Основные виды налогов, формирующих доходную часть бюджета РФ
налоговый система бюджет политика На сегодняшний день одной из основных и самых острых проблем является совершенствование налоговой системы РФ. Вообще налоговая система - основа любого государства. Вот почему совершенствование налоговой системы и ее основы - налогового законодательства - так необходимо. Налоговая система является основной составляющей общей системы экономических отношений и мощным регулятором экономических процессов. Эффективность функционирования налоговой системы достигается путем сбалансированного сочетания всех ее функций с учетом интересов государства и налогоплательщиков [11]. Эффективное налогообложение возможно обеспечить путем гармоничного сочетания выбранного налогового механизма с целями и задачами, которые ставит перед собой государство при управлении экономикой страны. Налоговая система Российской Федерации - совокупность налогов и сборов, установленных государством и взимаемых с целью создания центрального общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания. Проанализируем динамику внесения каждого налога в федеральный бюджет РФ за 2009 - 2011 гг. (таблица 2.1), рассмотрим проведенные мероприятия по реформированию системы налогообложения, определим их эффективность в отношении каждого налога. Следует отметить, что сумма абсолютных значений по годам каждого из указанных налогов принята за 100%, исходя из этого подсчитано их процентное выражение [24]. Таблица 2.1 - Структура основных налоговых платежей в федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ за 2009-2011гг.
Налог на прибыль организаций - это форма платежа, взимаемая с доходов юридических лиц, характеризующаяся обязательностью, регламентацией размера и сроками несения. Налог на прибыль платят все предприятия и организации. Объектом обложения налогов в соответствии со ст.38 Налогового кодекса Российской Федерации является валовая прибыль, которая включает три компонента: ) прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг); ) прибыль (убыток) от реализации основных фондов (включая земельные участки) и другого имущества (в том числе ценных бумаг); ) доходы от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Динамика поступлений от налога на прибыль в Консолидированный бюджет РФ за 2009-2011 гг. свидетельствует о том, что его роль в общей структуре взимаемых налогов за анализируемый период неуклонно возрастает (20,3 % в 2009 г.; 23,3% в 2011 году). Налог на прибыль организаций является одним из основных источников дохода консолидированных бюджетов РФ. Так за период с 2009 по 2011 гг. данная статья доходов консолидированного бюджета выросла на 180 % и составила 1927,7 млрд. рублей по сравнению с 1069 млрд руб. в 2009 году. (таблица 2.1). В сумме с отчислениями в федеральный бюджет налог на прибыль организации является основным налоговым источником дохода Государственного бюджета РФ, и в 2011 году поступления в Бюджет от данного налога составили 23,3 % от общих налоговых сборов. Налоги на доходы физических лиц. Данная статья налоговых сборов идет полностью в доход консолидированных бюджетов РФ и в общем объеме доходов данных бюджетов занимает лидирующие позиции, незначительно опережая доходы от сборов налогов на прибыль организации. Так, сумма сбора данного вида налога в консолидированные бюджеты РФ в 2011 г. опередили сборы налога на прибыль организации всего на 3,4 % и составили 1994,9 млрд. руб. (таблица 2.1) Налог на добавленную стоимость (НДС) - это косвенный налог, уплачиваемый со всех товаров. По своей экономической сути НДС - это форма изъятия в бюджет части вновь созданной стоимости. На каждой стадии производства и реализации товаров создается новая добавленная стоимость. На практике она определяется как разница между суммой НДС, полученного по реализованным товарам, и НДС, уплаченным предприятием за сырье и материалы, и полностью взимается в государственный бюджет. Статистика основных налоговых платежей в федеральный бюджет РФ за 2009-2011 гг. свидетельствует о том, что НДС - является одним из наиболее собираемых налогов. Так, в 2011 году общий сбор налога на добавленную стоимость вырос на 11,5 % по сравнению с 2010 г. и составил 1994,4 млрд. руб., что составляет 39,1 % от всех налоговых сборов в Федеральный бюджет Российской Федерации. В настоящее время ставка НДС дифференцирована с учетом, прежде всего, видовой принадлежности товара и места его реализации. Налогообложение производится по ставкам от 0 до 18%. Налоговая ставка 0% в соответствии с п.1 ст.164 НК РФ применяется при реализации товаров (за исключением нефти; но с учетом стабильного газового конденсата, природного газа, которые экспортируются на территории государств СНГ), помещенных под таможенный режим экспорта при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории РФ и представления в налоговые органы необходимых документов. Анализ Налогового кодекса РФ, в котором определена налоговая база исчисления НДС, позволил определить, что в расчетную базу включены не только затраты, необходимые для производства товаров, работ (услуг), но и суммы, которые являются базой для начисления других налогов и платежей; суммы налогов и платежей в различные бюджетные и внебюджетный фонды, в т.ч. налогообложение фонда оплаты труда, прибыли, имущества и т.д.; суммы ранее уплаченного и отнесенного на затраты НДС; суммы уплаченного ранее НДС и отнесенного на финансовые результаты предприятия, т.е. оплаченного за счет его чистой прибыли. Таким образом, для предприятия происходит двойное налогообложение всех приведенных выше расходов: увеличение одной из величин, повлекшее за собой повышение добавочной стоимости, автоматически влияет на рост НДС. Жесткие рыночные отношения диктуют предприятиям свои условия: либо увеличивать себестоимость и терять конкурентоспособность, либо избежать налогообложения путем вывода оборотов «в тень» или свободные экономические зоны. Акциз - косвенный налог, устанавливаемый по отдельным видам товаров, перечень которых утверждается соответствующими органами государства. Ставки акцизов по подакцизным товарам не одинаковы. Они колеблются в зависимости от соотношения затрат и цен на тот или иной товар. К примеру, низкие затраты на производство спирта и водки и высокие их цены реализации привели к достаточно высоким акцизным ставкам. По другим подакцизным товарам, где при высоких ценах отмечаются высокие затраты (по легковым автомобилям), ставки акцизов существенно ниже. Динамика акцизных поступлений в федеральный бюджет РФ за анализируемый период свидетельствует о том, что их доля в общей структуре взимаемых налогов за период 2009-2011 гг. имеет устойчивую позицию и изменяется незначительно (5,2% в 2009 г.; 6,2 % в 2011 году). Анализируя по отдельности категории подакцизных товаров, отметим снижение объемов сбора акциз на спирт этиловый на 39 % и снижением роста акцизных сборов на пиво (114,3 % в 2011 г. против 271 % в 2010 г.). Данная тенденция объясняется ужесточением государственного регулирования на рынке алкогольной продукции, направленной на ограничение оборота алкоголя. Величина поступлений от платежей за пользование природными ресурсами (с 2001 г. - НДПИ) в федеральный бюджет РФ за 2009-2011 гг. неуклонно растет (17,3 % в 2009 г.; 21,4% в 2011 году) (таблица 2.1). Рост «нефтяных» цен, возобновившийся после мирового экономического кризиса 2009 года, безусловно, влияет на размер налоговых поступлений от НДПИ, т.к. его ставка находится в прямой зависимости от их величины и вычисляется по формуле [14]:
Ст.ндпи = 40031 ( Ц-9 ) Курс/(9х31),
где: Ст. ндпи - ставка НДПИ; Ц - средневзвешенная цена нефти «Urals» на североевропейском и средиземноморском рынках; Курс - курс рубля к доллару. «31» - среднее прогнозное значение курса $. Из таблицы 2.1 видно, что его доля в общей структуре взимаемых налогов в федеральный бюджет за период 2009-2011 гг. была наибольшей (40,2 % в 2009 г. - 45,6 % в 2011 году). В целом, налоговый поступления в Государственный бюджет Российской Федерации ежегодно увеличиваются и уже в 2010 году практически достигли докризисного уровня. Так в 2010 общие налоговые поступления в Государственный бюджет составили 7695,8 млрд. руб., в 2008 году же они составляли 7948,9 млрд. руб. Это свидетельствует о том, что одной из приоритетных задач Правительства РФ является повышение общего уровня сбора налогов во избежание существенного дефицита Государственного бюджета. Данные меры не всегда несут положительный эффект на деятельность коммерческих организаций и физических лиц, являющихся непосредственными налогоплательщиками.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (250)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |