Произвольное (преднамеренное) внимание отличается
следующими особенностями: 1. Целенаправленностью — оно определяется задачами, которые человек ставит перед собой в той или иной деятельности. 2. Организованным характером деятельности — человек заранее готовится быть внимательным к тому или другому предмету, сознательно направляет свое внимание на этот предмет, проявляет умение организовывать необходимые для данной деятельности психические процессы. 3. Устойчивостью — оно продолжается более или менее длительное время и зависит от задач или плана работы. Преднамеренное внимание всегда связано с речью, со словами, в которых мы выражаем наше намерение. Причины, обусловливающие произвольное внимание: 1. Интересы человека, побуждающие его к занятию данным видом деятельности. 2. Осознание долга и обязанности, побуждающие как можно лучше выполнять данный вид деятельности. Произвольное внимание возникает в том случае, если перед человеком встает задача, решение которой требует определенных волевых усилий. Произвольность внимания развивается вместе с развитием его отдельных свойств. Есть еще и третья стадия развития внимания, и она состоит в возвращении к непроизвольному вниманию. Этот вид внимания получил название «послепроизвольного». Понятие послепроизволъного внимания было введено в психологию Н.Ф.Добрыниным. Послепроизольное внимание возникает на основе произвольного и заключается в сосредоточении на объекте в силу его ценности (значимости, интереса) для личности и считается (К.К.Платонов) высшей формой профессионального внимания. Возникает оно в том случае, когда начало деятельности, сопровождалось высоким процентом отвлечения, и требовало от человека значительных волевых усилий. Однако возникший интерес к выполняемой работе увлекает работника и делает волевой контроль ненужным. Так, например, студент приступает к написанию заданного реферата. Он постоянно отвлекается, — то ищет другую ручку, то разговаривает по телефону и т.д. Продолжение работы над рефератом требуй значительного усилия, приходится «заставлять себя». Но по мере выполнения работы тема реферата увлекает студента настолько, что он с головой уходит в работу, не замечая прошедшего времени, а отвлечение работы вызывает негативные эмоции. Цель деятельности сохраняется, но отпадает необходимость прилагать усилия к тому, чтобы быть внимательным, т.е. внимание становится послепроизвольным. Таким образом, внимание встречается в трех стадиях своего развития: • как первичное внимание, определяемое разнообразными влияниями, которые в состоянии произвести сильное воздействие на нервную систему; • как вторичное внимание, в продолжение которого центр сознания удерживается, несмотря на противодействие со стороны других переживаний; • и, наконец, как произвольное первичного внимания, когда это восприятие или представление одерживает неоспоримую победу над своими конкурентами. Внимание имеет индивидуальную и групповую формы. Индивидуальное внимание претерпевает значительные изменения в связи с возрастом В организации внимания большую роль имеет умение управлять вниманием. Групповое внимание нельзя рассматривать как сумму индивидуально работающих людей. В групповой форме внимания проявляются многие феномены, возникающие при социальной взаимодействии: психическое заражение, групповое внушение, соревновательность, конкуренция и др. В театре, на стадионе за счет совместного переживания многими людьми определенных эмоций, взаимного заражения возникает особое состояние внимания, когда большая масса людей выступает как огромное единое целое.
Функции внимания. Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности. С вниманием связаны направленность и избирательность познавательных процессов. Их настройка непосредственно зависит от того, что в данный момент времени представляется наиболее важным для организма, для реализации интересов личности. Вниманием определяется точность и детализация восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мыслительной деятельности — словом, качество и результаты функционирования всей познавательной активности. Основными функциями внимания являются: 1. Активизация необходимых и торможение ненужных в данный момент психических и физиологических процессов. 2. Целенаправленный организованный отбор поступающей информации — основная селективная функция внимания. 3. Удержание, сохранение образов определенного предметного содержания до тех пор, пока не будет достигнута цель. 4. Обеспечение длительной сосредоточенности, активности на одном и том же объекте. 5. Регуляция и контроль протекания деятельности. Для перцептивных процессов внимание является своеобразным усилителем, позволяющим различать детали изображений. Для человеческой памяти внимание выступает как фактор, способный удерживать нужную информацию в кратковременной и оперативной памяти, как обязательное условие перевода запоминаемого материала в хранилища долговременной памяти. Для мышления внимание выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения задачи. В системе межчеловеческих отношений внимание способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов. О внимательном человеке говорят как о приятном собеседнике, тактичном и деликатном партнере по общению. Внимательный человек лучше и успешнее обучается, большего достигает в жизни, чем недостаточно внимательный.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (196)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |