Раздел 2. Разработка концепции курса «Основы экономики» по теме «Управление предприятием»
10 класс «Управление предприятием» Цель урока: Изучить и освоить сущность и функции процесса управления, методы управления деятельностью фирмы, организационные структуры управления в современном предприятии. Ознакомиться с высшими органами государственного управления предприятиями и организациями. Оборудование: Учебник по экономике, тетрадь, ручка. В качестве вспомогательного наглядного материала используются схемы, таблицы. І Организационный момент (3 мин) ІІ Опрос домашнего задания по теме: «Основы предпринимательской деятельности» - письменная контрольная работа (10 мин) ІІІ Новая тема: «Управление предприятием» (20 мин) Любой объект, явление или процесс (включая предприятие) можно рассматривать как систему. Под системой понимают совокупность взаимосвязанных в единое целое элементов. Элемент системы – это часть целого, которая при данном рассмотрении не требует разъединения на составляющие. Таким образом любая система: · образуется из 2-х или более элементов; · каждый элемент системы имеет характерные лишь для него свойства; · между элементами системы существуют связи, с помощью которых они влияют друг на друга; · система не может существовать вне времени и пространства. Первая особенность предприятия как системы заключается в том, что оно является открытой системой, которая может существовать лишь при условии активного взаимодействия с окружающей средой. Вторая особенность предприятия в том, что оно создано человеком ради его собственных интересов и, прежде всего для совместного труда. Поэтому очевидной характеристикой любого предприятия является разделение труда: горизонтальное, вертикальное. Горизонтальное – это разделение труда путем разложения работы на отдельн6ые задания. Результатом горизонтального разделения труда является формирование подразделений предприятия, выполняющих отдельные части общего трансформационного процесса. Так как работа разделена между подразделениями и отдельными исполнителями, кто-то должен координировать их действия. Теперь рассмотрим такой вопрос нашей сегодняшней темы как функции управления. Функции управления – объективно обусловленные общие направления или сферы деятельности, совокупность которых обеспечивает эффективное кооперирование совместного труда: · планирование – процесс определение цели деятельности, предвиденья будущего развития и соединения индивидуальных задач членов организации для достижения общего результата; · организация – процесс формирования структуры системы, распределения задач, полномочий и ответственности между членами организации для достижения общей цели ее деятельности; · мотивация – причина, побуждающая членов трудового коллектива к совместным согласованным действиям, обеспечивающим достижение поставленной цели; · контроль – процесс измерения достигнутых за определенный период результатов, сравнения достигнутого с запланированным и корректировка деятельности.Управление предприятием отображает совокупность взаимосвязанных процессов планирования, организации, мотивации и контроля, которые обеспечивают формирование и достижение целей предприятия. Методы управления – способы влияния на отдельных работников и произведенные коллективы в целом, необходимые для достижения целей фирмы: - материальные (экономические) -социально-психологические - организационные 1.Экономические методы управления реализуют материальные интересы участия человека в производственных процессах путем использования товарно-денежных отношений. 2.Социально-психологические методы реализуют мотивы социального поведения человека. 3.Организационные методы управления реализуют мотивы принудительного характера. Их использование заинтересовывает людей к совместной организации труда. Это комплекс способов и приемов влияния на людей, основанный на использовании организационных отношений и административной власти руководства. Организационные структуры управления (ОСУ) в современном предприятии. ОСУ – такая форма систем управления, которая определяет состав, взаимодействие и упорядоченность ее элементов. В ОСУ каждый ее элемент (производственное или управленческое подразделение) имеет свое определенное место и соответствующие связи, обеспечивающие их взаимодействие. Связи этих элементов системы управления подразделяются на линейные, функциональные и межфункциональные. Характер указанных связей определяет соответствующий тип ОСУ (табл.1).
Таблица 1
Высшие органы государственного управления предприятиями и организациями: 1. Президент Украины через свой секретариат в рамках полномочий определенных Конституцией Украины руководит всеми сферами деятельности общества, включая экономику. 2. Верховная Рада Украины участвуют в управлении экономикой опосредованно путем формирования необходимой законодательной базы. 3. Кабинет Министров Украины представляет центральную исполнительную власть, практически реализует социально-экономическую политику страны, координирует и направляет деятельность конкретных звеньев национальной экономики через соответствующие центральные органы исполнительной власти – министерстве, ведомстве и других учреждениях. IV Закрепление новой темы (10 мин) V Домашнее задание – выучить конспект, подготовить короткий доклад-рассуждение на тему «Моя фирма», «Управление фирмой», «Я – будущий президент», в докладе предложить свои идеи по управлению предприятием, фирмой. (2 мин).
Заключение Анализ практических занятий показывает, что экономическое образование и воспитание школьников не только приближает ребёнка к реальной жизни, обучая его ориентироваться в происходящем, но и формирует деловые качества личности. Это подготовка подрастающего человека к предстоящей жизнедеятельности. Раннее разумное экономическое воспитание служит основой правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия ребёнка с окружающим миром. В завершении хотелось бы сказать, что какой бы предмет ни преподавался, главное, чтобы процесс обучения был интересным для учащихся, ставил перед ним конкретные задачи и помогал находить их решения, давал простор для проявления творческой самостоятельности, основывающейся на полученных знаниях и умениях. При написании данной курсовой работы я использовала исследовательский, аналитический методы, а также метод синтеза. Ознакомилась с большим количеством учебной литературы по данному вопросу. После завершения написания исследовательской работы могу свободно, на уровне изученного материала, владеть основами преподавания экономики для детей среднего и старшего школьного возраста.
Список использованных источников:
1. Аксьонова О. В. «Методика викладання економіки.» - К.: КНЕУ, 1998 2. Бондарчук О. І., Бондарчук Л. І. «Основи психології і педагогіки: курс лекцій.»- К.: МАУП, 1999. 3. Журнал “Начальная школа” № 1/1998 год. 4. Зайдель Х., Темен Р. «Основы учения об экономике» / Пер. с нем. –М.:ассоциация «Проф. Обр.»,1992. 5. Н.А. Зайченко. “Экономика. Задачи, упражнения, тесты, кроссворды” Санкт-Петербург 1998 год. 6. Мезеляев В. «Методика обучения основам экономических знаний в современной школе // Экономика украины». – 1994. -№6. 7. Меньшикова О., Попова Т. «Нужны ли детям экономические сказки // Проблемы теории и практики управления». -1992. -№4 8. “Начальная школа”. Приложение к газете “Первое сентября” апрель № 13–15/2000 год. 9. “Начальная школа”. Приложение к газете “Первое сентября” апрель № 19–20/2002 год. 10. Олейник С. Н., Нестеренок Ю. В, Потапов М.К. «Старинные занимательные игры, задачи». – М.:Наука,1989. 11. Б.А.Райзберг. “Твоя экономика” Москва 1996 год. 12. Н.И.Романовская. “Экономическая игротека” Москва 1994 год. 13. Самоукана Н. В. «Игры в школе и дома» - М.: Новая школа, 1993. 14. Сандерс Ф. и др. «Основные экономические понятия. Структура преподавания». – М.: Аспект-Пресс,1995. 15. Т.О.Смирновой Т.Н. Просняковой “Методические рекомендации в помощь учителю экономики 2–4 классов” (ФНМЦ им. Л.В.Занкова) “Белка и компания. Экономика в сказках, играх и задачах” – учебник, задачник-тетрадь в 2-х частях. Самара, корпорация “Федоров” 2000 год. 16. Стандарты по курсу «Основы экономических знаний» // География и основы экономики в школе.-1999. 17. Стейнлек Дж.Ф. «Экономика для начинающих» // пер с англ. –М.: Республика,1994 18. Уткин Э.А. «Сборник ситуационных задач, деловых и психологических игр, тестов по курсам «Менеджмент», «маркетинг». –М.: Финансы и статистика,1996. 19. Е.Г.Фирсов. “Интеллектуальные игры для школьников. Экономика”. Ярославль 1998 год. 20. Хесс Карл «Капитализм для детей. Как стать препринимателем» -М.:Варгиус,1994.
Приложение Деловая игра Тема: Выгодный вариант
Цель: научить на практике решать проблему выбора. Задачи: 1. Сформировать представление о том, что для осуществления выбора требуется рассмотреть различные варианты и выбрать наилучший. 2. Учить принимать решения и нести за них ответственность. Оборудование: плакат «Дерево решений», листочки для голосования. I. Работа над темой урока: 1) – Вспомним, о чем говорили на прошлом уроке. Для этого необходимо отгадать кроссворд:
· Продукт человеческого труда, созданный для купли-продажи. · То, что человеку требуется, нужно. · Потребности безграничны, а ресурсы … · Запасы, источники чего-либо, необходимые для производства товаров -Что и когда вам приходилось в жизни выбирать? -Что влияет на выбор? -Чтобы сделать правильный выбор необходимо рассмотреть несколько вариантов. -Попробуйте составить алгоритм выработки решений. Алгоритм: 1. Рассмотреть все варианты. 2. Подсчитать результат. 3. Сравнить их. 4. Сделать выбор. II. Игра «Выбор» Каждому важному делу нужно и можно учиться. У вас есть возможность сделать это прямо сейчас. У одного владельца возникла проблема. Этот человек имеет в собственности здание и готов отдать в аренду. -Что значит в аренду? Ему сделали три предложения: 1-ое разместить «Кафе мороженое» 2-ое «Ветеринарную клинику» 3-тье «Зал игровых автоматов» Каждый вариант по-своему привлекательный. Важна польза не только для себя, но и для общества. Рассмотрите изображение дерева: корни, ствол, стебли. Процесс принятия важных решений напоминает строение дерева: - корень – обозначает проблему; - нижние ветви – варианты решения проблемы; - верхние ветки - обозначают положительные и отрицательные стороны возможного выбора. Любое решение имеет свои достоинства и недостатки. - Давайте разберем. (Дети называют «+» и «-» каждого из предложенных вариантов, а учитель ставит рядом с их названиями только «+» и «-». Обсуждаем полученные результаты.) - Можно ли выбрать больше одного варианта? - Почему выбор ограничен? (Одно задание) - Какое условие поставил владелец? (Должна быть польза для общества.) - На листочках для голосования поставьте номер того варианта, который вы выбираете. - То решение, которое приняло большинство, будем считать общим, то есть проблема решена. III. Итог урока: - О чем говорили на уроке? - Решили ли проблему?
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (241)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |