Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Социально-политические условия и организация исторической науки



2020-03-17 216 Обсуждений (0)
Социально-политические условия и организация исторической науки 0.00 из 5.00 0 оценок




Немецкий идеалистический историзм в эпоху Романтизма


Содержание

1. Социально-политические условия и организация исторической науки.

2. Деятельность немецких исторических обществ.

.   Историческая школа права.


Социально-политические условия и организация исторической науки

социальный политический история германия немецкая

В XIX веке Германия вступила политически раздробленной и экономически отсталой страной, в которой господствовали феодально-абсолютистские порядки. Лишь Великая французская революция подтолкнула германские государства к умеренным буржуазным реформам, проводимым сверху. Реформы явились предпосылкой успешной освободительной войны против наполеоновского господства и перехода Германии на капиталистический путь развития. Этот процесс тормозился тем, что Венский конгресс закрепил своими решениями политическую раздробленность страны, а созданный в 1815 г. вместо Священной Римской империи Германский союз стал орудием репрессивной политики его фактического руководителя - австрийского канцлера Меттерниха. Под тяжелым полицейским гнетом почти совершенно замерла общественная жизнь. В Австрии и Пруссии цензура запрещала даже самое робкое проявление оппозиционных настроений. Зато одним изданием за другим выходили сочинения защитников феодальной системы и юнкерской реакции А. Мюллера, К. Л. Галлера и прочих идеологов Реставрации, обрушившихся на идеи Просвещения, Французской революции и буржуазного либерализма.

В таких условиях развитие либеральной исторической науки было возможно лишь в юго-западных Германских государствах, где в 1818-1819 гг. были приняты умеренно-либеральные конституции по образцу французской Хартии 1814 г., а полицейско-цензурный гнет был меньше, чем в Австрии или Пруссии.

Но временная победа реакции не могла устранить роста оппозиции феодально-монархическим режимам Германского союза. По мере развертывания с конца 30-х годов промышленного переворота экономически крепнувшая буржуазия, богатство которой, «...а вместе с богатством и политический вес... в Германии непрерывно возрастали» ', все активнее требовала преобразований и своего участия в управлении государственными делами.

Развернувшаяся в условиях медленной смены феодальных порядков буржуазными острая идейная борьба отразилась и в немецкой историографии. В ней проявлялись две основные тенденции: консервативно-романтическая, преобладавшая в Пруссии и других северогерманских государствах, и либерально-просветительская, которая получила наибольшее распространение на юго-западе страны.

Продолжала развиваться система высшего образования: число студентов в немецких университетах возросло с 7 тыс. в начале века до 15 тыс. на рубеже 20- 30-х годов. Из этого количества около трети обучались на теологических факультетах, а от 14 до 18% изучали философию, филологию и историю. В 1803 г. старейший Гейдельбергский университет был реорганизован по французскому образцу. Вместо четырех традиционных факультетов - теологического, философского, юридического и медицинского - были созданы специализированные секции, среди них - историческая. В университете было ликвидировано засилье иезуитского ордена. Затем подобная реорганизация была проведена в баварских университетах Вюрцбурга и Ландсхута (последний в 1826 г. был переведен в Мюнхен и превратился в один из крупнейших в Германии). Уже в 30-е годы немецкие университеты по организации исторической науки и исследовательской методике начали опережать другие страны. Прежде всего это было связано с введением в университетах нового типа учебных занятий - семинаров, где изучались источники и готовились рефераты с последующим обсуждением. В крупных университетах создавались издательства, в которых публиковались диссертации и сборники работ университетских преподавателей.

После освободительной войны 1813 г., сопровождавшейся подъемом национальных чувств, в Германии резко возрос интерес к отечественной истории, для изучения которой было необходимо издание источников. Инициатором этого начинания выступил известный реформатор и государственный деятель Пруссии барон Карл Штейн; благодаря его усилиям по сбору необходимых денежных средств в 1819 г. во Франкфурте-на-Майне было создано Общество по изучению источников древней германской истории со своим журналом «Archiv der Gesellschaft fur altere deutsche Geschit-skunde», где печатались обзоры и информация об источниках, обнаруженных в различных немецких архивах.

Из-за раздробленности и неупорядоченности германских архивов, разбросанных по городам и владениям, это издание натолкнулось на множество препятствий. Его предполагалось осуществить в течение десяти лет, но знаменитая серия «Исторические памятники Германии» («Monumen-ta Germaniae Historica») продолжает выходить по настоящее время.

Издание древних источников потребовало разработки методов и приемов исторической критики из-за огромного количества рукописей со множеством разночтений, искажений и позднейших наслоений. Это критическое издание, в котором участвовали многие видные историки Германии, дало значительный толчок изучению немецкой истории. Благодаря ему немецкая медиевистика получила гигантские фонды печатных источников, а это, в свою очередь, стимулировало и изучение истории нового времени.

 



2020-03-17 216 Обсуждений (0)
Социально-политические условия и организация исторической науки 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Социально-политические условия и организация исторической науки

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (216)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)