какой степени волевые усилия затрачивает человек при достижении цели, говорят о силе и стойкости воли.

Волевое действие всегда совершается на базе определенной цели и мотива.

Оно включает в себя три основных момента:

- выбор цели;

- составление плана, то есть определение задач, средств и организация достижения цели;

- выполнение самого действия.

 

Побуждением волевого действия могут быть как собственные потребности человека, так и потребности общества. Переход к волевой регуляции действий необходим, когда на пути достижения цели возникают труднопреодолимые препятствия.

К основным волевым качествам относят следующие: целеустремленность, самостоятельность, решительность, настойчивость, выдержка, импульсивность, слабоволие, упрямство и другие.

Под целеустремленностью понимается умение подчинить свое поведение устойчивой жизненной цели. Постановка доступных целей, требующих значительных усилий, закаливает волю. Люди отличаются друг от друга по степени волевой активности:

- одни ждут указаний что и как делать;

- другие сами выступают с инициативой и выбирают методы действия.

Автономность волевой активности называют самостоятельностью. Это волевое качество проявляется при умении строить свое поведение по собственному побуждению, в соответствии с собственными взглядами и убеждениями. Руководить коллективом самостоятельных людей нелегко.

Но еще труднее, если в коллективе имеется группа работников с такими отрицательными качествами воли, как внушаемость и негативизм. Они не могут подчинять свои поступки доводам разума и действуют, слепо принимая или слепо отвергая чужие влияния, советы, разъяснения. И внушаемость, и негативизм есть выражения слабоволия.

Жизнь постоянно ставит перед человеком множество задач, которые требуют своего решения. Выбор и принятие решения - одно из звеньев волевого процесса, а решительность — это важное качество волевого человека. Нерешительный человек постоянно колеблется, потому что его решение недостаточно проанализировано, он не до конца уверен в правильности принятого решения.

Для волевого действия очень важно исполнение принятого решения. Люди не одинаково упорны в преодолении трудностей, не все доводят принятое решение до конца. Способность доводить принятое решение до конца, достигать поставленной цели, преодолевать на пути к цели различные внешние и внутренние трудности, называется в психологии настойчивостью.

В отличие от настойчивости человек может проявлять отрицательное качество - упрямство. В упрямстве проявляется безволие, неспособность заставить себя руководствоваться разумными доводами, фактами, советами.

Важными волевыми качествами являются выдержка и самообладание. Владея собой, человек воздерживается от действий и проявления чувств, которые осознаются как нежелательные, ненужные или вредные в данных условиях или в данное время. Противоположным выдержке и самообладанию качеством является импульсивность.

Нормальная система поведения человека основана на уравновешенности раздражительного и тормозного процессов (нервных процессов возбуждения и торможения).

Философия, психология, педагогика и социальная практика подтверждают, что воля человека может воспитываться. Основу воспитания воли человека составляет воспитание его волевых качеств, которые приобретаются в первую очередь самовоспитанием. Здесь нужны не только знания, но и тренировка.

Человек должен сам хотеть стать волевым, и для этого должен постоянно тренировать себя, свою волю. Приемы самовоспитания воли могут быть весьма разнообразны, но все они включают соблюдение следующих уровней:

- начинать нужно с приобретения привычки преодолевать сравнительно незначительные трудности и препятствия;

- чрезвычайно опасны любые самооправдания (самообман);

- трудности должны преодолеваться для достижения больших целей;

- принятое решение должно быть исполнено до конца;

- отдельную цель нужно дробить на этапы, достижение которых создает условия, приближающие к цели;

- соблюдение режима дня и жизни важное условие формирования воли;

- систематическое занятие спортом - это тренировка не только мышц, но и воли;

- успех деятельности зависит не только от волевых качеств, но и от соответствующих навыков;

- для воспитания воли важно самовнушение.

Постоянное воспитание воли является важным условием выполнения любой профессиональной деятельности, а также совершенствования личности для достижения цели.

 
77. Сознание.

Сознание и психика.

Признаки и свойства сознания.

Неосознаваемые явления в психике.

Классификация неосознаваемых явлений (подсознательное, надсознательное и бессознательное).

Динамические связи неосознаваемых явлений с осознаваемыми.

Различные подходы к изучению неосознаваемого. Защитные механизмы неосознаваемых явлений.

Факторы осознания неосознаваемых явлений.

Сознание как психический процесс.

Определение сознания. Функции сознания.

Эмпирические характеристики сознания (пространственная, временная, информационная, энергетическая).

Структурный анализ сознания.

Статистическая модель. Динамическая модель.

Понятие личности в системе человекознания.

Понятие личности в общей психологии.

Понятие личности в дифференциальной психологии.

Понятие личности в социальной психологии.

Индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность.

95. Личность как предмет психологического исследования.


Психические процессы.

Психические процессы и состояния - это формы психических явлений, обладающие своими законами возникновения и развития.

Психические процессы и состояния составляют важнейшую основу функционирования психики в целом.

Память и восприятие. Восприятия, в которых человек познает окружающую действительность, обычно не исчезают бесследно. Они закрепляются, сохраняются и воспроизводятся в дальнейшем в форме узнавания виденных нами предметов, воспоминания о пережитом, припоминания былого и т. д.

Функции и виды внимания. Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.

Восприятие: виды восприятия, свойства восприятия. Внешние явления, воздействуя на наши органы чувств, вызывают субъективный эффект в виде ощущений без какой бы то ни было встречной активности субъекта по отношению к воспринимаемому воздействию. Способность ощущать дана нам и всем живым существам, обладающим нервной системой, с рождения. Способностью же воспринимать мир в виде образов наделены только человек и высшие животные, она у них складывается и совершенствуется в жизненном опыте.

Явления и определение внимания. Внимание — один из тех познавательных процессов человека, в отношении сущности и права на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет согласия, несмотря на то, что его исследования ведутся уже много веков. Одни ученые утверждают, что как особого, независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого психологического процесса или деятельности человека. Другие полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности, несводимые к характеристикам других познавательных процессов.

Воображение как психический процесс. Воображение - это психический процесс создания новых образов на основе прошлых восприятий. Оно возникло и развилось в процессе труда, на основе потребности изменить те или иные предметы, представить то, чего человек непосредственно не воспринимал и не воспринимает.

Речь как психический познавательный процесс. Речь - это система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации.

Речь - главное приобретение человечества, катализатор его совершенствования. Действительно, она всемогуща, она делает доступными познанию те объекты, которые человек воспринимает непосредственно, то есть с которыми достижимо реальное взаимодействие. Кроме того, язык позволяет оперировать и с объектами, которые человек вообще не встречал ранее, то есть не входившими в его индивидуальный опыт, а присвоенными им из общечеловеческого опыта. Поэтому и говорят, что язык знаменует появление особой формы отражения действительности. Возникновение устной и письменной речи определило специфику развития мышления.

Мышление как психический познавательный процесс. Мышление - это обобщенное отражение объективной действительности в ее закономерных, наиболее существенных связях и отношениях. Оно характеризуется общностью и единством с речью.

Другими словами, мышление есть психический процесс познания, связанный с открытием субъективно нового знания, с решением задач, с творческим преобразованием действительности.




2020-02-03 300 Обсуждений (0)
Волевые процессы и их изучение. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Волевые процессы и их изучение.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (300)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)