Красноярская Летняя Школа (КЛШ)
Самым ярким представителем в этой области является Красноярская Летняя Школа. Школа включала в себя интенсивное изучение программ естественных и математических циклов. Интенсивная жизнь, существовавшая в лагере, включала в себя культурный досуг, командную работу над проектами и исследованием, интенсивное межличностное общение. Красноярская летняя школа (КЛШ) - школа дополнительного образования для старшеклассников. Проходит каждое лето, преимущественно в августе месяце в окрестностях Красноярска. Красноярская летняя школа была создана в 1976 году преподавателями и студентами Красноярского государственного университета. Идейным вдохновителем создания КЛШ является профессор В.Г. Пивоваров. А ее основателями по праву можно считать ректора Красноярского государственного университета – профессор В.С. Соколов и доцент В.О. Бытев. Основной целью КЛШ было привлечение старшеклассников, которые интересовались естественнонаучными предметами, к более серьёзным занятиям, посредством создания определённой интенсивной среды. Считалось, что такое определение среды поможет школьникам лучше проникнуться в предмет. Влияние КЛШ очень сильно отражается как на школьниках, студентах, так и организаторах. В школе царит особая атмосфера интеллигенции и взаимопонимания. Помимо того, что это уникальная возможность выбора области профессиональной деятельности, многие дети меняются в лучшую сторону. Если они до приезда в школу были замкнутые, то после окончания они раскрываются, начинают общаться. Организаторы (сотрудники) создают некую модель своего мира, которая в дальнейшем становится смыслом их профессиональной и общественной жизни. Что же является особенностью КЛШ от других летних школ? Главным образом это постоянные эксперименты с формой и содержанием обучения. В 1988 году появились программы, которые были направлены не на интенсивное изучение математических и естественных циклов, а на создание «Возможных миров». Эта программа была выстроена по идеологии НооГен.
«Возможные миры». Идеология НооГен
НооГен – педагогическая (образовательная) технология, по форме основанная на разработанных Г.П. Щедровицким организационно – деятельностных играх (ОДИ), а в качестве содержания, использующая решение задач на онтологическое моделирование. Педагогическая группа НооГен возникла в 1988 году в рамках Красноярской Летней Школы, а впоследствии, как несколько самостоятельных авторских школ в городах Красноярск и Новосибирск. В переводе с греческого языка НооГен обозначает «Рождающий разум». Основной целью программы является коллективное построение миров и возможных научных теорий. Для того, чтобы построить такие миры в программе используются специальные задания, построенные по форме «ноогеновских задач». На первый взгляд задачи выглядят, как говорится, «из мира фантастики». Но ведь интенсивна то и направлен, чтобы у ребёнка формировалось мышление, открывались какие-то потаенные потенциалы. Примеры «ноогеновских задач»: Построить мир, в котором чудеса закономерны Построить мир, где живое принципиально не отражается от неживого Построить мир магии Построить мир, где не люди отбрасывают тени, а тени отбрасывают людей и т.д. Построение возможного мира является основным процессов интенсивной школы. В этот процесс вовлечены все участники группы, в результате чего появляются различные решения по данному заданию. После интенсивного участия в решении задач, у ученика появляется опыт особого рода. В идеальном случае из ученика должно получиться следующее: Должен выйти к смысловым источникам определенного научного предмета; Осуществляется творческий акт, полагая основания конструкции возможного мира или возможного научного предмета; Ученик заставляет свой ум работать таким образом, что в голове начинают возникать, необычные, креативные вещи. Осуществляется дальнейшее развёртывание этих оснований в целостную мысленную картину; Получает опыт содержательного общения и коммуникации. Ребёнок приобретает опыт, который в условиях обычной жизни невозможно применить. Отсюда возникает вопрос: Каким образом может помочь приобретённый опыт в дальнейшей жизни ребёнка? Если нет, то есть ли смысл в дальнейшем существовании этой методики? Заключение
Что мы имеем в итоге? Интенсивная школа это действительно очень мощный двигатель прогресса для школьников и студентов в развитии их мышления. Методы работы в интенсивен намного эффективнее, чем в обычной (стандартной) школе. Там всегда есть широкие возможности и простор для небольших, индивидуальных, творческих проектов. Человек, выходя из обычной школы, имеет только багаж знаний, который ему транслировали на протяжении обучения. А человек, который прошёл интенсивную школу, выходит в мир с большим запасом методов, с помощью которых он будет применять знания и умения на практике. Но тут возникает двойственная ситуация. После «интенсива», ребёнок начинает учиться целенаправленно только по тем дисциплинам, которые преобладали там. А другие ему становятся не интересными, он начинает осознавать, что они будут ему лишними. Его начинает угнетать общение со сверстниками, так как у них очень банальное воображение. Он не находит поддержки со стороны преподавателя. И как же быть в такой ситуации? Не станет ли ребёнок изгоем, среди простой «серой массы»? На данном этапе я затрудняюсь ответить на эти вопросы. Но думаю, что в дальнейшем я смогу добраться до истины, и точно ответить для себя на вопрос: Хотел бы я обучаться в школе такого типа? Список литературы
1. Википедия. Энциклопедический словарь [Электронный ресурс] http://ru.wikipedia.org/ 2. Всероссийский портал общественно-активных школ [Электронный ресурс] http://www.cs-network.ru/ 3. Педагогическая группа НооГен [Электронный ресурс] http://noogen.krasu.ru/ 4. Развитие человеческого потенциала "Поколение 21" [Электронный ресурс] http://www.pokolenie21.ru/ 5. Специализируемый учебно-научный центр Новосибирского Государственного Университета [Электронный ресурс] http://sesc.nsu.ru/ssc/summer.htm 6. Технология школы НооГен [Электронный ресурс] http://www.noogen.ru/about/tehnologiya/ 7. Аверков М.С. Интенсивная школа как пространство переходов для юношеского возраста: Ермаков С.В. [текст] 8. Возможные миры. Инициация творческого мышления: Учеб. Пособие [текст]/ В.С. Ефимов, А.В. Лаптева, С.В. Ермаков, С.И. Барцев, В.В. Кучерова, М.М. Миркес. – Краснояр. гос. ун-т. Красноярск, 1993.- 132 с. 9. Вячеслав Загорский. Летняя образовательная альтернатива [текст]/ Загорский В.// «Русский журнал». – 2006. 10. Ермаков С.В. Материалы докладов по проекту «НооГен - 2000», группа «Рамки НооГена» [текст]. – 2000. 11. Летние школы НооГен: образовательный экстрим [текст]. М.: Эврика, 2005.-240с. - Библиотека культурно-образовательных инициатив.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (167)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |