Организация, формы и методы социальной работы с пожилыми людьми
Социальную защиту следует рассматривать как относительно самостоятельный институт права России, включающий соответствующие общественные отношения и нормативные акты, которые регламентируют гарантии социальной защиты на основе статьи 7 Конституции Российской Федерации. Применительно к отраслям законодательства он носит комплексный межотраслевой характер.[29] Основой деятельности по реализации программы социальной защиты пожилых людей являются Законы Российской Федерации: 1. Конституция Российской Федерации. 2. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». 3. Законодательство по социальной защите ветеранов и инвалидов в Российской Федерации 4. Законодательство о государственных пенсиях в Российской Федерации. 5. Законодательство о порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания. 6. «О пенсионной реформе в Российской федерации». 7. «О негосударственных пенсионных фондах». 8. «О ветеранах». 9. О Федеральной целевой программе «Старшее поколение» на 1997 - 1999 год.[30] В настоящее время различные отрасли законодательства Российской Федерации включают нормативные правовые акты, регламентирующие гарантии социальной защиты, при этом нередко отсутствует внутреннее единство таких норм права.[31] Специфика социальной защиты населения на современном этапе обусловливается тем, что социальная политика, проводимая государством, требует новых механизмов, форм и методов ее реализации, основанных по оказанию населению необходимого комплекса социальных услуг. Одним из основных звеньев социальной защиты является система социального обслуживания.[32] По качественному признаку субъекты социальной защиты можно разделить на два уровня. К первому уровню можно отнести государственные органы, специально созданные для реализации мер социальной защиты, ко второму - организации независимо от их организационных форм и форм собственности, реализующие отдельные меры социальной защиты для получения предусмотренных законодательством налоговых и иных льгот. Учреждениями социального обслуживания независимо от форм собственности являются: 1. комплексные центры социального обслуживания населения; 2. территориальные центры социальной помощи семье и детям; 3. центры социального обслуживания; 4. социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; 5. центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; 6. социальные приюты для детей и подростков; 7. центры психолого-педагогической помощи населению; 8. центры экстренной психологической помощи по телефону; 9. центры (отделения) социальной помощи на дому; 10. дома ночного пребывания; 11. специальные дома для одиноких престарелых; 12. стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками); 13. геронтологические центры; 14. иные учреждения, предоставляющие социальные услуги. К предприятиям социального обслуживания относятся предприятия, оказывающие населению социальные услуги. Порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации учреждений и предприятий социального обслуживания независимо от форм собственности регулируется гражданским законодательством Российской Федерации.[33] Управление государственной системой социальных служб осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с их полномочиями. Управление социальными службами иных форм собственности осуществляется в порядке, определяемом их уставами либо иными учредительными документами. Научно-методическое обеспечение социальных служб осуществляются в порядке, определяемом Правительством РФ.[34] Назначение системы социальной защиты состоит в том, чтобы посредством нормативно-правовых, экономических, финансовых, социально-психологических и организационных средств осуществлять поддержку и помощь нуждающимся группам населения и отдельным людям.[35] Комплексная система социальной защиты населения призвана обеспечивать: 1. Достойное социальное существование человека, уважение его чести и достоинств; 2. Максимально полный охват социального пространства, ибо невозможно защищать тех, кто не включен в систему; 3. Равномерное и равновесное распределение услуг, выплат и льгот в рамках всей социальной системы; Центры социального обслуживания населения являются теми основными инструментами системы социальной защиты, которые призваны претворять в жизнь перечисленные задачи. Основной целью их деятельности является установление устойчивых и упорядоченных связей между различными уровнями системы, призванной оказывать содействие людям, нуждающимся в помощи. Принципами социального обслуживания являются: - адресность; - доступность; - добровольность; - гуманность; - приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации; - конфиденциальность; - профилактическая направленность. Закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» определяет, что «социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации».[36] В соответствии с Законом «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» деятельность в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов должна строиться на принципах: - соблюдения прав человека и гражданина; - предоставления государственных гарантий в сфере социального обслуживания; - обеспечения равных возможностей в получении социальных услуг и их доступности для граждан пожилого возраста и инвалидов; - преемственности всех видов социального обслуживания; - ориентации социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан пожилого возраста и инвалидов; - приоритета мер по социальной адаптации граждан пожилого возраста и инвалидов; - ответственности органов государственной власти и учреждений, а также должностных лиц за обеспечение прав граждан пожилого возраста и инвалидов в сфере социального обслуживания.[37] К лицам пожилого возраста, имеющим право на социальное обслуживание, осуществляемое в государственном и негосударственном секторах системы социального обслуживания в соответствии с действующим законодательством, относятся женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет, нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению. С учетом сказанного выше можно выделить следующие направления деятельности центров социального обслуживания населения по оказанию помощи в реализации законных прав и интересов пожилых людей: · социальные гарантии: осуществление мероприятий по социальному обеспечению престарелых и нетрудоспособных граждан; обеспечение правильного и своевременного назначения и выплаты, установленных законодательством пенсий и пособий; осуществление контроля предоставления инвалидам ВОВ и семьям погибших военнослужащих, престарелым гражданам, реабилитированным гражданам, предусмотренных для них льгот и преимуществ, обеспечение нуждающихся санаторно-курортным лечением; · консультационно-правовые услуги, как то: оказание правовой помощи предприятиям, учреждениям по подготовке документов и представлений к назначению пенсий рабочим, служащим и членам их семей; проведение разъяснительно-правовой работы среди населения по пенсионному законодательству, социальным вопросам, по предоставлению льгот и преимуществ посредством широкого использования средств массовой информации; осуществление контроля соблюдения администраций предприятий, учреждений и организаций установленного законодательством порядка и правил оформления документов для назначения пенсий и пособий; ведение учета лиц, обращающихся по вопросам направления в учреждения социального обеспечения; оказание содействия в оформлении документов лицам, нуждающимся в устройстве в дома престарелых и инвалидов, обследование их семейного и материально-бытового положения, направление данных категорий граждан в дома-интернаты по путевкам вышестоящих органов социальной защиты; подготовка документов и внесение на рассмотрение в администрацию района предложений об установлении попечительства над совершеннолетними недееспособными лицами, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои обязанности; · управление инфраструктурой социального обслуживания населения, а именно: руководство работой районных медико-социальных экспертных комиссий и социальных учреждений, находящихся на территории района, оказание им практической помощи; осуществление контроля своевременного прохождения инвалидами переосвидетельствования во МСЭК; · предоставление социально-бытового обслуживания в том числе: организация работы по материально-бытовому обслуживанию инвалидов и пенсионеров, семей погибших военнослужащих, организация протезно-ортопедической помощи населению; · реализация адресных программ: оказание материальной помощи общественным организациям инвалидов в создании рабочих мест для инвалидов и их трудоустройстве; оказание адресной материальной помощи малообеспеченным гражданам района, в том числе пожилым; · консультационно-коммуникативная деятельность, направленная на оптимизацию социального обслуживания населения: организация своевременного рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан, проведение приема граждан по вопросам социального и материально-бытового обслуживания; прием представлений, заявлений и документов, необходимых для назначения. Формы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов представляют собой: 1) Социальное обслуживание на дому (включая социально – медицинское обслуживание). К числу надомных социальных услуг, предусматриваемых перечнем гарантированных государством социальных услуг, относятся: - организация питания, включая доставку продуктов на дом; - помощь в приобретении медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости; - содействие в получении медицинской помощи, в том числе сопровождение в медицинские учреждения; - поддержание условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями; - содействие в организации юридической помощи и иных правовых услуг; - содействие в организации ритуальных услуг; - другие надомные социальные услуги. При обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в жилых помещениях без центрального отопления и (или) водоснабжения, в число надомных социальных услуг, предусматриваемых перечнем гарантированных государством социальных услуг, включается содействие в обеспечении топливом и (или) водой. 2) Срочное социальное обслуживание может включать следующие социальные услуги: - разовое обеспечение остро нуждающихся бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами; - обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости; - разовое оказание материальной помощи; - содействие в получении временного жилого помещения; - организацию юридической помощи в целях защиты прав обслуживаемых лиц; - организацию экстренной медико-психологической помощи с привлечением для этой работы психологов и священнослужителей и выделением для этих целей дополнительных телефонных номеров; 3) Социально - консультативная помощь предусматривает: - выявление лиц, нуждающихся в социально-консультативной помощи; - профилактику различного рода социально-психологических отклонений; - работу с семьями, в которых живут граждане пожилого возраста и инвалиды, организацию их досуга; - консультативную помощь в обучении, профессиональной ориентации и трудоустройстве инвалидов; - обеспечение координации деятельности государственных учреждений и общественных объединений для решения проблем граждан пожилого возраста и инвалидов; - правовую помощь в пределах компетенции органов социального обслуживания; - иные меры по формированию здоровых взаимоотношений и созданию благоприятной социальной среды для граждан пожилого возраста и инвалидов. Как показали исследования, из всех видов услуг наиболее важными для старых людей являются: - уход во время болезни – 83%; - доставка продуктов – 80,9%; - доставка лекарств – 72,9%; - услуги прачечной – 56,4%; Современная государственная (муниципальная) система социального обслуживания пожилых людей в России начала формироваться в конце 80-х годов XX века. В настоящее время она представлена 4 формами социального обслуживания: 1) срочной социальной; 2) не стационарной (надомной); 3) стационарной (существующей в стране десятки лет); 4) полустационарной; Срочное социальное обслуживание – наиболее массовая форма социального обслуживания. В 2001 году срочную социальную помощь получили более 13 млн. человек, из них, по данным ряда регионов, 92-93% составляют пожилые люди и инвалиды. Несмотря на кажущееся улучшение материального благосостояния российских граждан, эта служба продолжает активно развиваться и оказывать услуги всё большему и большему числу людей. Нестационарная (надомная) форма обслуживания пожилых людей и инвалидов реализуется через отделения социального обслуживания на дому и специализированные отделения социально-медицинского обслуживания на дому. Ежегодные темпы прироста сети специализированных отделений значительно (в 15-20 и более раз) превосходят темпы развития сети неспециализированных отделений. В 2001 году указанными подразделениями было обслужено на дому 1255,3 тысяч пожилых людей и инвалидов, из них 150,9 тыс. человек (12,0%) –специализированными отделениями социально-медицинского обслуживания. Стационарная сеть представлена 1314 учреждениями, из которых: - 618 – дома-интернаты для престарелых и инвалидов (общего типа); - 440 – психоневрологические интернаты; - 64 – дома – интернаты милосердия для престарелых и инвалидов; - 14 – геронтологические центры. В стационарных учреждениях системы социальной защиты населения проживает 245 тысяч человек, из которых 140 тысяч человек – пожилые люди. Если рост численности проживающих в домах-интернатах в последние годы был незначительным (колебания в пределах 1-2 тысяч человек в год), то расширение сети стационарных учреждений оказалось более заметным явлением. Наиболее активно развивалась сеть домов-интернатов общего типа (за 10 лет увеличение более чем в 2 раза) при полной стагнации психоневрологической сети (на начало года). Расширение сети домов-интернатов общего типа позволило улучшить условия проживания в них. В последние годы наметились тенденции к разукрупнению существующих домов-интернатов и открытию домов малой вместимости. В результате средняя мощность дома-интерната общего типа сейчас составляет 151 место (в 1992 году – 293 места). Другой тенденцией является создание специализированных стационарных учреждений – домов милосердия и геронтологических центров, которые в большей степени, чем дома-интернаты общего типа, занимаются проблемами медицинского ухода. Несмотря на активное развитие сети стационарных учреждений, численность ожидающих очереди на помещение в дома-интернаты не уменьшается. Итатский специальный Дом-интернат для престарелых и инвалидов создан в 1989 году и предназначен для постоянного проживания престарелых граждан, инвалидов 1 и 2 групп, отбывших наказание в местах лишения свободы; не имеющих определённого места жительства и нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании. Дом-интернат рассчитан на 170 мест, большая часть проживающих – социально дезадаптированные граждане. Более двух лет при учреждении функционирует отделение временного пребывания для лиц без определённого места жительства и занятий, которые принимаются в отделение по направлению органов социальной защиты населения области. Проживающие в учреждении получают трёхразовое питание, медико-социальное обслуживание, организован посильный оплачиваемый труд на базе интерната. Заостровский дом - интернат для престарелых и инвалидов Калининградской области, создан в 1986 году и рассчитан на 280 мест, предназначен для постоянного проживания инвалидов и престарелых. Средний возраст проживающих 75 лет. Имеется отделение милосердия на 150 мест, парикмахерская, библиотека, актовый зал, видео- и аудио – аппаратура, организовано диетическое питание. Дом-интернат расположен в трехэтажном типовом здании современной постройки. Имеет автономную котельную, прачечную, баню, дезинфекционную камеру. В интернате действует подсобное хозяйство. Медицинское обслуживание проживающих осуществляется во взаимодействии с органами здравоохранения и госсанэпидемнадзора. Обслуживающий персонал прилагает все усилия для создания домашних условий проживающим. К полустационарной форме относится деятельность структурных подразделений центров социального обслуживания (ЦСО), учреждений по оказанию помощи лицам без определённого места жительства, а также социально-оздоровительных центров. В эту же группу обычно включают специальные дома для одиноких и престарелых, хотя они, по своей сути, не являются учреждениями социального обслуживания, а, скорее всего, типом жилья. Сеть центров социального обслуживания развивалась более динамично, чем стационарная сеть. Первый ЦСО был открыт в г. Челябинске в 1987 году. Сейчас их насчитывается уже 1875. За 2001 год отделениями дневного пребывания было обслужено 825,5 тысяч пожилых людей и инвалидов, отделениями временного проживания – 54,4 тысячи человек. Через систему 99 учреждений для лиц без определённого места жительства в 2001 году прошло 57,4 тысячи человек, причём в большинстве случаев это услуги 38 домов ночного пребывания – 23,1 тыс. человек и 21 центра социальной адаптации – 15,6 тыс. человек. До 30% обслуженного этими учреждениями контингента – лица пожилого возраста. Развивается сеть социально-оздоровительных центров. Их – 52, и они смогли обслужить за 2001 год 55,9 тыс. человек. В 701 специальном доме для одиноких престарелых проживает 21,7 тыс. человек. В большинстве своём эти учреждения небольшие, с числом проживающих до 25 человек, их – 444. В 21,8% таких домов имеются службы социально-бытового назначения. Сегодня в Центре социального обслуживания граждан пожилого возраста инвалидов Ростовской области функционируют 21 отделение социального обслуживания на дому, отделения дневного пребывания и срочного социального обслуживания, специализированное отделение социально-медицинского обслуживания на дому. Отделения надомного обслуживания работают в городе и на территориях всех сельских администраций. На обслуживание в центре приняты 1417 человек, средний возраст которых 70 лет, перешагнувших 80-летний рубеж - 17,7 процентов. Большую роль в продлении жизни пенсионеров играет отделение дневного пребывания. Клиенты получают здесь бесплатно услуги массажиста, медицинской сестры, на условиях частичной оплаты - одноразовое горячее питание. Прочно вошли в практику работы оздоровительная гимнастика, сеансы психологической разгрузки, физиопроцедуры. Если посмотреть на главное в деятельности Центра - предоставление обслуживаемым социально-бытовых и медицинских услуг, то заметна тенденция роста их числа и разновидности с годами. Если в 1994 году пожилые люди получали 10 видов услуг, то 1998 году - 37. Соответственно увеличивается и нагрузка на работников службы: если в 1994 году на одно посещение пенсионера социальным работником приходилось 1,02 услуги, то в 1998 году - 4,4. Более 300 социальных работников Центра, которым присущи доброта, отзывчивая душа, беспокойное сердце, уважение к людям, обслуживают пожилых людей. У коллектива Центра установились тесные и плодотворные контакты со спонсорами по изысканию натуральной и материальной помощи нуждающимся пожилым людям, развитию материальной базы службы. Устойчивая и многообразная система социальной поддержки пенсионеров и инвалидов стала возможной в результате продуманной социальной политики администрации района. Ингодинский территориальный центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов является некоммерческой организацией, созданной мэрией города Читы в марте 1999 г. Основными задачами центра являются: 1. Выявление граждан, нуждающихся в социальном обслуживании. 2. Дифференцированный учет всех граждан, нуждающихся в социальном обслуживании. 3. Определение конкретных форм помощи, периодичности ее представления гражданам, нуждающимся в социальном обслуживании. 4. Оказание социальных, бытовых, торговых, медицинских, консультативных и иных услуг постоянного, временного или разового характера.[38] Отделения, предоставляющие услуги проживающим гражданам в доме – интернате: - Отделение социального обслуживания на дому. - Отделение срочной социальной помощи. - Клуб общения для пожилых людей. - Отделение дневного пребывания.[39] Выводы таковы: 1. Наиболее важными факторами, определяющими поведение пожилого человека, являются: снижение психофизических возможностей, уход из активной жизни, осознание неизбежности приближения конца жизни, потеря близких людей. 2. Выделяют факторы, детерминирующие возникновение социально-психологических проблем пожилых людей: - Разобществление через отвержение общества, утрату коммуникабельности и потерю общественных связей, уход от общественных дел; - Изменение социального статуса и образа жизни, вследствие прекращения работы на производстве и поиск новых видов деятельности; - Проявления дискриминаций и предубеждений по отношению к пожилым людям. 3. Таким образом, типичными социально-психологическими особенностями этой категории клиентов социальной работы являются: заниженный уровень самооценки и самоуважения; изменение структуры психологического времени, возрастание неопределенности и потеря содержания жизненного мира, неконтролируемое усиление аффективных реакций, склонность к беспричинной грусти, снижение чуткости, способности справляться со сложными ситуациями, тенденция к эксцентричности, возникновение хронического стресса, спад коммуникабельности, сужение круга интересов и сосредоточение на своем внутреннем мире, изменение мотивации социальной активности. 4. Для общества с быстро стареющим населением характерен и быстро нарастающий перевес женщин в половом составе населения, т.е. быстрая феминизация. Старость становится все более «женским» явлением, явлением женского одиночества. 5. Исследования показывают, что одиноко живущие пожилые и старые люди не стремятся в дома-интернаты, а предпочитают, чтобы им оказывали помощь на дому. 6. Повышенная социальная уязвимость пожилых граждан связана также и с экономическими факторами: небольшими размерами получаемых пенсий, низкой возможностью трудоустройства, как на предприятиях, так и в получении работы на дому. Пожилые люди встревожены своим материальным положением, уровнем инфляции, высокой стоимостью медицинского обслуживания. 7. Чувство одиночества истощает душевные силы человека и таким образом разрушает и физические силы. 8. Таким образом, мы выделили основные социально-психологические проблемы пожилых людей и рассмотрели их причины, а также наметили возможные пути их решения. 9. Можно выделить следующие направления деятельности центров социального обслуживания населения по оказанию помощи в реализации законных прав и интересов пожилых людей: организация и контроль соблюдения прав и обеспечения социальных гарантий; обеспечение консультационно-правовой помощи; создание и управление инфраструктурой социального обслуживания населения; предоставление социально-бытового обслуживания; реализация адресных программ; консультационно-коммуникативная деятельность. 10. Разнообразие форм позволяет реализовать такие принципы социального обслуживания как: адресность, доступность, добровольность, гуманность, конфиденциальность, профилактическая направленность. 11. В последнее десятилетие наиболее активно развивалась сеть домов-интернатов общего типа при полной стагнации психоневрологической сети. 12. Основные тенденции сети стационарных социальных учреждений: разукрупнение существующих домов-интернатов и открытие домов малой вместимости; создание специализированных стационарных учреждений – домов милосердия и геронтологических центров, которые в большей степени, чем дома-интернаты общего типа, занимаются проблемами медицинского ухода. 13. К числу основных задач территориального центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов можно отнести: - Выявление граждан, нуждающихся в социальном обслуживании. - Дифференцированный учет всех граждан, нуждающихся в социальном обслуживании. - Определение конкретных форм помощи, периодичности ее представления гражданам, нуждающимся в социальном обслуживании. - Оказание социальных, бытовых, торговых, медицинских, консультативных и иных услуг постоянного, временного или разового характера.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, отметим, что историография вопроса показывает, что крестьянская община в России накопила разнообразный опыт общественного призрения и социальной помощи, став низшим звеном административного управления в деревне. Составной частью общинного крестьянского быта являлось призрение престарелых, увечных и вообще не способных содержать себя трудом. Тем, кто в какой-то степени могли работать на земле, «мир» выделял бесплатно небольшие земельные участки, где можно было построить избу и вести приусадебное огородное хозяйство. Что касается увечных, дряхлых и других немощных людей, то крестьянское общество использовало различные формы их социального призрения. В связи с технической отсталостью сельскохозяйственной отрасли в России, острым дефицитом финансовых средств у большинства крестьян, недостаточным материальным вкладом государства в дело преодоления социальных болезней на селе, низким уровнем общей культуры крестьянства — общественное призрение в деревне страдало ограниченностью, осуществлялось главным образом в традиционных архаичных формах, медленно и с большим трудом воспринимало новые способы социальной поддержки нуждавшихся. Используя положительный опыт можно рекомендовать на базе закрывающихся сельских школ, детских садов, домов отдыха создавать Культурно-образовательные центры, Дома ветеранов, Реабилитационные пансионаты для ожоговых инвалидов с бюджетным и коммерческим финансированием за счёт промышленных предприятий, организаций, выкупающих у ветеранов их квартиры, а также частных лиц; кадетские школы, реабилитационные центры для детей из городских неблагополучных семей; спецшколы-интернаты, центры коррекционного развивающего обучения для детей с трудностями социальной адаптации. На базе реабилитационных учреждений создавать фельдшерско-акушерские пункты для сельских жителей близлежащих населённых пунктов, что будет способствовать сокращению ранней смертности на селе и увеличению продолжительности жизни. Решению бытовых проблем могли бы помочь зимние и летние «Студенческие десанты» из студентов высших и средних учебных заведений, получающих образование по профессиям бытового профиля. Наиболее важными факторами, определяющими поведение пожилого человека, являются: снижение психофизических возможностей, уход из активной жизни, осознание неизбежности приближения конца жизни, потеря близких людей. Типичными социально-психологическими особенностями этой категории клиентов социальной работы являются: заниженный уровень самооценки и самоуважения; изменение структуры психологического времени, возрастание неопределенности и потеря содержания жизненного мира, неконтролируемое усиление аффективных реакций, склонность к беспричинной грусти, снижение чуткости, способности справляться со сложными ситуациями, тенденция к эксцентричности, возникновение хронического стресса, спад коммуникабельности, сужение круга интересов и сосредоточение на своем внутреннем мире, изменение мотивации социальной активности. Для общества с быстро стареющим населением характерен и быстро нарастающий перевес женщин в половом составе населения, т.е. быстрая феминизация. Старость становится все более «женским» явлением, явлением женского одиночества. Исследования показывают, что одиноко живущие пожилые и старые люди не стремятся в дома-интернаты, а предпочитают, чтобы им оказывали помощь на дому. Повышенная социальная уязвимость пожилых граждан связана также и с экономическими факторами: небольшими размерами получаемых пенсий, низкой возможностью трудоустройства, как на предприятиях, так и в получении работы на дому. Пожилые люди встревожены своим материальным положением, уровнем инфляции, высокой стоимостью медицинского обслуживания. Чувство одиночества истощает душевные силы человека и таким образом разрушает и физические силы. Таким образом, мы выделили основные социально-психологические проблемы пожилых людей и рассмотрели их причины, а также наметили возможные пути их решения. Можно выделить следующие направления деятельности центров социального обслуживания населения по оказанию помощи в реализации законных прав и интересов пожилых людей: организация и контроль соблюдения прав и обеспечения социальных гарантий; обеспечение консультационно-правовой помощи; создание и управление инфраструктурой социального обслуживания населения; предоставление социально-бытового обслуживания; реализация адресных программ; консультационно-коммуникативная деятельность. Разнообразие форм позволяет реализовать такие принципы социального обслуживания как: адресность, доступность, добровольность, гуманность, конфиденциальность, профилактическая направленность. В последнее десятилетие наиболее активно развивалась сеть домов-интернатов общего типа при полной стагнации психоневрологической сети. Основные тенденции сети стационарных социальных учреждений: разукрупнение существующих домов-интернатов и открытие домов малой вместимости; создание специализированных стационарных учреждений – домов милосердия и геронтологических центров, которые в большей степени, чем дома-интернаты общего типа, занимаются проблемами медицинского ухода.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Библиография 1. Арефьева Т.К. Социальные проблемы людей пожилого возраста. // Социологические исследования, август, 2003. 2. Великий П.П. Социальная политика на селе: Новые вызовы, старые ограничения.// Журнал исследований социальной политики, том 5, № 2 3. Григорьев С.И., Гуслякова Л.Г. Социология для социальной работы. Учебное пособие для студ. вузов 2-е издание доп., перераб. – М.: Издательский дом МАГИСТР – ПРЕСС, 2002. 4. Декларация по проблемам старения. Материалы пленарного заседания ООН, 1992. 5. Дерюжинский В.Ф. Общественное призрение у крестьян. СПб, 1899. 6. Для людей старшего возраста.// Социальное обеспечение. 1999. №7. 7. Дмитриев А.Г., Усманов Б.Ф., Шелейнов Н.И. Социальные инновации: сущность, практика осуществления. – М: 1992. 8. Заяц О. В. Опыт организационно-административной работы в системе социальных служб, учреждений и организаций. - Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2004. 9. Зырянов П.Н. Крестьянская община Европейской России. 1907-1914. М., 1992. 10. Киселев С. Г. Состояние и развитие социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в нестационарных условиях в Российской Федерации. - М., 1998. 11. Крестьянская община в Сибири XVII - начала XX в. Новосибирск, 1977.Сборник материалов для изучения сельской поземельной общины. СПб, 1880. 12. Мельников В.П., Холостова Е.И. История социальной работы в России: Учебное пособие. – М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2001. 13. Менталитет и аграрное развитие России (XIX – XX вв.). М., 1996 14. Минкина О. В. Социально-психологический портрет пожилого человека. // Материалы Х региональной научно-технической конференции «Вузовская наука – Северокавказскому региону». СевКавГТУ, 2006. 15. Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 08.07.97 г. №36 «Об утверждении Примерного положения о Центре социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» //Учреждения социальной защиты. – Б-ка ж. « Социальная защита». – М., 2000. – с.18-52. 16. Прыжов И.Г. Очерки. Статьи. Письма. М.; Л., 1934. 17. Риттих А.А. Зависимость крестьян от общины и мира, СПб, 1903. 18. Солосин С.В. Конституционно-правовые основы социальной защиты в Российской Федерации: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук; Казань,2002. 19. Сонин М.Я., Дыскин А.А. Пожилой человек в семье и обществе. М., 1999. 20. Состояние социально-трудовой сферы села и предложения по её регулированию. Ежегодный доклад по результатам мониторинга. Выпуск 6. М.: ВНИИЭСХ, 2005; Панков Б. Развитие сельских территорий: шаг – вперёд, два – назад // Человек и труд. 2004. № 10. 21. Социальная работа: Учебное пособие,- 3-е изд. перераб. и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. 22. Социальное обеспечение. 1999. № 7. 23. Староверов В.И. Результаты либеральной модернизации Российской деревни.//Социологические исследования, № 12, 2004 . 24. Шапиро В.Д. Человек на пенсии. - М., 1980. 25. Широкалова Г.С., Зинякова М.В. Реалии российской деревни. //Социологические исследования, № 3, 2006. Законодательная база 26. Законодательство по социальной защите ветеранов и инвалидов в Российской Федерации (с изменениями и дополнениями на 1 февраля 1998 года) / под ред. Щуко Л.П./ Москва – Санкт-Петербург / Изд. Дом “Герда”, 1998.- 248с. 27. Закон РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20.11.90 №340-1 (с последующими изменениями и дополнениями). 28. О порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания: Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.96г. № 473. 29. О предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг государственными социальными службами: Постановление Правительства Российской Федерации от 24.06.96г. № 739. 30. О Федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными муниципальными учреждениями социального обслуживания: Постановление Правительства Российской Федерации от 25.11.95г. № 1151. 31. Программа о пенсионной реформе в Российской федерации. - М.,1998. 32. Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 08.07.97 г. №36 «Об утверждении Примерного положения о Центре социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» //Учреждения социальной защиты. – Б-ка ж. « Социальная защита». – М., 2000.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (46009)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |