Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Факторы риска алкоголизации и наркотизации подростков.



2020-02-03 209 Обсуждений (0)
Факторы риска алкоголизации и наркотизации подростков. 0.00 из 5.00 0 оценок




Условно можно выделить четыре основные группы факторов, способствующих развитию отклоняющегося поведения в целом и алкоголизации и наркотизации в частности (10,12, 14,23).

1. Нравственная незрелость личности: отрицательное отноше­ние к обучению, отсутствие социально одобряемой активности и социально значимых установок; узкий круг и неустойчивость интересов, отсутствие увлечений и духовных запросов; неопре­деленность в вопросах профессиональной ориентации, отсутствие установки на трудовую деятельность, дефицит мотивации достижений, уход от ответственных ситуаций и решений; утра­та «перспективы жизни», видения путей развития своей лично­сти; терпимость к пьянству, наркотикам.

2. Нарушенная социальная микросреда: неполная семья; силь­ная занятость родителей; отсутствие оранжев и сестер; искаженные семейные отношения, приводящие к неправильному освоению социальных ролей, неправильное воспитание; раннее (12- 13 лет) начало самостоятельной жизни и преждевременное освобожде­ние от опеки родителей; легкий и неконтролируемый доступ к деньгам и непонимание того, как они достаются; алкоголизм или наркомания у кого-либо из близких родственников или близких людей; низкий образовательный уровень родителей.

3. Индивидуально-биологические особенности личности: на­следственная отягощенность в отношении психологических за­болеваний и алкоголизма, тяжелые соматические заболевания и нейроинфекции в раннем детстве; органические поражения моз­га, умственное недоразвитие и психологический инфантилизм.

4. Индивидуально-психологические особенности и нервно-психические аномалии личности: низкая устойчивость к эмоци­ональным нагрузкам, повышенная тревожность, импульсив­ность, склонность к рискованному поведению, недостаточная социальная адаптация, особенно в сложных условиях, различ­ной выраженности акцентуации характера, преимущественно конформного, гипертимного, неустойчивого типов, неврозы и психопатии.

В настоящее время существует ряд подходов к диагностике повышенного риска алкоголизма и наркомании у подростков, коррекции их поведения, эмоциональных нарушений. Соглас­но наркологическому подходу, основными признаками риска считаются злоупотребление чаем, кофе, табаком, алкоголем, на­следственная отягощенность наркологическими и психически­ми заболеваниями. При педагогическом подходе признаками риска считаются вредные привычки (грызение ногтей, курение), педагогическая запущенность, воспитание в социально небла­гополучных семьях. Правоохранительный подход в качестве ос­новных признаков риска рассматривает определенные формы девиантного поведения: азартные игры, самовольные уходы из семьи, уклонение от учебы и работы, участие в асоциальных под­ростковых группах. Психиатрический подход основное значе­ние придает психическим нарушениям: неврозам, психопати­ям, депрессиям, органической мозговой патологии.

Под влиянием социальных факторов у человека может про­исходить деформация личности, формироваться неадекватная система ценностей, снижаться уровень притязаний, проявляться опустошенность, приводящая к отверженности.

Под влиянием медицинских факторов ослабленный орга­низм часто неспособен противостоять негативным воздействи­ям среды, находить силы для преодоления тяжких жизненных ситуаций. Человек пытается найти свой способ уйти от реше­ния проблем, что поначалу и позволяет сделать алкоголь или нар­котик. Многие подвергаются воздействию указанных факторов, и у таких людей, даже не ставших наркоманами, всегда выше риск развития заболевания вплоть до стадии зависимости после од­нократного приема наркотиков.

В старшем школьном возрасте, в период взросления соци­альные и медицинские факторы на фоне психологических при­обретают статус особо опасных.

Действительно, объективные (социальные) и субъективных (психологические) факторы, действующие на ра­стущий организм, так или иначе вводят подростка если не в депрессивное, то, во всяком случае, в субдепрессивное состоя­ние. Однако образ героя, с которым подросток хочет иденти­фицировать себя, человек, на которого он стремится быть по­хожим в своем идеальном «Я», совсем не похож на депрессив­ного и тревожного, а наоборот, он целеустремленный, общи­тельный, активный и независимый. В результате подросток, находясь объективно в реальных переживаниях в депрессивном состоянии, а в идеальных представлениях совсем наоборот, естественно, будет стремиться избавиться от гнетущего несоот­ветствия чувств и мыслей, и именно это позволит ему легко пойти на эксперимент, обещающий избавление от «страданий» и тревог за счет «модного и престижного лекарства».

Особого внимания заслуживает анализ причин, по которым некоторые старшеклассники, находясь объективно в равных условиях, все же сохраняют наркоустойчивость, тогда как другие начинают употреблять наркотические вещества. Во-первых, подростки отличаются психологическими особенностями в переживаниях, а также способах разрешения внутриличностных и межличностных конфликтов, различным по­ведением в условиях конфликтных взаимоотношений. Подрос­тки, способные к конструктивному поведению в конфликтных ситуациях со взрослыми или сверстниками, значительно устой­чивее в отношении наркотиков, нежели их «неконструктивные» ровесники.

Во-вторых, подростки, различаются фактором стрессоустойчивости. Дети, обладающие индивидуальной внутрипсихологической способностью или умением преодолевать стрессовые ситуации, трансформировать их в различного рода поисковую ак­тивность, показали значительно большую устойчивость к нар­котикам, чем дети, не умеющие этого делать. Мы убедились, что стрессоустойчивость как личностное качество может, быть сформирована психологическими средствами и служить целям наркопрофилактики.

Понятие наркоустойчивости тесно связано с понятием пси­хологической устойчивости личности. Особенности переживаний жизненных трудностей и напряжений в среде подростков и мо­лодежи индивидуально проявляются как способ отношения к ту­пиковым, трудно разрешимым или вообще неразрешимым про­блемам. По мнению М. Селигмана, важнейшим фактором, опре­деляющим психологическую устойчивость личности, является уровень оптимизма (пессимизма). Согласно М. Селигману, этот уровень выражается в оценке субъектом своих успехов и неудач. Выделяются три параметра, характеризующих эту оценку.

1. Представление о постоянстве или временности успехов и неудач.

2. Представление об их ситуативности или всеобщности.

3. Приписывание их себе или окружению.

Психологическая устойчивость—это целостная характери­стика личности, обеспечивающая ее устойчивость к фрустрирующему и стрессогенному воздействию трудных ситуаций. Она вырабатывается и формируется одновременное развитием лич­ности и зависит от типа нервной системы человека, опыта лич­ности, приобретенного в той среде, где она развивалась, от вы­работанных ранее навыков поведения и действия, а также от уровня развития основных познавательных структур личности.

Устойчивость к стрессу понимается по-разному.

• Как способность выдерживать интенсивные или необыч­ные стимулы, представляющие собой сигнал опасности и веду­щие к изменениям в поведении.

• Как способность выдерживать чрезмерное возбуждение и эмо­циональное напряжение, возникающее под действием стрессов.

• Как способность выдерживать без помех для деятельности высокий уровень активации.

Решающее значение в развитии психологической устой­чивости принадлежит познавательному отношению к труд­ной ситуации.

С психологической точки зрения, ситуация представляет со­бой систему отношений человека с окружающим миром, зна­чимую с точки зрения жизни, развития и деятельное! и данной личности. О проблемной ситуации можно говорить лишь в том

случае, когда система отношений личности с ее окружением ха­рактеризуется неуравновешенностью, либо несоответствием между стремлениями, ценностями, целями и возможностями их реализации, либо качествами личности. Среди таких ситуаций можно выделить несколько групп.

• Трудные жизненные ситуации (болезнь, опасность инвалидности или смерти).

• Трудные ситуации, связанные с выполнением какой-либо задачи (затруднения, противодействие, помехи, неудачи).

• Трудные ситуации, связанные с социальным взаимодей­ствием (ситуации «публичного поведения», оценки и критика, конфликты и давление).

Первоначальные эпизоды, связанные с введением в орга­низм наркотика, не осознаются молодыми людьми в полной мере.

Существует целый ряд патологических явлений, увиденных и описанных наркоманами в состоянии измененного сознания. Наиболее часто встречающиеся явления — это повышенная потребность поделиться своим духовным состоянием, беспричин­ный смех, внезапные выкрики, нелогичные и бессвязные вы­сказывания, галлюцинации, не узнавание знакомых лиц и объектов, состояния, похожие на лунатизм, ощущение существова­ния вне собственного тела, акты насилия. Воспоминания о пе­режитой эйфории и связанных с ней впечатлениях через не­сколько дней или недель — затруднены и туманны. Однако остается желание пережить и почувствовать все это еще раз. Скорее всего, психическая зависимость или стремление к повторе­нию наркотического переживания в значительной мере форми­руются в подсознании.

Личность наркомана с многолетним стажем отличается фи­зическим разрушением и духовным вырождением. Наркоманы являются рабами одних и тех же нравов и навыков и живут весь­ма примитивной жизнью.

На поздних этапах развития наркомании индивидуальные различия между личностями наркоманов стираются и они все становятся одинаковыми. Разные наркоманы похожи как в пла­не внешнего вида, так и в образе мышления, выражения мыслей и в отношении к жизни. Это было одной из причин того, что наркоманов пытались отнести к единой категории личности и подходить к ним в терапевтическом плане универсально, что ко­нечно же приводило к неудаче в лечении.

Психоаналитические исследования наркомании сводятся к объяснению возникновения зависимости как остановки в пси­хосексуальном созревании, ведущей к оральной неудовлетворен­ности. Так как она никогда не может быть удовлетворена пол­ностью, то фрустрированная личность реагирует враждебно, и если она замыкается в себе, то это ведет к психическому разру­шению. Для таких людей наркотик является средством, освобож­дающим от фрустрации путем вызывания эйфории. Обществен­ное осуждение, сопровождающее употребление наркотиков, только усиливает враждебность и одновременно приводит к уси­лению чувства вины.

Наркоман является безответственным человеком, неспособ­ным к достижению успеха ни в одной из областей обществен­ной или экономической деятельности. Как правило, наркоман входит в конфликт с законом еще в юношеском возрасте. Боль­шинство из них страдает от разного рода фобий — страх перед арестом, перед наказанием, перед утратой последней точки опо­ры, перед нехваткой наркотика в период абстинентного кризи­са, перед нехваткой денег и т.п.

Наркоманы никогда не бывают хорошими учениками, а пос­ле окончания школы, если им это удается, редко выполняют ка­кую-нибудь ответственную работу. Наркоман вообще не знает, что такое настоящая работа. Чаше всего он является безработ­ным, живет на иждивении у своей семьи или на нелегальные доходы. Он редко бывает женат, а если и женится, то имеет в браке серьезные проблемы.

3апрограммированные исключительно на приобретение и употребление наркоти­ков, они интересуются только собственным удовольствием от действия этих препаратов. Неспособные к длительным и глубо­ким межличностным контактам, наркоманы получают удовлет­ворение только от наркотика. Они ничего не могут дать другим, они могут только брать. Прежде всего их интересует, где и как достать наркотик.)

Неполноценные связи с другими людьми являются следстви­ем неполноценного «Я» наркомана, для которого либидо явля­ется с размытым эротическим понятием». Для наркоманов, де­лающих себе уколы, шприц может стать символом полового орга­на, в то время как у наркоманов, глотающих таблетки, явно про­являются оральные сексуальные наклонности. Сексуальный приоритет у наркоманов выражен слабо и в любой момент мо­жет быть нарушен.

По причине ущербности социального развития личности наркоман старается избегать любой формы ответственности, становится недружелюбным и недоверчивым по отношению к тем, кого он считает частью угрожающего ему мира. Поэтому объединение наркоманов в группы является одной из их соци­альных потребностей. По этой причине современные нарко­маны, за исключением шизофренических личностей, редко принимают наркотики в одиночку. Большинство из них жи­вет в неформальных группах, и наркоманская группа является одной из отличительных черт современной наркомании. В боль­шинстве случаев наркоману еще в период, предшествующий возникновению зависимости, не хватало чувства уверенности. Наркоманская группа также несет в себе черты неудачного само­лечения социально неуверенных и эмоционально незрелых личностей. Мотивы объединения в группы наверняка не явля­ются здоровыми. Связи внутри группы непрочны, но напере­кор всему наркоманская группа существует, особенно перед лицом опасности извне. Членов наркоманской группы объединяет необходимость добывания наркотиков, а также один образ жизни. В такой группе нет иерархии, все ее члены имеют равные права и никаких обязанностях. Они уважают свободу, понимаемую как анархию и своего рода фетиш. Иногда какая - нибудь сильная личность может подчинить себе всю группу, и тогда наркоманы считают ее своим духовным и идейным лидером, подчиняются беспрекословно, веря, что эта личность является олицетворением всех их чаяний.

После начала употребления наркотиков у подростка психи­ческая зависимость формируется гораздо раньше, чем после употребления алкоголя. Она проявляется в том, что человек стре­мится вновь вернуть состояние, которое он испытывал, нахо­дясь в наркотическом опьянении. Он стремится или получить приятные ощущения от приема наркотиков, которые могут быть очень сильны, или, находясь под воздействием наркотиков, от­влечься от неприятных переживаний и отрицательных эмоций. В первом случае человек, будучи лишен возможности принимать наркотики, воспринимает действительность «серой», недоста­точно динамичной и живой, во втором — оказывается подавлен проблемами, от которых он пытался уйти, прибегая к употреб­лению наркотиков. В зависимости от вида наркотика его воз­действие на человека может проявляться по-разному. Стремле­ние избежать психологического и эмоционального дискомфор­та столь сильно, что человек не в силах отказаться от дальнейше­го употребления. На этой стадии заболевания ему уже необхо­дима помощь специалистов — психологов и врачей, которая мо­жет быть эффективной только при поддержке близких людей, особенно родителей.

Как правило, формирование психофизиологической зависимости происходит в такой последовательности:

I этап — эксперимент;

II этап —периодическое употребление;  

III этап —регулярное употребление;

 IVэтап — навязчивая идея;

 V этап - психофизиологическая зависимость

 В зависимости от стадии заболевания изменяется и частота употребления наркотиков и алкоголя - от проб через эпизоди­ческое употребление к систематическому. Однако систематичес­кое употребление не обязательно связано с наличием физичес­кой зависимости, а может начаться и значительно раньше.

 

 


[1] Углов Ф.Г. Потребление алкоголя - социальная проблема. Соратник.2002. №10.С.54.

[2] Гиндикин В.Я. Юношеские психопатии и алкоголизм. М., Медицина. 1990.С.206.

[3] Личко А.Е., Битенский В.С. Подростковая наркология. Л.:Медицина,1991 .С.304.

[4] Гурьева В.А., Гиндикин В.Я. Юношеские психопатии и алкоголизм. М., Медицина. 1990.С.272.

 

[5]Савченков В.В. Употребления алкоголя подростками. М.Психология.2000.С.30-33.

[6] Иванец Н.Н. Медико-социальные проблемы наркологии и пути их решения. 1999.№ 4.С. 58.

[7] Сидоров П.И., Митюхляев А.В. Ранний алкоголизм. Архангельск: Изд-во АГМА, 1999. С.306.

[8] Коровин А.М. Последствия алкоголизма и общественная борьба с ним. М., 1896.С. 78.

 

 

[9] Сидоров П.И., Митюхляев А.В. Ранний алкоголизм. Архангельск: Изд-во АГМА, 1999. С.306.

 

[10] Коровин А.М. Последствия алкоголизма и общественная борьба с ним. М., 1896.С. 78.

[11] Иванец Н.Н. Медико-социальные проблемы наркологии и пути их решения. 1999.№ 4.С.108.

[12]Егоров А.Ю. Рано начинающийся алкоголизм.М.2002.С.50-54.

[13] Савченков В,В. Употребления алкоголя подростками. М.Психология.2000.С.48-53.

 

[14] Углов Ф. Г. Потребление алкоголя-социальная проблема. Соратник.2001. №10.С. 114.

[15] Углов. Ф.Г. Можно ли пить культурно?;Соратник 2000. №2.С. 83.

Еникеева Д.Д.Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков: Учеб. пособие для ОТуД. сред, и высш. пед.учеб. заведений - 2-е изд. , стереотит. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. С.144.

[16] СПРАВКА о состоянии наркологической помощи населению САО в 2005-2006 г.и за 4 месяца 2007 года.      Наркологический диспансер № 11 УЗ САО города Москвы.

[17] Веселовский В.В. Алкоголь и разрушение личности. Москва, «Наука», 1987.



2020-02-03 209 Обсуждений (0)
Факторы риска алкоголизации и наркотизации подростков. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Факторы риска алкоголизации и наркотизации подростков.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (209)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)