Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие и функции массовой прессы



2020-03-17 167 Обсуждений (0)
Понятие и функции массовой прессы 0.00 из 5.00 0 оценок




массовый электронный реклама пресса

Массовая пресса - феномен, возникший в начале ХХ века, являющийся одним из основных средств массовой информации. Для полного понимания термина необходимо немного углубиться в предмет, и дать определения основным терминам, которые мы будем использовать в работе. Среди всех определений средств массовой информации (СМИ) наиболее полным мы считаем определение, данное в Энциклопедическом словаре СМИ Александра Князева:

Масс-медиа - средства массовой информации, форма массового взаимодействия посредством информационных сообщений. К современным средствам массовой информации относят печатную прессу (газеты, журналы, книги), кинематограф, радио, телевидение, звукозаписи и видеозаписи, видеотекст и телетекст, рекламные щиты и панели, видеоцентры, сочетания телевизионных, телефонных, компьютерных и других линий связи. Все эти средства объединяются следующими качествами: обращенность к массовой аудитории, доступность, корпоративный характер производства и распространения информации.

Пресса - совокупность массовых периодических изданий (газет, журналов). Первоначально под прессой подразумевались общеполитические периодические издания, предназначенные для массового читателя. С развитием и дифференциацией периодической печати сформировались группы массовых периодических изданий по целевому назначению (например, научная пресса), содержанию (например, спортивная пресса), читательскому адресу (молодёжная пресса) и т.д.

Классификаций прессы существует очень много, но для нашей работы мы остановимся на делении прессы по аудиторному признаку на качественную и массовую. В определении этих терминов вновь обратимся к словарю А. Князева:

Качественная пресса (quality newspaper, quality magazine) - солидные газеты и журналы, предназначенные для образованных читателей, серьезные и влиятельные издания.  Князев также отмечает, что качественной прессе обычно противпоставляется таблоидная, или желтая пресса.

Таблоиды - газеты, которые все более ориентируется на интересы предельно массовой аудитории, стремясь подобным образом поднять свой рейтинг и повысить доходы от рекламы. Таблоиды противопоставляются качественной прессе, так как в погоне за прибылью не следят за качественным наполнением издания.

Необходимо отметить, что в анализируемых нами статьях термины «массовая» и «качественная» журналистика в большей степени используются для характеристики печатной продукции-то есть массовая пресса это, в первую очередь, низкопробная пресса, с избытком рекламы и развлекательной информации, распространяющаяся большими тиражами и имеющая низкую стоимость, в то время как качественная пресса дорогая, и содержит специфическую информацию, полезную только для узкого круга читателей, элитарная пресса. Но в нашей работе мы разделяем мнение С. Корконосенко, который подчеркивает, что определяющим признаком является не форма подачи и содержание, а именно аудиторный признак.

Поэтому мы будем придерживаться следующего определения массовой прессы:

Массовые издания - газеты, журналы, еженедельники, рассчитанные на широкую читательскую аудиторию.

Основные признаки и функции массовой прессы:

получение прибыли за счет обеспечения массового спроса;

формирование массового сознания и общественного мнения;

реклама товаров отечественного и иностранного потребления;

формирование массового избирателя и обеспечение электората.

По мере того, как промышленный переворот готовил техническую базу для выпуска дешевых газет массовым тиражом, формировалась и их аудитория. Новые читатели отличались от прежних духовными запросами, интересами, вкусами.

   

    1.2 Историческое развитие печатной прессы. Предпосылки возникновения массовой прессы

 

Появление печатной прессы - заслуга немецкого типографа из Майнца Иоганна Гутенберга, который изобрел первый печатный станок. Год появления первого печатного издания остается предметом дискуссий - называются даты от 1445 до 1447. Первые издания, приписываемые Иоганну Гутенбергу, представляли небольшие листовки-календари и учебники. На них нет указаний имени Гутенберга и места издания, поэтому существуют различные версии относительно точной атрибуции и датировки.

И до появления печатного станка Гутенберга в Европе выпускали книги, однако это были книги, написанные от руки церковными служителями. То есть доступ к книгам был в основном лишь у церковной элиты. С появлением печати книги стали доступны более широкой аудитории, но тем не менее процесс появления печатных периодических изданий растянулся более чем на полтора века. Первые газеты были рукописными, оставаясь таковыми на протяжении всего XVI столетия, и продолжали свое хождение наряду с печатными и в XVII веке.

Годом рождения европейской газетной периодики считается 1609 г. (хотя некоторые исследователи называют 1605 г.). Местом ее появления стала Германия. Газета, начинавшаяся словами «Relation: Aller Furnemmen», была напечатана в январе 1609 г. в городе Страсбурге, и в ней были помещены новости из Кельна, Антверпена, Рима, Венеции, Вены и Праги. Редактором-издателем этого еженедельника стал типограф Иоганн Каролюс, ранее занимавшийся составлением рукописных листков новостей. В том же 1609 г. в Аугсбурге появилась «Avisa Relation oder Zeitung» - другая еженедельная газета, которую издавал Лука Шульте.

Первые печатные газеты не имели четко обозначенного названия. Место издания и фамилия редактора-издателя обычно не указывались. Расположение новостного материала зависело не от степени важности самого описываемого события, а от дня поступления данной информации. Сами новости практически не комментировались и подавались без всяких рубрик, политические события перемежались с далеко не всегда достоверными сенсациями.

Начиная с 1609 г. еженедельные периодические печатные издания стали быстро распространяться по всей Европе. К 1630 г. еженедельные газеты появились уже в 30 городах Европы. Быстрое распространение печатных периодических изданий, а в период с 1609 по 1700 гг. только в Германии специалисты зафиксировали хождение около 200 газет, объяснялось возросшим уровнем типографского дела, ростом городов и увеличением спроса на различную информацию со стороны городского населения, основным потребителем данного типа печатной продукции.

Однако процесс появления первых газет в ряде стран сдерживался строгими цензурными порядками, регулировавшими появление печатной продукции. Повсеместное введение института предварительной цензуры, появившейся почти сразу после изобретения книгопечатания, стало реакцией государства на неподконтрольное распространение идей, мнений и информации.

Именно действие цензурных ограничений привело к тому, что первые печатные газеты в Англии и Франции появились с относительным запозданием, потому что в то время в этих странах были приняты законы, запрещающие публикацию всяких материалов, имеющих клеветнический характер, и нарушение этого запрета каралось вплоть до смертной казни.

В условиях жесткого цензурного давления роль своеобразного «катализатора» для появления английских и французских газет сыграла Голландия, в которой в сентябре 1620 г. Каспар ван Хилтен начал переводить свое собственное издание, «Courante uyt Italien, Duytsland, etc.» - «Вести из Италии, Германии и т.д.», на французский язык и распространять на территории Франции под названием «Courant d'Italic & d'Almaigne, etc.». Первый номер официальной французской газеты вышел 30 мая 1631 г. Ее название - «La Gazette» - возводится исследователями к названию мелкой серебряной монеты (gazetta), которой платили венецианцы в XVI веке за рукописные газеты, и вошло во многие европейские языки.

К характерным чертам первых европейских газет можно отнести недолговечность их существования, зависимость от официальных властей и, как следствие, чисто информационный, неполитизированный характер этих изданий. Тиражи колебались от 200 до 1500 экз. В целом, в Европе восемнадцатого столетия против периодических изданий продолжали действовать цензурные ограничения. Если даже в либеральной Англии свободу прессы приходилось отстаивать в достаточно сложных условиях, то в других европейских государствах, в частности во Франции и в Германии, положение дел было гораздо хуже, так как журналисты в этих странах подвергались внесудебным преследованиям.

На рубеже XVIII-XIX вв. в Англии газеты не имели такого влияния на общественное мнение, как журналы. Однако именно в это время появилась газета, считающаяся в настоящее время синонимом респектабельности британской прессы. Ее основателем стал английский типограф Джон Уолтер, который в 1785 г. начал издавать газету «Universal Daily Register» («Универсальный ежедневный журнал»). В 1788 г. издание Джона Уолтера было переименовано в «The Times», и под этим названием газета вошла в историю мировой прессы.

Прорывом в области типографского дела стало изобретение ротационной печатной машины, сделанное американцем Ричардом Хоу в 1846 г. Теперь тиражи газет увеличились в разы, а стоимость производства одного номера стала меньше. Это поставило газеты в условия жесткой борьбы за своего читателя, что, в свою очередь, повлияло на содержание газеты. Теперь газета более подстраивалась под потребности своей аудитории, и это свидетельствовало о наступлении новой эры в журналистике - эры, в которой основной акцент делается на вкусы массового читателя. Во второй половине XIX столетия газеты все более становятся частью бизнеса, а не политической борьбы. Пресса стала выходить на все более широкую аудиторию, то есть, становится массовой.

Особенностью этого этапа развития печати является направленность газет на печатание скандальных и сенсационных новостей, которые не всегда бывали проверенными. Массовая пресса быстро освоила и приемы иллюстрированных изданий, дополнив сенсационность соответствующим видеорядом. Первая ежедневная иллюстрированная газета в Англии «Daily Graphic» выходит в 1890 г. В Германии первая по-настоящему иллюстрированная газета появилась в 1843 г. усилиями Иоганна Вебера в Лейпциге. «Leipziger lllustrierte Zeitung» («Лейпцигская иллюстрированная газета») позиционировалась издателем-редактором как «газета общего интереса», выходившая раз в неделю. Она быстро завоевала популярность, и к 1873 г. тираж газеты достиг 18000 экземпляров.

Политическая и радикальная журналистика Европы - чартистская пресса Англии, республиканская печать Франции, социалистическая периодика Германии, Франции и других европейских стран по-своему дополняла пеструю палитру идеологического медиа-рынка, но все же повторяла уже сложившиеся типологические инновации, разработанные качественной и массовой журналистикой.

Что касается прессы в американских колониях, то в первое время после появления она так же испытывала ограничения цензурных законов, и отличалась направленностью на национальную и культурную самобытность. До начала XIX века развитие американской прессы мало чем отличается от развития европейской, поэтому мы остановимся лишь на 30-х годах XIX века, когда в американской журналистике проявились новые тенденции, которые стали доминирующими в последующие десятилетия.

Это, во-первых, освоение читательской аудитории, состоящей из беднейших слоев населения. До недавнего времени газеты и журналы были недоступны беднейшим слоям населения ввиду относительной дороговизны этих изданий, с другой стороны, специфическая читательская аудитория требовала особенного, более доступного для нее языка журналистской продукции, а также не очень сложных для восприятия тем, преимущественно развлекательного и сенсационного характера. В поисках новой аудитории газеты пошли навстречу массовому читателю. Подобная же тенденция наблюдается и в европейской журналистике данного периода.

Выпуск дешевых газет, доступных малоимущим читателям, оборачивался выгодой для издателей подобного рода периодических изданий. Появление «penny press», то есть прессы, продаваемой по максимальной низкой цене, стало значительным феноменом в развитии американской журналистики. Пионером в этой области считается Бенджамин Дэй, который 3 сентября 1833 г. начал издавать в Нью-Йорке газету «The Sun» («Солнце») под девизом «Оно (солнце) светит для всех».

Низкая цена и интересное содержание быстро привлекли читателей, и через четыре месяца ежедневный тираж «The Sun» вырос до 5000 экземпляров. Через два года тираж был поднят до 15000 экземпляров. Подача материала в «The Sun» отличалась сенсационностью, в ней публиковались истории о преступлениях и скандалах, а когда подобных материалов не хватало, газета не считала зазорным мистифицировать читателя.

Вторым известнейшим издателем «penny press» считается Джеймс Гордон Беннет, основавший газету «The New York Herald» («Нью-Йорк Геральд»). Несмотря на то, что начальный капитал Беннета составлял всего 500 долларов, вскоре его издание стало одним из самых распространенных, богатых и новаторских газет в истории американской журналистики. Тираж «The New York Herald» в 1836 г. составлял 20000 экземпляров, несмотря на то, что цена поднялась до 2 центов за экземпляр.

Секрет успеха газеты Беннета заключался в строгом следовании некоторым принципам, выработанным им за годы репортерской и редакторской работы: сообщать как можно скорее все новое и интересное, не жалея никаких издержек; освещение любых, даже запретных тем - его газета критиковала власть, церковь, полицию, если в этих сферах возникали проблемы, интересовавшие подписчиков и покупателей «The New York Herald». Присутствие корреспондента на месте события и достоверность сообщаемой им информации - обязательные условия журналистского метода Беннета. Факт, сенсация, скорость подачи информации - таковы слагаемые несомненных успехов «The New York Herald», которая стремилась во всем быть первой и самой информированной.

Торжество принципов «penny press» привело к структурным изменениям в самой газете, в подаче газетного материала и в редакторской политике большинства периодических изданий, стремящихся к извлечению финансовой выгоды из своей журналистской деятельности. Основной задачей для подобного типа прессы стало получение так называемой «scoop», то есть сенсационной новости, опубликованной до ее появления в других газетах. На получение таких новостей тратились огромные суммы, но возрастающие тиражи окупали расходы. В связи с этим на страницы «penny press» часто попадала непроверенная информация, тем самым снижая достоверность газеты в целом. Политические передовицы отличались воинственностью тона, трескучей риторикой и не всегда корректным переходом на личность оппонента. Сенсационность в отборе новостей приводила к искажению реального положения дел в стране. Факты в большинстве своем подавались с точки зрения оптимизма, и желаемое часто выдавалось за действительное и уже свершенное.

Таким образом, к началу XX века газеты становятся действительно массовыми, и в борьбе за своего читателя наращивают темпы получения новостей и внедрения технологических новшеств.

В данной главе мы дали определение массовой прессы, которым руководствовались при составлении данной работы. Итак, массовая пресса - это печатные издания, рассчитанные на широкую аудиторию, в противовес качественной прессе, которая издается для узкого круга специалистов.

Широко распространено мнение, что массовая пресса является синонимом желтой прессы. Однако мы с данным мнением не согласны. Несомненно, желтая пресса является массовой, но массовая пресса понятие намного более широкое, чем просто бульварная или желтая пресса.

Массовая пресса отличается наличием ярких заголовков, иллюстраций, массовые издания нередко определенное количество развлекательной и рекламной информации, выпускаются большим тиражом с разной периодичностью. Также массовая пресса очень быстро применяет технические нововведения, является гибкой к потребностям аудитории.

Разделение прессы на массовую и качественную происходит во второй половине XIX века, и связано оно, во-первых, с изобретением ротационной печатной машины, позволившей выпускать прессу большими тиражами и снизить стоимость каждого выпуска, во-вторых, с использованием иллюстраций в газетах, и третье, с печатанием рекламы.

В следующей главе рассмотрим дальнейшее развитие массовой прессы до наших дней.

 

   
2. Развитие массовой прессы в западных странах

 

    2.1 Массовая пресса в XX веке

 

Как мы выяснили в предыдущей главе, в конце XIX - начале XX в. периодическая печать впервые за 300-летнюю историю журналистики как социального института обрела массовую аудиторию, чем было подтверждено превращение периодики в средство массовой информации. Причиной этому стали следующие факторы:

· Расширение аудитории за счет «низших классов», у которых возросли доходы и появилось больше свободного времени;

· Введение обязательного начального образования и ликвидация массовой безграмотности;

· Установление демократических прав граждан и введение всеобщего избирательного права сформировало электорат, на который влияли газеты и журналы, что, в свою очередь увеличило интерес властей к газетам;

· Собственно, увеличение тиражей периодических изданий, позволившее завоевать действительно массовую аудиторию;

· Использование иллюстраций и впоследствии фотографий в прессе.

· Броские заголовки, понятный для всех язык;

· Существенная часть газетной площади этих изданий отводилась и отводится под рекламу и объявления, новости занимают весьма незначительное место.

Главной же действительной исторической заслугой первых «массовых» изданий является сформированная ими привычка к регулярному чтению газет у большого количества людей из числа тех, кому прежде было чуждо печатное слово. В числе достоинств «массовой» прессы исследователи называют также быстрое внедрение и использование передовых полиграфических и коммуникационных технологий.

В США расцвет массовой прессы пришелся на двадцатые годы ХХ века, и связан он с запуском в 1919 г. в Нью-Йорке первого крупного таблоида «Illustrated Daily News», созданного Паттерсоном и Маккормиком (слово «Illustrated» впоследствии было исключено из названия этой газеты). Таблоид быстро превратился в самую высокотиражную газету: в 1930 г., несмотря на последствия экономического кризиса, он имел беспрецедентный тираж - полтора миллиона экземпляров.

Успех «Daily News» на газетном рынке побудил издателей-конкурентов внимательнее отнестись к английскому изобретению - таблоиду. В 1924 г. Херст внедряет на газетный рынок Нью-Йорка свой таблоид - «Daily Mirror», «позаимствовав» у английского прототипа не только издательскую модель, но и название. Несколькими месяцами спустя в конкурентную борьбу межу таблоидами вмешался издатель Макфадден, который предложил аудитории свою газету того же типа - «Daily Graphic».

В начале века определились характеристики таблоида как газеты для жителей городов с их лихорадочным ритмом жизни, не оставляющим достаточного времени для обстоятельного чтения прессы. Небольшую по размерам общедоступную газету было удобно читать в трамвае и метро по дороге на работу, в баре или прачечной. Таблоиды представляли собой перспективное рекламное средство, обращенное к массовому потребителю. Однако рекламные агентства не могли размещать в них пространные коммерческие объявления, поскольку такого рода реклама не помещалась на небольшой газетной полосе.

Содержание таблоидов, подстраивающихся под потребности читателей, сводилось преимущественно к публикациям сенсационного и скандального характера. Для таблоида характерно обилие иллюстраций, развлекательных материалов, таких как комиксы, анекдоты, юмористические рисунки, кроссворды, использование вызывающих «кричащих» заголовков, шокирующих крупных «шапок» на первой полосе. Так, в 1930 г. иллюстрации занимали в среднем 40% площади таблоидов - и только 25% площади газет обычного формата. Каждая из полос (или пара соседних полос) «классического» таблоида была специализирована по тематике, центральные полосы (разворот) обычно были заполнены иллюстрациями.

С целью привлечения внимания массового читателя (главным образом представляющего «низшие классы» общества) таблоиды обильно оснащались текстовыми материалами и иллюстрациями, эксплуатирующими социальные стереотипы (национальные, расовые, половые и пр.), бытующие в массовом сознании, а также сексуальные инстинкты аудитории. Не удивительно, что понятие «таблоид» стало синонимом сенсационной скандальной прессы для невзыскательного читателя. Впоследствии по аналогии с таблоидными изданиями появились понятия «таблоидная журналистика», «таблоидное телевидение», отождествляемые с откровенно шокирующими, этически спорными видами журналистской деятельности.

Другим популярным направлением массовой прессы явились массовые иллюстрированные журналы. Наиболее крупным и известным из них стал еженедельный журнал «Life» («Жизнь»), созданный под руководством X. Люса корпорацией «Time Inc.» в 1936 г. Производство массовых многокрасочных иллюстрированных журналов современного типа, распространявшихся многомиллионными тиражами, было связано со значительными расходами: для них требовалась дорогая бумага, и качественная цветная печать обходилась весьма недешево. Тем не менее, массовые иллюстрированные журналы привлекали рекламодателей возможностью вывода коммерческих объявлений на огромные по численности аудитории, а потому они превратились в один из наиболее предпочтительных объектов рекламных капиталовложений того периода. На их долю приходилось 80-90% от общего уровня доходов издателей, что позволяло не только полностью покрывать расходы по выпуску и распространению тиража и обеспечить высокую прибыльность издательского бизнеса, но и возможность предлагать журналы массовому читателю по низкой цене, зачастую - ниже их себестоимости.

Вплоть до семидесятых годов история журнала свидетельствовала о постоянной (и небезуспешной) борьбе за расширение читательской аудитории. В начале шестидесятых годов тираж «Life» превышал 6 млн. экз. С 1946 г. в Париже осуществлялось двухнедельное европейское издание журнала, а в 1953 г. начал издаваться «Life En Español» - испаноязычная версия, адресованная латиноамериканской аудитории.

Французский текстильный фабрикант и издатель Ж. Пруво в 1938 г. издал свой еженедельный массовый иллюстрированный журнал по образцу «Life» X. Люса (с 1949 г. и по сей день журнал издается под названием «Paris-Match»). Введение на страницы «Paris-Match» большого количества качественных цветных фотоиллюстраций, в частности, «фоторепортажа номера», посвященного одному из сенсационных событий недели, тщательная работа над сопроводительными текстами способствовали созданию у аудитории эффекта наглядности, присутствия на месте события, придавали новостям дополнительный заряд эмоциональности. Уже в довоенный период тираж журнала вырос с 80 тыс. до 1400 тыс. экз., а после войны распространение восстановленного издания превысило полтора миллиона экз. (в середине пятидесятых годов) и достигло в 1960 г. рекордной отметки - 1800 тыс. экз. Ориентация «Paris-Match» на американские образцы журнальной прессы способствовала усвоению его сотрудниками стиля и методов работы, характерных для журналистики США.

В 60-х годах ХХ века Великобритания занимала первое место на Западе по распространению газет. На тысячу англичан в 60-е годы приходилось ежедневно 514 экземпляров газет, общий ежедневный тираж которых достигал 27 млн. В Великобритании и Северной Ирландии выходило 120 ежедневных и 15 воскресных газет, 1268 ежедневников, 4687 журналов и более тысячи других изданий. В стране насчитывалось 10 утренних, 2 вечерние и 8 воскресных национальных газет, выходящих в Лондоне и распространявшихся по всей стране. Общий тираж провинциальных газет составлял 7 млн. экземпляров ежедневно.

В 70-е годы четко определялись читательские «ниши» качественных и массовых английских изданий. Если 25% читателей «Таймс» принадлежали к высшим кругам общества, то применительно к «Дейли Миррор» эта цифра составляла 1%, а к «Дейли Экспресс» - 3%. 39% рабочих страны читали «Дейли Миррор», 31% - «Дейли Экспресс».  А аудитория бесплатных газет, которые, несомненно, тоже относятся к массовой прессе, составила в начале 80-х годов 95% населения страны.

В конце 1950-х и в 1960-е годы крупные иллюстрированные журналы и газеты повсеместно стали терять рекламные доходы под воздействием конкуренции с телевидением, которое демонстрировало живые картины действительности, превосходившие по экспрессивности фотографические «картинки жизни», публикуемые в прессе, и представляло собой гораздо более оперативный и массовый канал доставки информации и рекламы. В начале семидесятых годов разразился острый кризис массовых иллюстрированных журнальных изданий, подтвердивший необходимость изменения привычных издательских концепций. Аналогичные проблемы испытывали в этот период как американские, так и европейские газеты. Некоторые издания вынуждены были закрываться.

Начало 90-х годов было ознаменовано для журналистики усилением тенденций глобализации средств массовой информации. Глобальный характер приобрела британская «Файненшл Таймс», выходящая двумя изданиями: одно предназначается для жителей Британских островов, другое носит интернациональный характер и распространяется в 160 странах, его читают в финансовых столицах мира. Газета получает разностороннюю информацию не только из Европы, но из Азии, Африки, Южной и Северной Америки. Но в целом в начале 90-х годов в мире сложилась ситуация, неблагоприятная для прессы. Из-за сужения рынка рекламы стали снижаться тиражи многих газет и соответственно доходы от этих изданий. Определенные потери понесли воскресные газеты. В 1991 г. Англия столкнулась с феноменом, который вряд ли можно назвать типичным для ее журналистики: несколько снизился спрос на массовую прессу и повысился интерес к качественным изданиям. Это объяснялось возросшей потребностью аудитории в серьезной информации, а также усилившейся вульгаризацией популярных газет. Некоторый спад интереса к массовой прессе был вызван тем, что аудитория переориентировалась не только на телевидение, видео, компьютерные игры, но и набирающий популярность Интернет. В 1992 г. процесс снижения тиражей затронул и качественные издания.

В настоящее время Великобритания продолжает занимать одно из ведущих мест в мире по насыщенности прессой. Национальные или местные газеты читают трое из четырех англичан. В стране издается 160 ежедневных газет, 1300 ежедневников.

В 1996 г. самой читаемой ежедневной газетой продолжала оставаться «Сан» (4073601 экземпляр), увеличился тираж «Дейли Мейл» (2039713). Повысили объем распространения «Мейл он Санди» (2138465), «Санди Таймс» (1138337); вне конкуренции - воскресная газета «Ньюс оф де Уорлд» (4656718). Стали продавать больше своих экземпляров «Таймс» (688205) и «Файненшл Таймс» (308556). Менее удачной оказалась ситуация для «Индепендент», «Дейли Телеграф» и «Санди Экспресс»: их тиражи снизились.

 

   
2.2 Влияние коммерческой рекламы на развитие периодики

 

В условиях формирования общенациональных рынков существенно возросла роль рекламы как средства продвижения товаров и услуг. Резкий рост массового индустриального производства, усилившаяся рыночная конкуренция производственных и торговых фирм стимулировали во второй половине XIX в. бурный рост рекламного бизнеса. Печать все чаще рассматривалась рекламодателями как канал вывода рекламных объявлений на массовую аудиторию потенциальных потребителей товаров и услуг. Поток рекламных объявлений, поступающих в редакции периодических изданий, резко возрос в последней четверти века. Всего за одно десятилетие объем рекламы, публикуемой в журналах США, увеличился на 200-300%. Существенно возросли и доходы от рекламной деятельности периодических изданий. Если в 1880-е годы доходы издателей газет наполовину состояли из средств, полученных от продажи тиража, и наполовину - от платы за публикацию коммерческих объявлений, то к 1910 году рекламные доходы составляли уже 65% от общего объема поступлений. Таким образом, коммерческая реклама превратилась в основной источник дохода.

Во всех без исключения средствах информации Великобритании возрос удельный вес рекламы, ставшей мощным рычагом регулирования их деятельности: с конца второй мировой войны по 70-е годы английское правительство ежегодно тратило на рекламные кампании в печати, на радио и телевидении 5,5 млн. фунтов стерлингов.

В 80-е годы Великобритания обладала широкоразветвленной сетью периодической печати. И качественная, и массовая пресса сохраняли свою направленность: первая обращалась к образованному читателю, часто связанному с системой управления, была информативна и аналитична; вторая, ориентируясь на широкую аудиторию, скорее следовала ее вкусам и запросам, чем пыталась изменить или усовершенствовать природу человека. Обе разновидности британской прессы нашли и своего рекламодателя. На страницах качественной печати печаталась дорогостоящая реклама тяжелой промышленности, строительной индустрии, недвижимости; массовая рекламировала, как правило, товары массового потребления.

Резкое увеличение доходов от рекламы превращало крупные издания (особенно ежедневные газеты в больших городах) в высокоприбыльные издательские предприятия. Их издатели стали обладателями весьма крупных по тому времени состояний. Газетный бизнес, для которого ранее были характерны высокая степень риска и низкий уровень доходности, стал очень привлекательным для деловых людей.

Наиболее преуспевающие газеты превратились в гигантские комплексы с миллионными расходами и многочисленными штатами сотрудников, с разветвленными корреспондентскими сетями внутри страны и за рубежом. Некоторые из них располагали собственными производственными мощностями по выпуску полиграфической техники, шрифтов и пр. В течение длительного времени лондонская «The Times» самостоятельно обеспечивала себя всем необходимым оборудованием, типографскими шрифтами и материалами (за исключением газетной бумаги).

Однако во второй половине ХХ века по мере совершенствования адресных рекламных технологий рекламодатели во все большей степени переключались с массовых журналов на сотрудничество со специализированными журнальными изданиями, предназначенными для определенных секторов и групп аудитории, рассматривая подобные издания как более эффективное целевое средство рекламы. Вместе с существенным ростом расходов по выпуску и распространению тиража, наблюдавшимся в конце 1960-х и в 1970-е годы, это серьезно подрывало позиции журнальных гигантов.

Во второй половине 1990-х гг. в крупных городах-мегаполисах Северной Америки и Европы получили распространение газеты, вообще не зависящие от читательского финансирования их деятельности. Речь идет об информационно-рекламных газетах, бесплатно распространяемых в местах большого скопления людей - на станциях метро, вокзалах, в поездах и т.д. Сочетая в своем содержании журналистский и рекламный компоненты (при решительном доминировании последнего), эти издания в ряде случаев составили существенную конкуренцию традиционным газетам. Этот тип газет, привлекательный для рекламодателей ввиду гарантированного широкого распространения рекламных объявлений, вместе с тем предоставляет издателям возможность экономить на производстве и дистрибьюции тиража, избежать зависимости от жесткоконкурентных условий, влияющих на сбыт обычных изданий. Владельцы бесплатных газет утверждают, что эти издания не составляют конкуренцию платным, но это далеко не всегда соответствует действительности. Пользующиеся успехом бесплатные газеты способны ухудшить положение других изданий на рынке периодики. Не случайно, что распространение газет этого типа вызвало протесты среди издателей и редакторов традиционных изданий. Концепция бесплатной газеты была разработана и осуществлена в Швеции. В 1995 г. в Стокгольме начала распространяться газета «Metro», предназначенная для быстрого прочтения во время поездок в городском транспорте, а потому содержащая набор кратких удобочитаемых новостных материалов в сочетании с рекламными объявлениями. Издание быстро стало популярным, была доказана экономическая эффективность концепции ежедневной бесплатной газеты. Вскоре газеты - типологические аналоги «Metro» - получили распространение в крупных городах Швеции и соседних с ней странах, в других регионах мира. Характерно, что некоторые из них имеют название «20 минут» (например, парижская бесплатная ежедневная газета): такова средняя расчетная продолжительность их прочтения. В Нью-Йорке на станциях подземки и на автобусных остановках стала распространяться бесплатная газета «Express», в Филадельфии - «Metro» с ее 125-тысячным тиражом. В Великобритании наибольший коммерческий успех приобрели бесплатные рекламные газеты «Metro» и «Evening Standard». За созданием лондонской «Metro» последовало учреждение региональных версий газеты в других крупных британских городах. Распространение бесплатных ежедневных газет в Германии началось с 1998 г. с Берлина, но в этой стране подобные издательские проекты оказывались перед лицом экономических проблем.

   

    2.3 Влияние электронных СМИ на развитие массовой прессы

 

Под влиянием процессов конкуренции с электронными СМИ, а также углубляющейся коммерциализации журналистики, формирующей определенный тип массовой аудитории (политически и идеологически инертной, ориентированной преимущественно на потребление развлекательной и «облегченной» визуальной информации), в послевоенный период в развитии периодической прессы в США и странах Западной Европы отчетливо проявились кризисные явления. Особенно наглядно они наблюдались среди ежедневных газет. Так, с 1960-х гг. неуклонно сокращаются тиражи ежедневных газет в США - несмотря на то, что в этой стране именно газетам традиционно достается наибольшая доля рекламных доходов. Уменьшается и общее количество ежедневников. Даже в традиционно «газетных» странах Европы, где к числу регулярных читателей ежедневной прессы относится большинство граждан (например, в Германии - 2/3 населения), количество подписчиков сокращается или находится в состоянии застоя. Уменьшается и средняя продолжительность чтения газет.

В Великобритании, известной своими традициями газетного дела, вот уже в течение нескольких десятилетий падают тиражи газет. Значительная часть британской молодежи не ощущает потребности в чтении газет, к тому же четверть выпускников средней школы испытывает трудности с чтением. В некоторых странах Южной Европы половина взрослого населения вообще не читает газет.

Проблема сохранения плюралистического характера периодической печати приобретает особую остроту в последней четверти XX в., когда под угрозу исчезновения встали многие газеты и журналы, которые в условиях конкуренции с телевидением и Интернетом лишаются рекламной базы, необходимой для их выживания. Смерть некоммерческих - или неприбыльных - периодических изданий лишает многих граждан общественнозначимых новостей внутренней и внешней политики, регулярной информации о деятельности центральных и местных органов власти, об общественной и духовной жизни. Она будет означать существенное сокращение плюрализма в информационной сфере, ограничение права граждан иметь беспрепятственный доступ к многообразным, в том числе альтернативным, источникам информации. Исчезновение политических и других неприбыльных изданий ставит под сомнение представление о прессе как о «четвертой власти» и «рынке идей», подрывает демократические устои общества.

Тем не менее в ХХ1 веке весь мир вступил в эру «экранной» цивилизации, когда сознание человека будет формировать не привычная «жесткая» страница книги, а «мягкий» дисплей компьютера. Многие сомневаются, что в XXI в. средства информации сохранят свой массовый характер. По их мнению,



2020-03-17 167 Обсуждений (0)
Понятие и функции массовой прессы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие и функции массовой прессы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (167)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)