Представления о социалистическом обществе у Маркса и у социалистов-утопистов
12
В ранних социалистических утопиях, начиная с сочинений Платона и кончая произведениями Т. Мора, Т. Кампанеллы и других, речь шла о критике частной собственности, как правило, с позиций морали. Из сути их утопических концепций было очевидно тяготение к примитивному идеалу общественного устройства на принципах равенства потребностей и равенства способностей. Однако в первой половине XIX в. под влиянием трудов представителей классической политической экономии доктрины социалистов-утопистов претерпели существенные качественные изменения. Для утопического социализма данный период, связанный с завершением промышленного переворота, знаменателен осмыслением новых экономических реалий, которые нашли свое отражение в разработках лидеров нового поколения этой школы экономической мысли, и прежде всего Р. Оуэна в Англии и К. Сен-Симона и, Ш. Фурье во Франции. Именно эти авторы и их последователи стали увязывать свои идеи со сложившимися к началу XIX в. экономическими условиями и господствовавшими тогда принципами политической экономии классической школы. В частности, они, как и классики, ратуют за дальнейшее ускорение технических изобретений и научных открытий и всемерный рост общественного производства, считая это главной целью экономической политики. Кроме того, и те другие придерживаются концепции естественного порядка, т.к. выдвигают модели идеального социального устройства общества и каждого человека, с той, правда, разницей, что сущность эти моделей и пути их построения у тех и других диаметрально противоположны. экономический стоимость трудовой эксплуатация маркс В данном контексте речь идет о том, что, в отличие от классиков, социалисты-утописты эпохи промышленного переворота и приемлют (Р. Оуэн) либо критикуют (К. Сен-Симон и Ш. Фурье институт частной собственности, а также осуждают идею и практику экономики ничем не ограниченной свободы конкуренции видя в последней причину не только эксплуатации человека челе веком, но и неизбежной монополизации хозяйственной жизни соответственно, экономических кризисов. Исходя из этого в качестве основной ими выдвигается задач проведения повсеместной агитации и пропаганды, направленных на достижение цели по уничтожению антагонистических классов конкуренции при сохранении свободы и запросов производства рамках рекомендуемых (и организуемых лично) свободных ассоциативных образований трудящихся, в которых каждый сохранит для себя полный продукт своего труда. Следует также отметить, что, с одной стороны, социалисты утописты нового поколения, как и их предшественники, отрицают как возможность эволюционных социально-экономических преобразований к лучшему, так и необходимость революционной, т.е. насильственной ломки "эксплуататорского" общества. Но с другой стороны, их доктрины, базирующиеся по-прежнему на агитации и пропаганде идеи социальной справедливости, присущей социализму, в естественный характер которого будто достаточно поверить, чтобы всем миром сразу отказаться от несправедливого настоящего, - обретают уже не просто утопический, а антирыночный характер. Наконец, важно указать и на сложившиеся различия в содержании самих антирыночных доктрин утопического социализма первой половины XIX в. При этом имеется в виду то, как представляли себе авторы этой школы, во-первых, механизм замены индивидуализма коллективизмом и, во-вторых, принцип предстоящего объединения трудящихся в коллективные организации. Обратив внимание на эти обстоятельства, Ш. Жид и Ш. Рист сделали, к примеру следующие выводы. · К. Сен-Симон и его единомышленники являются "истинной предтечей коллективизма", поскольку они стремится "захватить в коллективную организацию всех членов нации" и возможность такого объединения предполагают "сверху", т.е. посредством "национализации" и других действий "правительства экономического", которое сменит "правительство политическое"; · Р. Оуэн и Ш. Фурье и их последователи - это "социалисты-ассоцианисты", так как в отличие от "сен-симонистов" желают, чтобы "индивид не потерялся в массе", и предпочитают "сохранить его с помощью организации маленьких автономных групп", т.е. предполагают, что "объединение... придет снизу, а не сверху". В теории марксизма социализмом называли общество, находящееся на пути развития от капитализма к коммунизму, то есть ещё не общество социальной справедливости, а только подготовительная ступень к нему. Социалистическое общество выходит из капиталистического и поэтому "во всех отношениях, в экономическом, нравственном и умственном, сохраняет еще родимые пятна старого общества, из недр которого оно вышло". Результат труда распределяется сообразно тому, сколько каждый индивидуальный производитель вкладывает (трудовой пай), трудодни. Он получает квитанцию о том, какой он сделал вклад, и получает такое количество предметов потребления из общественных запасов, на которое затрачено данное количество труда. Господствует принцип эквивалентности: равное количество труда обменивается на равное. Но, так как разные индивиды обладают разными способностями, то они получают неодинаковую долю предметов потребления. Принцип: "От каждого по способностям - каждому по труду". В собственность лиц не может перейти ничто, кроме индивидуальных предметов потребления. В отличие от капитализма, запрещено частное предпринимательство (уголовное преступление). Государство представляет собой революционную диктатуру пролетариата. В Манифесте коммунистической партии определены следующие черты социализма: · Экспроприация земельной собственности и обращение земельной ренты на покрытие государственных расходов. · Высокий прогрессивный налог. · Отмена права наследования. · Конфискация имущества всех эмигрантов и мятежников. · Централизация кредита в руках государства посредством национального банка с государственным капиталом и с государственной монополией. · Централизация, монополия всего транспорта в руках государства. · Увеличение числа государственных фабрик, орудий производства, расчистка под пашню и улучшение земель по общему плану. · Одинаковая обязательность труда для всех, учреждение промышленных армий, в особенности для земледелия. · Соединение земледелия с промышленностью, содействие постепенному устранению различия между городом и деревней. · Общественное и бесплатное воспитание всех детей. Устранение фабричного труда детей в современной его форме. Соединение воспитания с материальным производством. Список использованной литературы 1. Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 480 с. - (Высшее образование). . Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. - М.: Дело, Вита-Пресс, 1996-544с. . История экономических: Учебн. Пособие/Под. Ред. В Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой. - М.: ИНФРА-М, 2003ю-784с. - (Серия "Высшее образование") . Гусейнов Р.М., Горбачева Ю.В., Рябцева В.М. История экономических учений: Учебное пособие/Под общ. Ред. Ю.В. Горбачевой. - М.: ИНФРА-М, Новосибирск: Сибирское соглашение, 2000. - 255 с.
12
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (178)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |