Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные условия формирования мотивации обучающихся в общеобразовательной школе



2020-03-17 225 Обсуждений (0)
Основные условия формирования мотивации обучающихся в общеобразовательной школе 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Учебная деятельность, являясь сложной и по содержанию, и по структуре, складывается у ребёнка не сразу. Требуется немало времени и усилий, чтобы в ходе систематической работы под руководством учителя маленький школьник постепенно приобрел умение учиться.

В период младшего школьного возраста появляются новые мотивы (потребности, интересы, желания), происходят перестановки в иерархической мотивационной системе ребёнка. Старые интересы, мотивы теряют свою побудительную силу, на смену им приходят новые. То, что имеет отношение к учебной деятельности, оказывается значимым, ценным; то же, что имеет отношение к игре, становится менее важным. В то же время у младших школьников по - прежнему заметно преобладание мотивов над мотивационными установками, т.е. в основном ими становятся цели на ближайшее будущее, связанное с настоящими событиями.

У младших школьников появляются новые социальные установки, новые социальные мотивы, связанные с чувством и ответственности, с необходимостью получения («быть грамотным»). Однако часто эти мотивы остаются только «знаемыми», декларируемыми. Реально действующим мотивом является получение хорошей отметки или похвалы, ради их получения ребёнок готов немедленно сесть заниматься и старательно выполнить все задание.

Усиливается роль «внутреннего фильтра» в процессе мотивации и потому, что половина младших школьников ориентирована на самооценку, имеющую большое значение при формировании мотива. У младших школьников развивается смысловая ориентировочная основа поступка - звено между желанием что-то сделать и разворачивающимися действиями. Это интеллектуальный момент, позволяющий более или менее адекватно оценить будущий поступок с точки зрения

Здесь разместите текст третьей главы основной части. более отдалённых последствий и поэтому исключающий импульсивность и непосредственность поведения ребёнка. Младшие школьники в большей мере, чем дошкольники, способны подавлять свои желания ради блага других.

К концу младшего школьного возраста большинство учащихся при изменении общего смысла деятельности могут изменять конкретную цель. У школьников младших классов совершенствуется умение планировать свои действия.

В период среднего школьного возраста (отрочество) происходят изменения в организме и психике ребёнка, обусловленные половым созреванием. Л.С. Выготский пишет, что в переходном периоде можно отчётливо увидеть две волны (фазы) в развитии интересов: волну появления новых влечений, создающих ограниченную основу для системы интересов, а затем и волну созревания этой новой системы интересов, надстраивающейся над новым влечением. Фаза влечения обычно длится около двух лет. Она характеризуется В. Петерсом как фаза резких колебаний и столкновений психологических установок, фаза крушения авторитетов.

Вторая фаза - фаза интересов - вначале характеризуется их многообразием. Затем постепенно, путём дифференциации, выбирается и укрепляется некоторое основное ядро интересов. Романтические стремления уступают место реалистическому и прагматическому выбору одного наиболее устойчивого интереса, большей частью непосредственно связанного с основной жизненной линией подростка и определяющего направленность его личности. Для этой фазы характерным является также расширение и укрепление общественных связей. Вторая фаза зависит от материальных условий жизни, окружения. При неблагоприятных, тяжёлых условиях она сжата по времени, заторможена в своём развитии, из-за чего круг интересов подростка узок и беден.

В мотивационной сфере подростков, как отмечает Л.И. Божович, происходит чрезвычайно важное событие, заключающееся в том, что они в значительной степени способны руководствоваться в своём нравственном поведении теми требованиями, которые сами себе представляют, и теми задачами и целями, которые перед собой ставят. Следовательно, происходит переход от «реактивного» следствия требованиям извне к активному построению своего поведения в соответствии со своим собственным идеалом.

У школьников средних классов отмечается большая, чем прежде, устойчивость целей, достаточно развитое чувство долга, ответственности.

Самооценка у подростков становится более многогранной и приобретает большее значение, чем оценка окружающих.

Период старшего школьного возраста, как отмечает Л.И. Божович, в старшем школьном возрасте на основе совершенно новой, впервые возникающей социальной мотивации развития происходят коренные изменения в содержание и соотношении основных мотивационных тенденций.

Прежде всего, это проявляется в упорядоченности, интегрировании всей системы потребностей с их формирующимся мировоззрением. Старшие школьники не просто познают окружающий мир, а вырабатывают о нём свою точку зрения, т.к. у них возникает потребность вырабатывать свои взгляды на вопросы морали, самим разобраться во всех проблемах. В связи с этим принимаемые решения и формируемые мотивы приобретают у школьников всё большую социальную направленность.

Под влиянием мировоззрения возникает достаточно устойчивая иерархическая система ценностей, влияющая на взгляды и убеждения учащихся.

При этом старшеклассники уже способны взвешивать внешние и внутренние обстоятельства, что позволяет принимать достаточно осознанные решения. Чем более зрелым в социальном плане является старшеклассник, тем больше его устремлений направлено в будущее, тем больше у него формируется мотивационных установок, связанных с намечаемой перспективой жизни.

Большая осознанность процесса формирования мотивов приводит и к большему проникновению в причины поступков других людей. Поэтому в ходе онтогенетического развития ребёнка этическая оценка поступка (своего и других людей) смещается с оценки последствий поступка (полученного результата) к оценке причины побудившей человека (в том числе и самого ребёнка) к поступку.

Таким образом, чем более социально зрелой становится личность, тем больше в её сознании находят отражение первый и второй этапы формирования мотива, тем шире становится мотивационное поле. При этом больше уделяется внимания прогнозу последствий планируемых действий и поступков, и не только с прагматических, но и нравственных позиций.

В вопросе о воспитании мотивации учения у школьников мы рассмотрим мнение американского профессора Г. Оверстрита, высказанное в его поучительной книге «Воздействие на поведение человека». Профессор утверждает, что в основе нашего поведения лежат наши сокровенные желания... Наилучший совет, который можно дать тем, кто поставит себе задачей уговорить кого-то совершить тот или иной поступок сводится к следующему: сначала заставьте вашего собеседника страстно чего-то пожелать.

Опирайтесь на желания. Чего хочет учащийся - главный вопрос для учителя. Задача педагога - сменить направленность устремлений, если они не совпадают с педагогическими целями.

Используйте идентификацию

Заставляйте ваших учащихся страстно чего-то пожелать, пусть это будут даже желания, которые не совсем согласуются с вашими педагогическими намерениями. Главное, чтобы они возникли, и вы смогли бы опереться на них. Подталкивайте ваших питомцев к нормальным человеческим желаниям, оформляйте их смутные стремления в прагматические потребности. Тогда можно будет подобрать конкретные и определенные стимулы для мобилизации усилий.

Учитывайте интересы и склонности

Говорите о том, что интересует ваших учащихся, точнее, с этого начинайте. Проявляйте уважение к их увлечениям, мнениям, оценкам. Пусть большую часть времени говорят ваши ученики. Не бойтесь признать свою недостаточную осведомленность в некоторых вопросах, пусть обучаемые выступят вашим «учителем». Помните: ваша цель переориентировать интересы школьников на воспитание и дидактические цели.

Используйте намерения. Намерение возникает на основе потребности. Не упрекайте его за невыполненное обещание. Лучше ободрите и помогите принять реальное, выполнимое намерение, а если намерение сложное и требует длительных усилий, - научите, как постепенно приблизиться к его осуществлению

Поощряйте желание добиться признания. Всем людям свойственно желание быть признанными. Многие дети учатся не ради знаний, а ради признания (престижа). Их подгоняет высокий уровень притязаний. Не следует пренебрегать этим стимулом, если он укоренился в сознании учащегося и оказывает на учебный процесс благоприятное воздействие.

Не бросайте школьника в пугающей его ситуации, пока не поможете справиться с ней. Он боится отвечать у доски? Поупражняйтесь с ним наедине. Ваша задача - помочь ребенку обрести уверенность в себе. Лишь после этого он сможет самостоятельно вступить в «битву с врагами». Знайте, что 75% школьников - это именно те, у кого повышенная тревожность, - ждут вашего одобрения, сочувствия, а не новых замечаний и записей в дневнике.

Показывайте последствия совершаемых поступков

Признавайте достоинства. Вызывайте у учащегося энтузиазм и развивайте все, что есть лучшего в человеке с помощью признания его достоинств. Если этого требуют обстоятельства, не останавливайтесь и перед лестью.

Не скупитесь на комплименты, признавайте достоинства (даже несуществующие), авансируйте положительные сдвиги. Тогда у вашего воспитанника будет больше возможностей стать таким, каким вы хотите его видеть. «Дайте другому то, что вы хотите получить от него», - советует Д. Карнеги.

Особенно избегайте придираться по мелочам. Не критикуйте. Будьте предупредительны. Искренне старайтесь понять своего питомца, смотрите на вещи его глазами.

Одобряйте успехи. «Образно выражаясь, похлопывание по спине за хорошо выполненную работу неизменно стимулирует учащегося продолжать усердно трудиться», - пишет американский педагог А. Дреер. Слова и жесты одобрения следует адресовать не только лучшим ученикам, но и всем тем, кто проявляет старание в учебной работе. Известны случаи, когда разумная и одобрительная оценка со стороны учителя производила мощную метаморфозу со слабоуспевающими учащимися.

Всем нам следует отказаться от некоторых стереотипов, искажающих значение личного успеха, и, идя в класс, помнить: если эмоциональное значение поощрения за успех будет сильнее эмоционального значения наказания за неудачу, то постепенно происходит формирование и усиление стремления к успеху. Если же наказание за неудачу более значимо эмоционально, чем поощрение за успех, то постепенно формируется желание избегать неудачи. Так появляются обучаемые, которые занимаются только для того, чтобы их не ругали родители и не стыдили учителя.

Сделайте работу привлекательной. Много хороших примеров, как сделать трудную, малопривлекательную учебную деятельность интересной и желанной для учащихся, приводится у В. Шаталова, Н. Гузика, Е. Волкова и других известных педагогов-новаторов.

Говорите иногда «надо»

Школьник должен испытывать удовлетворение от того, что преодолевая трудности, поступил, как подобает взрослому, мужественному человеку. Кроме того, он должен быть рад и горд, что дело сделано. Это обязательные дополнения к «надо».

Используйте ситуацию. А лучше - ловите момент. Дело в том, что стимулы часто подбрасывает сама жизнь, развитие событий. Эти неожиданные, спонтанные, случайные стимулы ничуть не хуже тех, что долго разрабатываются и тщательно планируются. Нужно лишь суметь заметить их, оценить возможности, быстро сориентироваться и обратить на пользу делу.

Дайте обучаемому шанс

Стимул «ты можешь, ты добьешься» имеет большое стимулирующее воздействие на ученика. Уже стал классическим пример с «подлогом» результатов, к которому прибегли проводившие обследование «коэффициента интеллекта» психологи в одной из американских школ. Они вдруг неожиданно объявили классу, что наивысшие баллы получили несколько учеников, числившихся среди отстающих. Результат превзошел все ожидания: окрыленные признанием, учащиеся существенно повысили свою успеваемость и по данным последовавших в конце семестра тестовых испытаний уверенно вошли в лидирующую группу класса.

 


Заключение

 

Таким образом, А.К. Макаров выделяет две взаимодействующих стороны мотивов учения: содержательную и динамическую стороны.

Содержательными характеристиками мотивов является:

) наличие личностного смысла учения для ученика;

действенность мотива;

место мотива в иерархии;

самостоятельность возникновения или проявления мотива;

) уровень осознания мотива;

3) степень распространения мотива на разные типы деятельности.

Динамические характеристики мотива:

) устойчивость (устойчивый, ситуативный);

2) модальность (положительный или отрицательный);

)   сила мотива;

)   быстрота возникновения.

Классификация мотивов учения по А.К. Марковой включает в себя познавательные мотивы: широкий учебный; учебно-познавательный; и мотив самообразования; и социальные: широкий социальный; позиционный и мотив сотрудничества с другими людьми в ходе учения.

В зависимости от сформированности мотивации учения Айсмонтас Б.Б. выделяет 6 уровней мотивации учения:

) отрицательное отношение;

2) нейтральное (пассивное) отношение;

)   положительное (аморфное, нерасчлененное, ситуативное) отношение;

)   положительное (познавательное, осознанное) отношение;

)   положительное (адекватное, инициативное, творческое) отношение;

)   положительное (личностное, ответственное, действенное)отношение;

Американский профессор Г. Оверстрит разработал несколько принципов, воспитывающих мотивацию учения у школьников. Вот они:

) Опирайтесь на желания.

2) Используйте идентификацию

)   Используйте намерения.

)   Учитывайте интересы и склонности

)   Поощряйте желание добиться признания.

)   Показывайте последствия совершаемых поступков.

)   Признавайте достоинства учеников.

)   Одобряйте успехи.

)   Сделайте работу привлекательной.

10) Говорите иногда надо.

11) Используйте ситуацию

)   Дайте обучаемому шанс.

 


 

Глоссарий

 

№ п/п Понятие Определение
1 Аффилиация потребность в общении, эмоциональных контактах, стремление быть среди других людей
2 Мотив сложное интегральное (системное) психологическое образование, побуждающее к сознательным действиям и поступкам и служащее для них основанием (обоснованием)
3 Мотивация совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, направленность и активность
4 Побуждение желание, намерение действовать, энергетическая заряженность
5 Цель непосредственно осознаваемый результат, на который в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность
6 Потребность состояние нужды человека или животного в определённых условиях, которые им недостаёт для нормального существования и развития
7 Каузальная атрибуция мотивированный процесс когнитивного плана, направленный на осмысление полученной информации о поведении человека, выяснение причин тех или иных поступков, на развитие у человека способности предсказывать их
8 Внутренне организованная мотивация процесс формирования мотива при опоре на внутренние факторы (потребность, влечение, желания)
9 Метод противоречия метод убеждения, который основан на выявлении противоречий в доводах убеждаемого, на тщательной проверке собственных аргументов
10 Задача цель деятельности, данная в определённых условиях и требующая для своего достижения использования адекватных этим условиям средств




2020-03-17 225 Обсуждений (0)
Основные условия формирования мотивации обучающихся в общеобразовательной школе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные условия формирования мотивации обучающихся в общеобразовательной школе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (225)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)