Принципы демократического государства
12
Основными принципами демократического государства являются: 1. признание народа источником власти, сувереном в государстве; 2. существование правового государства; . подчинение меньшинства большинству при принятии решений и их выполнении; . разделение властей; . выборность и сменяемость основных органов государства; . контроль общества над силовыми структурами; . политический плюрализм; . гласность. Принципы демократического государства (применительно к РФ): · Принцип соблюдения прав человека, их приоритет над правами государства. · Принцип верховенства закона. · Принцип народовластия. · Принцип федерализма. · Принцип разделения властей. · Принципы идеологического и политического плюрализма. · Принцип многообразия форм экономической деятельности. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина - важнейший признак демократического государства. Именно здесь проявляется тесная связь формально демократических институтов с политическим режимом. Только в условиях демократического режима права и свободы становятся реальными, устанавливается законность и исключается произвол силовых структур государства. Никакие возвышенные цели и демократические декларации не способны придать государству подлинно демократический характер, если не обеспечиваются общепризнанные права и свободы человека и гражданина. Конституция РФ закрепила все известные мировой практике права и свободы, однако для реализации многих из них еще необходимо создать условия. Демократическое государство не отрицает принуждения, а предполагает его организацию в определенных формах. К этому побуждает сущностная обязанность государства защищать права и свободы граждан, устраняя преступность <http://jurkom74.ru/kriminologiya/ponyatie-prestupnosti-prestuplenie-i-prestupnost> и другие правонарушения. Демократия - это не вседозволенность. Однако принуждение должно иметь четкие пределы и осуществляться только в соответствии с законом. Правозащитные органы не только вправе, но и обязаны применять силу в определенных случаях, однако при этом всегда действуя только законными средствами и на основании закона. Демократическое государство не может допустить «разрыхления» государственности, т. е. невыполнения законов и других правовых актов, игнорирования действий органов государственной власти. Это государство подчинено закону и требует законопослушания от всех своих граждан. Принцип народовластия характеризует Российскую Федерацию как демократическое государство (ст. 1 Конституции РФ). Народовластие предполагает, что носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является её многонациональный народ (ст.3 Конституции РФ). Принцип федерализма является основой его государственно-территориального устройства РФ. Он способствует демократизации управления государством. Децентрализация власти лишает центральные органы государства монополии на власть, предоставляет отдельным регионам самостоятельность в решении вопросов их жизни. Основы конституционного строя включают основные принципы федерализма, определяющие государственно-территориальное устройство РФ. К ним относятся: 1. государственная целостность; 2. равноправие и самоопределение народов; . единство системы государственной власти; . разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; . равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти (ст. 5 Конституции РФ). Принцип разделения властей - выступает как принцип организации государственной власти в правовом демократическом государстве, как одна из основ конституционного строя. Является одним из основополагающих принципов демократической организации государства, важнейшей предпосылкой верховенства права и обеспечения свободного развития человека. Единство всей системы государственной власти предполагает, с одной стороны, осуществление её на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, носителями которой являются самостоятельные органы государства (Федеральное Собрание, Правительство РФ, суды РФ и аналогичные им органы субъектов федерации). Принцип разделения властей является предпосылкой верховенства права и обеспечения свободного развития человека. Разделение властей поэтому не ограничивается распределением функций и полномочий между различными государственными органами, а предполагает взаимное равновесие между ними с тем, чтобы ни один из них не мог получить преобладание над другими, сосредоточить всю полноту власти в своих руках. Это равновесие достигается системой «сдержек и противовесов», которая выражается в полномочиях государственных органов, позволяющих им оказывать влияние друг на друга, сотрудничать при решении важнейших государственных проблем. Принципы идеологического и политического плюрализма. Идеологический плюрализм означает, что в РФ признаётся идеологическое многообразие, никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ст.13,ч. 1,2 Конституции). РФ провозглашается светским государством (ст.14 Конституции). Это означает, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Светский характер государства проявляется так же и в том, что религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Политический плюрализм предполагает наличие различных социально-политических структур, функционирующих в обществе, существование политического многообразия, многопартийности (ст.13, ч.3, 4, 5 Конституции). Деятельность всевозможных объединений граждан в обществе оказывает влияние на политический процесс (формирование органов государственной власти, принятие государственных решений и т.д. ). Многопартийность предполагает легальность политической оппозиции, способствует вовлечению в политическую жизнь более широких слоёв населения. Конституцией запрещается лишь создание и деятельность таких общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооружённых формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Политический плюрализм - это свобода политических мнений и политических действий. Его проявление - деятельность независимых объединений граждан. Поэтому надёжная конституционно-правовая защита политического плюрализма есть необходимая предпосылка не только реализации принципа народовластия, но и функционирования правового государства. Принцип многообразия форм экономической деятельности подразумевает, что основу экономики РФ составляет социальное рыночное хозяйство, где обеспечивается свобода экономической деятельности, поощрение конкуренции, разнообразие и равноправие форм собственности, их правовая защита. В РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Заключение
Изучение эволюции государства в современном мире осуществляется с позиций системно-функционального подхода, позволяющего выявить исторические причины появления государства современного типа, расширение функций и усложнение правовой системы государства в ответ на решение адаптационных проблем гражданского общества. Существует четыре инновационных этапа в правовой институционализации современного государства: гражданское государство, правовое государство, демократическое правовое государство и социальное правовое государство. Переход от дискреционного к правовому государству опосредован гражданским государством, для которого характерны институционализация коммерческого предпринимательства и регламентация государственного управления. Внутри гражданского государства эпохи абсолютизма происходит трансформация сословного в гражданское общество с характерным делением на частное и публичное право. Переход к правовому государству, осуществленному впервые в западных странах в XVIII в., происходит под влиянием либерального революционного движения и сопровождается конституционным закреплением государственной власти, которая раньше была ограничена бюрократическими средствами. Возникновение в XIX в. демократического правового государства было вызвано демократическим движением против буржуазно-либеральной политики ограничения избирательного права и лессеферизма, игнорирования условий наемного труда. Социальная функция осваивается демократическим правовым государством в течение XX в. Социальное государство гарантирует членам гражданского общества свободу от нищеты и достойную жизнь, политику социальной защиты, дистрибутивную и структурную экономическую политику, отрицающую строгое деление права на частное и публичное.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации //Собрание законодательства РФ. 26.01.2009. № 4. Ст. 445. 2. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1999. № 42. Ст. 5005. . Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ от 6 октября 2003 г. № 40. Ст. 3822. . Федеральный закон Российской Федерации от 20 августа 2004 г. № 113-Ф3 «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 23.08. 2004 г. № 34. Ст. 3528. . Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. 2009. № 20. Ст. 2444. . Указ Президента РФ от 10 марта 2009 г. №261 «О федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)» // Собрание законодательства РФ от 16 марта 2009 г. № 11. Ст. 1277. 7. Багранян Г.А. Общество и государство / Пер. с армян. М., 2000. 8. Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 2009. . Всеобщая история государства и права / Под ред. проф. К.И. Батыра. М., 1998. . Гаджиев К. Гражданское общество и правовое государство // Мировая экономика и международные отношения. 2011. № 9. . Копейчиков В.В. Механизм государства. М., 1998. . Любашиц В.Я. Государственная власть: понятие, особенности и виды //Правоведение, №6, 2002. . Любашиц В.Я. Государство и общество: опыт системного анализа // Северо-Кавказский юридический вестник. № 3, 2002. . Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. М., 2004. . Общая теория государства и права. Академический курс. Т. 1 /Отв. ред. проф. М.Н. Марченко/. М., 2012. . Общая теория права и государства /Под ред. В.В. Лазарева. М., 2006. . Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1997. . Ржевский В.А. Основы государства и права. Ростов-на-Дону, 1992. . Соколов А.Н. Правовое государство. От идеи до ее материализации. Калининград, 2012. . Социальное государство: мировой опыт и реалии России / Под ред. Г.А. Николаева. М., 2002. . Теория государства и права /Отв. ред. А.И. Королев, Л.С. Явич. 2-е изд. Л., 1997. . Теория государства и права /Под ред. А.И. Денисова. М.,2000. . Теория государства и права /Под ред. A.M. Васильева. М., 1997. . Теория государства и права /Под ред. В.М. Карельского, В.Д. Перевало-ва. М., 2007. . Черданцев А.Ф. Теория государства и права. Екатеринбург, 2006. . Черниговский З.М. Всеобщая история государства и права. М., 2006. . Черниловский З.М. Гражданское общество: опыт исследования // Государство и право. 2012. № 6. . Чернобровкин И.П. Социальная защищенность // Человек и общество: краткий энциклопедический словарь-справочник (политология). Ростов-на-Дону, 1997. . Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство. М., 2013. . Чиркин В.Е. Современное государство. М., 2011. . Чиркин В.Е. Основы сравнительного государствоведения. М., 2007. . Шапсугов Д.Ю. Проблемы теории и истории власти, права и государства. М., 2003. . Шапсугов Д.Ю. Теория государства и права. Ростов-на-Дону, 2013. . Шериленевич Г.Ф. Общее учение о праве и государстве. М., 1911. . Эйзенштадт Ш. Революция и преобразование обществ. Сравнительное изучение цивилизаций. М., 2009. . Юридический энциклопедический словарь. М., 2007. . Явич А.С. Господство права // Правоведение. 2000. № 5.
12
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (194)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |