Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 2. Диалектический подход к исследованию



2020-02-03 217 Обсуждений (0)
Глава 2. Диалектический подход к исследованию 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В истории философии понятие диалектики претерпело коренные изменения: от первоначального понимания, близкого к однокоренным словам «диалект» или «диалог» и обозначавшего искусство спора и классификации понятий, до современного, научного понимания диалектики. в основе которого лежит понятие развития. Например, в философском словаре диалектика определяется как «наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления», а в учебнике по философии диалектика рассматривается как «наиболее полное и всестороннее учение о развитии». В источниках, авторы которых дистанцируются от марксизма, часто определение диалектики не дается, а говорится о диалектическом методе (Гегеля). Например, в курсе лекций А.А. Радугина, 1995 г.: «Диалектический метод предполагает рассмотрение всех явлений и процессов во всеобщей взаимосвязи, взаимообусловленности и развитии».

Чтобы понять диалектику, надо выяснить некоторые исходные положения. Диалектика, как понятие, употребляется в трех значениях:

1) Под диалектикой понимается совокупность объективных диалектических закономерностей, процессов, действующих а мире независимо от сознания человека. Это диалектика природы, диалектика общества, диалектика мышления, взятая как объективная сторона мыслительного процесса. Это объективная реальность;

2) Субъективная диалектика, диалектическое мышление. Она представляет собой отражение объективной диалектики в сознании;

3) Философское учение о диалектике или теория диалектики. Выступает как отражение отражения. Называется учением о диалектике. теорией диалектики.

Диалектика может быть материалистической и идеалистической. Материалистическая диалектика представляется в виде целостной системы, в которой каждый закон, каждая категория занимают строго определенное место и находятся во взаимосвязи с другими законами и категориями. Знание такой системы позволяет наиболее полно раскрыть содержание всеобщих свойств и связей действительности, всеобщих форм бытия, диалектических закономерностей движения и развития.

Диалектика — наука о наиболее общих законах всякого движения, но прежде всего развития. Ныне в науке аксиоматично и бесспорно положение о том, что наше мышление и объективный мир подчинены одним и тем же законам и поэтому противоречия между ними быть не может

Диалектика это ещё и теория развития. Гегель установил, что истина представляется не в виде собранных готовых догматических положений, а заключается в самом процессе познания, в длительном историческом развитии науки, поднимающейся с низших ступеней на все более высокие, но никогда не достигающей наивысшей точки.

Все явления и общественные порядки, сменяющие друг друга в ходе истории, представляют собой лишь преходящие ступени бесконечного развития от низшей ступени к высшей. Каждая ступень необходима и имеет свое оправдание для того времени и для тех условий, которым она обязана своим происхождением. Для диалектической философии нет ничего раз и навсегда установленного.

Диалектика это и метод познания, применимый в исследованиях. Впервые диалектика как метод познания была рассмотрена Платоном. Он ввел понятие «идея». Идея у Платона есть то изначальное целое, что при всем многообразии отдельных вещей делает их такими, а не иными; есть всеобщее, являющееся основой всех отдельных вещей. Быть сущностью вещей и общим многим вещам, быть существенным в них, как бы их прообразом — таково свойство идеи. Идея рождается из действительности в процессе предметно-практической деятельности, общения и рефлексии, изменяющих эту действительность. Идея, в отличие от материи, есть конкретно-условное воспроизведение реальности в процессе ее дальнейшего развертывания, проект будущего развития действительности.

В материалистическом учении подход к вопросу о сущности диалектики как метода познания был разработан К. Марксом, который писал: «Мой диалектический метод по своей основе не только отличен от гегелевского, но является его прямой противоположностью. Для Гегеля процесс мышления, который он превращает даже под именем идеи в самостоятельный объект, есть демиург действительного, которое составляет лишь его внешнее проявление. У меня же наоборот, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней. Гегелевская диалектика является основной формой всякой диалектики, но лишь после освобождения ее от ее мистической формы, а это-то как раз и отличает от нее мой метод».

Само понятие «развитие» определяется как закономерное качественное изменение материальных и идеальных объектов, характеризующееся как направленное и необратимое. Вследствие направленности и необратимости изменений они могут накапливаться и, достигнув некоторой определенной меры накопления, дать качественно новое состояние объекта, не только не сводимое к его прежнему состоянию, но даже отрицающее его. В философии разработаны наиболее общие закономерности, описывающие источник и движущую силу всякого развития, его механизм, общий результат и направленность.

Присуща ли диалектика научному познанию и познанию вообще, или же она есть достояние лишь философии. Издаются книги и статьи с такими названиями: «Диалектика природы». «Диалектика неживой и живой природы», «Социальная диалектика» и т. д. Диалектическая логика — это логика творческого, креативного познания, которое свойственно науке, пожалуй, даже в большей степени, чем философии. В этом состоит имманентная, естественная, объективная диалектика исследования. Знакомясь с философскими концепциями диалектики, человек расширяет свои когнитивные возможности. Естественная диалектика его мышления, обогащаясь философско-методологической составляющей, сливается в то целое, которое называется творческим потенциалом личности. Ведь мыслит не просто математик, физик или биолог, а человек как творческая личность, где диалектическая составляющая играет немалую роль.

Научное исследование является результатом целенаправленной, творческой деятельности человека, которая ведется с помощью использования специальных познавательных приемов (методов и способов), таких, как научное наблюдение, эксперимент.

Под методом исследования могут пониматься определенные средства, пути теоретического и практического освоения действительности, система принципов деятельности, опирающаяся на закономерности изучаемого объекта. Методология представляет собой учение о методах познания и преобразования действительности. Ее задачей является выяснение закономерных связей и отношений между методами. Поиск нового решения осуществляется тремя основными способами.

1. Механическим (бессистемным) перебором одного за другим всех возможных вариантов. Данный метод называется методом проб и ошибок.

2. Интуитивным.

3. Применением определенного плана, системы поиска, т. е. метода познания.

В методологии научного познания первый способ исследования характеризуется как эмпиризм. Его низкая эффективность не подлежит сомнению. Принципиальный недостаток способа проб и ошибок состоит прежде всего в его трудоемкости. Само выражение «метод проб и ошибок» некорректно, точнее его можно назвать способом проб и ошибок. данный способ является разновидностью способа постижения действительности на основе полной индукции.

Для второго, интуитивного способа поиска нового характерно предвосхищение конечного результата за счет «озарения», «прозрения» и т. п. Для научного творчества интуиция особенно важна, так как дает возможность ориентироваться в неопределенной ситуации. Интуиция позволяет быстро оценить большое количество вариантов, отобрав из них те немногие, которые нуждаются в детальном последующем исследовании. Интуиции присущи свои ограничения. Недостаточная изученность интуиции во многом определяет и трудности управления ею. Она зачастую приводит к ошибкам. Отсюда вытекает необходимость проверки интуитивных догадок.

Третий способ - способ познания основывается на выявленных закономерностях. Он существенно ограничивает сферу действия рассмотренных ранее способов, но в силу сложности познавательного процесса не может их вытеснить полностью. Метод познания существенно сужает область применения интуиции, что связано с повышением роли сознательного начала в деятельности субъекта.

Сфера применимости методов научного познания имеет свои границы, которые зависят от специфики предмета исследования, а также от специфики и условии деятельности (время, материальные ресурсы, оборудования и пр.). Наряду с объективной обусловленностью метода следует учитывать и его зависимость от интересов, потребностей и способностей субъекта научной познавательной деятельности. Другим важным свойством научного метода является его операциональность. Для того чтобы познанные закономерности могли использоваться в интересах субъекта научной деятельности, они должны быть выражены в доступных для него правилах, приемах и способах деятельности. Необходимым свойством метода научной деятельности является его эффективность, то есть способность субъекта научного процесса достигать желаемых результатов с наименьшими затратами сил и средств. Используемые методы не избавляют от необходимости максимального приложения интеллектуальных усилий, а позволяют их использовать непосредственно для достижения цели более целесообразно.

Объективность рассмотрения является важным принципом диалектики. Она нацеливает на такой подход к предмету, который способствует его реальному отражению, независимо от особенностей и желаний субъекта. Следование ей есть одно из условий адекватности воспроизведения предмета в образах. Современная политическая экономия – общественно-историческая диалектическая область познания об общественном строе производства, о способе производства (но не о производстве и не о максимизации доходов), базирующемся на производственном развитии обществ и его управлении. Современная политическая экономия, используя достижения политической экономии, видит своей задачей не столько описание общественно-экономического развития, сколько предложение путей его разумного осуществления, в частности, разумного развития обществ. Современная политическая экономия служит определению путей неконфликтного развития Цивилизации и отдельных обществ и повышения благосостояния каждого человека в любой стране, учитывая интересы и развитие каждой страны.

Современная политическая экономия является синтезом классической политической экономии (тезис) и ее критики К. Марксом (экономическое учение К. Маркса; антитезис) на фоне отрицания неоклассики (в первую очередь, экономикса, неоклассического направления современной экономической науки, неоинституционализма и, в целом, «мэйнстрима»). Иными словами, в отрицании критики политической экономии (экономическое учение К. Маркса) восстанавливается… политическая экономия. Это и есть основа становления современной политической экономии, которая, поэтому же, не является воспроизведением ни классической политэкономии, ни марксизма (но базируется на их отрицаниях). В силу отрицания классической политэкономии марксизмом и неизбежного его диалектического отрицания при восстановлении (в синтезе) современная политическая экономия, с одной стороны, есть отрицание отрицания, т.е. второй круг (в смысле кругов наук Гегеля) развития политической экономии. С другой стороны, согласно диалектике как учению, в силу полагающего отрицания современная политическая экономия основывается на противоречии, поэтому, жизненна и имеет внутреннее самодвижение развития, следовательно, собственного познания, т.е. имеет собственную рефлексию (более того, определенным образом соответственную каждому из кругов), чем кардинально отличается от любых наук и многих областей познания. (В определенном смысле можно сказать, что современная политическая экономия есть одна из немногих рефлексивных областей познания.) Принципиальным отличием современной политической экономии от непосредственно известной политической экономии являются- исключение достижения целей, главным образом, политических и классовых, ибо это, согласно диалектике ограничивает и ведет к нежизненности; - наличие (постановка) задачи об уменьшении проявления современных и расчетных негативов, что определяет выявление решаемых текущих задач;- наличие в ее составе собственной философии – философии политической экономии;- снятие ряда экономических и политэкономических теоретических положений, напр., факторов производства (они оказываются несущественными и оставляются экономической науке), что обусловливает переосознание многих положений, напр., снятие закона соответствия характера производственных отношений уровню производительных сил и… коммунизма, как общественной формации. Если известная политическая экономия осуществляла описание, объяснение и предсказание общественно-экономического развития, то современная политическая экономия есть область познания о существе и способах, во-первых, его управления и, поэтому, во-вторых, его созидания. Не только в смысле модернизации или иной практической деятельности, но и в теоретической плоскости современная политическая экономия не рассматривает (не видит) позитив экономического развития в общепринятом спектре, «ограниченным с двух сторон» рыночным фундаментализмом и государственным капитализмом. Обоснованы и разрабатываются новая общественно-экономическая доктрина – экономический демократизм, и формы управления экономикой (а не процедуры и акты для ее регламентирования), в том числе, для развитых экономик - финансовый инструментализм, для развивающихся – структурный инструментализм.

Современная политическая экономия есть область познания: использующая философию Гегеля и экономическое учение К. Маркса;двуедино практическая: на основе практики и конструирующая практику.

Так как политическая экономия в диалектическом смысле есть область познания о производительном функционировании общественного сознания, выражением чего являются производственные отношения, то основами современной политической экономии являются гегелевская философия духа (и труд Гегеля «Философия права») и политическая экономия К. Маркса, но сама современная политическая экономия актуализируется в синтезе классической политической экономии (тезис) и ее критики К. Марксом (антитезис) на фоне отрицания неоклассического направления западной экономической науки. В определенном смысле можно сказать, что современная политическая экономия есть диалектический синтез гегелевской философия духа и политэкономии К. Маркса.


Заключение

 

Современная политическая экономия имеет собственные онтологию – познание исторического развития и современного состояния общества, т.е. объективной окружающей общественной реальности в ее ретроспективе, и гносеологию – диалектическое познание производственного развития обществ и диалектика самой политической экономии. В современной политической экономии определены новые общественно-экономические законы, и соответствия и противоречия вида производственных отношений и характера производительных сил. В современной политической экономии существенны особые (новые собственные) исследования, на основе современной политической экономии определен ряд новых экономических технологий.

Следует, таким образом, диалектический, точнее, диалектико-материалистический метод это метод мышления широчайшего круга ученых и практиков, позволяющий им решать высшие диалектические задачи познания и освоения объективного мира. Диалектика как метод определяет и обосновывает диалектический метод как способ мышления исследователя и практика.

научное открытие философия


Список литературы

 

1. Александрова О.С. Диалектика и мнение. Владимир, 2005.

2. Гегель Г.В. Сочинения. М., 1974.

3. Гирусов Э.В. Диалектика востребуется для научных открытий. М., 1995.

4. Игнатьев В.А. Диалектика как архетип философии (окончание). Рязань, 2000.  

5. Калычина И.Ю. Диалектика субъективного и объективного в решении. М., 1998.

6.  Кучевский В.В. Формы разумного постижения диалектических противоречий. М., 2000.

7. Орлов В.В. О современной форме материалистической диалектики. Пермь, 2003.

8. Станис Л.Я. Диалектика и философия (начало). М., 2000.

9. Суркова Л.В. К неклассической диалектике. М., 2003.

10. Фролова И.Т. Учебник «Философия». М.,1989.

 

 



2020-02-03 217 Обсуждений (0)
Глава 2. Диалектический подход к исследованию 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 2. Диалектический подход к исследованию

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (217)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)