Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 4. Проблема межполушарной асимметрии мозга и межполушарного взаимодействия (2 часа).



2020-03-17 278 Обсуждений (0)
Тема 4. Проблема межполушарной асимметрии мозга и межполушарного взаимодействия (2 часа). 0.00 из 5.00 0 оценок




Тема 1. Предмет, задачи и методы нейропсихологии (4 часа)

1. Нейропсихология - отрасль клинической психологии, изучающая моз­говые механизмы высших психических функций и эмоционально-личностной сферы на материале локальных поражений головного мозга и других моде­лях.

2. Возникновение нейропсихологии на стыке психологии, медицины (нев­рологии, нейрохирургии) и физиологии. Вклад А. Р. Лурия в становление и развитие отечественной нейропсихологии. «Источники» знаний о функцио­нальной организации мозга: сравнительно-анатомические данные; физиоло­гические данные: метод разрушения; физиологические данные: метод раз­дражения.

3. Взаимосвязь нейропсихологии с общей психологией, нейроанато­мией, нейрофизиологией, психофармако­логией и др.

Направления современной нейропсихологии: клиническая, экс­перимен­тальная, реабилитационная нейропсихология, нейропсихология детского, старческого возраста, нейропсихология индивидуальных разли­чий (в норме), психофизиологическое направление, нейропсихологический подход в психодиагностике - их задачи и методы. Клиническая нейропсихология как основное на­правление.

4. Нейропсихологический анализ нарушений психических процес­сов. Опре­деление синдрома, симптома, фактора. Методы клинического нейропсихоло­гического исследования А. Р. Лурия. Значение нейропсихоло­гии для меди­цинской практики: нейропсихологическая диагностика ло­кальных поражений головного мозга и восстановление высших психических функций.

Тема 2. Проблема мозговой организации (локализации) высших психиче­ских функций (4 часа)

1. История изучения локализации высших психических функций: узкий ло­кализационизм, антилокализационизм, эклектическая концепция, отри­цание возможности материалистического решения этой проблемы.

2. Теория систем­ной динамической локализации высших психических функ­ций Л.С. Выготского и А.Р. Лурия. Пересмотр понятий "функция", " лока­лизация", «симптом». Основные нейропсихологические понятия. Общие признаки фи­зиологиче­ских и психических функций как функциональных систем (приспособитель­ный характер, иерархическое строение, пластичность, са­моуправляемость и др.).

3. Специфические признаки психических функций (социальный генез, опосредованный характер, связь с речевой системой, прижизненное форми­рование и др.).

4. Принципы локализации физиологиче­ских и психических функций. Про­блема хроногенной локализации высших психических функций человека. Различный вклад левого и правого полу­шарий мозга в мозговую организа­цию каждой психической функции. Роль лобных долей в формировании высших психических функций. Высшие психические функции - результат работы мозга как целого, где раз­ные отделы выполняют дифференцирован­ную роль. Развитие теории си­стемной динамической локализации высших психических функций в со­временных нейроанатомических и нейрофизиоло­гических исследованиях.

Тема 3. Основные принципы строения мозга (4 часа).

1. Горизонтальная и вертикальная организация мозга как субстрата пси­хиче­ских процессов (концепция структурно-системной организации мозга О.С. Адрианова).

2. Проекционные, ассоциативные, интегративно-пусковые и лимбико-ретикулярные системы мозга. Концепция А.Р. Лурия о трех основных структурно-функ­циональных блоках мозга: энергетическом (блоке регуляции тонуса и бодрствования); блоке приема, переработки и хранения экстероцептивной информации; блоке программирования, регуляции и контроля сложных форм психиче­ской деятельности.

3. Иерархическое строение функциональных блоков мозга. Морфологиче­ские и функ­циональные особенности первичных, вторичных и третичных корковых полей задних и передних отделов мозга. Вклад функциональных блоков мозга в осуществление высших психических функций. Дифференци­рованное участие трех блоков мозга в мозговом обеспечении различных ви­дов пси­хической деятельности.

Тема 4. Проблема межполушарной асимметрии мозга и межполушарного взаимодействия (2 часа).

1. История изучения функциональной асимметрии мозга: клинические, фи­зиологические и анатомические данные.

2. Концепция доминантности левого полушария мозга (у правшей). Анатомические, физиологические и клинические доказательства неравноценности левого и правого полушарий мозга. Асимметрия трех функциональных блоков мозга. Концепция функциональной специфичности больших по­лушарий головного мозга. Парциальный характер функциональ­ной асим­метрии. Степень асимметрии. Профиль межполушарной асиммет­рии или латеральной организации мозга (ПЛО). Исследование типов межпо­лушар­ной асимметрии в норме, его значение для психодиагностики. Межполушарная асимметрия мозга как частный случай межполушарного взаимодействия.

3. Межполушарное взаимодействие, межполушарные связи (передняя комис­сура, мо­золистое тело и др.). Синдром "расщепленного мозга". Дифференци­ро­ванный характер межполушарного взаимодействия. Латеральные особен­ности нарушений гностических процессов (зрительного, слухового, так­тиль­ного восприятия), произвольных движений и действий; мнестических, интел­лектуальных процессов, эмоционально-личностной сферы. Специфи­ка нейропсихологических синдромов у левшей.

4. Методы исследо­вания межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия невербальных и вербальных функций.

Тема 5. Сенсорные и гностические нарушения работы зрительной сис­темы. Зрительные агнозии. Сенсорные и гностические нарушения работы кожно-кинесте­тической системы. Тактильные агнозии (4 часа)

1. Основные принципы строения зрительного анализатора. Первичные корковые поля зри­тельной системы. Сенсорные нарушения работы зрительной системы при пора­жении периферического, подкоркового и коркового звеньев зрительно­го ана­лизатора (снижение остроты зрения, различные формы гемианопсий, ско­томы, расстройства светоощушения, цветоощущения, фотопсии). На­рушения зрительного гнозиса при поражении вторичных корковых полей затылочно-теменных областей мозга. Виды зрительных агнозий: предмет­ная, симуль­танная, оптико-пространственная, цветовая, буквенная, лице­вая и др.

2. Особенности нарушения зрительного восприятия при поражениях верхних и нижних отделов "широкой зрительной сферы" левого и правого полушарий мозга (у правшей). Псевдоагнозия, локализация поражения. Методы исследо­вания нарушений зрительного гнозиса.

3. Основные принципы строения кожно-кинестетического анализатора. Первичная теменная кора. Виды общей чувствительности (температурная, тактильная, болевая, кинестетическая, вибрационная), их рецепторные ап­па­раты, проводящие пути. "Сенсорный человечек" Пенфильда.

4. Сенсорные на­рушения работы кожно-кинестетической системы при поражении спинного мозга, зрительного бугра, первичных корковых полей, кожно-кинестетиче­ского анализатора.

5. Нарушения тактильного гнозиса при поражении вторич­ных полей коры верхней и нижней теменных областей мозга. Виды тактиль­ных агнозий: предметная (астереогноз), буквенная и цифровая (тактильная алексия), агнозия пальцев (синдром Герстмана), агнозия текстуры объекта. Соматоагнозия (нарушения схемы тела). Агнозия позы. Особенности нару­шения работы кожно-кинестетической системы при по­ражении верхних и нижних теменных областей левого и правого полуша­рий мозга (у правшей). Участие кожно-кинестетической системы в регуля­ции мануальной и речевой моторики. Методы исследования нарушений тактильного гнозиса.

6. Основные принципы строения слухового анализатора. Первичная слу­хо­вая кора. Особенности строения слуховой системы, ее отличие от зри­тельной и кожно-кинестетической. Две слуховые функциональные си­стемы: нерече­вой и речевой слух.

7. Сенсорные нарушения работы слуховой системы при по­ражении периферического, подкоркового и коркового зве­ньев слухового ана­лизатора (снижение слуха на различные частоты, явле­ние рекрутмента, на­рушения абсолютной и дифференциальной слуховой чувствительности, на­рушения биноурального слуха, восприятия коротких звуков и др.).

8. Гностиче­ские слуховые нарушения при поражении вторич­ных корковых полей височ­ных отделов левого и правого полушарий мозга (у правшей). Слуховая агно­зия, амузия, аритмия, нарушения слуховой па­мяти. Нарушения речевого фо­нематического слуха. Особенности фонема­тического строя русского языка.

9. Методы исследования нарушений слухо­вого (неречевого) гнозиса и фонема­тического слуха.

Тема 6. Нарушения произвольных движений и действий. Проблема ап­раксий (4 часа)

.

1. Произвольные движения и действия. Афферентные и эфферентные меха­низмы произвольного двигательного акта. Вклад И.М.Сеченова, И.П.Павлова, П.К.Анохина в современное понимание произвольного двига­тельного акта. Концепция Н.А.Бернштейна об уровневой организации мозго­вых механизмов двигательной системы. Принципы построения двигательного акта (принцип сенсорной коррекции или обратной связи; принцип афферентационных ансамблей; принцип иерархии уровней мозга). Эфферентные механизмы произвольных движений: пирамидная и экстрапирамидная системы.

2. Основные принципы строения. Первичная моторная кора. "Двигательный человечек" по Пенфильду. Нарушения двигательных актов при поражении первичной мо­торной коры, пирамидного тракта, мотонейронов (парезы, параличи и др.). Корковые и под­корковые отделы экстрапирамидной системы.

3. Нару­шения движений при по­ражении разных уровней экстрапирамидной си­стемы: коры и подкорковых структур (стриопаллидарной системы и др.) Функции пирамидной и экстра­пирамидной систем. Апраксии. Классифи­кация апраксий по А.Р.Лурия. Основные симптомы кинестетической, пространственной, кинетической и регуляторной апраксий. Два вида двигательных персевераций (элементарные, системные), локализация поражения.

4. Методы исследова­ния произвольных двигательных функций руки (праксиса позы, динамиче­ского праксиса, предметных движений, сим­волических действий и др.).



2020-03-17 278 Обсуждений (0)
Тема 4. Проблема межполушарной асимметрии мозга и межполушарного взаимодействия (2 часа). 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 4. Проблема межполушарной асимметрии мозга и межполушарного взаимодействия (2 часа).

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (278)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)