ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В КОНСТИТУЦИИ ФРАНЦИИ
Мосин О.В. Целью настоящей работы являлся всесторонний анализ Французской конституции 1958 г., Декларации прав и свобод человека и гражданина 1789 г., других нормативно-правовых актов на предмет прав и свобод человека. При написании работы автор1 использовал зарубежную и отечественную юридическую литературу по конституционному праву Франции и правам человека. Философско-теоретической основой прав и свобод человека явились идеи о привате человека как высшей социальной ценности общества и государства, высказанные в XYII-XYIII веках философами-просветителями Дж. Локком (1632-1704), Ш.Л.Монтескье (1689-1755), Ж.Ж.Руссо (1712-1778), Ф.М.А.Вольтером (1694-1778). Они считали, что человек обладает естественными, неотъемлемыми правами (право на жизнь, право на свободу и др.), принадлежащие ему от рождения, которые не могут быть отняты ни государством, ни обществом. Современному человеку трудно представить, что первые идеи прав и свобод человека воспринимались когда-то как социальная утопия, что идеи великих мыслителей прошлого, на много опередивших свое время и оказавшие огромное влияние на все последующие политические события, очень медленно и трудно приживались в сознании людей и обществе в целом. Первые попытки воплотить эти идеи в реальность предприняты в период буржуазных революций во Франции, Англии, Америке, когда на законодательном уровне были закреплены основные права и свободы человека, используемые в юридической практике и поныне. В частности, во Франции 26 августа 1789 г. была провозглашена Декларация прав и свобод человека и гражданина и гражданина, а в Америке 26 сентября того же года - Билль о правах (поправка к Конституции США). Однако, фактически, вплоть до гигантских социальных потрясений XX века - первой мировой войны, Октябрьской революции 1917 г., второй мировой войны - даже в государствах с давними республиканскими и демократическими традициями фактически не признавалось не только равенство всех людей, но и возможность защиты человека, за которым признаются индивидуальность и полное уважение его прав вне зависимости от взглядов, уровня культуры, образования, места в обществе, благосостояния, расы, национальности и цвета кожи. Достаточно вспомнить отношение к евреям и другим некоренным национальностям в фашистской Германии и в России. Наиболее четкое понимание свободы было сформулировано в Декларации прав и свобод человека 1786 г., где сказано, что: "... все люди рождены свободными, и все они одарены создателем равными неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежит жизнь, свобода и стремление к счастью". Однако признание обществом прав и свобод человека предполагало не только некий общественный договор, который призывал людей уважать личность, но и создание мощной правовой системы, защищающей человека от произвола властей. История Западной Европы и, в частности Франции свидетельствует, что права и свободы человека не могут быть ограничены узко национальными рамками, поскольку все крупнейшие мировые события, независимо от территориальных, идеологических или иных барьеров, накладывают на нее свой отпечаток. Поэтому вполне закономерно, что мировое сообщество пришло к пониманию и осознанию прав и свобод человека как важнейшей фундаментальной проблемы человечества. Особенностью действующей Конституции Французской Республики 1958 г. является то, что нынешняя французская Конституция состоит из 3 частей, принятых в разное время: -собственно Конституции 1958 г. -Преамбулы к Конституции 1946 г. -Декларации прав и свобод человека и гражданина 1789 г. Конституция 1958 г. регулирует только вопросы организации власти (устройство государства, структуру, порядок формирования государственных органов). Права и свободы человека урегулированы не в тексте Конституции, а в других исторических документах Преамбулы к Конституции 1946 г.и Декларации прав и свобод человека и гражданина 1789 г., которые являются составными частями Конституции 1958 г. В Конституции 1958 г. определена структура и порядок закрепления провозглашаемых прав и свобод. Ее основные разделы: - 2. Место cвободы в Конституции Франции «О, свобода! Сколько преступлений совершается твоим именем!» С этими словами Гракх Бабёф поднялся на эшафот гильотины. Событиям Французской революции минуло два века. А провозглашенные ей принципы актуальны и поныне! Современная Франция – “неделимая, светская, социальная, демократическая республика, обеспечивающая равенство перед законом всех граждан без различия происхождения, рассы и религии” (Ст. 1. Конституции Франции). Права и свободы человека – это важнейшая сфера Французкого конституционного законодательства. «Люди рождаются и остаются... равными в правах, свобода — естественное и неотъемлемое право и состоит она в том, чтобы «делать все, что не наносит вреда другому», — провозглашает Декларация о правах и свободах человека 1789 г. В этом отношении свобода - «необходимые отношения, вытекающие из природы вещей». Исторически сложилось, что основные юридические положения о правах и свободах человека содержатся в двух включенных в Конституцию 1958 г. нормативно-правовых актах -Декларации прав и свобод человека и гражданина 1789 г. -Преамбуле Конституции 1946 г. С одной стороны это хорошо, поскольку права и свободы человека “освящаются” авторитетом этих выдающихся исторических документов (особенно Декларации 1789 г.). Но с точки техники конституционного регулирования это плохо. Поскольку -права и свободы человека – важнейший элемент предмета современной конституции, и поэтому было бы неправильно их регулировать в тексте самой конституции. -Декларация 1789 г. и Преамбула Конституции 1946 г. – памятники права; они (особенно Декларация) зафиксировали те права и свободы, которые были актуальны 200 и 50 лет назад, а жизнь меняется, с усложнением социально-экономической организации общества появляются новые права (например, социальные, трудовые, экологические и др.), которые остаются за бортом конституционного регулирования - Декларацию 1789 г. и Преамбулу Конституции 1946 г. нельзя новеллизировать, приводить в соответствие с требованиями сегодняшнего дня, в них невозможно внести дополнения. Тем не менее, несмотря на отмеченные недостатки, во Франции исторически сложился именно такой, оригинальный порядок урегулирования прав и свобод – в двух памятниках права, включенных в Конституцию. Декларация прав и свобод человека и гражданина 1789 г. закрепила следующие принципы и свободы: -свободу и равенство от рождения; -право на собственность; -право на сопротивление унижению; -суверенитет народа; -право делать все, что не запрещено законом; -право на равный доступ всех граждан к государственным должностям; -свобода слова; -свобода мысли; -свобода совести; -презумпция невиновности; -ответственность власти перед народом; Данные права дополняются более современными, в основном социальными, правами и свободами, закрепленные в преамбуле Конституции 1946 г., демократической по духу и принятой вскоре после освобождения Франции от гитлеровской оккупации. Среди них -равенство мужчины и женщины; -право на труд и одновременно обязанность трудиться; -свобода профсоюзной деятельности; -право на стачку; -право на отдых и досуг, социальное обеспечение; -право на развитие личности;
3. Свобода и равенство. Вовенарг, который еще не мог читать ни Монтескье, ни Руссо, ни Декларации, писал: «Неправильно утверждать, будто равенство является законом природы; природа ничто не сделала равным». Альфред де Мюссе, который прочитал произведения всех просветителей, писал о том же самом, но в стихах: “Пусть люди будут равными друг с другом на земле, Уразуметь сие не мог я никогда, возможно ль это?” Французкие юристы часто ссылаются на принцип равенства в обращениях к Конституционному совету, когда ему передается на рассмотрение какой-либо закон. Так как формально «равноправные» люди чаще всего находятся в неодинаковом положении, то необходимо юридическое толкование. Юридическая деятельность Констуционного совета может выглядеть как практика защиты равенства в том смысле, в каком его понимали юристы эпохи Французской революции 1789 г.; но вырисовывается и иная идея: если неодинаковое положение людей в обществе оправдывает необходимость дифференцированного подхода, то в условиях социальной республики (статья 2 Конституции) оправданно наличие норм, призванных сглаживать социальные противоречия общества, ибо совершать посягательство на формальное равенство с целью приближения общества к действительному равенству — это тоже своеобразная форма обеспечения принципа равенства. Таким образом, очевидна формальность принципа равенства. Конституционный суд Франции утверждает, что законодатель не может «ни произвольно рассматривать то, что в основном является равным с неодинаковых позиций, ни произвольно рассматривать то, что в основном является неравным с позиций принципа равенства».
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1564)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |